"Землетрясение"
материал

Ваненкова Людмила Анатольевна

Цель. Познакомить обучающихся с понятием землетрясение. Познакомить с мерами безопасности при землетрясении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemletryasenie.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Землетрясение»

Цель. Познакомить обучающихся с понятием землетрясение. Познакомить с мерами безопасности при землетрясении.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашим здоровью и жизни. Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно.       

 Сегодня мы познакомимся с  природным  явлением,  которое может привести к возникновению ЧС.

Помогите мне прочитать тему нашего классного часа, выполнив задание. (Постройте слово из набора букв)

На доске: « МТЕИРСЯЕЛЕЗЕН»

- Итак, какое слово у вас получилось? (Землетрясение)

- Сделайте своё предположение – что такое землетрясение?

3. Открытие новых знаний.

Сведения из толкового словаря.

Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

Очаг землетрясения - это место в земных недрах, где рождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие (сейсмические) волны.

Эпицентр землетрясения – место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

Сейсмическая область – территория, где уже были или ожидаются очаги землетрясения.

- Всегда ли мы ощущаем землетрясение? (нет)

- Как оценить силу землетрясения и от чего она зависит?

Сообщение 1 ученика. Сейсмическая шкала в России.

По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера).

Условно землетрясения подразделяются на:

 •        Слабые - 1-3 балла

 •        Умеренные - 4 балла

 •        Довольно сильные – 5 баллов

 •        Сильные – 6 баллов

 •        Разрушительные - 8 баллов

 •        Опустошительные – 9 баллов

 •        Уничтожающие – 10 баллов

 •        Катастрофические – 11-12 баллов.

 Возьмем для примера 3 фрагмента.

  4 балла. Умеренное землетрясение.

  Сотрясения ощущаются внутри здания многими людьми, под открытым небом – немногими. Спящие могут проснуться. Колебания схожи с сотрясением, создаваемым проезжающим тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна, двери, посуда, скрипят полы и стены. Висячие предметы слегка раскачиваются. Будут ли разрушения при таком землетрясении?  

7 баллов. Очень сильное землетрясение.

  Люди пугаются, выбегают из помещений, многие с трудом удерживаются на ногах. Самостоятельно звонят большие колокола. В стенах каменных зданий появляются трещины, отдельные строения разрушаются. Возможны оползни, небольшие горные обвалы, трещины на дорогах.

  11 баллов. Катастрофа.

  Разрушаются кирпичные здания, мосты, железнодорожные пути. Шоссейные дороги приходят в негодность. Ломаются деревья. Животные мечутся.

- Можно ли предугадать землетрясения? Сделайте свои предположения.

- Оказывается, для животных, обитающих в диких условиях, жизнь сродни выживанию. Это объясняет обостренное обоняние и слух. Животные способны реагировать на вибрации, которые незаметны человеку. Мигрирующие виды способны пользоваться электромагнитными полями для передвижения. Мир животных всегда умел искусно приспосабливаться к меняющимся климатическим условиям. Известно много случаев, когда заметные перемены в поведении животных явно указывали на возможные катастрофы: животные в зоопарке предпринимали попытки сбежать, кони и скот сбивались в кучу в открытом пространстве, насекомые прятались внутрь.

Сообщение 2 ученика. Последствия землетрясения.

По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибли 150 млн. человек.

Так например, в 1976г. Во время землетрясения погибли более полумиллиона человек.

Вот некоторые печальные цифры.

526г. – Сирия. Погибли 250 тыс. человек.

1201г. – восточное побережье Средиземного моря – более 1, 1 млн. человек.

1556 г. –Китай. Погибли 800 тыс. человек.

1703 г. – Япония. Погибли 200 тыс. человек.

1737 г. – Индия. Погибли 300 тыс. человек.

1923 г. – Япония. Полностью разрушены города Токио и Йокогама.

1960 г. – в Чили в результате землетрясения изменился облик земной поверхности: появились реки, горы, озера, а прежние мгновенно исчезли. Начали действовать 14 вулканов, погибли более 110 тыс. человек.

1995 г. – Россия. Полностью разрушен г. Нефтеюганск. Из 3 тыс. его жителей погибли и были ранены свыше 2 тыс. человек.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч 41 мин. в Армении. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами городов погибли десятки тысяч человек.

4. Просмотр видео. Инструкция. Как действовать при землетрясении. (по адресу: https//youtu.be/t2RCkls_1G4)

5. Закрепления пройденного материала. 

- Для закрепления изученного материала и контроля качества ваших знаний проведем небольшое тестирование.

1)Тест.
1. Что такое землетрясение?
А) Сильное колебание температуры;
В) Сильное колебание земной коры;
С) Архитектурное сооружение.
2. Что необходимо сделать, если во время землетрясения вы оказались в школе?
А) Покинуть здание и укрыться на улице;
В) Спрятаться под партой или встать у капитальной стены;
С) Встать в оконном проеме.
3.Как вы будете покидать многоэтажное здание после того как стихнут толчки землетрясения?
А) По водосточной трубе;
В) По лестнице;
С) На лифте.
4. От здании на улице при землетрясении надо отойти на какое расстояние? 
А) на высоту здания 
В) на три высоты здания 
С) чем дальше, тем лучше 
5. Входную дверь в квартиру при землетрясении надо:
А) открыть 
В) закрыть 
С) это не имеет значения 
2) Проверка (буквы правильных ответов: ВВВСА)

6. Итог. Вручение памяток.

ПАМЯТКА детям по действиям при землетрясении

Дорогие ребята!  Получив информацию или почувствовав первые толчки, необходимо:

быстро покинуть здание, в Вашем распоряжении 15-20 секунд

на втором и последующих этажах встать в проем входной или балконной двери, отойти от окон и занять место в углу, образованном капитальными стенами

держаться дальше от стен, заборов, столбов; не входить в здания: толчки могут повториться

Следует помнить, что при землетрясении запрещается:

- пользоваться лифтом

- прыгать с верхних этажей

- зажигать спички, свечи.

Выполнение этих простых правил способно сберечь вам не только здоровье, но и жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Землетрясения". Урок ОБЖ в 7 классе. Презентация урока.

"Землетрясения"., тема урока в 7 классе. В данной презентации (разработке к уроку) автор расскрыл такие вопросы: 1. Происхождение землетрясений. 2. Основные параметры землетрясений. 3. Последствия ...

Вулканизм и землетрясения

Использование ИД в курсе 6 класса...

Интерактивный кроссворд по ОБЖ в 7 классе на тему «Землетрясение»

Данную презентацию можно использовать, для закрепления знаний после изучения темы ЧС природного характера "Землетрясение"...

11.03.11. Точка отсчета, или постфактум землетрясения в Японии

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, соор...

Урок "Землетрясения и вулканы"

На уроке учащимся дается возможность осознанать и осмыслить блок информации о природных явлениях; ребята учатся основным понятиям.Урок проводится с использованием материалов ЦОР....

План-конспект урока "Происхождение землетрясений" 7 класс

Цель урока:познакомить учащихся с природным явлением геофизического происхождения – землетрясением, объяснить причины возникновения землетрясения.Задачи урока:расширить знания учащихся об опасных и чр...

Презентация "Правила безопасного поведения при землетрясении и меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений", 7 класс

Данная презентация разработана для учащихся 7 класса по теме "Землетрясения".  Рекомендуется для просмотра на заключительном уроке по данной теме....