Проектная деятельность. Проект на тему: "Героям Отечества - Слава!"
проект (6, 7 класс)

Татьяна Эвальдовна Свистунова

Проектная деятельность. Проект на тему: "Героям Отечества - Слава!"Выполнила учащаяся 6 в класса Конева Полина, руководитель проекта Свистунова Т.Э.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа №7

Красносельского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

внеурочного занятия по теме

«Уважение и открытость к миру и людям»

 

https://i.ytimg.com/vi/sxZk42cBQmU/maxresdefault.jpg

Разработала:

 учитель

Свистунова Татьяна Эвальдовна

Санкт-Петербург

 2025 год

Аннотация

Методическая разработка внеурочного занятия на тему:

 «Уважение и открытость к миру и людям»

Цели:

  • Показать значимость уважения и открытости как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми.
  • Формирование уважительных установок у учащихся.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «уважение», выявить основные черты его, сформировать правильное представление об уважительном поведении.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Формирование уважительного отношения одноклассников, сверстников между собой.
  • Развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся.
  • Воспитание чувства коллективизма, сплочённости.
  • Развитие у учащихся самосознания.
  • Развитие у учащихся терпимости к различиям между людьми.

Область применения: средняя школа.  

Формы и методы реализации: беседа с интерактивными играми.

Возраст обучающихся: 5-7 классы.

Планируемые результаты: В ходе проведения внеурочного занятия учащиеся должны получить первоначальное понятие уважения, какими качествами характера обладает личность. Учащиеся должны познакомиться с правилами разрешения конфликтов, возникающими между людьми. Учащиеся должны сформировать собственное понимание уважения, которое поможет им дружно жить вместе и быть терпимыми к чужому образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям.  

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация, памятки, тест, песня «Твори добро».  

ХОД ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Учитель: Добрый день. Я рада всех вас приветствовать!

1. Притча «Ладная семья».

Ребята, прослушайте притчу, и вы поймёте о чём сегодня пойдет речь на нашем занятии.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: Любовь Прощение Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор? Правильно. Сегодня речь пойдет об отношениях людей, о любви, прощении, терпении.  

Мы выявим основные черты уважения, узнаем о его значимости как качества личности, важного для построения позитивных отношений между людьми. Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться и позитивный настрой друг к другу.

Учитель: Начнем. Что такое уважение?    

2. Презентация.

1. Уважение – это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

2. Уважение – готовность быть терпимым, снисходительность;

3.терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

 «…Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»

Это милосердие.

Это сострадание.

Это уважение.

Это доброта души.

Это терпение.

Это дружба

Это гармония в многообразии.

Учитель: Перед вами Цветок уважения. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.

1.Чем они отличаются? Что общего между ними? (На лепестках надписи: «сострадание, прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, уважение прав других, принятие другого таким, какой он есть, уважение прав других»).

Учитель:  Какие бы вы добавили лепестки? Что они означают?

(Ответы ребят, учитель корректирует и направляет)

3. История происхождения понятия уважение, сочувствие.  

Учитель: Ребята, кто скажет, что такое пазлы?

Наш  класс  – это единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой я? Подумайте и послушайте сказку «Слон и мудрецы».

4. Сказка «Слон и мудрецы». 

Учитель: «Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?

– Я знаю, – сказал одни мудрец, – мы ощупаем его

– Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он.

Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.

– Слон похож на веер, – закричал первый мудрец.

Второй потрогал ноги слова.

– Он похож на дерево, – воскликнул он.

– Вы оба неправы, – сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост.

– Слон похож на копьё! – закричал четвёртый.

– Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!

Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, – сказал он, – слон похож на змею!»

– Нет, на верёвку.

– На змею!

– Стена!

– Вы ошибаетесь!

– Нет, я прав!

Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон.

Учитель: О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, какой слон?

Выводы учащихся:  У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.

5. Конфликты

Учитель:   Иногда спор заходит так далеко и если в процессе общения нарушаются правила взаимности, то нередко между людьми возникают конфликты. В переводе с латинского это слово означает «столкновение». Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнеров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо ровных и взаимоприятных они внезапно становятся нетерпимыми, а иногда грозят полным разрывом.

Учитель: В обществе людей иногда возникают конфликты: Как вы думаете, что такое конфликт? Почему он происходит? Как себя вести при конфликте? Есть ли такие правила? Да, есть.   (см. дополнительная информация)

6. Игра за столом «Чем особенен одноклассник, сверстник?»

Ученикам раздаются листы бумаги и ручка. Задаётся вопрос: «Мне интересен одноклассник тем, что…..». Даётся время на размышления. Затем зачитывается без называния фамилий, а  класс  пытается угадать, о ком идёт речь.

Обсуждение.

7. Игра

Учитель:  «Уважительные отношения в семье».  Какими качествами должна обладать такая семья? Продолжите фразу «В моей семье …….»

Ученик 1:  

 В семье все терпимые и терпеливые.

Ученик 2.

 В семье все здоровые, добрые, любящие.

Ученик 3.

 В семье все уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга, окружающие друг друга заботой.

Ученик 4.

В семье все внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга.

Ученик 5.

 В семье все успешные, независимые, счастливые.

Учитель. А может быть город, в котором все относятся друг к другу с уважением и пониманием?  Чем же должен отличаться такой город?  Продолжите фразу «В моём городе…….»

Ученик 1.

В моем городе прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные.

Ученик 2.

В моем городе улицы, дворы и парки чистые, ухоженные.

Ученик 3.

В моем городе река и воздух чистые, природа здоровая.

 Учитель. Представим себе школу.  Чем же должна отличаться такая школа?  Продолжите фразу «В моей школе…….»

Ученик 1.

В моей школе светло и просторно.

Ученик 2.

В моей школе учителя умные, добрые, справедливые.

Ученик 3.

В моей школе учителя понимающие, любящие свое дело, свою работу и детей.

Ученик 4.

В моей школе ученики доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: А наша необъятная Родина, страна.  Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России?  Продолжите фразу «В моей России…….»

Ученик 1.

В моей России власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах.

Ученик 2.

В моей России народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый,  заботящийся о процветании своей родины.

Ученик 3.

В моей России все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой.

Ученик 4.

Моя страна России сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Учитель: Теперь подведём итоги нашего обсуждения.

Учитель: Уважение отменяет собственное мнение или нет?

Ответы учащихся. (Корректировка учителем мнения учащихся)

Учитель: Уважение, принятие чужого мнения вовсе не отменяет собственного мнения. Скорее наоборот, лишь обладая сформировавшимся взглядом на многие окружающие вещи и системой жизненных принципов, можно определить границу, переход которой окажется малоприятной. Можно ли вас считать обладателем этого качества? Или вам еще предстоит набраться опыта, чтобы его приобрести? На эти вопросы ответит следующий тест

8. Тест «Проявляешь ли ты уважение?».

(См. дополнительный материал, подвести обязательно итоги)  

Рефлексия

Ученик :  Стихотворение, автор Александров П.

Уважение - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь.

Понимающим быть – это искусство,

Твердо в этом мы убеждены:

В дружбе и согласии жить должны

Русские и украинцы, башкиры и татары

Ответим друг другу чувством высоким -

И хрупкий мир мы сможем сохранить.

                     

 Учитель: Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что он оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами понимания и поддержки для всех жителей большой планеты Земля. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я понимающая личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Время нашего занятия закончилось, но время вашей жизни продолжается. Распорядитесь им достойно! До свидания.

Прослушивание песни «Твори добро» (желательно, если песню исполнят ученики).

РS: Классному руководителю необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Дополнительный материал.

1. Правила разрешения конфликта.

Первое правило.
Чем-то недовольный человек, выступающий с требованиями, претензиями, обидами и ожидающий изменения поведения другого человека – является инициатором конфликта.
Чувствовать себя обвиняемым, естественно никому не хочется, и поэтому любой нормальный человек будет сопротивляться, т.е. давать отпор. В этом, как раз, и состоит нарушение одного из правил поведения в конфликте.

Не считая людей со склочным, неуживчивым и капризным характером, обычно инициатор конфликта имеет существенную причину своего поведения.

В связи, с чем первое правило поведения в конфликте говорит нам, что нужно справедливо, а главное, терпеливо отнестись к зачинщику конфликта. Не набрасываться, не осуждать и не бранить с первой секунды, но внимательно и доброжелательно выслушать конфликтующую сторону.

Уже этот, первый шаг с Вашей стороны, не даст разгореться искорке конфликтной ситуации, в сжигающий души обеих сторон конфликта не угасающий пожар.
По сему – будьте благоразумны и великодушны!

Второе правило.

Не расширять предмет конфликта.
Под предметом конфликта подразумевается причина недовольства собеседника.

Это правило должен выполнять, в большей мере, инициатор конфликта.
Не соблюдения второго из пяти правил поведения в конфликте, приводит к погрязанию в обвинениях, придирках, уколах, оскорблениях, за которыми пропадает суть самого конфликта. В этой ситуации конфликта, придти к какому-либо правильному решению – не представляется возможным.

К примеру: В семейном конфликте жена точно формулируя свою претензию к мужу, что, мол, она не хочет, чтоб тот курил в комнате (основной предмет), и к этому же сразу добавляет, чтоб муж был бы вообще поаккуратней, не расшвыривал обувь и одежду, и выключал свет в туалете. Здесь налицо расширение предмета конфликта и соответственно нарушение второго правила поведения в конфликте.

К чему может привести такое расширение? Ответ очевиден. Муж начнет защищаться и выговаривать свои претензии. Уйдя с основного предмета недовольства и увеличив количество претензий супруги, просто-напросто поссорятся. Конфликтная ситуация не будет разрешена ни в чью пользу, а частые случаи такого поведения в конфликте, вообще могут привести к разрыву отношений, будь то в супружестве, дружбе, партнерстве или других межличностных отношениях.

Третье правило .

Правило позитивной формулировки конфликтной ситуации.

Это, третье, из пяти правил поведения в конфликте заставляет инициатора конфликта мысленно взвесить все за и против в выдвигаемой претензии. Это правило поможет рассчитать возможные последствия конфликта и возможный удар по взаимоотношениям. Также инициатор конфликта сможет подумать за обвиняемого о предпочитаемом им исходе конфликта.

Пример из семейной жизни: Жена делает отчет, взятый с работы, муж слушает музыку. Жена просит мужа выключить проигрыватель. Ее конкретная просьба «Выключи музыку» — это исход просьбы жены, именно этого она ждет.

Но, в то же время не совсем понятно, то ли ей мешает громкий звук для своей работы, то ли это ее прихоть.
При выполнении правила поведения в конфликте муж должен был бы спросить о том, что конкретно не устраивает жену, громкость, или вообще, прослушивание. Возможно, будет достаточно убавить звук или одеть наушники.

Соблюдение этого правила поведения в конфликте убережет Вас от возможных негативных исходов.

Четвертое правило.

Правило эмоциональной выдержки.
Нередко участники конфликтной ситуации в состоянии справедливо отнестись к инициатору конфликта, правильно определить предмет конфликта, позитивно сформулировать конфликтную ситуацию, но царящий при этом тон разговора может погубить всю ситуацию.

В процессе конфликта, стороны испытывают эмоциональную напряженность. Их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны. Инициатор конфликта, зачастую, предъявляет претензии на повышенных тонах, порой, не выбирая выражений, что может восприняться другим человеком как оскорбление. «Оскорбленный», естественно станет защищаться из чего может разразится огромный и продолжительный конфликт.

Отсюда следует, что надо максимально, по возможности, спокойно и ровно высказываться, точно и продуманно говорить слова.
Выполнение правила поведения в конфликтах, а именно, правило эмоциональной выдержки, позволит избежать «кровопролитного» продолжительного конфликта.

Пятое правило.

Правило обезличенного конфликта.
Самое главное правило поведения в конфликте в том, чтобы избегать личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности.
Нельзя допускать, чтобы претензии переходили в оскорбления личности.

Зачастую у людей сохраняется детский эгоцентризм, это когда любые конфликты с кем бы то ни было, будь то в транспорте (нечаянно толкнули), в магазине (грубый продавец) и др., воспринимаются как сугубо личные, тогда такой человек, с «задетым самолюбием», начинает враждебно относится к своему «обидчику» — отсюда конфликт с негативным исходом, (испорченное настроение, поднятые нервы).

Существует множество примеров как деловых, так и личных бытовых, семейных конфликтных ситуаций возникающих на пустом месте. Все, я думаю, в той или иной степени с ними сталкивались. Поэтому рассматривать их не будем.

Скажу лишь то, что деловые конфликты уладить гораздо проще, чем личные. Т.к. личные конфликты основаны на требованиях изменения человека, его установок, потребностей, характера.

Так если все же можно, хотя бы отчасти, изменить вкусы, привязанности, привычки, то нельзя изменить основные потребности личности, ее темперамента.
В стрессовой, в конфликтной ситуации природные особенности личности обязательно о себе заявят. (Все это не означает, что личность, однажды сформировавшись, не может больше изменяться и совершенствоваться).

  1. ТЕСТ "ПРОЯВЛЯЕШЬ ЛИ ТЫ УВАЖЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА?"

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным. 

 1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

 2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

 3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

 4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

 5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.

 6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

 7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

 8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами. 

Ключ к тесту:

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не уважителен и добр (толерантен)! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность. проект.

рассмотрен вопрос о применении и классификации проектов....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОЕКТЫ ВОСПИТАННИКОВ

В этом разделе сайта представлены проекты моих воспитанников....

Образовательный проект на тему: "Герои Великой Отечественной войны".

Данный проект ориентирован на  детей среднего школьного звена.  Он направлен на расширение  кругозора и круга общения детей. Проект имеет большое значение в деле формирования личн...

Славься отечество, славься страна

Мероприятие, посвященное Дню России...

Проект на тему Герои спорта

Проект на тему Герои спорта...

Проектная деятельность. Проект на тему: "Героям Отечества - Слава!"

Данный проект - разработка, выполненная в рамках внеурочной деятельности обучающихся (6 класс).Великая Отечественная Война 1941-1945 гг.- это страшное событие, через которое прошла наша страна. П...