Танцующий мир: искусство движения и грации
методическая разработка (5 класс)

Развитие творческих способностей, чувства ритма, пластики и грации у детей через танец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по хореографии

Танцующий мир: искусство движения и грации 

педагога дополнительного образования

 Граждановой Ларисы Рудольфовны

 ГБОУ СОШ №247 Красносельского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Хореография – это уникальный вид искусства, обладающий огромным потенциалом для гармоничного развития ребенка. В ее основе лежит движение во всем его многообразии, а в сочетании с музыкой танец достигает высочайшей выразительности, пробуждая в детях чувство прекрасного.

Занятия хореографией не только приобщают детей к миру искусства, но и формируют художественный вкус, учат воспринимать и ценить музыку. Они способствуют физическому развитию: укрепляют мышечный корсет, исправляют осанку, развивают координацию и пластику. Кроме того, танец раскрывает творческий потенциал ребенка – через движение он учится выражать эмоции, создавать пластические образы, развивает воображение и артистизм.

Современная хореография отличается богатством стилей и направлений. Классический балет, джаз-модерн, контемпорари, афро-джаз, хип-хоп и другие стили расширяют танцевальный кругозор детей, позволяя каждому найти свой путь в искусстве движения.

Хореографическое искусство пользуется большой популярностью среди детей и подростков. Оно активно внедряется в программы дошкольного и школьного образования как эффективная форма эстетического воспитания. Благодаря доступности и увлекательности, занятия танцами помогают раскрыть индивидуальные способности ребенка, развивают дисциплину, трудолюбие и уверенность в себе.

Преподаватели хореографии, используя творческие методы и естественную заинтересованность детей, проводят не только обучающую, но и воспитательную работу. Танцы учат работать в коллективе, воспитывают целеустремленность и прививают любовь к искусству, оставаясь одним из самых ярких и радостных видов деятельности для ребенка.

Таким образом, хореография – это не просто танец, а мощный инструмент формирования гармоничной личности, сочетающий в себе физическое, эмоциональное и творческое развитие.

Одной из главных форм учебных занятий, наряду с концертной деятельностью, является открытое занятие по хореографии. В зависимости от педагогических задач занятие по хореографии можно классифицировать:

• обучающее

• тренировочное

• контрольное

• разминочное

• показательное

Рассмотрим более подробно каждое из них.

Обучающее занятие. Основная задача - освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Характерными особенностями его является использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к "генеральному" движению. В многолетней подготовке данный вид занятия находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

Тренировочное занятие. Главная задача - подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня хореографического мастерства. Подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально-двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.

По сравнению с обучающим занятием тренировочный является более узконаправленным.

Контрольное занятие. Задача - подведение итогов освоения очередного раздела хореографической подготовки. Например, после освоения элементов классического танца провести "открытое занятие", выставляя оценку (по пятибалльной системе) каждому обучающемуся.

Разминочное занятие. В период непосредственной постановки концертных номеров или подготовки к конкурсу рекомендуется выполнять стабильный комплекс упражнений, цель которого - разогрев мышц и связок , и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения или, наоборот, заторможенности). Этому способствуют привычные, индивидуально подобранные упражнения, которые по мере усвоения, танцоры выполняют самостоятельно (индивидуальная разминка).

Показательное занятие. Оно объединяет весь ранее изученный материал, дает четкое представление о хореографической подготовке танцора и его техники исполнения (ведь танцоры выходят на сцену). Главное здесь - это зрелищность, которая будет определяться характером движений, оригинальностью музыки и художественного образа.

Структура занятия по хореографии является классической: подготовительная, основная, заключительная части.

В подготовительной части занятия проходит мобилизация обучающихся к предстоящей работе, подготовка к выполнению упражнений основной части занятия.

Средствами, которыми решаются указанные задачи, являются разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные движения, общеразвивающие упражнения. Такие упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы для последующей работы.

В той части занятия, которая является основной, применяется уже большее количество разнообразных движений: элементы классического танца, элементы джаз-модерн танца, элементы свободной пластики, акробатические и общеразвивающие упражнения. Различные средства хореографической подготовки обогащаются, взаимно проникая друг в друга.

Подразделяют три вида основной части занятия:

• первый строится на основе классического танца;

• второй основан на элементах джаз-модерн танца, современного танца;

• третий преимущественно построен на движениях свободной пластики.

Однако, в большинстве случаев, применяются смешанные варианты, где в различных сочетаниях чередуются всевозможные средства хореографической подготовки.

Форма основной части зависит от организации урока. Наиболее простая форма - одночастная, когда упражнения проводятся только у станка только на середине зала или только в партере. Это может зависеть от продолжительности урока.

В заключительной части занятия необходимо снизить нагрузку с помощью специально подобранных упражнений: на расслабление, на растягивание (умеренной интенсивности). При утомлении для эмоциональной настройки к последующей работе рекомендуется применять танцевальные движения и комбинации из современных танцев. В заключительной части подводятся итоги. Во время контрольного занятия дается оценка каждому обучающемуся.

Принципы построения занятия по хореографии

Построение занятия определяется 4 условиями:

• соразмерностью отдельных частей занятия;

• подбором упражнений и последовательностью выполнения;

• чередованием нагрузки и отдыха;

• составлением учебных комбинаций на занятии.

В зависимости от педагогических задач длительность и соразмерность частей занятия по хореографии может меняться. В среднем основная часть занятия при любой его продолжительности составляет около 80% общего времени.

План-конспект мастер-класса

Основное направление деятельности танцевальной студии «Ручеек» – ритмика, современные, эстрадные, народные танцы, а также, джаз-модерн, контемпори танец. Мною разработана общеразвивающая образовательная программа, по хореографии рассчитанная на 3 года обучения. Возраст обучающихся 7-13 лет. Целью программы является формирования творческих способностей, обучающихся средствами хореографического искусства в условиях дополнительного образования.

Моя демонстрационная работа - занятие по джаз-модерну "Рисуем красками танцем" - раскрывает новые возможности синтеза хореографии и визуальных искусств.

Цель мастер-класса: через нестандартную форму проведения открытого занятия приобщить детей к творчеству и коллективной работе.

Задачи:

1. Воспитать в обучающихся выносливость, выполняя сложную коллективную работу.

2. Повысить технику исполнения обучающихся и подвести итог за полугодие.

3. Вовлечь детей в творческий процесс и дать им возможность попробовать самим объединить весь проученный материал.

Вступительное слово педагога. Хореографическое искусство одно из самых зрелищных и ярких видов искусств. Здесь все взаимосвязано художественный образ, музыка, сценический костюм, композиция танца и пластика и очень важно грамотно это преподнести зрителю. Создание хореографического номера или спектакля это захватывающий творческий процесс как для педагога, так и для обучающихся. Имея большой запас наработанного материала, т.е. танцевальных комбинаций, самой главной задачей было объединить их одной общей идеей и вдохнуть в них новую жизнь.

Каждый человек сам создает себе настроение и привносит в свою жизнь яркие краски. У кого-то живопись и архитектура вызывает яркие эмоции, у кого-то музыка, кому-то танец помогает справиться с плохим настроением. Любовь к танцу и стала основной идеей открытого занятия, которое и получило свое название: «Рисуем красками танца».

Ход проведения мероприятия:

Задачи:

  • Создать позитивный эмоциональный настрой.
  • Разогреть мышцы, подготовить тело к движению.

Методы:

  • Игровая разминка («Зеркало» – повторение движений за педагогом под веселую музыку).
  • Ритмические упражнения (хлопки, притопы, прыжки под счет).
  • Пластические этюды (изображение животных, растений, природных явлений).

2. Основная часть (25 мин)

Задачи:

  • Обучить простым хореографическим элементам.
  • Развивать координацию, музыкальность, выразительность движений.

Блок 1. «Танцующая природа»

  • «Полет бабочки» (легкие бег на полупальцах, взмахи руками).
  • «Волны океана» (плавные движения рук и корпуса).
  • «Деревья на ветру» (баланс, наклоны в стороны).

Блок 2. «Волшебные ритмы»

  • Игра «Повтори ритм» (хлопки и шаги под разные музыкальные фразы).
  • Танец-импровизация (дети придумывают движения на заданную тему).

Блок 3. «Сказочные образы»

  • Мини-постановка (простой танец с сюжетом, например, «Цветочный бал» или «Путешествие капельки»).

3. Заключительная часть (5–10 мин)

Задачи:

  • Восстановить дыхание.
  • Закрепить положительные эмоции.

Методы:

  • Релаксация («Тающий снеговик» – медленное опускание на пол).
  • Рефлексия (дети делятся впечатлениями: «Что понравилось?», «Какое движение запомнилось?»).
  • Ритуал прощания (поклон, аплодисменты).

Методические рекомендации

 Музыкальное сопровождение: Лёгкие, ритмичные мелодии (классика, детские песни, инструментальные композиции).
 Оборудование: Ленты, платочки, цветы (для образных танцев).
 Акцент на игре: Дети лучше усваивают материал через образы и фантазию.
 Индивидуальный подход: Поддержка стеснительных детей, поощрение творческих идей.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие гибкости, ритмичности, артистизма.
  • Умение работать в коллективе.
  • Раскрепощение, радость от движения и танца.

«Танец – это не просто движение, это мир, в котором каждый ребенок может стать волшебником!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Упражнения для коррекции осанки (на основе китайского искусства движения: Цигун, Тай цзи, Кун-фу)

Комплекс упражнений способствуют исправлению имеющихся нарушений, их коррекции, укреплению мыщц спины, плечевого пояса, брюшного пресса - "мышечного корсета"....

Введение в дополнительную общеразвивающую программу. От образа – к движению, от движения – к танцу

Введение в дополнительную общеразвивающую программу. От образа – к движению, от движения – к танцу.  Журнал «Дополнительное образование» (танец)...

План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"

Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Элементы сольных партий грузинского народного танца. 2 этап-движения на пальцах, коленях (церилетеби, мухлилетеби)». 2020 г.

Данная программа художественной направленности относится к ознакомительному уровню и предоставляет широкие возможности обучения сольным элементам грузинского танцевального искусства, дает возможность ...

Методическое пособие по постановке танца для обучающихся детей хореографическому искусству в студии современного танца Метаморфозы

Целью данного пособия является помощь при создании законченного произведения искусства....