Организация экологического воспитания младших школьников посредством применения игровой технологии
статья

Ольга Николаевна Доронина

В статье автор предлагает модель организации воспитательного пространства младших школьников посредством игровой технологии с опорой на экологический аспект. Компьютерные игры и современные мультипликационные фильмы зачастую дают детям искаженное представление о внешнем виде, среде обитания и повадках обитателей нашей планеты. Педагоги, психологи, экологи обращают внимание на все большее отчуждение детей от естественной среды обитания. Возникает так называемый "синдром дефицита природы". Решать эту проблему нужно как можно раньше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация экологического воспитания младших школьников

посредством применения игровой технологии.

Доронина Ольга Николаевна,

Методист ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

 

Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. [1] Компьютерные игры и современные мультипликационные фильмы зачастую дают искаженное представление о среде обитания и повадках обитателей нашей планеты. Такое фрагментарное изучение вопроса, незаинтересованность в сохранении условий для жизни, ведёт к потребительскому отношению к природе в целом и лишению себя важного нравственно-эстетического компонента жизни в частности. Педагоги, психологи, экологи (эксперты, учителя, родители) обращают внимание на всё большее отчуждение детей от естественной среды обитания. Возникает так называемый «синдром дефицита природы». Решать эту проблему нужно как можно раньше.

Младший школьный возраст – это время, когда человек не проявляет личной заинтересованности к окружающему миру, поэтому нужны какие-то интересные игровые приемы и формы организации работы по привлечению внимания к знакомству и изучению природы, к бережному отношению к ней.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество. [2]

Система «Лесных школ» в России отсчитывает свою историю с 1913 года. Идея популярна в разных странах мира и по сей день.  Можно организовать экологическую игру для обучающихся младших классов в своей школе, взяв за основу сказочный персонаж «Школы Мулле» [3] – Лесовичка. Реализовать эту работу можно через систему внеурочной деятельности, составив авторскую программу «Школа Лесовичка», в которой будут предусмотрены как теоретические, так и практические задания детям. Можно составить план воспитательной работы классного руководителя или воспитателя группы продленного дня с опорой на эту игровую модель.

В один из осенних дней в кабинеты 1-2-х классов придут таинственные письма, в которых Лесовичок сообщит о том, что он поселился в школьном сквере/парке. Ему здесь нравится, и он хочет с познакомиться с детьми. Для начала он предлагает ребятам нарисовать свой портрет. Загадки всегда вызывают большой отклик, и дети вместе с родителями могут создать целую портретную галерею. Для создания портрета юным мастерам придется обратиться к художественной и краеведческой литературе, чтобы получить общее представление о том, как могут выглядеть лешие, кикиморы, водяные, ведьмы, домовые. Все работы будут отмечены особым знаком/медалями от Лесовичка.

В следующем своем послании Лесовичок пригласит детей в гости в школьный сквер/парк, предложив найти и собрать интересные сучки, корешки необычной формы, красивые листья. Это его подарок школьникам. Во время этого маленького путешествия хорошо организовать в игровой форме разговор о видах растений парка. Около каждого дерева, кустарника, некоторых травянистых растений экскурсантов встретят подготовленные «знатоки», которые выяснят, что ребята уже знают, а после познакомят с особенностями жизни растений, загадают загадки, вспомнят стихи, поговорят о возможности использования. Стоит вспомнить о правилах поведения в гостях у природы. Из собранного материала можно сделать поделки и оформить выставку «Подарки Лесовичку».

Осень – это время отлета перелетных птиц. Лесовичку удивительно, почему эти веселые жители его нового дома не могут остаться навсегда с ним. Дети найдут ответ на этот вопрос и отправят телеграмму. Лесовичок поблагодарит ребят и обратится с просьбой о помощи зимующим птицам. Для того чтобы помочь, надо узнать, какие птицы зимуют в наших краях и чем они питаются, а чем их подкармливать нельзя. Ребятам можно предложить нарисовать зимующих птиц нашей местности и оформить выставку с пометками о нужных кормах. Дети вместе с родителями узнают, какие виды кормушек могут быть, и сконструируют свои птичьи столовые. Забота о птицах зимой – это очень важное долговременное поручение, поэтому ребят об этом следует предупредить.

В декабре для подведения промежуточного итога работы можно провести праздник, в ходе которого дети и их родители продемонстрируют свои знания о зимующих птицах, защитят проекты и развесят кормушки.

Перед Новым годом Лесовичок посетует на то, что в парке есть места, где люди оставляют ненужные им предметы, и предложит из бросового материала сделать праздничные ёлочки. Это увлекательное занятие не только детей. Работать можно семьями, вместе с классными руководителями. Необычные поделки украсят кабинеты, коридоры школы.

Весной Лесовичку будет интересно узнать, какие цветы могут расти на клумбах около школы. Он предложит своим друзьям вырастить рассаду. Новая идея станет толчком для появления новых клумб. Это будет добрая акция, которая украсит облик любимой школы. Вложив свой труд, свою заботу, младший школьник получит не только новые знания, но и новый взгляд на окружающий его мир природы.

Итогом всей этой работы в мае может стать игра по станциям «Праздник русской березки», на котором Лесовичок (кукла или костюмированный персонаж) впервые появится перед ребятами. Праздник лучше провести на школьном дворе, проведение станций доверить родителям школьников. В ходе подготовки к событию ребята выучат стихи, песни, узнают интересные факты, познакомятся с целебными свойствами березы. Начать праздник можно с хоровода. Задания на станциях не вызовут затруднений у детей: «Песенная» (исполнить песню, где встречается слово «береза»), «Образная» (рисунки березовыми угольками на бумаге), «Поэтическая» (прочить стихи об одном из самых любимых деревьев русского народа), «Лекарственная» (назвать целебные свойства березы по предметам: дегтярное мыло, банный веник и др.), «Удивительная» (викторина).

Эта большая игра длиной в учебный год поможет расширить кругозор детей, углубить их знания и представления о живой природе, развить коммуникативные умения, начать формирование основ экологической культуры, научит проявлять заинтересованность в изучении окружающего мира, быть добрее, видеть прекрасное.

Источники:

  1. https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-teoriya-i-praktika-po-fgos.html 
  2. https://infourok.ru/programma-na-temu-ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-ramkah-realizacii-fgos-1298264.html
  3. https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/detstvo_s_nbsp_mulle/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии."

Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Но актерское...

Реферат "Экологическое воспитание младших школьников"

Экологическое воспитание школьников...

Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".

Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста"

Методическая разработка показывает какие игровые технологии могут быть применены на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста....