Рабочая программа по робототехнике
рабочая программа

m070572aynur@gmail.com

Актуальность  предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Детское объединение «Робототехника» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера, здоровье сбережения. Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения робототехники как вида искусства, как объектов для исследований.

Отличительные особенности: Знания, полученные при изучении программы «Робототехника», полезны для учащихся младших классов. Lego Mindstorms EV3, при собирании разнообразных элементов в цельную конструкцию, помогают развивать у детей креативное мышление, фантазию, воображение и моторику. Для учащихся средней школы конструкторы Lego представляют большие возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности, благодаря его технологии, а именно: разнообразие деталей (большое количество деталей – кирпичики, кубики, овальные формы, столбики, колеса, панели, горки и т. д.), своеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно). Для учащихся старших классов способствуют к созданию собственных проектов, не похожих на другие.

Цель программы:

- обучение основам робототехники, программирования с ориентацией их на получение специальностей связанных с программированием, создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием компьютерных технологий.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей роботов на простых примерах (Лего-роботов);

- научить приемам построения моделей роботов из бумаги Лего-конструкторов;

- научить различным технологиям создания роботов, механизмов;

- научить добиваться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность);

- научить составлять программы для роботов различной сложности;

- формировать творческой личности установкой на активное самообразование.

Развивающие:

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения, сравнения, конкретизация; алгоритмическое и логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, фантазию;

-развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;

-развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;

-ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования;

 

-развить способности программировать;

-приобретение навыков коллективного труда;

-организация разработок  научно-технологических проектов.

Воспитательные:

-воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;

-воспитать высокую культуру труда обучающихся;

-сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;

-сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;

 

 

-ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;

- воспитывать ценностное отношение к предмету информатика, взаимоуважение друг к другу, эстетический вкус, бережное отношение к оборудованию и технике, дисциплинированность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_robototehnike.doc570 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РОБОТОТЕХНИКА»

Направленность: техническая

Возраст учащихся: 7-14 лет

Срок реализации: 3 года (144 часа, 216 часов, 216 часов)

Автор-составитель:

Закиров Айнур Ильнурович,

АГРЫЗ 2025

Информационная карта образовательной программы

1.

Учреждение

МБОУ «Гимназия №1 имени Героя Советского Союза А.К. Абдрахманова»

2.

Полное название программы

«Робототехника»

3.

Направленность программы

Техническая

4.

Сведения о разработчиках

ФИО, должность

Закиров Айнур Ильнурович, учитель информатики

5.

Сведения о программе:

Срок реализации

3 года

Возраст обучающихся

7-14 лет

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- принцип проектирования программы

- форма организации содержания и учебного процесса

Тип программы: общеразвивающая

Вид программы: авторская, одноуровневая

Дополнительное общеобразовательное пространство

для развития у детей устойчивых навыков

конструирования.

Форма организации содержания и учебного

процесса:

Семинары, викторины, турниры, подготовки детей к

региональным конкурсам, эксперименты, беседы.

Цель программы

Обучение основам робототехники, программирования с ориентацией их на получение специальностей связанных с программированием, создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием компьютерных технологий.

Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы)

Базовый уровень

6.

Формы и методы образовательной деятельности

Формы: очная (дневная)

Методы: словесный, наглядный, практический

7.

Формы мониторинга результативности

Педагогическое наблюдение, оценка технических

проектов, представление активных участников на

региональные мероприятия

8.

Результативность реализации программы

Личные результаты участия детей в

республиканских конкурсах

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Пояснительная записка _______________________________________________________4-7стр

Учебно-тематический план 1 год обучения______________________________________8 стр

Содержание программы на 1 год обучения______________________________________9стр

Учебно-тематический план 2 год обучения______________________________________10 стр

Содержание программы на 2 год обучения_____________________________________11 стр

Учебно-тематический план 3 год обучения______________________________________12 стр

Содержание программы на 3 год обучения______________________________________13 стр

Организационно-педагогические условия реализации программы, формы аттестации/ контроля, оценочные материалы ______________________________________________14-15 стр

Список литературы___________________________________________________________16стр

Приложения, КТП на 3 года обучения__________________________________________17-36стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы – техническая.

Основными нормативными документами, использованными в разработке образовательной программы стали:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральный закон от № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • Указ Президента РФ «Об основных направлениях молодежной политики»;
  • Федеральный закон от № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от № ½ «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от #1075;. Ms 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 06-1844 «О примерных требованиях, к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от #1075; №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от #1075; № 41 г.Москва «Об утверждении СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • Приказ МОиН РТ от г. № 1465/14 «Об утверждении модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»;
  • "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России N 61573) № 3648-20;

Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Детское объединение «Робототехника» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера, здоровье сбережения. Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения робототехники как вида искусства, как объектов для исследований.

Отличительные особенности: Знания, полученные при изучении программы «Робототехника», полезны для учащихся младших классов. Lego Mindstorms EV3, при собирании разнообразных элементов в цельную конструкцию, помогают развивать у детей креативное мышление, фантазию, воображение и моторику. Для учащихся средней школы конструкторы Lego представляют большие возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности, благодаря его технологии, а именно: разнообразие деталей (большое количество деталей – кирпичики, кубики, овальные формы, столбики, колеса, панели, горки и т. д.), своеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно). Для учащихся старших классов способствуют к созданию собственных проектов, не похожих на другие.

Цель программы:

- обучение основам робототехники, программирования с ориентацией их на получение специальностей связанных с программированием, создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием компьютерных технологий.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей роботов на простых примерах (Лего-роботов);

- научить приемам построения моделей роботов из бумаги Лего-конструкторов;

- научить различным технологиям создания роботов, механизмов;

- научить добиваться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность);

- научить составлять программы для роботов различной сложности;

- формировать творческой личности установкой на активное самообразование.

Развивающие:

- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения, сравнения, конкретизация; алгоритмическое и логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, фантазию;

-развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;

-развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;

-ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования;

-развить способности программировать;

-приобретение навыков коллективного труда;

-организация разработок научно-технологических проектов.

Воспитательные:

-воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;

-воспитать высокую культуру труда обучающихся;

-сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;

-сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;

-ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;

- воспитывать ценностное отношение к предмету информатика, взаимоуважение друг к другу, эстетический вкус, бережное отношение к оборудованию и технике, дисциплинированность.

Адресат программы. Программа «Робототехника» рассчитана для детей от 7 до 14 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.

Обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу второго и третьего года обучения. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек, второй год обучения – 12 человек, третий год обучения – 10 человек.

Объем программы.

- для учащихся 1 года обучения наполняемость группы 15 человек - 2 раза в неделю по 2 часа итого 144 часа;

- для учащихся 2 года обучения наполняемость группы 12 человек - 2 раза в неделю по 3 часа итого 216 часов;

- для учащихся 3 года обучения наполняемость группы 10 человек - 2 раза в неделю по 3 часа итого 216 часов;

Формы организации образовательного процесса.

Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.

Теоретический блок включает информационно-просветительский материал разделам и темам программы. Среди методов обучения данного блока преобладают:

  • устное изложения материала (рассказ, лекция, объяснение и др.); беседа;
  • показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение, презентация и др.); упражнения (устные, письменные, тестовые);
  • самоподготовка.

Практический блок включает практические, самостоятельные групповые и индивидуальные задания в рамках закрепления теоретического материала. Среди методов обучения данного блока

можно выделить:

  • индивидуальные и групповые задания (для отработки специфических навыков, при подготовке к фестивалям, конкурсам, выставкам и др.);
  • экскурсии, походы, экспедиции (пешие, выездные);
  • конкурсы (внутри детского объединения, городские, районные, республиканские и др. уровней)
  • мастер-классы.

Срок освоения программы – 3 года.

Режим занятий. 1 занятие продолжительность 40 мин, с перерывами между занятиями по 10 мин.

Формы подведения итогов реализации программы. Промежуточные аттестации, и в конце освоения программы – итоговая аттестация.

Критериями выполнения программы служат:

- стабильный интерес обучающихся к научно-техническому творчеству;

- массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности;

-результативность по итогам городских, республиканских, международных конкурсов, выставок;

- проявление самостоятельности в творческой деятельности.

Формой оценки качества знаний, умений и навыков, учитывая возраст обучающихся, являются:

- конкурсы, викторины, выставки;

- тематический (обобщающий) контроль (тестирование);

- контроль по зачетным заданиям (тестирование по всем темам), конкурс, выставка, портфолио.

Диагностика результата, контроль за прохождением образовательной программы:

1. Интерес детей к моделированию роботов диагностируется путем наблюдений за ребенком на занятиях, во время выполнения практических заданий, при подготовке к олимпиадам, конкурсам и выставкам.

2. Развитие творческих способностей диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях, при подготовке к олимпиаде, соревнованиям, конкурсам и участии в них.

3. Владение ребенком теоретическим материалом оценивается во время защиты своего проекта, а также при проведении теоретического опроса обучающегося.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и ПДД. Правила поведения в кабинете информатики при работе с компьютерами и конструкторами.

2

1

1

Лекции

Тест

2

Конструирование. Знакомство со средой программирования Mindstorms NXT.

20

5

15

Лекции, практикумы

Творческие задания

3

Программирование. Работа в среде программирования Mindstorms NXT.

78

13

65

Лекции

практикумы

Педагогическое наблюдение

4

Проектная деятельность в группах.

32

8

24

Проект

Творческие задания

5

Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.

12

2

10

Проект

Защита проектов

6

Итого

144

29

115

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

Тема 2:Конструирование. Правила работы с конструктором Lego. Основные детали. Спецификация. Знакомство с NXT. Кнопки управления. Сбор непрограммируемых моделей. Передача и запуск программы. Составление простейшей программы по шаблону. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры: Датчик касания; Инфракрасный передатчик; Датчик освещенности. Модель «Выключатель света». Сборка модели. Разработка и сбор собственных моделей. Демонстрация моделей.

Тема 3: Программирование. Визуальные языки программирования. Уровни сложности. Работа в среде программирования Mindstorms NXT. Знакомство со средой программирования Mindstorms EV3. Передача и запуск программ. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп Составления программы по шаблону. Составление программ на различные траектория движения. Сборка модели с использованием мотора. Составление программ с использование датчика касания. Составление программ с использование ультразвукового датчика. Составление программ с использование датчика освещенности. Составление программ с использование датчика звука Сборка модели с использование лампочки. Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Условие, условный переход. Сбор разных моделей. Составление программы с использованием нескольких датчиков. Работа по теме «Дорожное движение». Построение и программирование модели «Лифт». «Червячная передача» и «Основы электричества». «Автомобиль, следующий черной линии».

Тема 4: Проектная деятельность в группах. Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.

Тема 5: Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема занятия

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и ПДД. Правила поведения в кабинете информатики при работе с компьютерами и конструкторами.

3

3

Лекции

Тест

2

Введение в робототехнику. Конструкторы компании ЛЕГО. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО. Их функциональные назначения и отличия. Демонстрация имеющихся наборов.

17

8

9

Лекции, практикумы

Творческие задания

3

Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT. Теоретическое сравнение конструкторов типа NXT и EV-3.

9

3

6

Уроки, лекции

Опрос

4

Конструирование и программирование творческого робота. Изучение среды управления и программирования.

76

26

50

Лекции, практикумы

Творческие задания

5

Проектная деятельность в группах. Разработка творческих проектов. Сборка и исследование моделей роботов на выбор. Интернет - материалы. Соревнования

66

16

50

Проект

Творческие задания

6

Работа в средах программирования Lego Mindstorms EVA-3. Сборка и исследование моделей роботов на выбор.

24

4

20

Лекции

практикумы

Педагогическое наблюдение

7

Передовые направления в робототехнике XXI века. Разработка проектов по группам.

12

6

6

Проект

Творческие задания

9

Показательные выступления. Итоговое занятие.

9

3

6

Проект

Защита проектов

Итого

216

69

147

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

Тема 2: Введение в робототехнику. Что значит конструировать? Что значит программировать? Основные понятия. Что такое ЕВА-робот. Фестиваль мобильных роботов. Олимпиады роботов. Что такое спортивная робототехника: бои роботов (неразрушающие). Программирование. Составление простой программы для спортивного робота «Сумаист». Конструирование. Модель робота для езды по линии. Что такое конструкторы и «самодельные» роботы.

Тема 3: Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT. Теоретическое сравнение конструкторов типа NXT и EVA-3. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО. Их функциональные назначения и отличия. Демонстрация имеющихся наборов. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе конструкторов NXT 2 и EVA-3.

Тема 4: Конструирование и программирование творческого робота. Изучение среды управления и программирования.. Работа с набором Lego Mindstorms EVA-3. Конструирование и программирование робота «Слон». Сборка робота высокой сложности: робот «Крокодил». Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов. Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. Создаём робота по алгоритму "Четырехколёсный робот". Программирование робота высокой сложности: робот «Крокодил».

Тема 5: Проектная деятельность в группах. Разработка творческих проектов. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Кегельринг». Разработка творческих проектов. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.

Тема 6: Работа в средах программирования Lego Mindstorms EVA-3. Сборка и исследование моделей роботов на выбор.

Тема 7: Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике.

Тема 8: Показательные выступления. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся. Соревнования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема занятия

Кол-во часов

Формы организации занятий

Формы аттестации (контроля)

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ.

2

2

Лекции

Тест

2

Робототехника. Образовательные роботы. Правила работы с наборами, деталями конструктора Лего. Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. Создание первого проекта.

10

4

6

Лекции, практикумы

Творческие задания

3

Программирование робота в среде EV3.

100

34

66

Лекции, практикумы

Творческие задания

4

Основные виды соревнований и элементы заданий.

63

15

48

Уроки, лекции

Опрос

5

Конструирование и программирование. Изучение среды управления и программирования.

14

4

10

Проект

Творческие задания

6

Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований

20

4

16

Лекции

практикумы

Педагогическое наблюдение

7

Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике.

4

2

2

Уроки, лекции

Опрос

8

Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся.

3

3

Проект

Защита итогового проекта

Итого:

216

65

151

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики при работе с наборами, деталями, моделями конструктора Лего.

Тема 2: Характеристики робота Lego Mindstorms EV3.Создание первого проекта.

Тема 3: Программирование робота в среде EV3.

Моторы. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком. Программные структуры. Цикл с постусловием. Структура «Переключатель». Работа с данными. Типы данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие блоки работы с данными. Логические операции данными. Работа с датчиками. Датчик касания. Датчик цвета. Датчик гироскоп. Датчик ультразвука. Инфракрасный датчик. Датчик определения угла/ количества оборотов и мощности мотора. Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание подпрограмм.

Тема 4: Основные виды соревнований и элементы заданий.

Соревнование «Сумо». Робот – сканер штрих – кодов. Слалом (объезд препятствий). Программирование движения по линии. Калибровка датчиков. Алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления). Алгоритм «Волна». Пропорциональное линейное управление. Нелинейное управление движением по косинусному закону. Поиск и подсчет перекрестков. Проезд инверсии.

Тема 5: Конструирование и программирование. Изучение среды управления и программирования. Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов. Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница". Программирование робота высокой сложности: шагающий робот.

Тема 6: Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Лестница». Разработка творческих проектов. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.

Тема 7: Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике.

Тема 8: Повторение изученного в течение учебного года. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Программа рассчитана на изучение материала под контролем педагога с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы с ПК, соблюдением всех правил по ТБ. Занятия детского объединения носят характер теоретических и практических занятий на компьютеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой.

Для организации работы кружка по данной программе предполагается наличие компьютерного класса, оснащенного компьютерными программами: среда EV3 программирования робота Lego Mindstorms EV3, среда NXT 2 программирования робота Lego Mindstorms NXT, в работе могут использоваться справочники по робототехнике.

Программа дополнительного образования разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области робототехники. Программа следует основным тенденциям в развитии

современной методики обучения информатики и робототехники:

- повышения мотивации учения;

- коммуникативной направленности;

- индивидуального подхода к детям.

Групповые занятия имеют следующую структуру:

Вводная часть:

- приветствие, организационный момент;

- творческая разминка.

Основная часть:

- теоретический материал по теме занятия;

- разбор инструментов и деталей по теме;

- просмотр видеоматериалов;

- сборка и программирование моделей роботов;

- выполнение творческих заданий на компьютере;

- выставка, защита работ учащихся.

Заключительная часть:

- закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;

- ориентировка на следующее занятие.

Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.

К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые творческие навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.

Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно,

чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и применять их на практике. Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования имеется:

· отдельный кабинет;

· комплект столов и стульев на 15 посадочных мест;

· стол для педагога;

· раздаточный материал (дидактические пособия, распечатки уроков, технологические карты);

· компьютеры с комплектом программ по изучению робототехники;

· проектор, экран;

· Интернет.

Формы аттестации/ контроля.

#1058;естирование

2. Творческие задания

#1054;прос

4. Педагогическое наблюдение

5. Защита итогового проекта

Оценочные материалы.

Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.

Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; положения о конкурсах, игры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Д.Г. Копосов. УМК для средней школы «Первый шаг в робототехнику», 2012 г.

2. Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. Содержание курса программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства. г. Челябинск, РФ, 2014 г.)

3. Ресурсы Интернет: - закон об Образовании РФ.

Приложения:

Методические материалы.

Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, диагностические игры, кроссворды.

Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) журналы, буклеты, альбомы, учебники – практикумы.

Календарно-тематический план

1 год обучения

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

всего

Теор.

Практ.

1

Словесно-наглядные

2

2

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

Тестирование

2

Словесно-наглядные

2

1

1

Правила работы. Сборочный конвейер

Педагогическое наблюдение

3

Словесно-наглядные

2

1

1

Робототехника. Её законы. Программа для управления роботами.

Педагогическое наблюдение

4

Словесно-наглядные

2

2

Проект « Свой робот».

Педагогическое наблюдение

5

Словесно-наглядные

2

1

1

Первая ошибка. Как выполнить несколько дел?

Педагогическое наблюдение

6

Словесно-наглядные

2

2

Искусственный интеллект. Интеллектуальные работы.

Педагогическое наблюдение

7

Словесно-наглядные

2

1

1

Блок движения.

Педагогическое наблюдение

8

Словесно-наглядные

2

2

Проект «Первые исследования»

Педагогическое наблюдение

9

Проблемно-поисковый, словесно-наглядные

2

2

Искусственный интеллект. Презентация «Роботы»

Педагогическое наблюдение

10

Проблемно-поисковый

2

1

1

Искусственный интеллект. Презентация «Мифы о роботах»

Педагогическое наблюдение

11

словесно-наглядные

2

1

1

Тест Тьюринга и премия Лебнера.

Педагогическое наблюдение

12

Проблемно-поисковый, словесно-наглядные

2

2

Роботы и эмоции. Экран и звук

Педагогическое наблюдение

13

Проблемно-поисковый

2

2

Роботы и эмоции. Проект «Встреча».

Педагогическое наблюдение

14

2

2

Роботы и эмоции. Проект «Встреча».

Педагогическое наблюдение

15

словесно-наглядные

2

2

Роботы и эмоции. Проект «Разминирование».

Педагогическое наблюдение

16

Проблемно-поисковый

2

2

Роботы и эмоции. Эмоциональный робот

Педагогическое наблюдение

17

Проблемно-поисковый

2

2

Роботы и эмоции. Конкурентная разведка.

Педагогическое наблюдение

18

словесно-наглядные

2

1

1

Проект «Разминирование»

Педагогическое наблюдение

19

Проблемно-поисковый

2

1

1

Проект «Разминирование»

Педагогическое наблюдение

20

Проблемно-поисковый

2

2

Имитация. Роботы-симуляторы.

Педагогическое наблюдение

21

словесно-наглядные

2

1

1

Имитация. Алгоритм и композиция.

Педагогическое наблюдение

22

Проблемно-поисковый

2

1

1

Свойства алгоритмов.

Педагогическое наблюдение

23

словесно-наглядные

2

2

Свойства алгоритмов.

Педагогическое наблюдение

24

Проблемно-поисковый

2

2

Система команд исполнителя.

Педагогическое наблюдение

25

словесно-наглядные

2

2

Проект «Выпускник»

Педагогическое наблюдение

26

Проблемно-поисковый

2

1

1

Звуковые имитации

Педагогическое наблюдение

27

словесно-наглядные

2

1

1

Звуковой редактор

Педагогическое наблюдение

28

Проблемно-поисковый

2

2

Конвертер

Педагогическое наблюдение

29

словесно-наглядные

2

2

Проект «Послание»

Педагогическое наблюдение

30

словесно-наглядные

2

2

Проект «Пароль и отзыв»

Педагогическое наблюдение

31

Проблемно-поисковый

2

2

Космические исследования

Педагогическое наблюдение

32

Проблемно-поисковый

2

2

Роботы в космосе

Педагогическое наблюдение

33

словесно-наглядные

2

1

1

Проект «Первый спутник»

Педагогическое наблюдение

34

Проблемно-поисковый

2

1

1

Проект «Первый спутник»

Педагогическое наблюдение

35

словесно-наглядные

2

2

Космические исследования. Проект «Живой груз».

Педагогическое наблюдение

36

Проблемно-поисковый

2

1

1

Исследование луны. Векторная графика.

Педагогическое наблюдение

37

словесно-наглядные

2

2

Космические исследования. Гравитационный маневр.

Педагогическое наблюдение

38

Проблемно-поисковый

2

1

1

Проект «Обратная сторона луны»

Педагогическое наблюдение

39

Проблемно-поисковый

2

2

Что такое

Концепт-кары.

Педагогическое наблюдение

40

словесно-наглядные

2

2

Концепт-кары. Минимальный радиус поворота.

Опрос

41

Проблемно-поисковый

2

1

1

Как может поворачивать робот NXT?

Педагогическое наблюдение

42

словесно-наглядные

2

2

Настройки для поворотов. Векторная графика.

Педагогическое наблюдение

43

Проблемно-поисковый

2

2

Векторная графика. Создание папок.

Педагогическое наблюдение

44

Проблемно-поисковый

2

2

Векторная графика. Типы файлов.

Педагогическое наблюдение

45

словесно-наглядные

2

2

Конкурсные работы по теме «Защитник»

Педагогическое наблюдение

46

Проблемно-поисковый

2

1

1

Концепт-кары. Настройки для поворотов

Педагогическое наблюдение

47

Проблемно-поисковый

2

1

1

Концепт-кары. Кольцевые автогонки.

Педагогическое наблюдение

48

словесно-наглядные

2

2

Парковка в городе. Плотность автомобильного парка.

Педагогическое наблюдение

49

Проблемно-поисковый

2

2

Проблема парковки в мегаполисе.

Педагогическое наблюдение

50

Проблемно-поисковый

2

2

Проект «Парковка»

Педагогическое наблюдение

51

словесно-наглядные

2

2

Моторы для роботов. Сервопривод

Педагогическое наблюдение

52

2

1

1

Моторы для роботов. Проект «Тахометр».

Педагогическое наблюдение

53

словесно-наглядные

2

2

Компьютерное моделирование. Модели роботов.

Педагогическое наблюдение

54

Проблемно-поисковый

2

1

1

Модели и моделирование объектов.

Педагогическое наблюдение

55

словесно-наглядные

2

1

1

Компьютерное моделирование. 3 D модель.

Педагогическое наблюдение

56

Проблемно-поисковый

2

2

3 D модели.

Педагогическое наблюдение

57

Проблемно-поисковый

2

2

Правильные многоугольники. Углы.

Педагогическое наблюдение

58

словесно-наглядные

2

2

Проект «Квадрат»

Педагогическое наблюдение

59

Проблемно-поисковый

2

1

1

Метод пропорции.

Педагогическое наблюдение

60

Проблемно-поисковый

2

2

Проект «Пентагон».

Педагогическое наблюдение

61

Словесно-наглядные

2

2

Проект «Пчеловод».

Проект

62

Проблемно-поисковый

2

1

1

Итерация.

Проект

63

2

2

Магия чисел.

Проект

64

словесно-наглядные

2

2

Проект «Счастливая восьмерка».

Проект

65

Проблемно-поисковый

2

2

Проект «Счастливая восьмерка».

Проект

66

словесно-наглядные

2

1

1

Вложенные циклы

Проект

67

Проблемно-поисковый

2

1

1

Вспомогательные алгоритмы

Проект

68

Проблемно-поисковый

2

2

Проект правильный тахометр.

Проект

69

словесно-наглядные

2

2

Программа для робота Mindstorms NXТ.

Проект

70

2

1

1

Творческие проекты. Конкурс презентаций.

Проект

71

словесно-наглядные

2

2

Конкурс «Самый быстрый робот».

Проект

72

Проблемно-поисковый

2

1

1

Подведение итогов Обзор сайтов о роботах.

Проект

Итого:

144

29

115

Календарно-тематический план 2 –й год обучения

п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

Все

го

Тео

рия

Прак тика

1

Словесно-наглядные

3

3

12

Введение в робототехнику.

Опрос

2

Словесно-наглядные

3

2

1

Введение в робототехнику.

Что значит программировать?

Что такое Ева-робот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов; спортивная робототехника: бои роботов (неразрушающие); конструкторы и «самодельные» роботы.

Опрос

3

Словесно-наглядные

3

1

3

Введение в робототехнику.

Что такое спортивная робототехника: бои роботов (неразрушающие). Составление программ для робота –сумаиста.

Педагогическое

наблюдение

4

Словесно-наглядные

3

3

Введение в робототехнику.

Что такое конструкторы и «самодельные» роботы.

Педагогическое

наблюдение

5

Словесно-наглядные

3

2

1

Конструкторы компании ЛЕГО. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО. Их функциональные назначения и отличия. Демонстрация имеющихся наборов.

Педагогическое

наблюдение

6

Словесно-наглядные

3

3

Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT. Теоретическое сравнение конструкторов типа NXT и EVA-3.

Педагогическое

наблюдение

7

Словесно-наглядные

3

1

2

Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT .

Педагогическое

наблюдение

Словесно-наглядные

3

1

2

Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT .

Педагогическое

наблюдение

8

Словесно-наглядные

3

3

Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Сервомоторы.

Педагогическое

наблюдение

9

Проблемно-поисковый, словесно-наглядные

3

1

2

Конструирование и программирование творческого робота. Собираем первую модель робота «Пятиминутка» по инструкции.

Педагогическое

наблюдение

10

Проблемно-поисковый

3

1

2

Изучение среды управления и программирования.

Изучение программного обеспечения.

Педагогическое

наблюдение

11

Проблемно-поисковый

3

1

2

Изучение среды управления и программирования.

Изучение программного обеспечения.

Педагогическое

наблюдение

12

Проблемно-поисковый, словесно-наглядные

3

1

2

Изучение среды управления и программирования.

Сборка и программирование робота "Линейный ползун": модернизация робота "Пятиминутка" .

Педагогическое

наблюдение

13

Проблемно-поисковый, словесно-наглядные

3

1

2

Изучение среды управления и программирования.

Сборка и программирование робота "Линейный ползун": модернизация робота "Пятиминутка" .

Педагогическое

наблюдение

14

Проблемно-поисковый, словесно-наглядные

3

1

2

Изучение среды управления и программирования. Загрузка программ для управления роботом. Тест.Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок.

Педагогическое

наблюдение

15

Проблемно-поисковый

3

1

2

Программирование робота. Разработка программ для выполнения поставленных задачи.

Педагогическое

наблюдение

16

Проблемно-поисковый

3

1

2

Программирование робота. Создаём "Четырехколёсного робота".

Педагогическое

наблюдение

17

словесно-наглядные

3

3

Конструируем более сложного робота. Тестируем "Четырехколёсного робота".

Педагогическое

наблюдение

18

Проблемно-поисковый

3

1

2

Конструируем более сложного робота. Средние по сложности программы для управления двумя серводвигателями.

Педагогическое

наблюдение

19

Проблемно-поисковый

3

1

2

Конструируем более сложного робота. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: количество блоков в программах более пяти.

Педагогическое

наблюдение

20

словесно-наглядные

3

1

2

Программирование более сложного робота. Собираем и программируем робота "Внедорожник".

Педагогическое

наблюдение

21

Проблемно-поисковый

3

1

2

Программирование более сложного робота. Серьёзная модель робота: используется датчик касания. Эксперименты по программированию робота.

Педагогическое

наблюдение

22

Проблемно-поисковый

3

1

2

Программирование более сложного робота. Серьёзная модель робота: используется датчик касания. Эксперименты по программированию робота.

Педагогическое

наблюдение

23

Проблемно-поисковый

3

1

2

Программирование более сложного робота. Эксперименты по программированию робота. Программа средней сложности: робот реагирует на событие нажатия датчика.

Педагогическое

наблюдение

24

Проблемно-поисковый

3

1

2

Программирование более сложного робота. Эксперименты по программированию робота. Программа средней сложности: робот реагирует на событие нажатия датчика.

Педагогическое

наблюдение

25

словесно-наглядные

3

1

2

Программирование более сложного робота. Применение циклических действий в программе для робота. Проведение испытания поведения робота. Анализ ситуации.

Педагогическое

наблюдение

26

словесно-наглядные

3

1

2

Программирование более сложного робота. Применение циклических действий в программе для робота. Проведение испытания поведения робота. Анализ ситуации.

Педагогическое

наблюдение

27

Проблемно-поисковый

3

1

2

Собираем гусеничного робота по инструкции. Управление роботом с сотового телефона или с компьютера.

Педагогическое

наблюдение

28

словесно-наглядные

3

1

2

Собираем гусеничного робота по творческому алгоритму. Запоминание конструкции робота. Анализ: плюсы и минусы конструкции. Корректировка проекта. Повторный сбор робота.

Педагогическое

наблюдение

29

Проблемно-поисковый

3

1

2

Конструируем и программируем Робота-комбайна. Собрать собственную модель: более устойчивые колеса; механизмы оптимально натянуты; тестирование творческого транспортного средства на поле; управляем роботом с мобильного телефона или с ноутбука.

Педагогическое

наблюдение

30

Словесно-наглядные

3

1

2

Конструируем и программируем гусеничного транспорта.

Тестирование творческое гусеничное транспортное средство на поле; управляем с помощью программы.

Педагогическое

наблюдение

31

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Тестирование знаний.

Тест о конструкторах, о Лего, о законах физики и математики.

Педагогическое

наблюдение

32

Словесно-наглядные

3

1

2

Собираем и программируем «самодельного Робота – сумоиста». Повторение. Конструкция простого робота сумоиста по инструкции: бот - сумоист.

Педагогическое

наблюдение

33

Проблемно-поисковый

3

1

2

Сбор робота. Методика по запоминанию конструкции.

Тестирование собранного робота. Корректировка программы. Управление роботом с ноутбука.

Педагогическое

наблюдение

34

Словесно-наглядные

3

1

2

Соревнование "роботов сумоистов".

Сбор по памяти на время робота - сумоиста

( сборки: 30-60 минут);

организация и проведение соревнования;

изучение конструкции; работа над ошибками.

Педагогическое

наблюдение

35

Словесно-наглядные

3

1

2

Соревнование "роботов сумоистов".

Сбор по памяти на время робота - сумоиста

( сборки: 30-60 минут);

организация и проведение соревнования;

изучение конструкции; работа над ошибками.

Педагогическое

наблюдение

36

Словесно-наглядные

3

1

2

Анализ конструкции победителей.

Изучение конструкции.

Сборка и программирование более сложного робота.

Педагогическое

наблюдение

37

Проблемно-поисковый

3

1

2

Конструируем робота к городским соревнованиям.

Педагогическое

наблюдение

38

Проблемно-поисковый

3

2

1

Конструируем робота к городским соревнованиям.

Педагогическое

наблюдение

39

Проблемно-поисковый

3

2

1

Конструируем робота к городским соревнованиям.

Педагогическое

наблюдение

40

Словесно-наглядные

3

2

1

Конструируем робота к республиканским соревнованиям.

Педагогическое

наблюдение

41

Словесно-наглядные

3

2

1

Конструируем робота к республиканским соревнованиям.

Педагогическое

наблюдение

42

Проблемно-поисковый

3

2

1

Конструируем робота к республиканским соревнованиям.

Педагогическое

наблюдение

43

Проблемно-поисковый

3

2

1

Конструируем робота к республиканским соревнованиям.

Педагогическое

наблюдение

44

Словесно-наглядные

3

3

Разработка проектов по группам.

Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт».

Педагогическое

наблюдение

45

Проблемно-поисковый

3

3

Разработка проектов по группам.

Описание будущих моделей, распределить обязанности по сборке.

Педагогическое

наблюдение

46

словесно-наглядные

3

3

Разработка проектов по группам.

Распределить обязанности по отладке, программированию будущей модели.

Педагогическое

наблюдение

47

Проблемно-поисковый

3

1

2

Разработка проектов по группам. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3.

Описать творческий процесс в виде блок-схем, либо текстом в тетрадях.

Создание и программирование проекта действующей модели.

Педагогическое

наблюдение

48

Проблемно-поисковый

3

1

2

Разработка проектов по группам. Параметры проекта: дополнение его схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров объектов.

Педагогическое

наблюдение

49

словесно-наглядные

3

1

2

Разработка проектов по группам.

Программирование запланированных ранее функций.

Педагогическое

наблюдение

50

Проблемно-поисковый

3

2

1

Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Кегельринг».

Педагогическое

наблюдение

51

словесно-наглядные

3

2

1

Конструирование и программирование робота.

Презентация (представление) свою деятельность.

Педагогическое

наблюдение

52

словесно-наглядные

3

2

1

Конструирование и программирование робота.

Презентация (представление) свою деятельность.

Педагогическое

наблюдение

53

Проблемно-поисковый

3

2

1

Конструирование и программирование робота:

оформление и защита проекта.

Педагогическое

наблюдение

54

Проблемно-поисковый

3

1

2

Свободное занятие: сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор.

Педагогическое

наблюдение

55

словесно-наглядные

3

1

2

Свободное занятие: сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор.

Педагогическое

наблюдение

56

Проблемно-поисковый

3

3

Свободное занятие:

сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор.

Педагогическое

наблюдение

57

Проблемно-поисковый

3

3

Свободное занятие:

сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор.

Педагогическое

наблюдение

58

словесно-наглядные

3

3

Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3.

Свободное занятие:

сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор.

Педагогическое

наблюдение

59

Проблемно-поисковый

3

1

2

Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3.

Конструирование и программирование робота –Слона.

Педагогическое

наблюдение

60

Проблемно-поисковый

3

3

Конструирование 4-х колёсного или гусеничного робота.

Педагогическое

наблюдение

61

Словесно-наглядные

3

1

3

Изучение набора Lego Mindstorms NXT2 и EVA3. Тестирование.

Педагогическое

наблюдение

62

Поисковый

3

3

Повторение.

Сборка робота-богомола.

Педагогическое

наблюдение

63

Словесно-наглядные

3

1

2

Собираем робота высокой сложности:

Педагогическое

наблюдение

64

Проблемно-поисковый

3

3

Собираем робота высокой сложности:

Педагогическое

наблюдение

65

Проблемно-поисковый

3

3

Программирование робота высоко сложности.

Педагогическое

наблюдение

66

словесно-наглядные

3

3

Показательные выступления.

Педагогическое

наблюдение

67

Проблемно-поисковый

3

3

Свободное моделирование.

Педагогическое

наблюдение

68

Словесно-наглядные

3

3

Передовые направления в робототехнике XXI века.

Разработка проектов по группам.

Распределить обязанности по отладке, программированию будущей модели.

Педагогическое

наблюдение

69

Проблемно-поисковый

3

3

Передовые направления в робототехнике XXI века.

Разработка проектов по группам.

Описать творческий процесс в виде блок-схем, либо текстом в тетрадях.

Создание проекта действующей модели.

Педагогическое

наблюдение

70

Проблемно-поисковый

3

2

1

Передовые направления в робототехнике XXI века.

Разработка проектов по группам. Параметры проекта: дополнение его схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров объектов.

Защита проектов

71

словесно-наглядные

3

1

2

Передовые направления в робототехнике XXI века. Разработка проектов по группам. Программирование запланированных ранее функций.

Защита проектов

72

Проблемно-поисковый

3

1

2

Свободное моделирование.

Защита проектов

Итого:

216

69

147

Календарно-тематический план 3 –й год обучения

Месяц

Число

Формы и методы обучения

Количество часов

Темы занятий

Форма контроля

Всего

Тео рия

практика

1

Словесно-наглядные

3

3

Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ.

Тестирование

2

Словесно-наглядные

3

3

Введение. Основные понятия и термины. Мы пешеходы. Мы пассажиры. Сигналы светофора.

Педагогическое наблюдение

3

Словесно-наглядные

3

1

2

Робототехника. Образовательные роботы. Правила работы с наборами, деталями конструктора Лего.

Педагогическое наблюдение

4

Словесно-наглядные

3

1

2

Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. Создание первого проекта.

Педагогическое наблюдение

5

Словесно-наглядные.

3

1

2

Программирование робота в среде EV3.

Педагогическое наблюдение

6

Проблемно-поисковый.

3

3

Моторы.

Педагогическое наблюдение

7

Словесно-наглядные

3

3

Программирование движений по различным траекториям.

Педагогическое наблюдение

8

Словесно-наглядные

3

1

2

Работа с подсветкой, экраном и звуком.

Работа с экраном.

Педагогическое наблюдение

9

Словесно-наглядные

3

3

Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3.

Педагогическое наблюдение

10

Проблемно-поисковый

3

3

Работа со звуком.

Педагогическое наблюдение

11

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Программные структуры.

Педагогическое наблюдение

12

Словесно-наглядные.

3

1

2

Цикл с постусловием.

Педагогическое наблюдение

Словесно-наглядные.

3

1

2

Цикл с постусловием.

Педагогическое наблюдение

13

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Структура «Переключатель».

Педагогическое наблюдение

14

Словесно-наглядные.

3

1

2

Работа с данными.

Типы данных. Проводники.

Педагогическое наблюдение

15

Словесно-наглядные.

3

1

2

Работа с данными.

Типы данных. Проводники.

Педагогическое наблюдение

16

Словесно-наглядные.

3

1

2

Переменные и константы.

Педагогическое наблюдение

17

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Математические операции с данными.

Педагогическое наблюдение

18

Словесно-наглядные.

3

1

2

Другие блоки работы с данными.

Педагогическое наблюдение

19

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Логические операции данными.

Педагогическое наблюдение

20

Словесно-наглядные.

3

1

2

Работа с датчиками.

Педагогическое наблюдение

21

Словесно-наглядные.

3

1

2

Работа с датчиками.

Педагогическое наблюдение

22

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик касания.

Педагогическое наблюдение

23

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик касания.

Педагогическое наблюдение

24

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик цвета.

Педагогическое наблюдение

25

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик цвета.

Педагогическое наблюдение

26

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик гироскоп.

Педагогическое наблюдение

27

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик гироскоп.

Педагогическое наблюдение

28

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик ультразвука.

Педагогическое наблюдение

29

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик ультразвука.

Педагогическое наблюдение

30

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Инфракрасный датчик.

Педагогическое наблюдение

31

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Инфракрасный датчик.

Педагогическое наблюдение

32

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик определения угла/ количества оборотов.

Педагогическое наблюдение

33

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Датчик определения мощности мотора.

Педагогическое наблюдение

34

Словесно-наглядные.

3

1

2

Работа с файлами.

Педагогическое наблюдение

35

Словесно-наглядные.

3

1

2

Работа с файлами.

Педагогическое наблюдение

36

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Совместная работа нескольких роботов.

Педагогическое наблюдение

37

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Совместная работа нескольких роботов.

Педагогическое наблюдение

38

Словесно-наглядные.

3

1

2

Создание подпрограмм.

Педагогическое наблюдение

39

Словесно-наглядные.

3

1

2

Создание подпрограмм.

Педагогическое наблюдение

40

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Разработка алгоритмов и программ.

Педагогическое наблюдение

41

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Разработка алгоритмов и программ.

Педагогическое наблюдение

42

Словесно-наглядные.

3

3

Основные виды соревнований.

Основные элементы заданий.

Педагогическое наблюдение

43

Словесно-наглядные.

3

3

Основные виды соревнований.

Основные элементы заданий.

Педагогическое наблюдение

44

Проблемно-поисковый.

3

3

Соревнование «Сумо».

Педагогическое наблюдение

45

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Робот – сканер штрих – кодов.

Педагогическое наблюдение

46

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Слалом (объезд препятствий).

Педагогическое наблюдение

47

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Слалом (объезд препятствий).

Педагогическое наблюдение

48

Словесно-наглядные.

3

1

2

Программирование движения по линии.

Педагогическое наблюдение

49

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Калибровка датчиков.

Педагогическое наблюдение

50

Словесно-наглядные.

3

1

2

Алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления).

Педагогическое наблюдение

51

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Алгоритм «Волна».

Педагогическое наблюдение

52

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Пропорциональное линейное управление.

Педагогическое наблюдение

53

Проблемно-поисковый.

3

3

Нелинейное управление движением по косинусному закону.

Педагогическое наблюдение

54

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Поиск перекрестков.

Педагогическое наблюдение

55

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Подсчет перекрестков.

Педагогическое наблюдение

56

Словесно-наглядные.

3

1

2

Инверсия.

Педагогическое наблюдение

57

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Проезд инверсии.

Педагогическое наблюдение

58

Словесно-наглядные.

3

1

2

Конструирование.

Изучение среды управления Lego Mindstorms EV3.

Педагогическое наблюдение

59

Проблемно-поисковый.

3

3

Программирование.

Программирование в среде Lego Mindstorms EV3.

Педагогическое наблюдение

60

Проблемно-поисковый.

3

3

Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов.

Педагогическое наблюдение

61

Словесно-наглядные.

3

3

Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок.

Педагогическое наблюдение

62

Проблемно-поисковый.

3

3

Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница".

Педагогическое наблюдение

63

Проблемно-поисковый.

3

3

Программирование робота высокой сложности: шагающий робот.

Педагогическое наблюдение

64

Словесно-наглядные.

3

3

Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Лестница».

Педагогическое наблюдение

65

Проблемно-поисковый.

3

3

Разработка творческих проектов.

Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт».

Педагогическое наблюдение

66

Проблемно-поисковый.

3

3

Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО.

Педагогическое наблюдение

67

Словесно-наглядные.

3

3

Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект.

Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков.

Педагогическое наблюдение

68

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.

Педагогическое наблюдение

69

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.

Педагогическое наблюдение

70

Проблемно-поисковый.

3

1

2

Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике.

Педагогическое наблюдение

71

Словесно-наглядные.

3

1

2

Безопасность движения на велосипедах. Зачетный урок.

Велосипед – транспортное средство. Управление велосипедом: требования к водителю.

Требования ПДД к движению велосипедов. Требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя. Тестирование.

Педагогическое наблюдение

72

Словесно-наглядные.

3

3

Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся.

Защита итогового проекта

Итого:

216

65

151


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Кружок робототехника.

Робочая программа "Робототехника"...

Рабочая программа по робототехнике

Программа «Первый шаг в робототехнику» относится к научно-технической направленности.Актуальность  предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьют...

Рабочая программа Основы Робототехники

Рабочая программа Основы Робототехники...

Рабочая программа по робототехнике (Легоконструирование)

Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование по робототехнике (легоконструированию)...

Материалы для составления рабочей программы по робототехнике

Материалы для составления рабочей программы по робототехнике...

Рабочая программа курса Робототехника. I-II группа (4-7 класс)

Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание мног...

Рабочая программа по Робототехнике

С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века...