РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я-ты-он-она вместе целая страна»
рабочая программа (5 класс)

Моисеева Татьяна Анатольевна
Программа внеурочной деятельности «Я-ты-он-она — вместе целая страна» предназначена для обучающихся 5-х классов и разработана с целью активной социализации школьников, приобщения их к традиционным российским духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Цель программы: Формирование у обучающихся личностных отношений к социальным нормам, духовно-нравственным ценностям и традициям, развитие инициативности, самостоятельности и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-ty-on-ona_vmeste_tselaya_strana.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области‌‌

‌муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение‌

средняя общеобразовательная школа № 8 имени А. Г. Ломакина

СОГЛАСОВАНО

руководитель методического совета

________________________

Свистёлкина И.А.

Протокол от 30 августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО

директор МОБУ СОШ № 8 им. А. Г. Ломакина

________________________

Булычева И.Ю.

Приказ  от 31 августа 2023 г. № 374

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Я-ты-он-она вместе целая страна»

(основное общее образование)

Класс – 5в

Срок реализации – 2023-2024  учебный год

                                               

г. Таганрог

2023

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-ты-он-она вместе целая страна» (далее – Программа) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; письма Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»). Данная Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России».

        Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3.Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

4. Планируемые результаты внеурочной деятельности.

5. Тематическое планирование.

 Содержание курса внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации

Событие «Моя школа — мои возможности» (7 часов)

Какие мы? Маршруты нашей школы. Школьные старты. Мы — команда.

Форма организации: беседа, игры, квест-игра.

Виды деятельности: познавательная, игровая.

Событие «Моя семья — моя опора» (5 часов)

 История моей семьи.  Семья — начало всех начал. Правила счастливой семьи.

Форма организации: беседа, игры, викторины, работа в группах

Виды деятельности: познавательная, игровая.

Событие «Мой выбор — моя ответственность» (9 часов)

 Моя гражданская позиция: почему важно выбирать. Свобода и ответственность. Цифровая грамотность и безопасность в сети. Безопасное использование цифровых ресурсов. Финансовая безопасность. Планируем бюджет.5 правил финансовой грамотности. Мы выбираем.

Форма организации: беседа, игры, викторины, работа в группах.

Виды деятельности: познавательная, игровая.

Событие «Мои знания — моя сила»» (6 часов)

 Чудеса науки. Правильные привычки: здоровое питание. Правильные привычки: правила безопасности. В здоровом теле — здоровый дух.

 Форма организации: беседа, игры, работа в группах

Виды деятельности: познавательная, игровая.

Событие «Моя страна — моя история (5 часов)

 Аллея памяти. Живет герой на улице родной. Через года, через века помните. Зарница.

Форма организации: беседа, игры, работа в группах

Виды деятельности: познавательная, игровая.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты

        – гражданское воспитание: активное участие в жизни местного сообщества, родного края, страны; представление о правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;

– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов нашей страны;

– духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;

– эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять

собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии;

– трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

– экологическое воспитание: ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды; повышение уровня экологической культуры;

– ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания.

Метапредметные результаты

 Познавательные результаты

 Базовые логические действия:

•        выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

•        устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

•        с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

•        предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

•        выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

•        выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

•        делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

•        самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

 Базовые исследовательские действия:

•        использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

•        формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

•        формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

•        проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

•        оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

•        самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

•        прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

 Работа с информацией:

•        применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

•        выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

•        находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

•        самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

•        оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

•        эффективно запоминать и систематизировать информацию.

 Коммуникативные результаты

Общение:

•        воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

•        выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

•        распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

•        понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

•        в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

•        сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

•        публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

•        самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

 Совместная деятельность:

•        понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

•        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

•        уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

•        планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

•        выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

•        оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

•        сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

 Регулятивные результаты

 Самоорганизация:

•        выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

•        ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

•        самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

•        составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

•        делать выбор и брать ответственность за решение;

 Самоконтроль:

•        владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

•        давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

•        учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

•        объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

•        вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

•        оценивать соответствие результата цели и условиям

Эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других,
  • выявлять и анализировать причины эмоций,
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения,
  • регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку и его мнению, признавать свое право на ошибку ми такое же право других,
  • принимать себя и других не осуждая,
  • открытость себе и другим,
  • осознавать невозможность контролировать все вокуруг.

 Тематическое планирование

№ п.п

Наименование раздела

Количество часов

Форма проведения занятия

Электронно- образовательные ресурсы

Моя школа — мои возможности

1

 Какие мы?

1

Беседа

Институт изучения детства, семьи и воспитания https://институтвоспитания. Рф/programmyvospitaniya/ ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii/

2-3

Маршруты нашей школы

2

Работа в группах

4

Школьные старты (подготовка)

1

Работа в группах

5

 Школьные старты

1

Беседа

6-7

Мы — команда

2

Игра

Моя семья — моя опора

8

 История моей семьи

1

Беседа

Институт изучения детства, семьи и воспитания https://институтвоспитания. Рф/programmyvospitaniya/ ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii/

9

Семья — начало всех начал

1

Работа в группах

10

 Правила счастливой семьи (подготовка)

1

Беседа

11-12

Правила счастливой семьи

2

Викторина

Мой выбор — моя ответственность

13

 Моя гражданская позиция: почему важно выбирать

1

Беседа

Институт изучения детства, семьи и воспитания https://институтвоспитания. Рф/programmyvospitaniya/ ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii/

14

 Свобода и ответственность

1

Игра

15

 Цифровая грамотность и безопасность в сети

1

Викторина

16

Безопасное использование цифровых ресурсов

1

Беседа

17

Финансовая безопасность

1

Работа в группах

18

Планируем бюджет

1

Игра

19

 5 правил финансовой грамотности

1

Беседа

20-21

 Мы выбираем

2

Работа в группах

Мои знания — моя сила

22-23

 Чудеса науки

2

Проектная деятельность

Институт изучения детства, семьи и воспитания https://институтвоспитания. Рф/programmyvospitaniya/ ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii http://www.school101.ru/images/Kalmykova http://www.school101.ru/images/Kalmykova

24

Правильные привычки: здоровое питание

1

Беседа

25

Правильные привычки: правила безопасности

1

Игра

26-27

В здоровом теле — здоровый дух

2

Игра

Беседа

Моя страна — моя история

28

 Аллея памяти

1

Беседа

Институт изучения детства, семьи и воспитания https://институтвоспитания. Рф/programmyvospitaniya/ ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii

29

Живет герой на улице родной

1

Викторина

30

Через года, через века помните…

1

Проектная деятельность

31-32

Зарница

2

Игра

33-34

Итоговое занятие

2

Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный праздник "Я,ты,он,она - вместе целая страна!"

Праздник для учащихся с ограниченными возможностями здоровья...

Классный час ко Дню народного единства "Я, ты, он, она - вместе целая страна"

Классный час для учащихся  6-7 класса ко Дню народного единства....

Праздник Дружбы народов "Вместе целая страна!"

Праздник, приуроченный дню Всемирному дню толерантности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-ты-он-она вместе целая страна" для 5 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе...