Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса. Интеллектуальная игра «В стране Русского языка»
план-конспект занятия (7 класс)
Предварительный просмотр:
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
- Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять.
- Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлёбывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом.
- М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь.
- Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот куры почему-то предпочитают их не клевать.
- Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота.
- Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса.
- Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал.
- Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.
- В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них предлагают в комплекте с сердцем.
- Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления слонов.
Ученик :
Вы знаете, сколько слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка, представленным на нашей выставке.
В однотомном ,,Толковом словаре” С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.
В четырёхтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил всё лучшее, что накопила русская лексикология за всё своё существование.
Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: ,,Словарь --- это вся вселенная в алфавитном порядке”.
Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его ,,Толковом словаре живого великорусского языка” более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Учёный-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.
Какие ещё есть словари? ,,Орфографический словарь русского языка”, ,,Словарь ударений”
,,Фразеологический словарь русского языка”, ,,Словарь синонимов русского языка” , ,,Словарь иностранных слов”
Есть и другие языковые словари. В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам.
***
Наш язык---наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. (К.Г. Паустовский)
***
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П. Сумароков)
***
Где нужно--- нежный, трогательный, где нужно--- строгий, серьёзный, где нужно - бойкий и живой, таков наш русский язык. (Л.Н. Толстой)
***
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи. (К.Г. Паустовский)
***
Русский язык в умелых руках и опытных устах---- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен… (А.И. Куприн)
***
С русским языком можно творить чудеса.
(К.Г. Паустовский)
***
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных выражений. Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В.Г. Белинский)
***
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
(Н.В. Гоголь)
***
Язык народа--- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…
(К.Д. Ушинский)
***
Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…
(А.Н. Толстой)
***
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!
(И.С. Тургенев)
***
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни; своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
(А.Н. Толстой)
***
Русский язык - это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот ,,могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся славой и признанием всего человечества.
(Олесь Гончар)
К | |||
О | |||
Н | |||
К | |||
У | |||
Р | |||
С |
З | |||
Н | |||
А | |||
Ю | |||
Щ | |||
И | |||
Х |
Уч-ся 1:
Фразеологизм «дело в шляпе» зародился несколько веков назад, когда почты как таковой еще не существовало. А доставкой срочных сообщений, известий и прочих важных бумаг из одного населенного пункта в другой занимались гонцы. Но такие путешествия были небезопасны, случались нападения грабителей и разбойников. Поэтому, чтобы документы, а раньше их называли «делами», не попали в руки «лихих людей», а также, чтобы не привлекать излишнего внимания сумкой, их стали зашивать в шляпы. Вот такая история. Сегодня «дело в шляпе» употребляют со значением – начатое дело сделано или почти сделано; процесс идет полным ходом, и никаких сомнений в его завершении нет; все будет хорошо.
Уч-ся 2:
БИТЬ БАКЛУШИ --- это выражение возникло в среде крестьян-кустарей, занимавшихся изготовлением мелких деревянных изделий (деревянной посуды, ложек, чашек)
Баклуша --- это чурка, специально приготовленная для выделки из неё ложки или чашки.
Заготовка баклуш считалась самым простым и лёгким делом. Его обычно поручали старикам или подросткам, которые целыми днями сидели и били баклуши.
Бить баклуши --- значит заниматься чем-то пустяковым, бездельничать.
1: Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
2: В нём дыхание зимних бурь
И весеннего неба лазурь,
Думы новых богатырей
И разливы новых морей.
3:Для народов всех в мире стран
Он на дружбу, на братство дан,
Он --- язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
6: Он, как наши мечты, велик.
Я люблю свой родной язык!
городок Занимательной Грамматики
К | |||
О | |||
Н | |||
К | |||
У | |||
Р | |||
С |
З | |||
Н | |||
А | |||
Ю | |||
Щ | |||
И | |||
Х |
городок Занимательной Грамматики
К | |||
О | |||
Н | |||
К | |||
У | |||
Р | |||
С |
З | |||
Н | |||
А | |||
Ю | |||
Щ | |||
И | |||
Х |
Шарада – словесная игра, когда задуманное слово отгадывается по частям, которые представляют собой отдельные слова: мед + ведь = медведь пар + ус = парус
Мой первый слог есть на лице, второй есть у оленя. Соедини их гласной и тогда легко получишь зверя.
+ =
Крик птицы – это первый слог. Второй- известный всем предлог. А третий – бурная волна. Теперь шарада всем ясна.
+ + =
Число и нота рядом с ним, да букву припиши согласную, а в целом – мастер есть один, он мебель делает прекрасную.
+ + =
Мой первый слог- предлог, а во втором мы проживем все лето, а целое от нас и вас давно уж ждет ответа.
+ =
К торжественному крику прибавь согласный звук, чтоб протянулись горы с севера на юг.
+ =
Из первого слога идут пароходы, второй – ты увидишь в лесу. Поставь между ними согласную букву, а целое в школу несу.
+ + =
«Исправь ошибки»
- Исправьте ошибки, приводящие к искажению смысла и запиши в исправленном виде предложение
1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2.Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
«Исправь ошибки»
- Исправьте ошибки, приводящие к искажению смысла и запиши в исправленном виде предложение
1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2.Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Ребята, остановитесь! А вдруг впереди вас ждут непреодолимые опасности? Может, не стоит рисковать? Может, лучше остаться дома? Давайте я предскажу вам по звёздам, каким будет ваше путешествие.
Козерогов ждут неприятности на плоскогорье Знаков Препинания.
Водолеи будут подвержены нападениям пиратов в районе гор Крылатых Выражений.
Рыбам и Овнам надо опасаться перелёта через океан Знаний, так как их могут подвести нетвёрдые знания.
Тельцы и Близнецы должны оказать уважение всем частям речи.
Раки и Львы столкнутся с коварством Падежей.
Девы должны быть вежливы на архипелаге Тонкости Выражений.
Весам и Скорпионам советуем изо всех сил заниматься морфологическим разбором. Стрельцам нужно беречь силы для прохождения острова Ошибок, где орфографический вирус поражает даже самых стойких и опытных путешественников.
В целом путешествие благоприятно подействует на знания учащихся, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка во втором классе "В игре Сказочная страна " с применением игровой технологии.
Урок повторения и закрепления знаний. Дети на уроке попадают в компьютерную игру и проходят три уровня, на пути им встречаются добрые сказочные герои и не только... Работая в группах, ребята помогают ...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7 классов Интеллектуальная игра «Своя игра»
Внеклассное мероприятие составлено по мотивам знаменитой и всеми известной телевикторины "Своя игра". Мероприятие сопровождается красочной презентацией для интерактивной доски. Цели математическо...
Интеллектуальная игра КУХНИ СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА
Очень увлекательная игра-соревнование между двумя командами с интересными заданиями...
Внеклассное мероприятие интеллектуальная игра "Полигон" по английскому языку для 2 класса
внеклассное мероприятие разработано для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК Биболетова М.З. Занятие проводится в конце учебного года....

Методическая разработка по русскому языку для 5 класса Интеллектуальная игра " Родной язык"
разработка...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс
Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок – игра «Турнир знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок &nda...

