Рабочая программа "Разговоры о важном" 7 класс 2025-2026 учебный год
рабочая программа (7 класс)
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» предназначена для обучающихся 7 класса с нарушением интеллекта. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Федеральной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». (Зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства Просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- Письма Департамента госполитики и управления в сфере общего образования от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
- Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с нарушением интеллекта казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции обучающегося, необходимой ему для дальнейшей успешной социализации и ответственного поведения в обществе.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что она способствует:
-формированию российской гражданской идентичности обучающихся;
-формированию осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
-выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
-развитие у обучающихся общекультурной компетентности;
-осознание своего места в обществе;
-расширение кругозора;
-создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности.
Введение курса «Разговоры о важном» подтверждается потребностями современной жизни и помогает решать задачи патриотического, нравственно-этического воспитания. В программу включено более глубокое знакомство обучающихся с богатым миром традиций и культуры народов России, отечественной историей.
Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках реализации программы воспитательной деятельности отвечает целям и задачам формирования и развития жизненных компетенций обучающихся с нарушением интеллекта.
Цель программы – формирование ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, ее уникальной истории, населяющим ее людям, богатой природе и великой культуре.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» решает следующие задачи:
- развитие интереса к познанию родной истории и пониманию сложностей современного мира;
- формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
- расширение знаний о техническом прогрессе страны и сохранение её природы;
- формирование повседневной культуры поведения с позиции нравственных и правовых норм, доброжелательного отношения к окружающим и ответственного отношения к собственным поступкам;
- привлечение внимания к мировой художественной культуре и ценностям государства;
- воспитание доброты, любви и уважения к себе и другим людям на примере образов положительных героев прошлых лет и современности.
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» реализуется с учетом особых образовательных потребностей разных возрастных групп обучающихся с нарушением интеллекта, их индивидуальными особенностями здоровья, развития, организации образования.
Организуемые педагогами виды деятельности с участием обучающихся с нарушением интеллекта должны учитывать своеобразие психофизического, в том числе социально-эмоционального развития данной категории обучающихся. Важно учитывать чувства и интересы обучающихся с разным жизненным опытом, разными сенсорными и коммуникативными возможностями.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающимся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам:
- беседы;
- деловые игры;
- викторины;
- интервью;
- блиц- опросы.
Виды деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- досугово — развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- трудовая деятельность.
Внеурочные занятия программы «Разговоры о важном» планируются с учетом требований 1 варианта ФАООП УО и особых образовательных потребностей обучающихся данной категории.
Материал должен быть сокращен и адаптирован в соответствии с требованиями ФГОС УО. Содержательная часть занятий строиться на основе доступности и вариативности в соответствии с индивидуальными особенностями и жизненным опытом каждого ученика. Адаптированные сценарии занятий могут быть использованы в работе учителя при организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта при следующих условиях:
1) с возможностью сохранения структуры занятия;
2) со значительной корректировкой их содержательной части.
А также предполагает использование интерактивных форм, игровых приемов, наглядно-практических методов обучения и предусматривает дополнительный отбор, адаптацию по содержанию и форме предъявления стимульного иллюстративного материала.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности с учетом особенностей его освоения обучающимися
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
- соответствие датам календаря;
- значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, «День учителя», «День народного единства», «День защитника Отечества», «Одна страна – одни традиции» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС», «Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова», «День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека», «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского». В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К примеру: «Что значит быть взрослым?», «С заботой к себе и окружающим», «Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра)» и др. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
- историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
- историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
- историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
- каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
- семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
- патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
- любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине;
-патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
- доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
- благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
- семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
- каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
- обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;
- семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День матери)», «Одна страна - одни традиции» и др.
6. Культура России
- культура общества - это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
- российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
- культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского».
7. Наука на службе Родины
- наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
- в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
- в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День российской печати», «Герои космической отрасли», «Гражданская авиация России», «Медицина России» и др. Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как не учебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
На проведение занятия отводится 30 минут. Занятие состоит из трех частей: мотивационная (3-5 мин), основная (до 20 мин) и заключительная (5-7 мин). При отборе содержания занятий учитываются современные научные знания и требования жизни общества, а также региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где находится образовательное учреждение. Задания подбираются с учётом особенности познавательной, эмоционально волевой сфер и учебной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
III. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» по социальному направлению входит в вариативную часть учебного плана.
Количество часов регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа – интернат» на 2025 – 2026 учебный год и составляет 32 часа в год (1 час в неделю).
IV. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения обучающимися 8 класса с нарушением интеллекта программы внеурочного курса «Разговоры о важном» представлены личностными и предметными результатами.
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к государственным символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет - среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Предметные результаты освоения обучающимися с нарушением интеллекта программы внеурочного курса «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики учебных предметов:
Представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Программа курса внеурочной деятельности обеспечивает достижение учащимися 9а классов базовых учебных действий:
Личностные учебные действия:
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять контроль за своими поступками в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны через решение практических задач.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Способы проверки ожидаемого результата.
Отслеживание результативности освоения программы внеурочного курса «Разговоры о важном» осуществляется следующим образом:
- выполнение практических и творческих работ;
- выполнение интерактивных заданий;
- участие в интернет - конкурсах, олимпиадах и проектах по предметам обязательной части учебного плана;
- участие в общешкольных внеклассных мероприятиях.
V. Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» в 9а классе связано с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Зачем человеку учиться? Обучение - важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык - государствен- ный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь - признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура - признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение - это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству - фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей - залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов - изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество - совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека - основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности - естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия - жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия - страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности - неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации - основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть - внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи - хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес - ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес - это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой - реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература - настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. Русский театр - это не просто сцена и кулисы, это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны. Театр - семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда - это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась история нашей страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помог
V. 1 Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов |
1. | Зачем человеку учиться? | 1 |
2. | Русский язык в эпоху цифровых технологий. | 1 |
3. | Цифровой суверенитет страны. | 1 |
4. | Мирный атом. День работника атомной промышленности. | 1 |
5. | О творчестве. Ко Дню музыки. | 1 |
6. | Что такое уважение? Ко Дню учителя. | 1 |
7. | Как понять друг друга разным поколениям? | 1 |
8. | О городах России. Ко Дню народного единства. | 1 |
9. | Общество безграничных возможностей. | 1 |
10. | Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. | 1 |
11. | Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. | 1 |
12. | Профессия — жизнь спасать. | 1 |
13. | Домашние питомцы. Всемирный день питомца. | 1 |
14. | Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. | 1 |
15. | Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. | 1 |
16. | Совесть внутри нас. | 1 |
17. | Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. | 1 |
18. | Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. | 1 |
19. | Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. | 1 |
20. | Как создавать свой бизнес? | 1 |
21. | Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. | 1 |
22. | Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? | 1 |
23. | Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. | 1 |
24. | День наставника. | 1 |
25. | Всемирный день поэзии. | 1 |
26. | Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. | 1 |
27. | Как справляться с волнением? | 1 |
28. | 65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. | 1 |
29. | Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. | 1 |
30. | Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. | 1 |
31. | Песни о войне. Ко Дню Победы. | 1 |
32. | Ценности, которые нас объединяют. | 1 |
Всего: | 32 | |
VI. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
Освоение программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для поддержки процесса развития и воспитания обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта:
Демонстрационные и печатные пособия:
- магнитная доска;
- демонстрационные карточки: портреты известных ученых, писателей, космонавтов;
- наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте образования для учащихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Технические средства обучения:
- ноотбук ICL RA Ybook (nb2946)
- многофункциональное устройство;
- мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- интерактивный комплекс;
- документ-камера;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по математике.
Учебно - методическое обеспечение курса внеурочной деятельности
1. Ликум А. Детская энциклопедия «Все обо всем».
2. Гуркова И.В. Энциклопедический словарь для детей от А до Я.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Методическое обеспечение занятий по проекту «Разговоры о важном»: методические материалы, сценарии, инструкции, видеоматериалы, интерактивные элементы, презентации, плакаты: https://razgovor.edsoo.ru/
2. Telegram - канал проекта «Разговор о важном»: t.me/razgovory_o_vazhnom
3. ВК сообщество, «Разговоры о важном» https://vk.com/razgovorovazhnom
VII. Календарно – тематическое планирование
I четверть (8 часов)
№ п/п | Темы занятий | К-во часов | Основное содержание | Виды деятельности обучающихся | Дата | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1. | Зачем человеку учиться? | 1ч | Обучение - важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования. Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 01.09 | |
2. | Русский язык в эпоху цифровых технологий. | 1ч | Русский язык - государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и понятная речь - признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации. Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 08.09 | |
3. | Цифровой суверенитет страны. | 1ч | Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира. Формирующиеся ценности: патриотизм, права и свободы человека. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 15.09 | |
4. | Мирный атом. День работника атомной промышленности. | 1ч | Мирный атом - это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 22.09 | |
5. | О творчестве. Ко Дню музыки. | 1ч | Русская культура - признанное мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 29.09 | |
6. | Что такое уважение? Ко Дню учителя. | 1ч | Уважение - это понимание безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству - фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Формирующиеся ценности: взаимоуважение, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 06.10 | |
7. | Как понять друг друга разным поколениям? | 1ч | Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей – залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом. Формирующиеся ценности: крепкая семья. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 13.10 | |
8. | О городах России. Ко Дню народного единства. | 1ч | Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов - изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины. Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 20.10 | |
Всего в 1 четверти | 8ч | |||||
II четверть (9 часов)
№ п/п | Темы занятий | К-во часов | Основное содержание | Виды деятельности обучающихся | Дата | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1. | Общество безграничных возможностей. | 1ч | Современное общество - совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека - основа гармоничных отношений в обществе. Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 05.11 | |
2. | Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. | 1ч | Генетика и селекция - перспективные области науки, улучшающие жизнь общества. Уникальные научные достижения российских ученых прошлого и настоящего. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии. Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 10.11 | |
3. | Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. | 1ч | Конфликты и трудности - естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций. Формирующиеся ценности: взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 17.11 | |
4. | Профессия — жизнь спасать. | 1ч | Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. | Познавательная Эвристическая беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 24.11 | |
5. | Домашние питомцы. Всемирный день питомца. | 1ч | Роль домашних питомцев в жизни человека. Бережное отношение к питомцам и ответственность за их жизнь - качества владельца домашних животных. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Правила безопасности при общении с животными. Формирующиеся ценности: милосердие. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 01.12 | |
6. | Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. | 1ч | Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности - неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества - выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество. Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 08.12 | |
7. | Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. | 1ч | Конституция Российской Федерации - основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость - одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей? Формирующиеся ценности: справедливость, жизнь, достоинство, права и свободы человека. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 15.12 | |
8. | Совесть внутри нас. | 1ч | Совесть - внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 22.12 | |
9. | Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. | 1ч | Зимние каникулы - это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких. Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России, взаимопомощь. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 29.12 | |
Всего во 2 четверти | 9ч | |||||
III четверть (9 часов)
№ п/п | Темы занятий | К-во часов | Основное содержание | Виды деятельности обучающихся | Дата | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1. | Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. | 1ч | История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм - это труд большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой сферы. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, гуманизм. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 12.01 | |
2. | Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. | 1ч | Российские музеи - хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея - крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей? Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 19.01 | |
3. | Как создавать свой бизнес? | 1ч | Бизнес - ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес - это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране. Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 26.01 | |
4. | Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. | 1ч | Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым? Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 02.02 | |
5. | Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? | 1ч | Дипломатия - важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, многонациональное единство. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 09.02 | |
6. | Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. | 1ч | Герой - реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя? Формирующиеся ценности: патриотизм, единство народов России. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 16.02 | |
7. | День наставника. | 1ч | День наставника - важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника? Формирующиеся ценности: служение Отечеству, созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 02.03 | |
8. | Всемирный день поэзии. | 1ч | Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература - настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться? Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 16.03 | |
9. | Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. | 1ч | Российская драматургия, опера и балет - часть мирового наследия. Театр - целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России. Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 23.03 | |
Всего во 3 четверти | 9ч | |||||
IV четверть (6 часов)
№ п/п | Темы занятий | К-во часов | Основное содержание | Виды деятельности обучающихся | Дата | |
Планируемая | Фактическая | |||||
1. | Как справляться с волнением? | 1ч | Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться? Формирующиеся ценности: жизнь. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий | 06.04 | |
2. | 65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. | 1ч | Россия - одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли - приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты. Формирующиеся ценности: служение Отечеству, историческая память. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 13.04 | |
3. | Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. | 1ч | Состояние планеты - личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя? Формирующиеся ценности: созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 20.04 | |
4. | Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. | 1ч | Команда - это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны. Формирующиеся ценности: коллективизм, созидательный труд. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 27.04 | |
5. | Песни о войне. Ко Дню Победы. | 1ч | Военные песни как способ отражения истории народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей? Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 06.05 | |
6. | Ценности, которые нас объединяют. | 1ч | Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности - это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ. Формирующиеся ценности: традиционные российские духовно-нравственные ценности. | Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа в группах, выполнение творческих заданий. | 18.05 | |
Всего в 4 четверти | 6ч | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5-7 классы 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по истории 5-7 классы на 2025-2026 учебный год. В содержание внесены темы учебного курса "История нашего края" для Санкт-Петербурга...

Рабочая программа Основы безопасности и защиты Родины 8 - 9 класс 2025 - 2026 учебный год
Рабочая программа по основам безопасности и защиты Родины (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, феде...

Рабочая программа учебного предмета "Физика.Базовый уровень", 7-9 класс 2025-2026
Рабочая программа учебного предмета "Физика.Базовый уровень", 7-9 класс 2025-2026...

Рабочая программа учебного предмета "Физика.Базовый уровень", 10-11 класс 2025-2026
Рабочая программа учебного предмета "Физика.Базовый уровень", 10-11 класс 2025-2026...

Рабочая программа по Музыке 5 - 8 класс 2025 - 2026 учебный год
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс 2025-2026 учебный год
Календарно-тематическое планирование по биологии 5-9 класс на 2025-2026 учебный год....

Рабочая программа по биологии 10-11 класс 2025-2026 учебный год
Рабочая программа по биологии (КТП) 10-11 класс 2025-2026 учебный год...


