Профориентационные уроки, направленные на выявление и формирование интересов и склонностей детей младшего школьного возраста.
рабочая программа
Урок-основная форма организации познавательной деятельности детей, поэтому его роль остается центральной в решении задач раннего проявления интереса к профессиям, закрепления этого интереса и расширения знаний школьников о современном мире профессий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Профориентационные уроки, направленные на выявление и формирование интересов и склонностей детей младшего школьного возраста.
Комплексно-целевая программа обеспечения сопровождения профессионального самоопределения учащихся
Цель работы | Виды работы | Ответственный |
Формирование у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей | Беседы о труде людей осенью, зимой, весной, летом, истории вещей, которые окружают детей и др. | Учитель |
Знакомство с профессиями родителей и знакомых | Конкурс на лучший рисунок о труде, песен о труде, рассказ о профессиях родителей, родственников, знакомых. Профориентационные игры. | Учитель |
Работа с родителями | Родительские собрания: «Воспитание трудовых навыков в семье», «Психологические особенности младшего школьного возраста», «Развитие интересов и склонностей детей младшего школьного возраста». | Учитель, психолог |
Работа с учителями | Семинар для учителей начальных классов «Формы и методы профориентационной работы в начальной школе». | Администрация |
Урок - основная форма организации познавательной деятельности детей, поэтому его роль остается центральной в решении задач раннего проявления интереса к профессиям, закрепления этого интереса и расширения знаний школьников о современном мире профессий.
Задачи профориентационных уроков могут быть сформулированы следующим образом:
- Систематически вооружать учащихся в доступной для них форме профориентационными (информационными) знаниями.
- Стимулировать к самопознанию, воспитывать потребность в постоянной самооценке своих реальных возможностей и самовоспитания профессионально важных качеств.
Темы уроков:
- Профессии людей.
- Кем я хочу стать?
- Все профессии важны.
- К нам в гости пришел «Парикмахер».
Тема: «Профессии людей».
Цель: учить называть основные профессии и предметы – помощники.
Задачи:
Образовательные:
- актуализация знаний по теме «Профессии»,
- закрепление знаний о делении слов на слоги.
Коррекционные:
- расширение словарного запаса по лексической теме «Профессии».
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование навыка деления слов на слоги;
- развитие связной речи;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- развитие выразительности речи;
- развитие мышления.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям разных профессий.
Ход занятия
I. Орг. момент
II. Сообщение темы
- Как называется наша страна?
- Что можно сказать о нашей стране?
- Кто делает нашу страну большой, красивой, богатой? (Люди разных профессий)
- А что такое профессия? (Это основное занятие человека, его трудовая деятельность)
- Что нужно для того, чтобы получить профессию?
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о профессиях)
III. Актуализация знаний по теме
1.Игра на внимание «Кто больше назовет профессий»
2.Физкультминутка «Летчик»
Быть шофером хорошо («рулят»)
А летчиком лучше.
Я бы в летчики пошел, («руки в стороны»)
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, («наливают»)
Завожу пропеллер: («круговые движения правой рукой»)
«В небеса мотор вези, («руки в стороны»)
Чтобы птицы пели».
3.Игровое упражнение «Кто что делает?»
- Мяч волшебный получай, на вопросы отвечай!
Врач – лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы.
Повар – готовит завтрак, обед, ужин.
Водитель – водит машину, перевозит грузы.
Учитель – учит детей читать, писать, считать.
Строитель – строит здания.
Пожарный – тушит пожары, спасает людей.
4.Игровое упражнение «Кому это нужно?»
Классификация картинок по тематическим признакам.
-Выберите себе профессию и найдите инструменты, которые нужны для работы.
Что нужно для работы поваром? (Плита, посуда, продукты, халат, колпак.)
Что нужно для работы врачу? (Врачу нужны лекарства, градусник, халат, шапочка.)
Что нужно для работы водителю? (Руль, насос, ключ)
Что нужно для работы пожарному? (Каска, пожарная машина, огнетушитель, рукав с водой)
Что нужно для работы строителю? (Каска, кирпич, бетон, подъемный кран.)
5.Игровое упражнение «Четвертый лишний»
- Я буду называть инструменты, которые используют люди определенной профессии. Один из этих инструментов к этой профессии не относится. Назовите это слово. Кому нужны эти инструменты?
Ножницы, весы, зеркало, расческа (парикмахер)
Пила, таблетки, градусник, шприц (врач)
Сковорода, нож, половник, краски (повар)
- Определите на слух самое короткое слово?
- Как вы определили? Посчитали количество слогов в каждом слове.
6.Игровое упражнение «Кому принадлежит фраза?»
- Человек какой профессии может так сказать:
- Несите кирпич, цемент!
- Как вас подстричь?
- Откройте рот и скажите : «А-А-А!»
- Сколько кг картошки вам взвесить?
- По какому адресу привезти вам мебель?
7.Игровое упражнение «Овощной салат для всех»
- Кто же нам приготовит салат? (Повар)
Сколько в слове-названии овоща слогов, столько будет и кусочков для салата.
Словарь: помидор, огурец, картофель, перец, лук, баклажан, капуста.
8.Пословицы о труде
- Ребята, не забывайте, что все профессии важны, все профессии нужны.
- Давайте вспомним пословицы о труде.
Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
IV. Итог занятия
- О чем мы с вами говорили?
- А вы кем хотите стать, когда подрастете?
Тема: «Кем я хочу стать?»
Цель:
- Познакомить с понятием «профессия», расширить знания детей о многообразии мира профессий;
- Корригировать низкую активность восприятия, устойчивость внимания, аналитическую и синтетическую функции деятельности;
- Формировать интерес к профессиям.
Ход занятия
I. Организационный момент
(звучит музыка)
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Отгадывание загадок
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки и решим кроссворд (загадки о профессиях). Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте:
1) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?
2) Кто в дни болезней всех полезней?
И лечит нас от всех болезней?
3) В доме 10 этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
4) Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак?!
5) Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать?
6) С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто?
7) Зарю поёт селу петух –
Коров на луг ведёт….
8) Хозяин книг и книжный лекарь.
Так кто же он?
9) В небе синем самолёт,
Управляет им …..
- Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках. Хором (профессии).
- Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего занятия «Все профессии важны» (на доске запись).
III. Сообщение темы и цели.
- А сейчас мы поговорим о профессиях.
- Что же такое профессии? Как вы думаете?
- Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:
«Профессия – это основное занятие человека».
- На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе.
Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно хорошо учиться.
- Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
- Учитель зачитывает стихотворение:
Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь,
За что ни возьмись, нужно мастером стать.
И дело любое уметь выполнять!
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись мастерить,
Недаром ребятам смекалка дана
Во всём и везде помогает она.
Умей, если нужно заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье,
Будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.
IV.Задание «Угадай профессию»
- Я буду показывать рисунки с изображением людей разных профессий, ваша задача - назвать профессию и сказать, чем занимается этот человек. Задание понятно? (показываю рисунки, дети объясняют, вывешиваю его на доску).
Пожарный (тушит пожары).
Художник (рисует картины).
Продавец (продает продукты, различные товары).
Парикмахер (делает стрижки людям).
Почтальон (приносит людям газеты, журналы, письма).
Дворник (убирает улицы, дворы).
Часовщик (ремонтирует часы).
Машинист (водит поезда).
Сапожник (ремонтирует обувь).
- Молодцы, справились и с этим заданием.
Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
- Немного отдохнули?! Тихо сели, продолжаем работу..
V. Задание «Кто так говорит?»
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:
- «Кому добавки?» (повар).
- «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
- «Большое спасибо за покупку» (продавец).
- «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
- «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
- «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
- «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).
- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.
VI. Показ рисунков «Кем я мечтаю быть?»
- О разных профессиях мы с вами сегодня говорим. А кем хотели бы вы стать в будущем? Задумывался ли кто-нибудь из вас об этом? Мечтал? Вам слово.
(Дети показывают свои рисунки, по цепочке, 2-3 предложениями объясняют свой выбор. Вешают рисунки на доску).
- Важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно избрать свой путь в дальнейшей жизни.
VII. Итоги.
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.
Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?
- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
Беседа на тему: «Все профессии важны».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания о профессиях родителей;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь:
- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Коррекционные:
- развивать слуховое внимание у детей;
- развивать зрительное внимание;
- формировать реалистические представления о труде людей;
Воспитательные:
- формировать понимание значения труда людей разных профессий и ценить результаты труда.
Ход беседы:
Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о чем же оно:
Нужно сшить – зови портного,
Модельера пригласи.
Хочешь есть – поможет повар,
Блюдо у него проси.
Если хочешь быть красивым,
К парикмахеру иди.
Украшение на праздник
Ювелиру закажи.
Туфли подобьёт сапожник,
Разрисует всё художник.
И цветочница цветы
Срежет вам для красоты.
Часовщик часы починит,
Массажист усталость снимет,
Врач больного исцелит,
Словно доктор «Айболит».
Тренер сильным стать поможет,
Вас заснять фотограф может.
А кондитер вкусный торт
К дню рожденья испечёт.
Почту вовремя доставит
Самый быстрый почтальон.
И таксист домчит вас быстро,
Все дороги знает он.
Чтобы людям всем помочь,
Трудятся они и день и ночь.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Дети отвечают, о чем это стихотворение (о профессиях).
Учитель: Правильно! А знаете ли вы, что такое профессия?
Профессия-это труд,которому человек посвящает свою жизнь. У всех взрослых людей разные профессии. Назовите, какие профессии вы знаете?
Дети по очереди рассказывают о профессиях. При необходимости учитель помогает ребенку с ответом.
– Молодцы. Давайте сейчас немного поиграем. Я начну предложение и кину мяч. Тот, кто из вас его поймает, продолжит моё предложение.
Врач людей… (лечит).
Учитель детей… (учит).
Пожарный Повар обед… (варит, готовит).
Парикмахер волосы… (стрижет, укладывает, причёсывает).
Полицейский за порядком… (следит).
Портниха одежду… (шьет, чинит).
Пекарь хлеб… (печет).
Доярка коров… (доит, кормит).
Тракторист в поле… (пашет).
Строитель дома… (строит).
Продавец в магазине… (продает).
Учитель: Очень хорошо вы поиграли и правильно отвечали. Я думаю, вы готовы для следующего задания. Мы проведем игру «Я знаю профессии». Каждый из вас по очереди будет выполнять задание и получать за это солнышко (карточка).
- Задание 1. Посмотрите, какие я вам покажу картинки. На них изображены люди разных профессий. Каждый по очереди будет называть профессию. Если вы затрудняетесь с ответом, ребята вам помогут. Учитель показывает изображения представителей разных профессий (10-16 картинок). Дети по очереди дают ответы (помощь детей, учителя).
- Задание 2. Вы будете отгадывать загадки. Правила остаются те же.
- Причесываю, стригу,
Модную прическу сделать могу. (Парикмахер.)
- Целый день кручу баранку,
Чтоб людей всех развезти.
Нужно их доставить быстро,
Адрес правильно найти. (Таксист.)
- Веду отважно самолёт.
Людей и груз беру на борт. (Пилот.)
- На границе я служу.
Службой очень дорожу. (Пограничник.)
- Вам продам любой товар,
Упакую в целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить вам предложу. (Продавец.)
- Шить умею и кроить
И заплатку прикрепить. (Портной.)
- Я работаю в саду, но не где деревья.
Я всему детей учу. Прихожу в сад первой. (Воспитатель.)
- Почему меня боятся взрослые и дети?
Ведь жужжащая машина людям зубы лечит! (Стоматолог.)
- Учу я детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)
- Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)
- С огнем бороться мы должны –
С водою мы напарники.
В беде мы людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные.)
- Скажи-ка, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки обеды? (Повар.)
– Вот и закончилась наша игра. Вам понравилось? Что вам больше всего понравилось? Давайте теперь подведем итоги.
(Подсчет карточек)
Вы все большие молодцы, ребята! В нашей игре все друг другу помогали и набрали ровное количество карточек! А это значит, что мы команда и победила – дружба!
Тема: « К нам в гости пришел «Парикмахер».
Цели и задачи: Создать условия для расширения представления у ребенка о профессии «Парикмахер»
Формировать представления об инструментах мастера и их назначении.
Воспитывать уважение к труду взрослых, трудолюбие, усидчивость.
Формируемые понятия:
Оборудование и дидактические материалы: Различные аксессуары (шампунь для волос, расчески, фен, ножницы, зеркало, полотенце). Журналы с модными прическами.
Организационный момент.
Установка зрительного и тактильного контакта. Фиксация взгляда на лице учителя.
Вызывание положительных реакций, установка положительного эмоционального фона.
Поглаживание ребенка по руке. Приветствие.
Вводная часть.
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Пострижёт вас современно.
Кто это? Парикмахер.
Сегодня на занятии мы будем играть. А игра называется… - (Парикмахерская).
- Каждой девочке и мальчику хочется быть красивыми и опрятными.
- Приятно ли вам будет смотреть на человека нестриженного, нерасчесанного, неопрятного?
- Конечно, нет. Надо ухаживать за собой. Мыть голову, расчесывать волосы и постригать их.
А в этом нам поможет - парикмахер.
Основная часть.
Сегодня к нам в гости пришла наш парикмахер Галина Васильевна. Она расскажет тебе о своей профессии. Покажет предметы, которые ей нужны для работы и в конце занятия сделает тебе красивую стрижку.
Парикмахер, как художник,
мановением руки,
и подкрасит, и уложит,
и красивой сделать должен.
Он работу выполняет
залюбуешься подчас.
С милой доброю улыбкой
нас встречает всякий раз.
Пострижёт вас и причешет,
комплиментами поддержит.
Иль причешет, пострижёт,
либо всё наоборот.
Каждый месяц по привычке,
Мы спешим к нему обычно.
Парикмахер – высший класс.
Он художник, просто ас.
Рассказ парикмахера о своей работе. Показ журналов с модными прическами. Показ инструментов для работы и их назначение.
Парикмахер пользуется в своей работе ножницами и расчёской. Но современный парикмахер использует в своей профессии не только эти орудия труда. Инструменты парикмахера (Фен, фартук, ножницы с расческой, щипцы, фартук для парикмахера, набор заколок, шампунь)
Ребенок рассматривает инструменты. Трогает их.
С помощью этих инструментов парикмахер делает людей красивыми. Для работы ему нужны сильные и ловкие пальцы, чтобы они не уставали в течение рабочего дня. Чтобы пальчики были такими, надо их упражнять. Давайте и мы сделаем наши пальчики ловкими и сильными.
Физминутка.
- Давайте, отдохнем.
Проводится пальчиковая гимнастика)
В руки ножницы беру
Всех я кукол постригу
Мягкой кисточкой покрашу
И расчёской расчешу.
Заключительная часть.
Для того, чтобы сделать стрижку или причёску, надо пойти в парикмахерскую. Парикмахер с помощью своих инструментов (ножницы, расчёска, фен) делает красивую стрижку или причёску.
Нам повезло. Нам не надо никуда идти. Парикмахер сделает тебе прическу здесь.
Парикмахер стрижет ребенка.
Заключительная часть.
Посмотри в зеркало, какая красота получилась.
Кто помог тебе стать красивым?
Сюрпризный момент. Парикмахер дарит ребенку расческу.
Давай поблагодарим парикмахера за рассказ и стрижку и попрощаемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".
Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствован...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Подвижные игры. Ритмика с элементами фитнеса для детей младшего школьного возраста
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствован...

Статья "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста"
В статье "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста" изучены теоретические подходы к вопросам формирования компьютерной грамотности у детей ...

Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...

