РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Педагогическая практика»
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Мухаметшина Разиня Минвалиевна

Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества

Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего.

Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности

Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность.

Встречи с представителями профессий. Серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»

Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_praktika.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                        Министерство образования и науки Республики

                                          Исполнительный комитет Лаишевского района

                                                              МБОУ "Нармонская средняя общеобразовательная школа"

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

___________ /Валиева Р.Р./

Протокол № 1 

от «31 » августа 2022 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

___________ /Леонтьева Л.М./

«  31  » августа 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

___________ /Солягина Р.И./

 Приказ № 109-ОД

от « 31 » августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Педагогическая практика»

для 7-9 классов общеобразовательных организаций

Составитель: учитель татарского языка и литературы

                                                                                                                                                                                            Мухаметшина Р.М.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №  ___ 

от «       » августа 20     г

Год разработки: 2022

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

  1. класс

Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества

Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего.

Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности

Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность.        Познание как совместная деятельность.

Встречи с представителями профессий. Серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»

        Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.

8 класс

Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе

Встречи с представителями профессий. Серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»

       

Ученик – профессия будущего

       Дискуссии, открытые дискуссии и участием младших учащихся

(4 дискуссии в год)

Групповой проект (серия групповых проектов, направленных на волонтерскую помощь школе, социуму)

        Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.

9 класс

Учимся учиться самостоятельно

От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы.

Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе

Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.

Участие в конкурсно-олимпиадном движении

Встречи с представителями профессий. Серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»

       Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.

Планируемые результаты освоения курса

В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» обучающиеся будут знать:

  • специфику педагогической профессии,
  • какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
  • основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
  • ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса;
  • методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций;
  • о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия.

Будут уметь:

  • проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
  • работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских;
  • самостоятельно работать с информацией.

Будут иметь опыт:

  • организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;

Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии.

Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает:

  • удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
  • развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
  • развитие навыков самообразования и самопроектирования;
  • углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области;
  • совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют:

  • развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок;
  • развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
  • обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.

Место учебного курса в учебном плане

      Продолжительность курса: 34 часа (1  час в неделю в течение года).

      Целевая ориентация. Данная программа «Педагогическая практика» рассчитана на 3 года обучения

Темы курса реализуются в группах постоянного или переменного состава и индивидуально.

Основным содержанием курса является волонтерская (вожатская) деятельность, самостоятельная творческая проектная и исследовательская работа, направленная на реализацию задач повышенной сложности в кружковых и иных творческих объединениях; углубленная работа в сообществах, включенных в межрегиональные и всероссийские проекты, включая олимпиадное движение; работа в системе самоуправления.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (34 часов)

Модуль

Тема

Кол- во

часов

Дата

Характеристика основных видов  деятельности обучающихся

Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества

Педагогика в динамике и развитии. Педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира.

Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего

15

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности

Умение решать задачи.

Чтение и письмо.

Эффективная обратная связь и самооценка.

Проектная деятельность.

Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность

14

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Встречи с представителями профессий

«Профессии, которые будут актуальны вечно», .

3

Ориентироваться на достижение позитивных жизненных установок, развивать

инициативность, креативность, готовность и способность        к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного

предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий

Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.

Проводится 1 раз в год

«Стратегия открытий и преобразований»

2

Читать тексты и расширять знания о психологии и педагогике для решения поставленных задач. Оформлять результатов работы. Защищать проектов с учетом требований. Строить монологическое высказывание, используя различные средства наглядности, отвечать на заданные вопросы.

Участвовать в ученической конференции.

Совершенствовать опыт исследовательской работы, сбора информации. Расширять и закреплять знания о психологических и педагогических процессах и явлениях. Обобщать и систематизировать знания о себе, об образовательном процессе, о будущей профессиональной деятельности

Всего

34

8 класс (34 часов)

Модуль

Тема

Кол- во

часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе

Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика

10

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Ученик – профессия будущего

«Учись учиться!

Ученик – профессия будущего»

10

Фестиваль открытий. Учащиеся разрабатывают и представляют в рамках выставочного пространства разработки, направленные на повышение эффективности учебного труда

Дискуссии, открытые дискуссии и участием младших учащихся

(4 дискуссии в год)

1 )«Может ли робот быть учителем?»;

2) «Можно ли прожить без Интернета?»;

3) «Можно ли развить в себе способность к познанию?»;

4) «Нужен ли нам эмоциональный интеллект?»

4

Участвовать в дискуссии, в разрешении спорных вопросов. Различать суждения (утверждение или отрицание о свойствах или отношениях между обсуждаемыми предметами) и дискуссии (обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций). Доказывать свою точку зрения, обосновывать примерами. Доказывать, что язык является основной формой проявления национального (взгляды, особенности духовного развития нации) и личностного самосознания (самопознания, самобытности, самоидентификации самоопределения, мировосприятия) человека

Групповой проект (серия групповых проектов, направленных на волонтерскую помощь школе, социуму)

«Волонтеры будущего – это мы»

5

Сотрудничать в группе. Выступать в качестве лидера (или члена группы, генератора идей, критика, исполнителя, выступающего, эксперта) группы, проявлять организаторские способности, управлять подгруппами, ставить цели, реагировать на получение результата совместной деятельности

Встречи с представителями профессий

«Профессии, которые будут актуальны вечно», (серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»)

3

Ориентироваться на достижение позитивных жизненных установок, развивать

инициативность, креативность, готовность и способность        к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного

предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий

Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.

Проводится 1 раз в год

«Стратегия открытий и преобразований»

2

Читать тексты и расширять знания о психологии и педагогике для решения поставленных задач. Оформлять результатов работы. Защищать проектов с учетом требований. Строить монологическое высказывание, используя различные средства наглядности, отвечать на заданные вопросы.

Участвовать в ученической конференции.

Совершенствовать опыт исследовательской работы, сбора информации. Расширять и закреплять знания о психологических и педагогических процессах и явлениях. Обобщать и систематизировать знания о себе, об образовательном процессе, о будущей профессиональной деятельности

Всего

34

9 класс (34 часов)

Модуль

Тема

Кол- во

часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Учимся учиться самостоятельно

От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов.

Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы

13

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссии.

Выполнение итогового контроля.

Итоговый контроль (проект)

Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе

Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика

13

Работа с проблемным вопросом.

Сочинение-рассуждение.

Самостоятельный выбор цели и построение маршрута.

Решение учебных задач.

Групповое проектирование.

Дискуссия.

Промежуточный контроль

Участие в конкурсно-олимпиадном движении

Мои олимпиады

3

Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий.

Проявлять способность к планированию деятельности, корректировать и реализовывать планы в зависимости от полученных результатов

Встречи с представителями профессий

«Профессии, которые будут актуальны вечно», (серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»)

3

Ориентироваться на достижение позитивных жизненных установок, развивать

инициативность, креативность, готовность и способность        к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного

предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий

Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.

Проводится 1 раз в год

«Стратегия открытий и преобразований»

2

Читать тексты и расширять знания о психологии и педагогике для решения поставленных задач. Оформлять результатов работы. Защищать проектов с учетом требований. Строить монологическое высказывание, используя различные средства наглядности, отвечать на заданные вопросы.

Участвовать в ученической конференции.

Совершенствовать опыт исследовательской работы, сбора информации. Расширять и закреплять знания о психологических и педагогических процессах и явлениях. Обобщать и систематизировать знания о себе, об образовательном процессе, о будущей профессиональной деятельности

Всего

34

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя учебники для 10-11 классов, учебные пособия, рабочие тетради, словари, справочники, методические пособия для учителей, работающих в психолого-педагогических классах, а также электронные образовательные  ресурсы.

Учебно-дидактические материалы могут разрабатываться учителями на основе материалов, указанных в списке литературы, самостоятельно как для коллективной, групповой работы, так и для индивидуальной работы с обучающимися с целью поиска образовательного маршрута конкретного обучающихся в зависимости от его образовательных потребностей.

Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся     к библиотечным фондам, электронным изданиям основной учебной литературы, информационно-образовательным ресурсам и инструментам образовательных организаций.

Кабинеты для проведения занятий по возможности должны быть оснащены техническими средствами обучения, компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, многофункциональным оборудованием.

Список литературы

  1. Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений. М. : АСТ, 2010. 239 с.
  2. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. М. : Юрайт, 2019. 472 с.
  3. Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. М. : Просвещение, 1995.
  4. Психология: Учебное пособие. Х класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008.
  5. Реан А. А., Гатанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология 8-11 класс. Учебник. СПб. : Питер, 2001. 212 с.
  6. Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. М., 2008. 
  7. Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для СПО ; 2. изд., испр. и доп . М. : Юрайт, 2020 . 128 с.

Словари

  1. Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. М., 2005
  2. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М., 2002.
  3. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : ИЭТ, 2013. 268 с.

Учебно-методическая литература

(методические рекомендации, программы дополнительного

образования и др.) для учителей по организации

образовательной деятельности

  1. Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя |; пер. с чеш. Д. М. Прошуниной. М. : Просвещение, 1991. 140 с. 
  2. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : 2006.
  3. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2001.

Дополнительная литература, направленная на формирование личностных результатов

  1. Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск : Попурри, 2009. 240 с.
  2. Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными. М. : Альпина Паблишер, 2015. 155 с.
  3. Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М. : Генезис, 2012. 424с.
  4. Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М. : ИТРК, 2017.
  5. Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 352 с.
  6. Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М. : АСТ, 2021.
  7. Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М. : Диалектика, 2021.

Информационные ресурсы

  1.  «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/)
  2. Электронная библиотека психологической литературы (http://bookap.info/)
  3. Электронная библиотека «Koob.ru»: подраздел «Психология» (http://www.koob.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочие программы учебной и производственной практик ПМ.01 Технология штукатурных работ ПМ.02 Технология малярных работ

Рабочие программы учебной и производственной  практики по профессии 19727 "Штукатур" ПМ.01 Технология штукатурных работ. 13450 "Маляр строительный" ПМ.02 Технология малярных р...