РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Педагогическая практика»
рабочая программа (7, 8, 9 класс)
Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность.
Встречи с представителями профессий. Серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»
Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики
Исполнительный комитет Лаишевского района
МБОУ "Нармонская средняя общеобразовательная школа"
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ___________ /Валиева Р.Р./ Протокол № 1 от «31 » августа 2022 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ___________ /Леонтьева Л.М./ « 31 » августа 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ___________ /Солягина Р.И./ Приказ № 109-ОД от « 31 » августа 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Педагогическая практика»
для 7-9 классов общеобразовательных организаций
Составитель: учитель татарского языка и литературы
Мухаметшина Р.М.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ___
от « » августа 20 г
Год разработки: 2022
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
- класс
Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность.
Встречи с представителями профессий. Серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»
Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.
8 класс
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Встречи с представителями профессий. Серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»
Ученик – профессия будущего
Дискуссии, открытые дискуссии и участием младших учащихся
(4 дискуссии в год)
Групповой проект (серия групповых проектов, направленных на волонтерскую помощь школе, социуму)
Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.
9 класс
Учимся учиться самостоятельно
От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.
Участие в конкурсно-олимпиадном движении
Встречи с представителями профессий. Серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек»
Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» обучающиеся будут знать:
- специфику педагогической профессии,
- какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
- основные требования к профессиональной педагогической деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия.
Будут уметь:
- проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии;
- работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских;
- самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
- организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в психолого-педагогической области;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют:
- развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностно-смысловых установок;
- развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
- обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
Место учебного курса в учебном плане
Продолжительность курса: 34 часа (1 час в неделю в течение года).
Целевая ориентация. Данная программа «Педагогическая практика» рассчитана на 3 года обучения
Темы курса реализуются в группах постоянного или переменного состава и индивидуально.
Основным содержанием курса является волонтерская (вожатская) деятельность, самостоятельная творческая проектная и исследовательская работа, направленная на реализацию задач повышенной сложности в кружковых и иных творческих объединениях; углубленная работа в сообществах, включенных в межрегиональные и всероссийские проекты, включая олимпиадное движение; работа в системе самоуправления.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (34 часов)
Модуль | Тема | Кол- во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества | Педагогика в динамике и развитии. Педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего | 15 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | |
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности | Умение решать задачи. Чтение и письмо. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность | 14 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | |
Встречи с представителями профессий | «Профессии, которые будут актуальны вечно», . | 3 | Ориентироваться на достижение позитивных жизненных установок, развивать инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий | |
Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ. Проводится 1 раз в год | «Стратегия открытий и преобразований» | 2 | Читать тексты и расширять знания о психологии и педагогике для решения поставленных задач. Оформлять результатов работы. Защищать проектов с учетом требований. Строить монологическое высказывание, используя различные средства наглядности, отвечать на заданные вопросы. Участвовать в ученической конференции. Совершенствовать опыт исследовательской работы, сбора информации. Расширять и закреплять знания о психологических и педагогических процессах и явлениях. Обобщать и систематизировать знания о себе, об образовательном процессе, о будущей профессиональной деятельности | |
Всего | 34 |
8 класс (34 часов)
Модуль | Тема | Кол- во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе | Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика | 10 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | |
Ученик – профессия будущего | «Учись учиться! Ученик – профессия будущего» | 10 | Фестиваль открытий. Учащиеся разрабатывают и представляют в рамках выставочного пространства разработки, направленные на повышение эффективности учебного труда | |
Дискуссии, открытые дискуссии и участием младших учащихся (4 дискуссии в год) | 1 )«Может ли робот быть учителем?»; 2) «Можно ли прожить без Интернета?»; 3) «Можно ли развить в себе способность к познанию?»; 4) «Нужен ли нам эмоциональный интеллект?» | 4 | Участвовать в дискуссии, в разрешении спорных вопросов. Различать суждения (утверждение или отрицание о свойствах или отношениях между обсуждаемыми предметами) и дискуссии (обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций). Доказывать свою точку зрения, обосновывать примерами. Доказывать, что язык является основной формой проявления национального (взгляды, особенности духовного развития нации) и личностного самосознания (самопознания, самобытности, самоидентификации самоопределения, мировосприятия) человека | |
Групповой проект (серия групповых проектов, направленных на волонтерскую помощь школе, социуму) | «Волонтеры будущего – это мы» | 5 | Сотрудничать в группе. Выступать в качестве лидера (или члена группы, генератора идей, критика, исполнителя, выступающего, эксперта) группы, проявлять организаторские способности, управлять подгруппами, ставить цели, реагировать на получение результата совместной деятельности | |
Встречи с представителями профессий | «Профессии, которые будут актуальны вечно», (серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек») | 3 | Ориентироваться на достижение позитивных жизненных установок, развивать инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий | |
Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ. Проводится 1 раз в год | «Стратегия открытий и преобразований» | 2 | Читать тексты и расширять знания о психологии и педагогике для решения поставленных задач. Оформлять результатов работы. Защищать проектов с учетом требований. Строить монологическое высказывание, используя различные средства наглядности, отвечать на заданные вопросы. Участвовать в ученической конференции. Совершенствовать опыт исследовательской работы, сбора информации. Расширять и закреплять знания о психологических и педагогических процессах и явлениях. Обобщать и систематизировать знания о себе, об образовательном процессе, о будущей профессиональной деятельности | |
Всего | 34 |
9 класс (34 часов)
Модуль | Тема | Кол- во часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Учимся учиться самостоятельно | От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы | 13 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссии. Выполнение итогового контроля. Итоговый контроль (проект) | |
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе | Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика | 13 | Работа с проблемным вопросом. Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль | |
Участие в конкурсно-олимпиадном движении | Мои олимпиады | 3 | Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий. Проявлять способность к планированию деятельности, корректировать и реализовывать планы в зависимости от полученных результатов | |
Встречи с представителями профессий | «Профессии, которые будут актуальны вечно», (серия встреч, в рамках которых выступают лидеры мнений «человек – человек») | 3 | Ориентироваться на достижение позитивных жизненных установок, развивать инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск дополнительных знаний для продолжения обучения в соответствии с интересами и возможностями; отличать типы профессий | |
Конференция по итогам реализации проектных и исследовательских работ. Проводится 1 раз в год | «Стратегия открытий и преобразований» | 2 | Читать тексты и расширять знания о психологии и педагогике для решения поставленных задач. Оформлять результатов работы. Защищать проектов с учетом требований. Строить монологическое высказывание, используя различные средства наглядности, отвечать на заданные вопросы. Участвовать в ученической конференции. Совершенствовать опыт исследовательской работы, сбора информации. Расширять и закреплять знания о психологических и педагогических процессах и явлениях. Обобщать и систематизировать знания о себе, об образовательном процессе, о будущей профессиональной деятельности | |
Всего | 34 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы включает в себя учебники для 10-11 классов, учебные пособия, рабочие тетради, словари, справочники, методические пособия для учителей, работающих в психолого-педагогических классах, а также электронные образовательные ресурсы.
Учебно-дидактические материалы могут разрабатываться учителями на основе материалов, указанных в списке литературы, самостоятельно как для коллективной, групповой работы, так и для индивидуальной работы с обучающимися с целью поиска образовательного маршрута конкретного обучающихся в зависимости от его образовательных потребностей.
Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся к библиотечным фондам, электронным изданиям основной учебной литературы, информационно-образовательным ресурсам и инструментам образовательных организаций.
Кабинеты для проведения занятий по возможности должны быть оснащены техническими средствами обучения, компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, многофункциональным оборудованием.
Список литературы
- Коломинский Я. Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений. М. : АСТ, 2010. 239 с.
- Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. М. : Юрайт, 2019. 472 с.
- Немов Р. С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. М. : Просвещение, 1995.
- Психология: Учебное пособие. Х класс / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : Изд-во МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2008.
- Реан А. А., Гатанов Ю. Б., Баранов А. А. Психология 8-11 класс. Учебник. СПб. : Питер, 2001. 212 с.
- Социальная компетентность: учебное пособие для 10-11 классов средней школы / под ред. В. Н. Журкова, С. А. Маничева. М., 2008.
- Факторович А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для СПО ; 2. изд., испр. и доп . М. : Юрайт, 2020 . 128 с.
Словари
- Психология развития: словарь / Под ред. А. Л. Венгера. М., 2005
- Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М., 2002.
- Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : ИЭТ, 2013. 268 с.
Учебно-методическая литература
(методические рекомендации, программы дополнительного
образования и др.) для учителей по организации
образовательной деятельности
- Блага К. Я, Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: кн. для учителя |; пер. с чеш. Д. М. Прошуниной. М. : Просвещение, 1991. 140 с.
- Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М. : 2006.
- Гамезо М. В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека». М. : Педагогическое общество России, 2001.
Дополнительная литература, направленная на формирование личностных результатов
- Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым. Минск : Попурри, 2009. 240 с.
- Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными. М. : Альпина Паблишер, 2015. 155 с.
- Вачков И. В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. М. : Генезис, 2012. 424с.
- Кассар Р., Велла К. Я не люблю Учиться. М. : ИТРК, 2017.
- Кляйн С. Формула счастья. Как настроится на позитивный лад. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. 352 с.
- Петрановская Л. В. Однажды в сказке. Читаем и развиваемся с психологом. М. : АСТ, 2021.
- Саманта Сноуден: Управление гневом. Рабочая тетрадь для детей. М. : Диалектика, 2021.
Информационные ресурсы
- «Педагогическая библиотека» (http://www.pedlib.ru/)
- Электронная библиотека психологической литературы (http://bookap.info/)
- Электронная библиотека «Koob.ru»: подраздел «Психология» (http://www.koob.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Выступление на городском практико-ориентированном семинаре «Рабочие программы учебных курсов в условиях введения и реализации ФГОС ООО».
В дааной работе описано особенность составления рабочих програм, при переходе на ФГОС....

Рабочая программа учебного курса математики в 8 классе. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику алгебры под редакцией С. А. Теляковского и учебнику геометрии под редакцией Атанасяна Л.С.
Пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочие программы учебной и производственной практик ПМ.01 Технология штукатурных работ ПМ.02 Технология малярных работ
Рабочие программы учебной и производственной практики по профессии 19727 "Штукатур" ПМ.01 Технология штукатурных работ. 13450 "Маляр строительный" ПМ.02 Технология малярных р...
