Главные вкладки
Воспитательное занятие "Осторожно! Скулшутинг!"
план-конспект занятия (7 класс)
В последнее время, наблюдается тревожная тенденция всплеска насилия в школах. Нас всех ввергает в шок то, что гибнут дети и учителя, и то, что убивают их другие дети. На уроках безопасности, проводимых в школе, мы обсуждаем современные виды опасности, изучаем способы сохранения здоровья и жизни себе и своим близким.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие: Помоги себе сам! Скулшутинг.
Подготовил: воспитатель ГБОУ СО «Школа – интернат АОП г.Балаково» Есипова Е.А.
Цель: профилактика правонарушений, агрессивного поведения, скулшутинга среди обучающихся школы интерната.
Задачи:
- формирование негативного отношения к таким понятиям как скулшутинг, травля;
- формирование толерантного отношения к сверстникам;
- формирование у детей умение правильно действовать в конктретных ситуациях возникновения опасности.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами начинаем уроки безопасности. Какие виды опасности, окружающие нас в огромном мире, вам известны?
(ответы детей).
На наших занятиях мы будем знакомиться с «новыми» современными видами опасностей и способами борьбы с ними, а так же способама защиты себя, Все наши занятия будут начинаться со слов «Помоги себе сам!» и далее тема занятия.
2. Введение в новую тему.
(На доске две картинки – школа и дети с оружием)
Ребята, предположите о какой опасности сегодня пойдет речь. (ответы детей)
В последнее время, наблюдается тревожная тенденция всплеска насилия в школах. Нас всех ввергает в шок то, что гибнут дети и учителя, и то, что убивают их другие дети.
Тема нашего занятия «Помоги себе сам! Скулшутинг!»
Скулшутинг (перевод с анг. «школьная стрельба» или Вооруженные нападения в учебных учреждениях, - применение вооруженного насилия на территории образовательного учреждения (главным образом к учащимся), нередко выливающееся в массовые убийства.
Скулшутинг – (от англ. School shooting – «школьная стрельба») - вооруженное насилие на территории образовательных учреждений (главным образом к обучающимся), нередко выливающееся в массовые убийства. «Скулшутеры» («колумбайнеры») – субкультура подростков экстремистской направленности, называющих себя так в честь старшеклассников школы «Колумбайн» городка Литтлтон американского штата Колорадо Эрика Харриса и Дилана Клиболда, которые 20 апреля 1999 г. расстреляли 13 своих соучеников, после чего застрелились в школьной библиотеке. Их современные фанаты, поклонники стремятся быть похожими на них, надевая, например, кепки и футболки с надписью на английском языке «Натуральный отбор» и «Гнев»
Скулшутинг как явление вызывает наибольший страх. Мы понимаем, как защитить себя от ДТП, примерно понимаем, как снизить уровень обычной преступности. Ситуация с шутингом - иная. Подросток тщательно готовится, запасается арсеналом, приходит в школу и начинает расстреливать всех подряд. Нам не понятен смысл этого действия, мы не можем ни предотвратить, ни избежать ситуации. Однако мы понимаем, что речь идет не о случайности, ведь подросток все заранее продумал. Но по статистике психически больных людей стрелков всего 6 %, тогда как в действиях большинства есть замысел, мотивация, логика - просто они не понятны нам.
Школьник, задумавший массовую расправу, часто стреляет в людей, которые не были его первоначальной целью. Это обстоятельство является основным отличием от целенаправленных убийств, основанных на межличностных конфликтах. Поведение скулшутеров - это не поведение убийц, а поведение самоубийц. Типичный убийца стремиться скрыть следы и избежать наказания. Скулшутер поступает ровно наоборот: стремится покончить жизнь самоубийством. В любом случае эти подростки понимают, что жизнь закончена. Они понимают и осознают, что, если не удастся совершить самоубийство, их убьют при задержании или посадят за решетку на очень длительный срок. Подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении, что стрелки - вменяемые люди с юридической точки зрения. Они отдают себе отчет в том, что делают и какие последствия это несет. Ни у одного из стрелков поведение не укладывается в состояние аффекта, потому что они планируют преступления (чего не сделает человек в аффекте), они последовательны, подготовка занимает много времени и требует средств.
Скулшутеры тщательно готовятся к совершению террористического акта и планируют самоубийство как решающий итог своей акции. «Скулшутеры» характеризуются следующими личностными особенностями: · деструктивная, злокачественная агрессивность;
· предрасположенность идти навстречу любым жизненным вызовам с непреклонной решимостью «победить»;
· вспыльчивый и нетерпимый характер и склад ума, снижающий адаптивность;
· недостаток способности испытывать страх, слабость тормозящих механизмов;
· стойкое желание занимать доминирующее положение;
· презрение и пренебрежение по отношению к тем, кто воспринимается как слабый;
· самоуверенность и эгоцентричность.
Статистика
- 81 % нападений были совершены одиночками.
- 13-19 лет - средний возраст школьных стрелков.
- 95 % случаев расправ совершены учениками или бывшими учениками учебного заведения.
- 90 % подростков, учиняющих расправу, не важно, кто станет жертвой, важно само действие - намерение заявить о себе окружающим.
- 70 % нападавших оставляют видео или записки, в которых они объясняют свой поступок.
- В 90 % случает финалом скулшутинга является суицид.
- 93 % нападавших - подростки и юноши мужского пола, ранее подвергающиеся психологическому или физическому буллингу, байкоту и др.
- 80 % нападавших испытывали на себе словестную травлю.
- 87 % подростков переживали депрессии и негативные эмоции.
- В 81 % случаев накануне преступления подросток сообщал какому-либо человеку о своем намерении совершить нападение на школу, предупреждал кого-либо из учеников заранее, чтобы те избежали опасности.
- Лишь 6 % нападавших были психически больны.
- 94 % нападавших имели замысел, мотивацию, логику.
- 63 % школьных стрелков воспитывались в полных, благополучных семьях.
- 87 % сегодняшних школьников считают, что действия скулшутеров продиктованы местью обидчикам и являются результатом травли.
- Ребята, какие основные мотивы и причины начать стрельбу, вы услышали? (травля одного ребенка другим)
Т.е прежде чем взяться за оружие подросток испытал на себе многочасовую или даже много годичную травлю.
3.Упражнение «Характер пополам»
Распределить по белям и черным мешочкам, розданным учителем подгруппам детей, типы характера и виды поведения. В белый – положительные стороны характера, в черные – отрицательные и негативные. (Положительные: активный, бережливый, бесстрашный, благородный, благоразумный, вежливый, веселый, внимательный, воспитанный, деликатный, добродушный, добрый, добросовестный, дружелюбный, дисциплинированный, жизнелюбивый, заботливый, культурный, креативный,
любознательный, миролюбивый, мужественный, надежный, находчивый,
общительный, опрятный, трудолюбивый, уважительный, усидчивый, упорный, уравновешенный.
Отрицательные: раздражительный, вспыльчивый, тревожность,завистливый, агрессивный, бесчувственный, вспыльчивый, властный, грубый, неблагодарный, скандальный, свирепый, упрямый)
Для детей, которые не умеют читать, все те же виды характера отражаются на смайлах. Задача детей: распределить смайлы по мешочкам, сделав правильный выбор рисунка на смайле.
- Ребята, у нас получились два мешочка с противоположными видами характера человека. С каким бы мешочком вам хотелось идти по жизни самому? И с человеком, имеющим какой цвет мешочка, вам бы хотелось дружить, жить, общаться? Конечно, с видами характера, лежащими в белом мешочке.
Я с вами полностью согласна. Но как вы думаете, всегда на вашем пути будут встречаться такие люди? (ответы детей). Так вот и те подростки, которые взялись за оружие, повстречали на своей жизненной дороге людей с таким характером, который находится в черном мешочке.
Массовые расправы только внешне выглядят событием внезапным, а подросток совершивший деяние - обычным школьником «таким же, как все». На самом деле задолго до нападения психика ребенка подвергается деформации, которую можно при внимательном отношении заметить.
Факторы, побуждающие подростков устраивать массовые расправы в школах.
- Самоощущение социальной изоляции, восприятие себя изгоем; глубокие жизненные разочарования чаще в отношениях с родителями или одноклассниками.
- Возникновение травмирующего события, например, ситуация публичного позора, провал в успеваемости, унижение, отвержение со стороны девушки или парня и т.д.
- Отсутствие корректирующего воздействия социальных отношений, недостаточность социальной поддержки.
- Наличие психологических расстройств или трудностей (не обязательно психических заболеваний).
- Распространенность культурных сценариев, в которых насилие является средством решения всех проблем.
- Отсутствие системы выявления школьников, потенциально склонных к скулшутингу.
4. Упражнение «Точка кипения»
(Педагог раздает детям рисунки шаблона человека, с разделительной чертой по вертикали. Их задача разукрасить цветными карандашами половинки человека, когда его уважают, ценят, любят и когда ненавидят, презирают, не слышат и т.д) Затем все шаблоны вывешиваются на доску. Дети должны определить по цвету рисунка чувства человека.
- Ребята, какие цвета вы выбрали для этого задания? (ответы детей)
5. Практика «Коллаж безопасности»
- Ребята, мы подошли к самому главному. Что же делать и какие меры предпринимать, если скулшутинг начался в нашей школе?
Как спасти себя и детей при стрельбе в школе? Что делать и чего не делать, чтобы остаться в живых.
Существуют четкие правила, соблюдая их, можно спасти себе жизнь.
Давайте их обсудим.
Нельзя (опасно):
- пытаться выяснить, где стреляют.
- кричать и привлекать к себе внимание (лучше молчать, потому что есть вероятность, что в вас не выстрелят; в случае крика - выстрелят почти наверняка).
- бросаться на человека, в руках которого оружие (тогда он точно начнет стрелять).
- Проявлять агрессию.
- Вызывающе себя вести.
- Не пытаться договориться, если нападающий не начал говорить первым.
- Поддаваться панике и метаться по помещениям (вместо того, что спрятаться и вести себя максимально тихо).
Нужно (поможет спастись):
- Если стреляют в коридоре - нужно укрыться в середине класса, залезть под парты, сесть на пол, не подходить к дверям и окнам.
- Закрыться в классах, закрыть двери, барикадироваться стульями, столами, прятаться.
- Если не удалось закрыться в классе, а стрельба в коридоре, то нужно пытаться выбраться через окно и бежать как можно дальше от здания, или искать бытовые помещения и закрыться там.
- Если огонь ведется по окнам - наоборот, подойти ближе и сесть в межоконные промежутки, но не под окна.
- Если в помещении есть высокая мебель (например, шкафы), нужно попробовать забраться повыше. Подросток с ружьем вероятнее всего будет производить выстрелы на уровне груди или вниз.
- Если удалось бежать с детьми, правильно бежать как можно дальше от школы.
- Если вдруг по вам начали стрелять, то бежать надо резко перемещаясь в разные стороны.
- Если уже нет возможности бежать и прятаться, то нужно падать на пол и накрывать руками голову.
Правильные действия учителя при нападении на школу.
- Звонить в 112.
- Оперативно собрать детей.
- Запереться с детьми в любом доступном помещении.
- При возможности помочь детям выбраться через окна или запасные выходы и бежать.
Учителю важно:
- Знать заранее «как себя вести, если…», так учитель гарантирует себе некоторую адекватность и осознанность реакций в случае потенциальной угрозы.
- Знать, что нападающий (даже если это Ваш ученик) - это всегда подросток в крайне нестабильном психическом и эмоциональном состоянии. Общаться с ним небезопасно для себя. Лучше избегать взаимодействовать с агрессором. Всегда помните, что ваша основная цель - спасти собственную жизнь и жизнь тех детей, которые находятся рядом.
- Знать, что при столкновении с нападающим нельзя поддерживать с ним зрительный контакт (даже если это ученик). Нам только кажется, что мы знаем ребенка. На самом деле понять его состояние на конкретный момент, а тем более угадать мотивы агрессивных действий - крайне сложно.
- Знать, что любое вмешательство со стороны педагогов (будь то словесный контакт или физическое движение), может расцениваться нападающим однозначно - как агрессия в свой адрес. Подросток отдает себе отчет, что нападает, а значит все, что происходит с другой стороны, может восприниматься им как ответное нападение и попытка его обезвредить.
- Знать, что важно минимизировать любые действия со стороны педагогов. Чтобы нападающий не совершил лишних опасных действий, внешняя ситуация должна быть безопасна для него. Он должен понимать, что окружающие - безвредные.
- Знать, что героизм - неуместен. Ваша главная задача - выжить. Не нужно пытаться напасть и отобрать оружие. Эти лишь спровоцирует в ответ агрессивное поведение и может привести к тому, что безвинно погибнут или пострадают дети, которые могли бы спастись. В подавляющем большинстве случаев геройствующие только вредят себе и тем, кто рядом.
- Знать, что самое правильное, что учитель может сделать для себя и для детей - выжить до приезда служб.
- Знать, что когда прибывают спецслужбы, нужно максимально быстро и четко выполнять их инструкции и указания, не спорить, не предлагать, как лучше, а полностью и безусловно подчиняться, максимально быстро и четко выполнять указания.
- Я предлагаю вам в виде изготовления коллажа, разместить эти инструкции на ватманах. (педагог раздает группам детям листы А3, клей, инструкцию поведения в печатном виде (для читающих) и в картинках (для не читающих)
6.Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу, Попрошу каждого из вас отметить себя с помощью смайлов на нашем градуснике. (на доске вывешен рисунок градусника с делениями: мне все понятно, кое –что нужно обсудить, для меня это сложно)
К большому сожалению «таблетки» для борьбы со скулшутингом нет, как нет и единого мнения относительно мотивов, вызывающих противоправное деяние детей. Несмотря на доказанность факта, что подростки входят в группу риска,их легко вовлечь в деструктивную деятельность посредством нового медиа-пространства Интернет, и несмотря на блокировку опасного контента, у колумбайн-сообществ становится всё больше последователей, а случаи скулшутинга учащаются и повторяются. Но одно мы понимаем отчетливо: своевременная и системная предупредительная работа требует сосредоточения сил и ресурсов различных институтов, таких как семья, школа и ведомственные силы. Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Безопасность обучающихся". Направления "Скулшутинг" и "Колумбайн". - памятки
Данная памятка разработана для беопасности обучающихся, с разъяснением терминов "Скулшутинг" и "Колумбайн", так же содержится информация, как не стать жертвой "Буллинга",...
Скулшутинг
Для родителей...

Скулшутинг
Материалы подготовлены для освещения вопроса по теме на заседании методического объединения. В информации раскрыты основные понятия о видах насилия и их последствиях. Главной проблемой нашего времени ...
Скулшутинг - школьные нападения.
Материал может быть использован для выступления на родительском собрании, совещании педагогов. Информация о школьных нападениях и тех, кто их совершает. Психологические особенности несовершеннолетних ...
Методические рекомендации для подростков по профилактике скулшутинга и "Колумбайн"
Методические рекомендации для подростков по профилактике скулшутинга и "Колумбайн"...
Новое слово-скулшутинг. Разбираемся вместе.
Разберемся в терминологии. Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения. Существуют внешние и внутренние факторы, подталк...

