Мастер класс "Формирование умения создавать материальные модели в условиях летного лагеря "Мерлин"
проект

Кечина Татьяна Александровна

В настоящее время школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество предъявляет определенные  требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, готовность решать профессиональные задачи, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию, но в то же время  запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение  жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребенка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД во внеурочной деятельности

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется мастер-класс на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности».  (Слайд 1)

В настоящее время школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее информационное общество предъявляет определенные  требования к личности: активная жизненная позиция, ориентация на творчество, компетентность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, готовность решать профессиональные задачи, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию, но в то же время  запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение  жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребенка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать" (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). (Слайд 2)

Поэтому в качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки: (Слайд 3)

Если человека приучать усваивать знания и умения в готовом виде,

можно притупить его природные способности - «разучить» думать самостоятельно.

А.Дистерверг

На сегодняшний день вместо простой передачи «знаний, умений и навыков» от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становиться развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь»- гласит древняя китайская пословица. (Слайд 4)

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться  в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

 Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Это очень важно, так как от выпускника школы сегодня требуется мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно, решать комплексные проблемы с учетом междисциплинарных взаимодействий, постоянно работать над своим образованием, уметь учиться. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет  в качестве главных результатов  не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия:

(Слайд 5) «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»

Универсальные учебные действия призваны помочь ученику самостоятельно и творчески решать научные, общественные и производственные задачи, вырабатывать свою точку зрения и критически мыслить, непрерывно пополнять свои знания путем самообразования и самосовершенствования. Именно об этом идет речь в стандартах образования второго поколения.

(Слайд 6)  В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 
         В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.                 

 (Слайд 7) В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы, которые  включают в себя: 

Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

 Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

    Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полностью его осуществлять на уроках. Чтобы всесторонне развить те умения и навыки необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.

        (Слайд 8) Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.        

В свете новых стандартов образования учитель должен не только дать учащимся глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, но и научить применять их на практике. В идеале, дети должны самостоятельно добывать знания. Опыт показывает, что при формировании познавательных интересов и развития компетенций школьников особое место принадлежит внеклассным занятиям по предмету. Учащиеся должны быть вовлечены в активную познавательную деятельность на уроке и за его пределами. Установление тесной связи между уроком и внеурочными занятиями – один из путей повышения качества образования.

 Наша школа, как и многие школы России, готовится внедрять Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. В этом учебном году мы  включились в апробационную и проектную деятельность по постепенному внедрению ФГОС ООО и реализовали  2 проекта: (Слайд 9) «Вишерские роднички познания» и  «Формирование умения создавать материальные модели в условиях летнего лагеря «Мерлин».  (Слайд 10) Второй проект был направлен на формирование навыков моделирования, так как большая часть учащихся имеет совершенно низкий уровень сформированности данного умения. Овладение школьниками умением  моделировать имеет важное значение для саморазвития и самообразования человека. Умеющий моделировать может выделять существенное, обобщать полученные знания, прогнозировать и т.д. (Слайд 11) Неслучайно в концепции развивающегося обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова оно включено в перечень действий, которые должны быть сформированы уже к концу начальной школы. О значении моделирования в учебной деятельности писал П.А.Гальперин («Теория поэтапного формирования умственных действий»). В отечественной науке этим вопросом занимались Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин, И. Штофф и др.). В ряде психологических работ моделирование рассматривается как деятельность и описываются основные черты этой деятельности (Н.Г. Салмина, B.C.Карапетян, Т.П. Будякова )

(Слайд 12) Среди множества видов моделей мы остановились на формировании у учащихся умений создавать материальные модели, то есть предметные, физические, которые можно увидеть, потрогать и информационные модели образные, графические, математические, знаковые информационные модели,  табличные модели, чертежи и схемы. Эти модели наиболее близки учебным моделям

(Слайды 13-16) Учащиеся в условиях экспедиции в заповедник «Вишерский» наблюдали внешние и внутренние свойства природных явлений, и данные наблюдения вылились в созданные материальные модели в виде макетов:

  1. (Слайд 17-18) Модели простых и сложных гнезд тундры и редколесья;
  2. (Слайд 19) Модель водопада;
  3. (Слайд 20)Модель падающего деревьева;
  4. (Слайд 21)Модель бобровой плотины;
  5. (Слайд 22) Модель озера;
  6. Модель измерения атмосферного движения  (в виде диаграммы);
  7. Модель горного хребта;
  8. Модель сообщества птиц тундры (в виде схемы).

(Слайд 23)

Для формирования и последующей оценки материальных моделей были организованны 3 полевые практики по географии, биологии и физике.

 Работа проходила поэтапно:

(Слайд 24)

1 этап: Подготовительный.

1.На этом этапе учащиеся знакомятся с видами моделей: материальной и  информационной. Проходит практикум по определению материальной модели, где учатся отличать материальную модель от других видов моделей.

2.Происходит выбор учащимися полевых практик, учащиеся  по своим интересам выбирают полевые практики. В каждой полевой практике по 5 человек.

2 этап. Практический.

1.Занятия полевых практик в заповеднике. Учащиеся в условиях туристического лагеря наблюдали  природные явления, которые впоследствии стали основой для создания материальных моделей в виде макетов.

2.Создание материальных моделей самостоятельно учащимися  в природных условиях и после полевой практики.

3 этап: Конкурс материальных моделей.

Этот проект до конца не реализован, остался 3 этап «Конкурс материальных моделей»

В ходе проекта мы пришли к выводу, что критерии должны быть одинаковы для всех полевых практик, они не должны быть избыточны. Мы попытались разработать критерии по уровням и создали оценочные листы учащихся.

1 уровень – учащиеся отличают материальную модель от других видов моделей; умеют самостоятельно создать простую модель в виде макета из подручного материала;

2 уровень – учащиеся создают материальную модель, которая должна полностью соответствовать реальному объекту; умеют адекватно объяснить суть, механизм действия материальной модели;

3 уровень – учащиеся умеют применить полученные знания в новой ситуации, то есть на основе созданной модели умеют создать другие модели и объяснить, как они работают; умеют публично представить свою модель, заинтересовать слушателей.

Оценку умения создавать материальные модели в виде макета мы зафиксировали в таблице:

(Слайд 25)

Критерии

Показатели

Баллы

1 уровень:

1.Отличие материальной  модели от других видов моделей;

2.Умение самостоятельно создать простую модель в виде макета из подручного материала;

1.Не отличают материальную модель от других видов моделей

0

2.Умеют отличить материальную модель от других видов моделей

5

3.Умеют самостоятельно создать материальную модель в виде макета

10

2 уровень

3.Создание материальной модели, которая должна полностью соответствовать реальному объекту; 4.Умение адекватно объяснить суть, механизм действия материальной модели;

1.Создают материальную модель, которая полностью соответствует реальному объекту

15

2.Умеют адекватно объяснить работу модели

20

3 уровень

5. Умение применить полученные знания в новой ситуации, то есть на основе созданной модели умение создать другие модели и объяснить, как они работают;

6.Умение публично представить свою модель, заинтересовать слушателей.

1.Умеют применить полученные знания в новой ситуации, то есть самостоятельно создать материальную модель и объяснить, как она работает

20

3.Представляют публично материальную  в модель, умеют заинтересовать слушателей

30

100 баллов

(Слайд 26)

Листы оценивания сформированной у учащихся-участников лагеря «Мерлин» умения создавать материальные модели (на этапе частичной апробации)

Фамилия имя

учащегося

Критерии уровня 1

Критерии уровня 2

Критерии уровня 3

Всего

Уровень

Умеют отличить материальную модель от других видов моделей5б.

Умеют самостоятельно создать материальную модель в виде макета10б.

Создают материальную модель, которая полностью соответствует реальному объекту15б.

Умеют адекватно объяснить работу модели 20б.

Умеют применить полученные знания в новой ситуации, то есть самостоятельно создать материальную модель и объяснить, как она работает20

Представляют публично материальную  в модель, умеют заинтересовать слушателей 30б

 

 (Слайд 27) Проект  «Вишерские роднички познания»  был направлен на формирование  познавательных логических универсальных учебных действий учащихся 6-7 классов: формирование умения задавать исследовательские вопросы и их обосновывать. Практика показала, что ребята с увлечением занимались небольшими научными опытами и практиками. Умение генерировать исследовательские вопросы и их обосновывать является востребованным умением в современной социокультурной ситуации, так как формирует основы исследовательской и проектной деятельности.

(Слайд 28)

Были созданы 4 микролабораторий по разным областям (орнитология, история, физика и геологии) где учащиеся учились формулировать исследовательские вопросы.

(Слайд 29)

Лаборатории работали на развитие познавательного интереса учащихся основной школы, весь материал очень тесно связан с жизнью, с интересными и удивительными фактами, для ребят неизвестными. На первых 2 занятиях вопросов не было вообще. Учащиеся внимательно слушали руководителей, погружаясь в мир загадок истории, жизни птиц, мир камня, механики (что кому интересно). Впоследствии мы поняли, что ребята так и будут пассивными слушателями. Дальнейший шаг - познакомили ребят с типами вопросов по классификации Блума. (Слайд 30)

 Озадачили ненавязчиво, что после занятия нужно будет сформулировать исследовательский вопрос. И обосновать его.

   (Слайд 31)

Какой вопрос считать исследовательским? В литературе нет готовых формулировок. Мы пришли к выводу, что исследовательский вопрос рождается из проблемной ситуации. Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему.

Исследовательский вопрос проверяется в ходе проведения исследования.

Как данное умение отследить? Какие критерии включить?

В ходе проекта нами были разработаны критерии оценивания по уровням и созданы  оценочные листы учащихся. Отдельные учащиеся не смогли перейти с одного уровня на другой.

(Слайд 32) таблица

1 уровень – учащиеся знают типологию вопросов и умеют отличить один тип вопросов от другого; умеют задать вопрос, исходя из типологии Блума;

2 уровень – учащиеся задают вопрос, который возникает из проблемы, то есть учащийся видит проблему; формулируют возможный вариант решения проблемы, который решается в ходе небольшого исследования; проводят простейшие опыты для подтверждения результата;

3 уровень – учащиеся делают выводы по решению вопроса, умеют применить полученные знания в новой ситуации; защищают результаты в форме сообщения и презентации.

Оценку умения формулировать исследовательский вопрос и его обосновывать мы зафиксировали в таблице (Слайд 33)

(Слайд 34) Вся работа проводилась  поэтапно:

1 этап: Диагностико-организационный и теоретический.

На данном этапе учащиеся по своим интересам выбрали лаборатории. Многие учащиеся посещали все лаборатории. Далее мы познакомили ребят с типами вопросов. Использовали типы вопросов по Блуму. Особое внимание уделили исследовательскому вопросу.

2 этап: Деятельность лабораторий. Практика показала, что учащиеся с удовольствием включились в работу, с огромным интересом выполняли небольшие исследования на лабораториях: выращивали кристаллы соли и медного купороса, подсчитывали птиц в городских условиях и условиях, приближенных к заповеднику, изготовляли простые физические приборы и т.д.

3 этап: Презентация исследовательских вопросов.

(Слайд 35) Каждая из лабораторий презентовала исследовательские вопросы.

 Затруднения у учащихся вызвал критерий «Умение применить полученные знания в новой ситуации».

Мы пришли к выводу: педагогам внедрять стандарты тяжело, а детям  интересно учиться.

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеучебных занятий.

Внеурочная работа способствует развитию исследовательской деятельности, развивает интерес и любовь к  предмету, обогащает ученика новыми знаниями, расширяет кругозор. Только учитель, умело стимулирующий и направляющий интересы учащегося в нужное русло, сможет пробудить интерес к  любой науке  и сформировать социально-значимые компетенции учащегося.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»

Слайд 4

способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 5

Требования к результатам освоения ООП: Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Слайд 6

Что такое внеурочная деятельность? Что такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной , и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».

Слайд 7

Формирование умения создавать материальные модели в условиях летнего лагеря «Мерлин» Цель проекта: формирование навыков моделирования

Слайд 8

Виды моделей 1. Материальные модели ; 2. Информационные модели: образные, графические, математические, знаковые информационные модели, табличные модели, чертежи и схемы.

Слайд 9

Этапы обучения моделированию Этапы Результат Подготовительный Ознакомление учащихся с различными видами моделей Формирование умения отличать виды моделей; умение определить материальную модель Выбор учащимися полевых практик 3 полевые практики по 5 учащихся в каждой Практический Создание возможны материальных моделей в природных условиях Формирование умений самостоятельно создавать материальную модель в виде макета, похожего на реальный объект 3 . Конкурс материальных моделей Формирование умений А) оценить материальную модель с точки зрения ее соответствия реальному объекту; Б) объяснить суть, механизм действия материальной модели; В) публично представить свою модель, заинтересовать слушателей

Слайд 10

Критерии Показатели Баллы 1 уровень: 1.Отличие материальной модели от других видов моделей; 2.Умение самостоятельно создать простую модель в виде макета из подручного материала; 1.Не отличают материальную модель от других видов моделей 0 2.Умеют отличить материальную модель от других видов моделей 5 3.Умеют самостоятельно создать материальную модель в виде макета 10 2 уровень 3.Создание материальной модели, которая должна полностью соответствовать реальному объекту; 4.Умение адекватно объяснить суть, механизм действия материальной модели; 1.Создают материальную модель, которая полностью соответствует реальному объекту 15 2.Умеют адекватно объяснить работу модели 20 3 уровень 5. Умение применить полученные знания в новой ситуации, то есть на основе созданной модели умение создать другие модели и объяснить, как они работают; 6.Умение публично представить свою модель, заинтересовать слушателей. 1.Умеют применить полученные знания в новой ситуации, то есть самостоятельно создать материальную модель и объяснить, как она работает 20 2.Представляют публично материальную в модель, умеют заинтересовать слушателей 30 100

Слайд 11

Фамилия имя учащегося Критерии уровня 1 Критерии уровня 2 Критерии уровня 3 Всего баллов Уровень Умеют отличить материальную модель от других видов моделей 5б. Умеют самостоятельно создать материальную модель в виде макета 10б. Создают материальную модель, которая полностью соответствует реальному объекту 15б. Умеют адекватно объяснить работу модели 20б. Умеют применить полученные знания в новой ситуации, то есть самостоятельно создать материальную модель и объяснить, как она работает 20б. Представляют публично материальную в модель, умеют заинтересовать слушателей 30б 100 б. 1.Нассонов Иван 2.Верещагина Виталина 3.Ильиных Лидия Лист оценивания сформированного у учащихся умения создавать материальные модели

Слайд 12

Критерии Показатели Баллы 1 уровень: 1.Различение типов вопросов, выделение из типов вопросов вопроса, в котором установлены причинно-следственные связи 1.Не различают тип вопросов 0 2.Различают, но не могут привести примеры 5 3.Различают типы вопросов, приводят свои примеры 10 4.Различают из всех вопросов вопрос, в котором есть причинно-следственные связи 15 2 уровень 2.Формулирование вопроса, который вытекает из проблемы 1.Не видят проблему 0 2.Понимают и видят проблему 20 3.Формулирование возможного варианта решения проблемы 3.Не умеют решить проблему 0 4.Проводят простейшие опыты для подтверждения результата 25 3 уровень 4.Применение полученных знаний в новой ситуации 1.Нет выводов по решению проблемы 0 2.Умеют применить полученные знания в новой ситуации 30 3.Представляют исследовательский вопрос в форме презентации или готового продукта исследовательского вопроса 35

Слайд 13

Этапы оценивания : 1 этап: Диагностико-организационный и теоретический. На данном этапе учащиеся по своим интересам выбирают лаборатории, знакомятся с типами вопросов. 2 этап: Деятельность лабораторий : Теоретические вопросы по биологии, геологии, физике, истории закрепляются практикой: небольшими исследованиями 3 этап: Презентация исследовательских вопросов.

Слайд 14

Внеурочная работа способствует развитию исследовательской деятельности, развивает интерес и любовь к предмету, обогащает ученика новыми знаниями, расширяет кругозор. Только учитель, умело стимулирующий и направляющий интересы учащегося в нужное русло, сможет пробудить интерес к любой науке и сформировать социально-значимые компетенции учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ в условиях летнего оздоровительного лагеря"

Так как большую часть летних каникул мы, учителя и воспитанники школы - интерната проводим в детском оздоровительном лагере, поэтому хотим видеть...

Формирование практических навыков и умений на уроках технологии в условиях недостаточной материально-технической базы мастерских

Данная работа отражает некоторые варианты организации работы с учащимися на уроках технологии при недостаточной оснащенности учебных мастерских в школе....

Оценивание метапредметного умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

1. Использование опорных схем на уроках – считаем важным моментом в работе. На наш взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать...

Урок "Материальные модели"

Класс: 7Ключевые слова: модель, моделирование, словесные модели, знаковые модели, смешанные моделиОборудование урока: УМК Л. Босовой “Информатика-7”: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе...

Урок "Материальные модели"

Класс: 7Ключевые слова: модель, моделирование, словесные модели, знаковые модели, смешанные моделиОборудование урока: УМК Л. Босовой “Информатика-7”: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе...

Мастер-класс для обучающихся «Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»

Мастер-класс для обучающихся«Изготовление модели «Модель класса ФСР - 6,5»»...

Рабочая программа полевой практики "Создание материальных моделей"

Полевая практика по физике проходит согласно проекту  «Формирование умений создавать материальные модели в условиях летнего туристического лагеря «Мерлин»  на протяжении 8 ...