Рабочая программа по внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 392 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №57» города Курска
Принято на заседании педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» Протокол № ____ от _______2025 Председатель педагогического совета ______________ И.Б. Панченко | Согласовано на заседании общешкольного родительского комитета Протокол № ___от ____2025 Председатель общешкольного родительского комитета ____________ О.В. Бондарь | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ____ от _______2025 Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» ___________ О.А. Жилина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РОССИЯ − МОИ ГОРИЗОНТЫ»
(основное общее образование)
Срок освоения программы: 1 года
7 «Д» класс
Классный руководитель – Локтионова Ольга Евгеньевна
Курск
2025-2026 гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (далее, соответственно – Программа, Курс) составлена на основе:
− Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
− Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
− Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
− Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
− Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
− Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23 февраля 2018 г., Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
− Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования».
− Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа 2024 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 58).
− Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.
− Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
− Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370.
Организационно-методические рекомендации по реализации курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», а также место курса в реализации Единой модели профориентации, в том числе в части регионального содержательного компонента, отражено в следующих документах:
− Порядок реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
− Методические рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Содержание Программы включает: цели и задачи Курса, определение места и роли Курса в плане внеурочной деятельности, содержание отраслевых, практико- ориентированных и профориентационных занятий (в том числе рефлексивных и проектного занятия, направленного на взаимодействие с родителями/законными представителями), примерное тематическое планирование занятий Курса.
Содержание Программы определяет реализацию соответствующего направления Единой модели профориентации.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее – час) в неделю (34 часа в учебный год).
Планируется, что с 1 сентября 2027 г. при реализации курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» не менее 17 академических часов от общего объема часов будет отводиться на реализацию регионального компонента данного направления ЕМП. С 1 сентября 2026 г. реализация регионального уровня курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» осуществляется субъектами Российской Федерации в режиме апробации в объеме от 8 до 17 академических часов от общего объема курса и в объеме до 17 академических часов от общего объема часов с 1 сентября 2025 г.
Рекомендации по реализации, подготовке и порядке согласования Курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», включающих региональный компонент, представлены в Приложении №1.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Цель курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных организаций через знакомство с востребованными профессиями и достижениями России в различных отраслях экономики, разнообразием образовательных возможностей для осознанного формирования индивидуального профессионально- образовательного маршрута с учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
− содействие формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
− формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального профессионально-образовательного маршрута в зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей;
− информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального и высшего образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями, секторами экономики и видами экономической деятельности);
− формирование у обучающихся навыков и умений конструирования индивидуального образовательно-профессионального маршрута и его адаптация с учетом возможностей среды;
− формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного общего образования (6 – 9 класс) и среднего общего образования (10-11 класс).
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач среднего общего и основного общего образования.
Темы отраслевых и практико-ориентированных занятий настоящей Программы преимущественно связаны с основными отраслями производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности Российской Федерации и разнообразием профессий, представленных в них. Содержание занятий знакомит обучающихся с достижениями сфер экономической деятельности России. Кроме того, занятия направлены на формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной профессиональной деятельности любого человека (ценность труда, ценность непрерывного образования, научного познания, самообразования и других).
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают описание диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие, посвященное взаимодействию с родителями.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
- Личностные результаты Для ФГОС ООО:
Личностные результаты достигаются единством учебной и воспитательной деятельности, в соответствии с традиционными российскими духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Достижение результатов обеспечивает: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.
В сфере гражданского воспитания:
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
− готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
− активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
− неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
− понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
− представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
− представление о способах противодействия коррупции;
− готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания:
− осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
− ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и родного субъекта Российской Федерации, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
− уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
− готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
− активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания:
− осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
− стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
− стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от сферы профессиональной деятельности;
− восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
− понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
− стремление к самовыражению в разных видах искусства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
− осознание ценности жизни;
− осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии;
− ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
− способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
− осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
− соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
− умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
− сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
− осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной сферы деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
− интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
− осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
− готовность адаптироваться в профессиональной среде;
− уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
− осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
− ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
− осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;
− активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
− осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред:
− готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания:
− овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
− овладение основными навыками проектной и исследовательской
деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
− ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
- Метапредметные результаты Для ФГОС ООО:
Универсальные учебные действия (далее – УУД) позволяют формировать целостную научную картину мира и способы деятельности, обеспечивающие возможность применения результатов обучения и воспитания в учебной, познавательной и социальной практике.
Познавательные УУД:
- базовые логические действия:
− выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
− устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
− с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
− предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
− выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
− выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
− делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
- базовые исследовательские действия:
− использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
− формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
− формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
− проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
− оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
− самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
− выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
− находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму предоставления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
− оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
− эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД:
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
- общение:
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
− выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
− распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
− понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
− в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
− сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
− публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
− самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- совместная деятельность:
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные);
− выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
− оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
− сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Регулятивные УУД:
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
- самоорганизация:
− выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
− ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
− самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
− составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
- самоконтроль:
− владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
− давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
− учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
− объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
− вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
− оценивать соответствие результата цели и условиям;
- эмоциональный интеллект:
− различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
− выявлять и анализировать причины эмоций;
− ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
− регулировать способ выражения эмоций;
- принятие себя и других:
− осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
− признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
− принимать себя и других, не осуждая;
− открытость себе и другим;
− осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной деятельности, профессий. Цели и возможности курса «Россия – мои горизонты», виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1 час)
Выбор дополнительного образования. Кто в этом может помочь, в чем роль самого ученика. Как могут быть связаны учебные предметы и дополнительное образование с дальнейшим выбором профессионального пути. Палитра возможностей дополнительного образования.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)
Особенности диагностик на портале «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Значение профориентационных диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм и сроки прохождения диагностик. Анонсирование диагностик «Мои интересы» (6, 8, 10 классы) и «Мой профиль» (7, 9, 11 классы). Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и профильности общего обучения, дополнительного образования. Персонализация образования. Способы самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России (26 сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейший работодатель – государственная корпорация «Росатом»: географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты образования.
Общая характеристика атомной отрасли. Ее значимость в экономике страны, достижения в атомной отрасли и перспективы развития, основные профессии, представленные в отрасли. Знания, необходимые в работе профессионалов данной сферы. Интересы, помогающие стать успешными профессионалами-атомщиками. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в атомной отрасли.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года. Спутникостроение как отрасль деятельности, связанная с проектированием, изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников. Использование информации, полученной спутниками.
Общая характеристика и история спутникостроения. Значимость отрасли и сопряженных с ней направлений в экономике страны, достижения и перспективы развития, сферы применения спутниковых данных. Основные профессии, представленные в отрасли спутникостроения и применения спутниковых данных. Знания, необходимые для работы в данной сфере. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, содействующие развитию в инженерном направлении.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие приурочено ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, международной выставке «Золотая осень» (12 октября). Рассматривается роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны, обзор подотраслей сельского хозяйства, разнообразие профессий и образовательных возможностей. Наукоемкость и технологичность современного агропромышленного комплекса. Открытие диагностики «Мои способности. Естественно-научные способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Значимость подотраслей аграрной отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в агропромышленный комплекс (далее –АПК). Знания, необходимые при работе в АПК. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в профессиях аграрной отрасли.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса в экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в ней. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в сфере энергетики.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Рассматриваются такие направления, как космическая отрасль (спутникостроение и работа с данными дистанционного зондирования Земли), агропромышленная отрасль и пищевая промышленность, как часть обрабатывающей индустриальной среды.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике страны. Роль тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли. Достижения России, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов. Открытие диагностики «Мои способности. Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Общая характеристика отраслей: добыча и переработка. Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в отрасли. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отрасли добычи и переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в области судостроения и машиностроения, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально- образовательных маршрутов.
Общая характеристика судостроительной и машиностроительной отраслей, как части индустриальной среды (тяжелой промышленности). Значимость для экономики страны, основные профессии, представленные в судостроении и машиностроении. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в судостроении и машиностроении.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Общая характеристика отрасли: легкая промышленность.
Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в легкой промышленности.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной деятельности различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи и перспективы развития. Примеры сфер деятельности, использующих математический аппарат.
Общая характеристика математики как науки.
Значимость математики для науки, профессиональной деятельности в различных сферах экономической деятельности, примеры профессий, использующих математический аппарат. Знания, необходимые в работе профессионалов, использующих математический аппарат для решения профессиональных задач. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в сфере прикладной и фундаментальной математики.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной деятельности. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательного маршрута.
Общая характеристика отраслей: вооруженные силы и гражданская оборона. Значимость в экономике и обеспечении безопасности страны, основные профессии, представленные в сферах деятельности. Знания, необходимые профессионалам отрасли. Интересы и привычки, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение лидерства отечественных технологических компаний в контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта развития технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех отрасли. Определение перспектив развития. Возможности образования, в том числе программа «Код в будущее». Обзор компаний, понятие и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики «Мои способности. Аналитические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Значимость направления и IT-технологий в экономике страны, основные профессии. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в IT- направлении.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное питание (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью АПК (индустриальная среда). Актуальные задачи и перспективы развития. Особенности сферы деятельности, перспективная потребность в кадрах, работодатели. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования.
Общая характеристика отрасли. Основные профессии, представленные в отрасли. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются профессии тем с № 9 по №15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования. Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными представлениями. Навык планирования образовательно- профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного рода. Принцип вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества» (6, 8, 10 классы) и «Мои ориентиры» (7, 9, 11 классы).
«Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей.
«Мои ориентиры»: Составляющие готовности к профессиональному самоопределению. Определение уровня готовности обучающегося к профессиональному выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для его совершения. Индивидуальное планирование для повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров, актуальные задачи и перспективы развития. Основные направления предпринимательской деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Общая характеристика предпринимательской деятельности. Значимость предпринимательства в экономике страны, основные виды предпринимательства. Необходимые знания и навыки. Учебные предметы и дополнительное образование важные для сферы предпринимательства.
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР) – общественной организацией, деятельность которой направлена на
развитие потенциала российского изобретательства, помощь по внедрению новых технологий и разработок, защиту интересов и прав изобретателей и рационализаторов в России и за рубежом, а также популяризацию изобретательской деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России.
Общая характеристика науки и образования как сферы занятости.
Значимость науки в экономике страны, основные профессии, наукоемкие технологии, роль фундаментальных исследований. Знания, интересы, привычки, роль олимпиадного движения, помогающие стать успешными учеными. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в науке и образовании.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма и гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных маршрутов.
Общая характеристика сферы деятельности в области туризма и гостеприимства. Значимость в экономике страны, достижения и перспективы развития внутреннего и международного туризма, основные профессии, представленные в сфере деятельности. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, направления дополнительного образования, помогающие стать успешными профессионалами.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В рамках занятия рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил Российской Федерации, включая передовые технологии в армии, флоте и других силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется новым высокотехнологичным военным специальностям, которые определяют облик армии и силовых ведомств будущего.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Общая характеристика отрасли. Значимость транспортной сферы для экономики страны, основные профессии, представленные в ней. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций для экономики страны. Достижения России в сфере обеспечения связи и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Общая характеристика профессиональной деятельности в области обеспечения связи и телекоммуникаций. Знания, необходимые при работе в сфере обеспечения связи. Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в области обеспечения связи и телекоммуникациях.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий тем с №20 по №24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от возраста обучающиеся готовят список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью на тему профессионального самоопределения. Материалы занятия могут быть использованы обучающимися в самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация.
Общая характеристика отраслей: медицина и фармация.
Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отраслях медицина и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом развитии и обеспечении безопасности страны. Достижения России в космической сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности в космической отрасли.
Общая характеристика космической отрасли. Значимость космических технологий для развития экономики России, основные профессии. Знания, необходимые для профессионалов отрасли. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в космической отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения России, актуальные задачи и перспективы развития сферы культуры, искусства и промышленного дизайна. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Общая характеристика креативной индустрии. Значимость промышленного дизайна и креативных индустрий для различных сфер производства и услуг. Знания, навыки и умения, необходимые для работы профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в изучаемых отраслях.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор тематики занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий (на выбор): культура и искусство; промышленный дизайн; космическая отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который традиционно связан с популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального хозяйства (обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Всероссийское голосование за выбор объектов благоустройства.
Общая характеристика отраслей: строительство и эксплуатация и обслуживание зданий. Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отраслях строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в развитии ВПК, актуальные задачи и перспективы профессионального развития. Перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Общая характеристика военно-промышленного комплекса как сферы занятости. Значимость отрасли в обеспечении безопасности России, основные профессии. Знания, необходимые в работе в сфере ВПК. Интересы, привычки, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в направлениях ВПК.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим. Какой профессионально-образовательный маршрут был проделан обучающимся за учебный год (в урочной и внеурочной деятельности, в каких мероприятиях профессионального выбора участвовали, успехи в дополнительном образовании и так далее). Самооценка результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема, раздел курса | Вид занятия | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
1. | Тема 1. Установочное занятие «Россия – мои горизонты» (1 час) | Установочное | Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как условие его эффективности. Цели и возможности курса «Россия - мои горизонты». Портал «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
2. | Тема 2. Тематическое профориентационн ое занятие «Открой свое будущее» (1 час) | Тематическое профориентац ионное | Выбор дополнительного образования. Кто в этом может помочь, в чем роль самого ученика. Как могут быть связаны учебные предметы и дополнительное образование с дальнейшим выбором профессионального пути. Палитра возможностей дополнительного образования. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
3. | Тема 3. Тематическое профориентационн ое занятие «Познаю себя» (1 час) | Тематическое профориентац ионное | Особенности диагностик на платформе «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Значение профориентационных диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм и сроки прохождения диагностик. Анонсирование диагностик «Мои интересы» (6,8,10 классы) и «Мой профиль» (7,9, 11 классы). Профессиональные склонности и профильность обучения. Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и профильности общего обучения, дополнительного образования. Персонализация образования. Способы самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
4. | Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час) | Отраслевое | Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России (26 сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности. Крупнейший работодатель – корпорация «Росатом». Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты образования. 6-7 кл. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в атомной отрасли. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
5. | Тема 5. Россия индустриальная: космические технологии (1 час) | Отраслевое | Общая характеристика и история спутникостроения. Знания, необходимые для работы в отрасли. Интересы, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
6. | Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час) | Отраслевое | Занятие приурочено ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (12 октября). Рассматривается роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности страны, разнообразие профессий и образовательных возможностей. Объявление об открытии диагностики «Мои способности. Естественно-научные способности». Знания, необходимые при работе в АПК. Интересы, Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в профессиях аграрной отрасли. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
7. | Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью топливно- энергетического комплекса в экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в сфере энергетики. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа |
8. | Тема 8. Практико- ориентированное занятие (1 час) | Практико- ориентирован ное | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. | Выполнение практико- ориентированных заданий. Анализ профессий изученных отраслей на основе «формулы профессий». |
9. | Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая промышленность (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике страны. Достижения России, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов. Объявление об открытии диагностики «Мои способности. Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее». Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отрасли добычи и переработки. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
10. | Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (К 500-летию Северного морского пути) (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в области судостроения, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в судостроении. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа |
11. | Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час) | Отраслевое | Знакомство с ролью легкой промышленности в экономике страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования. Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в легкой промышленности. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа |
12. | Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной деятельности различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи и перспективы развития. Примеры сфер деятельности, использующих математический аппарат. Варианты образования. Знания, необходимые в работе профессионалов, использующих математический аппарат для решения профессиональных задач. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами. учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в сфере прикладной и фундаментальной математики. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа |
13. | Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной деятельности. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования. Общая характеристика отраслей: вооруженные силы и гражданская оборона. Значимость в экономике и обеспечении безопасности страны, основные профессии, представленные в сферах деятельности. Знания, необходимые профессионалам отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
14. | Тема 14. Россия цифровая: IT - компании и отечественный финтех (1 час) | Отраслевое | Определение лидерства отечественных технологических компаний в контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта развития технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех отрасли. Определение перспектив развития. Возможности образования, в том числе программа «Код в будущее». Обзор компаний, понятие и примеры успешных стартапов. Открытие диагностики «Мои способности. Аналитические способности» в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее». Общая характеристика направления, обзор компаний, понятие и примеры успешных стартапов. Значимость направления и IT-технологий в экономике страны, основные профессии. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в IT- направлении. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа |
15. | Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное питание (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью индустриальной среды. Актуальные задачи и перспективы развития. Особенности сферы деятельности, перспективная потребность в кадрах, работодатели. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в рассматриваемых отраслях. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
16. | Тема 16. Практико- ориентированное занятие (1 час) | Практико- ориентированное | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются профессии тем с №9 по №15. | Выполнение практико- ориентированных заданий. Анализ профессий изученных отраслей на основе «формулы профессий». |
17. | Тема 17. Профориентационн ое тематическое занятие «Мое будущее» (1 час) | Профориента ционное | Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования. Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными представлениями. Навык планирования образовательно- профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного рода. Принцип вероятностного прогноза. | Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого полугодия. |
18. | Тема 18. Профориентационн ое занятие (1 час) | Профориента ционное | Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества» (6,8, 10 классы) и «Мои ориентиры» (7,9,11 классы). «Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей. «Мои ориентиры»: Составляющие готовности к профессиональному самоопределению. Определение уровня готовности обучающегося к профессиональному выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для его совершения. Индивидуальное планирование для повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению. | Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества» (6,8, 10 классы) и «Мои ориентиры» (7,9,11 классы). |
19. | Тема 19. Россия деловая: предпринимательст во и бизнес (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров, актуальные задачи и перспективы развития. Основные направления предпринимательской деятельности. Варианты профессионального и высшего образования. Объявление об открытии диагностики «Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее». Объявление об открытии диагностики «Мои способности. Вербальные способности» в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее». Общая характеристика предпринимательской деятельности. Значимость предпринимательства в экономике страны, основные виды предпринимательства. Необходимые знания и навыки. Учебные предметы и дополнительное образование. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
20. | Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час) | Отраслевое | Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны. Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Варианты профессионального образования. Открытие диагностики «Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России. Общая характеристика науки и образования как сферы занятости. Значимость науки в экономике страны, основные профессии, наукоемкие технологии, роль фундаментальных исследований. Знания, интересы, привычки, роль олимпиадного движения, помогающие стать успешными учеными. учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в науке и образовании. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
21. | Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час) | Отраслевое | Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма и гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных маршрутов. Общая характеристика сферы деятельности в области туризма и гостеприимства. Значимость в экономике страны, достижения и перспективы развития внутреннего и международного туризма, основные профессии, представленные в сфере деятельности. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, направления дополнительного образования, помогающие стать успешными профессионалами. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
22. | Тема 22. Россия безопасная: защитники Отечества (1 час) | Отраслевое | Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил России в обеспечении национальной безопасности. В рамках занятия рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил Российской Федерации, включая передовые технологии в армии, флоте, МВД, Росгвардии и других силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется новым высокотехнологичным военным специальностям, которые определяют облик армии и силовых ведомств будущего. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
23. | Тема 23. Россия комфортная: транспорт. (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования. Общая характеристика отрасли: транспорт. Значимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в ней. Знания, необходимые в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отрасли. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
24. | Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций в экономике нашей страны. Достижения России в сфере обеспечения связи и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования. Общая характеристика профессиональной деятельности в области обеспечения связи и телекоммуникаций: значимость сферы в экономике страны, основные профессии, представленные в отрасли. Знания, необходимые в работе. Интересы, привычки, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в области обеспечения связи и телекоммуникациях. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
25. | Тема 25. Практико- ориентированное занятие (1 час) | Проектное | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. На материале профессий тем с № 20 по №24. | Выполнение задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) |
26. | Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час) | Профориента ционное | Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). | В зависимости от возраста обучающиеся готовят список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью. |
27. | Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России. (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация. Общая характеристика отраслей: медицина и фармация. Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях. Знания, интересы, учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в отраслях медицина и фармация. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
28. | Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом развитии и обеспечении безопасности страны. Достижения России в космической сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности в космической отрасли. Варианты профессионального и высшего образования. Общая характеристика космической отрасли. Значимость космических технологий в экономике страны, основные профессии. Знания, необходимые для профессионалов отрасли. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в космической отрасли. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
29. | Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения России, профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты образования. Открытие диагностики «Мои способности. Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося «Билет в будущее». Общая характеристика креативной индустрии. Значимость промышленного дизайна и креативных индустрий для различных сфер производства и услуг. Знания, навыки и умения, необходимые для работы профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в изучаемых отраслях. | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
30. | Тема 30. Практико- ориентированное занятие (1 час) | Практико- ориентирован ное проектное | Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. | Выполнение практико- ориентированных заданий. Анализ профессий изученных отраслей на основе «формулы профессий». |
31. | Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего. (1 час) | Отраслевое | Занятие проходит в преддверии 1 мая - Праздника Весны и Труда, который традиционно связан с популяризацией строительных профессий. Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального хозяйства (обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования. Всероссийское голосование за выбор объектов благоустройства. Общая характеристика отраслей: строительство и эксплуатация и обслуживание зданий. Значимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях. Знания, нужные в работе профессионалов отрасли. Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами. Учебные предметы и дополнительное | Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение заданий. Работа с материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. |
32. | Тема 32. Россия безопасная: военно- промышленный комплекс (ВПК) (1 час) | Отраслевое | Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в развитии ВПК, актуальные задачи и перспективы профессионального развития. Перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего образования. Общая характеристика военно-промышленного комплекса как сферы занятости. Значимость отрасли в обеспечении безопасности России, основные профессии. Знания, необходимые в работе в сфере ВПК. Интересы, привычки, помогающие стать успешными профессионалами. учебные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в направлениях ВПК. | |
33. | Тема 33. Практико- ориентированное занятие (1 час) | Практико- ориентирован ное проектное | Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор). | Выполнение практико- ориентированных заданий. Анализ профессий изученных отраслей на основе «формулы профессий». |
34. | Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час) | Рефлексивное | Итоги изучения курса за год. Самооценка результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения. | Участие в дискуссии, выполнение тематических заданий. Ретроспективная и проспективная рефлексия. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ»
7 КЛАСС (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
1. | Установочное занятие «Россия - мои горизонты» | 1 | 04.09.2025 | |
2. | Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» | 1 | 11.09.2025 | |
3. | Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» | 1 | 18.09.2025 | |
4. | Россия индустриальная: атомные технологии | 1 | 25.09.2025 | |
5. | Россия индустриальная: космическая отрасль | 1 | 02.10.2025 | |
6. | Россия аграрная: продовольственная безопасность | 1 | 09.10.2025 | |
7. | Россия комфортная: энергетика | 1 | 16.10.2025 | |
8. | Практико-ориентированное занятие | 1 | 23.10.2025 | |
9. | Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая промышленность | 1 | 06.11.2025 | |
10. | Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (занятие к 500-летию Северного морского пути) | 1 | 13.11.2025 | |
11. | Россия индустриальная: легкая промышленность | 1 | 20.11.2025 | |
12. | Россия умная: математика в действии | 1 | 27.11.2025 | |
13. | Россия безопасная: национальная безопасность | 1 | 04.12.2025 | |
14. | Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех | 1 | 11.12.2025 | |
15. | Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное питание | 1 | 18.12.2025 | |
16. | Практико-ориентированное занятие | 1 | 25.12.2025 | |
17. | Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» | 1 | 15.01.2026 | |
18. | Профориентационное занятие | 1 | 22.01.2026 | |
19. | Россия деловая: предпринимательство и бизнес | 1 | 29.01.2026 | |
20. | Россия умная: наука и технологии | 1 | 05.02.2026 | |
21. | Россия гостеприимная: сервис и туризм | 1 | 12.02.2026 | |
22. | Россия безопасная. Защитники Отечества | 1 | 19.02.2026 | |
23. | Россия комфортная: транспорт | 1 | 26.02.2026 | |
24. | Россия на связи: интернет и телекоммуникация | 1 | 05.03.2026 | |
25. | Практико-ориентированное занятие | 1 | 12.03.2026 | |
26. | Проектное занятие: поговори с родителями | 1 | 19.03.2026 | |
27. | Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России | 1 | 26.03.2026 | |
28. | Россия индустриальная: космическая отрасль | 1 | 09.04.2026 | |
29. | Россия творческая: культура и искусство | 1 | 16.04.2026 | |
30. | Практико-ориентированное занятие | 1 | 23.04.2026 | |
31. | Россия комфортная. Строительство и города будущего | 1 | 30.04.2026 | |
32. | Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) | 1 | 07.05.2026 | |
33. | Практико-ориентированное занятие | 1 | 14.05.2026 | |
34. | Рефлексивное занятие | 1 | 21.05.2026 | |
Итого: 34 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ – МОИ ГОРИЗОНТЫ» ДЛЯ 10 -11 КЛАССОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта«...
Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Россия-мои горизонты"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Россия - мои горизонты 7 кл 2023 г
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта«...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Россия-мои горизонты"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Россия-мои горизонты"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Россия-мои горизонты"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6 класса составлена на основеНормативных документов: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия- мои горизонты» для обучающихся 7в класса основного общего образования на 2025-2026 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» составлена на основе:‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆...
