Рабочая программа по робототехнике
рабочая программа
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Детское объединение «Робототехника» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера, здоровье сбережения. Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения робототехники как вида искусства, как объектов для исследований.
Отличительные особенности: Знания, полученные при изучении программы «Робототехника», полезны для учащихся младших классов. Lego Mindstorms EV3, при собирании разнообразных элементов в цельную конструкцию, помогают развивать у детей креативное мышление, фантазию, воображение и моторику. Для учащихся средней школы конструкторы Lego представляют большие возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности, благодаря его технологии, а именно: разнообразие деталей (большое количество деталей – кирпичики, кубики, овальные формы, столбики, колеса, панели, горки и т. д.), своеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно). Для учащихся старших классов способствуют к созданию собственных проектов, не похожих на другие.
Цель программы:
- обучение основам робототехники, программирования с ориентацией их на получение специальностей связанных с программированием, создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием компьютерных технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей роботов на простых примерах (Лего-роботов);
- научить приемам построения моделей роботов из бумаги Лего-конструкторов;
- научить различным технологиям создания роботов, механизмов;
- научить добиваться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность);
- научить составлять программы для роботов различной сложности;
- формировать творческой личности установкой на активное самообразование.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения, сравнения, конкретизация; алгоритмическое и логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, фантазию;
-развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;
-развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
-ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования;
-развить способности программировать;
-приобретение навыков коллективного труда;
-организация разработок научно-технологических проектов.
Воспитательные:
-воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;
-воспитать высокую культуру труда обучающихся;
-сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
-сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;
-ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;
- воспитывать ценностное отношение к предмету информатика, взаимоуважение друг к другу, эстетический вкус, бережное отношение к оборудованию и технике, дисциплинированность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 570 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РОБОТОТЕХНИКА»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 3 года (144 часа, 216 часов, 216 часов)
Автор-составитель:
Закиров Айнур Ильнурович,
АГРЫЗ 2025
Информационная карта образовательной программы
1. | Учреждение | МБОУ «Гимназия №1 имени Героя Советского Союза А.К. Абдрахманова» |
2. | Полное название программы | «Робототехника» |
3. | Направленность программы | Техническая |
4. | Сведения о разработчиках | |
ФИО, должность | Закиров Айнур Ильнурович, учитель информатики | |
5. | Сведения о программе: | |
Срок реализации | 3 года | |
Возраст обучающихся | 7-14 лет | |
Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | Тип программы: общеразвивающая Вид программы: авторская, одноуровневая Дополнительное общеобразовательное пространство для развития у детей устойчивых навыков конструирования. Форма организации содержания и учебного процесса: Семинары, викторины, турниры, подготовки детей к региональным конкурсам, эксперименты, беседы. | |
Цель программы | Обучение основам робототехники, программирования с ориентацией их на получение специальностей связанных с программированием, создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием компьютерных технологий. | |
Образовательные модули (в соответствии с уровнями сложности содержания и материала программы) | Базовый уровень | |
6. | Формы и методы образовательной деятельности | Формы: очная (дневная) Методы: словесный, наглядный, практический |
7. | Формы мониторинга результативности | Педагогическое наблюдение, оценка технических проектов, представление активных участников на региональные мероприятия |
8. | Результативность реализации программы | Личные результаты участия детей в республиканских конкурсах |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы |
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Пояснительная записка _______________________________________________________4-7стр
Учебно-тематический план 1 год обучения______________________________________8 стр
Содержание программы на 1 год обучения______________________________________9стр
Учебно-тематический план 2 год обучения______________________________________10 стр
Содержание программы на 2 год обучения_____________________________________11 стр
Учебно-тематический план 3 год обучения______________________________________12 стр
Содержание программы на 3 год обучения______________________________________13 стр
Организационно-педагогические условия реализации программы, формы аттестации/ контроля, оценочные материалы ______________________________________________14-15 стр
Список литературы___________________________________________________________16стр
Приложения, КТП на 3 года обучения__________________________________________17-36стр
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность (профиль) программы – техническая.
Основными нормативными документами, использованными в разработке образовательной программы стали:
- Конституция РФ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон от № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Указ Президента РФ «Об основных направлениях молодежной политики»;
- Федеральный закон от № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от № ½ «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от #1075;. Ms 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 06-1844 «О примерных требованиях, к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от г № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от #1075; №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от #1075; № 41 г.Москва «Об утверждении СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Приказ МОиН РТ от г. № 1465/14 «Об утверждении модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции»;
- "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России N 61573) № 3648-20;
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьютерными технологиями рассматривается как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в решении приоритетных задач образования – в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков. Детское объединение «Робототехника» дает возможность получения дополнительного образования, решает задачи развивающего, мировоззренческого, технологического характера, здоровье сбережения. Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности применения робототехники как вида искусства, как объектов для исследований.
Отличительные особенности: Знания, полученные при изучении программы «Робототехника», полезны для учащихся младших классов. Lego Mindstorms EV3, при собирании разнообразных элементов в цельную конструкцию, помогают развивать у детей креативное мышление, фантазию, воображение и моторику. Для учащихся средней школы конструкторы Lego представляют большие возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности, благодаря его технологии, а именно: разнообразие деталей (большое количество деталей – кирпичики, кубики, овальные формы, столбики, колеса, панели, горки и т. д.), своеобразие креплений (крепление происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно). Для учащихся старших классов способствуют к созданию собственных проектов, не похожих на другие.
Цель программы:
- обучение основам робототехники, программирования с ориентацией их на получение специальностей связанных с программированием, создание условий, обеспечивающих социально-личностное, познавательное, творческое развитие ребенка в процессе изучения основ робототехники с использованием компьютерных технологий.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей роботов на простых примерах (Лего-роботов);
- научить приемам построения моделей роботов из бумаги Лего-конструкторов;
- научить различным технологиям создания роботов, механизмов;
- научить добиваться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность);
- научить составлять программы для роботов различной сложности;
- формировать творческой личности установкой на активное самообразование.
Развивающие:
- развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщения, сравнения, конкретизация; алгоритмическое и логическое мышление, устную и письменную речь, память, внимание, фантазию;
-развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы;
-развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции;
-ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования;
-развить способности программировать;
-приобретение навыков коллективного труда;
-организация разработок научно-технологических проектов.
Воспитательные:
-воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники;
-воспитать высокую культуру труда обучающихся;
-сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией;
-сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений;
-ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения;
- воспитывать ценностное отношение к предмету информатика, взаимоуважение друг к другу, эстетический вкус, бережное отношение к оборудованию и технике, дисциплинированность.
Адресат программы. Программа «Робототехника» рассчитана для детей от 7 до 14 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей обучающихся, их способностей усваивать материал.
Обучающиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу второго и третьего года обучения. Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения - 15 человек, второй год обучения – 12 человек, третий год обучения – 10 человек.
Объем программы.
- для учащихся 1 года обучения наполняемость группы 15 человек - 2 раза в неделю по 2 часа итого 144 часа;
- для учащихся 2 года обучения наполняемость группы 12 человек - 2 раза в неделю по 3 часа итого 216 часов;
- для учащихся 3 года обучения наполняемость группы 10 человек - 2 раза в неделю по 3 часа итого 216 часов;
Формы организации образовательного процесса.
Учебные занятия включают теоретический блок подачи учебного материала и практический блок.
Теоретический блок включает информационно-просветительский материал разделам и темам программы. Среди методов обучения данного блока преобладают:
- устное изложения материала (рассказ, лекция, объяснение и др.); беседа;
- показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение, презентация и др.); упражнения (устные, письменные, тестовые);
- самоподготовка.
Практический блок включает практические, самостоятельные групповые и индивидуальные задания в рамках закрепления теоретического материала. Среди методов обучения данного блока
можно выделить:
- индивидуальные и групповые задания (для отработки специфических навыков, при подготовке к фестивалям, конкурсам, выставкам и др.);
- экскурсии, походы, экспедиции (пешие, выездные);
- конкурсы (внутри детского объединения, городские, районные, республиканские и др. уровней)
- мастер-классы.
Срок освоения программы – 3 года.
Режим занятий. 1 занятие продолжительность 40 мин, с перерывами между занятиями по 10 мин.
Формы подведения итогов реализации программы. Промежуточные аттестации, и в конце освоения программы – итоговая аттестация.
Критериями выполнения программы служат:
- стабильный интерес обучающихся к научно-техническому творчеству;
- массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности;
-результативность по итогам городских, республиканских, международных конкурсов, выставок;
- проявление самостоятельности в творческой деятельности.
Формой оценки качества знаний, умений и навыков, учитывая возраст обучающихся, являются:
- конкурсы, викторины, выставки;
- тематический (обобщающий) контроль (тестирование);
- контроль по зачетным заданиям (тестирование по всем темам), конкурс, выставка, портфолио.
Диагностика результата, контроль за прохождением образовательной программы:
1. Интерес детей к моделированию роботов диагностируется путем наблюдений за ребенком на занятиях, во время выполнения практических заданий, при подготовке к олимпиадам, конкурсам и выставкам.
2. Развитие творческих способностей диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях, при подготовке к олимпиаде, соревнованиям, конкурсам и участии в них.
3. Владение ребенком теоретическим материалом оценивается во время защиты своего проекта, а также при проведении теоретического опроса обучающегося.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и ПДД. Правила поведения в кабинете информатики при работе с компьютерами и конструкторами. | 2 | 1 | 1 | Лекции | Тест |
2 | Конструирование. Знакомство со средой программирования Mindstorms NXT. | 20 | 5 | 15 | Лекции, практикумы | Творческие задания |
3 | Программирование. Работа в среде программирования Mindstorms NXT. | 78 | 13 | 65 | Лекции практикумы | Педагогическое наблюдение |
4 | Проектная деятельность в группах. | 32 | 8 | 24 | Проект | Творческие задания |
5 | Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся. | 12 | 2 | 10 | Проект | Защита проектов |
6 | Итого | 144 | 29 | 115 | ||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.
Тема 2:Конструирование. Правила работы с конструктором Lego. Основные детали. Спецификация. Знакомство с NXT. Кнопки управления. Сбор непрограммируемых моделей. Передача и запуск программы. Составление простейшей программы по шаблону. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры: Датчик касания; Инфракрасный передатчик; Датчик освещенности. Модель «Выключатель света». Сборка модели. Разработка и сбор собственных моделей. Демонстрация моделей.
Тема 3: Программирование. Визуальные языки программирования. Уровни сложности. Работа в среде программирования Mindstorms NXT. Знакомство со средой программирования Mindstorms EV3. Передача и запуск программ. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме. Работа с пиктограммами, соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп Составления программы по шаблону. Составление программ на различные траектория движения. Сборка модели с использованием мотора. Составление программ с использование датчика касания. Составление программ с использование ультразвукового датчика. Составление программ с использование датчика освещенности. Составление программ с использование датчика звука Сборка модели с использование лампочки. Линейная и циклическая программа. Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Условие, условный переход. Сбор разных моделей. Составление программы с использованием нескольких датчиков. Работа по теме «Дорожное движение». Построение и программирование модели «Лифт». «Червячная передача» и «Основы электричества». «Автомобиль, следующий черной линии».
Тема 4: Проектная деятельность в группах. Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Тема 5: Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и ПДД. Правила поведения в кабинете информатики при работе с компьютерами и конструкторами. | 3 | 3 | Лекции | Тест | |
2 | Введение в робототехнику. Конструкторы компании ЛЕГО. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО. Их функциональные назначения и отличия. Демонстрация имеющихся наборов. | 17 | 8 | 9 | Лекции, практикумы | Творческие задания |
3 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT. Теоретическое сравнение конструкторов типа NXT и EV-3. | 9 | 3 | 6 | Уроки, лекции | Опрос |
4 | Конструирование и программирование творческого робота. Изучение среды управления и программирования. | 76 | 26 | 50 | Лекции, практикумы | Творческие задания |
5 | Проектная деятельность в группах. Разработка творческих проектов. Сборка и исследование моделей роботов на выбор. Интернет - материалы. Соревнования | 66 | 16 | 50 | Проект | Творческие задания |
6 | Работа в средах программирования Lego Mindstorms EVA-3. Сборка и исследование моделей роботов на выбор. | 24 | 4 | 20 | Лекции практикумы | Педагогическое наблюдение |
7 | Передовые направления в робототехнике XXI века. Разработка проектов по группам. | 12 | 6 | 6 | Проект | Творческие задания |
9 | Показательные выступления. Итоговое занятие. | 9 | 3 | 6 | Проект | Защита проектов |
Итого | 216 | 69 | 147 | |||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.
Тема 2: Введение в робототехнику. Что значит конструировать? Что значит программировать? Основные понятия. Что такое ЕВА-робот. Фестиваль мобильных роботов. Олимпиады роботов. Что такое спортивная робототехника: бои роботов (неразрушающие). Программирование. Составление простой программы для спортивного робота «Сумаист». Конструирование. Модель робота для езды по линии. Что такое конструкторы и «самодельные» роботы.
Тема 3: Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT. Теоретическое сравнение конструкторов типа NXT и EVA-3. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО. Их функциональные назначения и отличия. Демонстрация имеющихся наборов. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе конструкторов NXT 2 и EVA-3.
Тема 4: Конструирование и программирование творческого робота. Изучение среды управления и программирования.. Работа с набором Lego Mindstorms EVA-3. Конструирование и программирование робота «Слон». Сборка робота высокой сложности: робот «Крокодил». Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов. Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. Создаём робота по алгоритму "Четырехколёсный робот". Программирование робота высокой сложности: робот «Крокодил».
Тема 5: Проектная деятельность в группах. Разработка творческих проектов. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Кегельринг». Разработка творческих проектов. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Тема 6: Работа в средах программирования Lego Mindstorms EVA-3. Сборка и исследование моделей роботов на выбор.
Тема 7: Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике.
Тема 8: Показательные выступления. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся. Соревнования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
Всего | теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | Лекции | Тест | |
2 | Робототехника. Образовательные роботы. Правила работы с наборами, деталями конструктора Лего. Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. Создание первого проекта. | 10 | 4 | 6 | Лекции, практикумы | Творческие задания |
3 | Программирование робота в среде EV3. | 100 | 34 | 66 | Лекции, практикумы | Творческие задания |
4 | Основные виды соревнований и элементы заданий. | 63 | 15 | 48 | Уроки, лекции | Опрос |
5 | Конструирование и программирование. Изучение среды управления и программирования. | 14 | 4 | 10 | Проект | Творческие задания |
6 | Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований | 20 | 4 | 16 | Лекции практикумы | Педагогическое наблюдение |
7 | Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике. | 4 | 2 | 2 | Уроки, лекции | Опрос |
8 | Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся. | 3 | 3 | Проект | Защита итогового проекта | |
Итого: | 216 | 65 | 151 | |||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1: Введение. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики при работе с наборами, деталями, моделями конструктора Лего.
Тема 2: Характеристики робота Lego Mindstorms EV3.Создание первого проекта.
Тема 3: Программирование робота в среде EV3.
Моторы. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком. Программные структуры. Цикл с постусловием. Структура «Переключатель». Работа с данными. Типы данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие блоки работы с данными. Логические операции данными. Работа с датчиками. Датчик касания. Датчик цвета. Датчик гироскоп. Датчик ультразвука. Инфракрасный датчик. Датчик определения угла/ количества оборотов и мощности мотора. Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание подпрограмм.
Тема 4: Основные виды соревнований и элементы заданий.
Соревнование «Сумо». Робот – сканер штрих – кодов. Слалом (объезд препятствий). Программирование движения по линии. Калибровка датчиков. Алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления). Алгоритм «Волна». Пропорциональное линейное управление. Нелинейное управление движением по косинусному закону. Поиск и подсчет перекрестков. Проезд инверсии.
Тема 5: Конструирование и программирование. Изучение среды управления и программирования. Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов. Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница". Программирование робота высокой сложности: шагающий робот.
Тема 6: Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Лестница». Разработка творческих проектов. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования.
Тема 7: Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике.
Тема 8: Повторение изученного в течение учебного года. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Программа рассчитана на изучение материала под контролем педагога с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы с ПК, соблюдением всех правил по ТБ. Занятия детского объединения носят характер теоретических и практических занятий на компьютеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой.
Для организации работы кружка по данной программе предполагается наличие компьютерного класса, оснащенного компьютерными программами: среда EV3 программирования робота Lego Mindstorms EV3, среда NXT 2 программирования робота Lego Mindstorms NXT, в работе могут использоваться справочники по робототехнике.
Программа дополнительного образования разработана с использованием существующих методов и приемов обучения, а также новейших разработок в области робототехники. Программа следует основным тенденциям в развитии
современной методики обучения информатики и робототехники:
- повышения мотивации учения;
- коммуникативной направленности;
- индивидуального подхода к детям.
Групповые занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть:
- приветствие, организационный момент;
- творческая разминка.
Основная часть:
- теоретический материал по теме занятия;
- разбор инструментов и деталей по теме;
- просмотр видеоматериалов;
- сборка и программирование моделей роботов;
- выполнение творческих заданий на компьютере;
- выставка, защита работ учащихся.
Заключительная часть:
- закрепление пройденного материала в виде игр, речевых ситуаций;
- ориентировка на следующее занятие.
Методы и приемы, используемые педагогом, отражают его организующую, обучающую, контролирующую функции и обеспечивают ребенку возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала.
К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые творческие навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей либо по средствам тестов.
Каждый из методов реализуется в системе приемов, применяемых в процессе обучения. Важно,
чтобы эти приемы ставили ребенка перед необходимостью решения мыслительных задач, к познавательной активности и помогали ребенку усваивать полученные знания и применять их на практике. Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования имеется:
· отдельный кабинет;
· комплект столов и стульев на 15 посадочных мест;
· стол для педагога;
· раздаточный материал (дидактические пособия, распечатки уроков, технологические карты);
· компьютеры с комплектом программ по изучению робототехники;
· проектор, экран;
· Интернет.
Формы аттестации/ контроля.
#1058;естирование
2. Творческие задания
#1054;прос
4. Педагогическое наблюдение
5. Защита итогового проекта
Оценочные материалы.
Методические комплексы, состоящие из: информационного материала, технологических и инструкционных карт; действующей выставки изделий воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; положения о конкурсах, игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Д.Г. Копосов. УМК для средней школы «Первый шаг в робототехнику», 2012 г.
2. Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. Содержание курса программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы, практические примеры, секреты мастерства. г. Челябинск, РФ, 2014 г.)
3. Ресурсы Интернет: - закон об Образовании РФ.
Приложения:
Методические материалы.
Развивающие и диагностирующие материалы: тесты, диагностические игры, кроссворды.
Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) журналы, буклеты, альбомы, учебники – практикумы.
Календарно-тематический план
№ | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | ||
всего | Теор. | Практ. | ||||||
1 | Словесно-наглядные | 2 | 2 | Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами. | Тестирование | |||
2 | Словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Правила работы. Сборочный конвейер | Педагогическое наблюдение | ||
3 | Словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Робототехника. Её законы. Программа для управления роботами. | Педагогическое наблюдение | ||
4 | Словесно-наглядные | 2 | 2 | Проект « Свой робот». | Педагогическое наблюдение | |||
5 | Словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Первая ошибка. Как выполнить несколько дел? | Педагогическое наблюдение | ||
6 | Словесно-наглядные | 2 | 2 | Искусственный интеллект. Интеллектуальные работы. | Педагогическое наблюдение | |||
7 | Словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Блок движения. | Педагогическое наблюдение | ||
8 | Словесно-наглядные | 2 | 2 | Проект «Первые исследования» | Педагогическое наблюдение | |||
9 | Проблемно-поисковый, словесно-наглядные | 2 | 2 | Искусственный интеллект. Презентация «Роботы» | Педагогическое наблюдение | |||
10 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Искусственный интеллект. Презентация «Мифы о роботах» | Педагогическое наблюдение | ||
11 | словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Тест Тьюринга и премия Лебнера. | Педагогическое наблюдение | ||
12 | Проблемно-поисковый, словесно-наглядные | 2 | 2 | Роботы и эмоции. Экран и звук | Педагогическое наблюдение | |||
13 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Роботы и эмоции. Проект «Встреча». | Педагогическое наблюдение | |||
14 | 2 | 2 | Роботы и эмоции. Проект «Встреча». | Педагогическое наблюдение | ||||
15 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Роботы и эмоции. Проект «Разминирование». | Педагогическое наблюдение | |||
16 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Роботы и эмоции. Эмоциональный робот | Педагогическое наблюдение | |||
17 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Роботы и эмоции. Конкурентная разведка. | Педагогическое наблюдение | |||
18 | словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Проект «Разминирование» | Педагогическое наблюдение | ||
19 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Проект «Разминирование» | Педагогическое наблюдение | ||
20 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Имитация. Роботы-симуляторы. | Педагогическое наблюдение | |||
21 | словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Имитация. Алгоритм и композиция. | Педагогическое наблюдение | ||
22 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Свойства алгоритмов. | Педагогическое наблюдение | ||
23 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Свойства алгоритмов. | Педагогическое наблюдение | |||
24 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Система команд исполнителя. | Педагогическое наблюдение | |||
25 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Проект «Выпускник» | Педагогическое наблюдение | |||
26 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Звуковые имитации | Педагогическое наблюдение | ||
27 | словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Звуковой редактор | Педагогическое наблюдение | ||
28 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Конвертер | Педагогическое наблюдение | |||
29 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Проект «Послание» | Педагогическое наблюдение | |||
30 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Проект «Пароль и отзыв» | Педагогическое наблюдение | |||
31 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Космические исследования | Педагогическое наблюдение | |||
32 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Роботы в космосе | Педагогическое наблюдение | |||
33 | словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Проект «Первый спутник» | Педагогическое наблюдение | ||
34 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Проект «Первый спутник» | Педагогическое наблюдение | ||
35 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Космические исследования. Проект «Живой груз». | Педагогическое наблюдение | |||
36 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Исследование луны. Векторная графика. | Педагогическое наблюдение | ||
37 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Космические исследования. Гравитационный маневр. | Педагогическое наблюдение | |||
38 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Проект «Обратная сторона луны» | Педагогическое наблюдение | ||
39 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Что такое Концепт-кары. | Педагогическое наблюдение | |||
40 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Концепт-кары. Минимальный радиус поворота. | Опрос | |||
41 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Как может поворачивать робот NXT? | Педагогическое наблюдение | ||
42 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Настройки для поворотов. Векторная графика. | Педагогическое наблюдение | |||
43 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Векторная графика. Создание папок. | Педагогическое наблюдение | |||
44 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Векторная графика. Типы файлов. | Педагогическое наблюдение | |||
45 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Конкурсные работы по теме «Защитник» | Педагогическое наблюдение | |||
46 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Концепт-кары. Настройки для поворотов | Педагогическое наблюдение | ||
47 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Концепт-кары. Кольцевые автогонки. | Педагогическое наблюдение | ||
48 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Парковка в городе. Плотность автомобильного парка. | Педагогическое наблюдение | |||
49 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Проблема парковки в мегаполисе. | Педагогическое наблюдение | |||
50 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Проект «Парковка» | Педагогическое наблюдение | |||
51 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Моторы для роботов. Сервопривод | Педагогическое наблюдение | |||
52 | 2 | 1 | 1 | Моторы для роботов. Проект «Тахометр». | Педагогическое наблюдение | |||
53 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Компьютерное моделирование. Модели роботов. | Педагогическое наблюдение | |||
54 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Модели и моделирование объектов. | Педагогическое наблюдение | ||
55 | словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Компьютерное моделирование. 3 D модель. | Педагогическое наблюдение | ||
56 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | 3 D модели. | Педагогическое наблюдение | |||
57 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Правильные многоугольники. Углы. | Педагогическое наблюдение | |||
58 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Проект «Квадрат» | Педагогическое наблюдение | |||
59 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Метод пропорции. | Педагогическое наблюдение | ||
60 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Проект «Пентагон». | Педагогическое наблюдение | |||
61 | Словесно-наглядные | 2 | 2 | Проект «Пчеловод». | Проект | |||
62 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Итерация. | Проект | ||
63 | 2 | 2 | Магия чисел. | Проект | ||||
64 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Проект «Счастливая восьмерка». | Проект | |||
65 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Проект «Счастливая восьмерка». | Проект | |||
66 | словесно-наглядные | 2 | 1 | 1 | Вложенные циклы | Проект | ||
67 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Вспомогательные алгоритмы | Проект | ||
68 | Проблемно-поисковый | 2 | 2 | Проект правильный тахометр. | Проект | |||
69 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Программа для робота Mindstorms NXТ. | Проект | |||
70 | 2 | 1 | 1 | Творческие проекты. Конкурс презентаций. | Проект | |||
71 | словесно-наглядные | 2 | 2 | Конкурс «Самый быстрый робот». | Проект | |||
72 | Проблемно-поисковый | 2 | 1 | 1 | Подведение итогов Обзор сайтов о роботах. | Проект | ||
Итого: | 144 | 29 | 115 | |||||
Календарно-тематический план 2 –й год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля | ||
Все го | Тео рия | Прак тика | ||||||
1 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | 12 | Введение в робототехнику.
| Опрос | ||
2 | Словесно-наглядные | 3 | 2 | 1 | Введение в робототехнику. Что значит программировать? Что такое Ева-робот, фестиваль мобильных роботов, олимпиады роботов; спортивная робототехника: бои роботов (неразрушающие); конструкторы и «самодельные» роботы. | Опрос | ||
3 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 3 | Введение в робототехнику. Что такое спортивная робототехника: бои роботов (неразрушающие). Составление программ для робота –сумаиста. | Педагогическое наблюдение | ||
4 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Введение в робототехнику. Что такое конструкторы и «самодельные» роботы. | Педагогическое наблюдение | |||
5 | Словесно-наглядные | 3 | 2 | 1 | Конструкторы компании ЛЕГО. Информация о имеющихся конструкторах компании ЛЕГО. Их функциональные назначения и отличия. Демонстрация имеющихся наборов. | Педагогическое наблюдение | ||
6 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT. Теоретическое сравнение конструкторов типа NXT и EVA-3. | Педагогическое наблюдение | |||
7 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT . | Педагогическое наблюдение | ||
Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT . | Педагогическое наблюдение | |||
8 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Сервомоторы. | Педагогическое наблюдение | |||
9 | Проблемно-поисковый, словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Конструирование и программирование творческого робота. Собираем первую модель робота «Пятиминутка» по инструкции. | Педагогическое наблюдение | ||
10 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Изучение среды управления и программирования. Изучение программного обеспечения. | Педагогическое наблюдение | ||
11 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Изучение среды управления и программирования. Изучение программного обеспечения. | Педагогическое наблюдение | ||
12 | Проблемно-поисковый, словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Изучение среды управления и программирования. Сборка и программирование робота "Линейный ползун": модернизация робота "Пятиминутка" . | Педагогическое наблюдение | ||
13 | Проблемно-поисковый, словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Изучение среды управления и программирования. Сборка и программирование робота "Линейный ползун": модернизация робота "Пятиминутка" . | Педагогическое наблюдение | ||
14 | Проблемно-поисковый, словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Изучение среды управления и программирования. Загрузка программ для управления роботом. Тест.Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. | Педагогическое наблюдение | ||
15 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Программирование робота. Разработка программ для выполнения поставленных задачи. | Педагогическое наблюдение | ||
16 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Программирование робота. Создаём "Четырехколёсного робота". | Педагогическое наблюдение | ||
17 | словесно-наглядные | 3 | 3 | Конструируем более сложного робота. Тестируем "Четырехколёсного робота". | Педагогическое наблюдение | |||
18 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Конструируем более сложного робота. Средние по сложности программы для управления двумя серводвигателями. | Педагогическое наблюдение | ||
19 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Конструируем более сложного робота. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: количество блоков в программах более пяти. | Педагогическое наблюдение | ||
20 | словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Программирование более сложного робота. Собираем и программируем робота "Внедорожник". | Педагогическое наблюдение | ||
21 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Программирование более сложного робота. Серьёзная модель робота: используется датчик касания. Эксперименты по программированию робота. | Педагогическое наблюдение | ||
22 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Программирование более сложного робота. Серьёзная модель робота: используется датчик касания. Эксперименты по программированию робота. | Педагогическое наблюдение | ||
23 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Программирование более сложного робота. Эксперименты по программированию робота. Программа средней сложности: робот реагирует на событие нажатия датчика. | Педагогическое наблюдение | ||
24 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Программирование более сложного робота. Эксперименты по программированию робота. Программа средней сложности: робот реагирует на событие нажатия датчика. | Педагогическое наблюдение | ||
25 | словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Программирование более сложного робота. Применение циклических действий в программе для робота. Проведение испытания поведения робота. Анализ ситуации. | Педагогическое наблюдение | ||
26 | словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Программирование более сложного робота. Применение циклических действий в программе для робота. Проведение испытания поведения робота. Анализ ситуации. | Педагогическое наблюдение | ||
27 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Собираем гусеничного робота по инструкции. Управление роботом с сотового телефона или с компьютера. | Педагогическое наблюдение | ||
28 | словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Собираем гусеничного робота по творческому алгоритму. Запоминание конструкции робота. Анализ: плюсы и минусы конструкции. Корректировка проекта. Повторный сбор робота. | Педагогическое наблюдение | ||
29 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Конструируем и программируем Робота-комбайна. Собрать собственную модель: более устойчивые колеса; механизмы оптимально натянуты; тестирование творческого транспортного средства на поле; управляем роботом с мобильного телефона или с ноутбука. | Педагогическое наблюдение | ||
30 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Конструируем и программируем гусеничного транспорта. Тестирование творческое гусеничное транспортное средство на поле; управляем с помощью программы. | Педагогическое наблюдение | ||
31 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Тестирование знаний. Тест о конструкторах, о Лего, о законах физики и математики. | Педагогическое наблюдение | ||
32 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Собираем и программируем «самодельного Робота – сумоиста». Повторение. Конструкция простого робота сумоиста по инструкции: бот - сумоист. | Педагогическое наблюдение | ||
33 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Сбор робота. Методика по запоминанию конструкции. Тестирование собранного робота. Корректировка программы. Управление роботом с ноутбука. | Педагогическое наблюдение | ||
34 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Соревнование "роботов сумоистов". Сбор по памяти на время робота - сумоиста ( сборки: 30-60 минут); организация и проведение соревнования; изучение конструкции; работа над ошибками. | Педагогическое наблюдение | ||
35 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Соревнование "роботов сумоистов". Сбор по памяти на время робота - сумоиста ( сборки: 30-60 минут); организация и проведение соревнования; изучение конструкции; работа над ошибками. | Педагогическое наблюдение | ||
36 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Анализ конструкции победителей. Изучение конструкции. Сборка и программирование более сложного робота. | Педагогическое наблюдение | ||
37 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Конструируем робота к городским соревнованиям. | Педагогическое наблюдение | ||
38 | Проблемно-поисковый | 3 | 2 | 1 | Конструируем робота к городским соревнованиям. | Педагогическое наблюдение | ||
39 | Проблемно-поисковый | 3 | 2 | 1 | Конструируем робота к городским соревнованиям. | Педагогическое наблюдение | ||
40 | Словесно-наглядные | 3 | 2 | 1 | Конструируем робота к республиканским соревнованиям. | Педагогическое наблюдение | ||
41 | Словесно-наглядные | 3 | 2 | 1 | Конструируем робота к республиканским соревнованиям. | Педагогическое наблюдение | ||
42 | Проблемно-поисковый | 3 | 2 | 1 | Конструируем робота к республиканским соревнованиям. | Педагогическое наблюдение | ||
43 | Проблемно-поисковый | 3 | 2 | 1 | Конструируем робота к республиканским соревнованиям. | Педагогическое наблюдение | ||
44 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Разработка проектов по группам. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». | Педагогическое наблюдение | |||
45 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Разработка проектов по группам. Описание будущих моделей, распределить обязанности по сборке. | Педагогическое наблюдение | |||
46 | словесно-наглядные | 3 | 3 | Разработка проектов по группам. Распределить обязанности по отладке, программированию будущей модели. | Педагогическое наблюдение | |||
47 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Разработка проектов по группам. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Описать творческий процесс в виде блок-схем, либо текстом в тетрадях. Создание и программирование проекта действующей модели. | Педагогическое наблюдение | ||
48 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Разработка проектов по группам. Параметры проекта: дополнение его схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров объектов. | Педагогическое наблюдение | ||
49 | словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Разработка проектов по группам. Программирование запланированных ранее функций. | Педагогическое наблюдение | ||
50 | Проблемно-поисковый | 3 | 2 | 1 | Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Кегельринг». | Педагогическое наблюдение | ||
51 | словесно-наглядные | 3 | 2 | 1 | Конструирование и программирование робота. Презентация (представление) свою деятельность. | Педагогическое наблюдение | ||
52 | словесно-наглядные | 3 | 2 | 1 | Конструирование и программирование робота. Презентация (представление) свою деятельность. | Педагогическое наблюдение | ||
53 | Проблемно-поисковый | 3 | 2 | 1 | Конструирование и программирование робота: оформление и защита проекта. | Педагогическое наблюдение | ||
54 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Свободное занятие: сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор. | Педагогическое наблюдение | ||
55 | словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Свободное занятие: сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор. | Педагогическое наблюдение | ||
56 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Свободное занятие: сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор. | Педагогическое наблюдение | |||
57 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Свободное занятие: сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор. | Педагогическое наблюдение | |||
58 | словесно-наглядные | 3 | 3 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Свободное занятие: сбор и исследование одной из моделей роботов на выбор. | Педагогическое наблюдение | |||
59 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2 и EVA-3. Конструирование и программирование робота –Слона. | Педагогическое наблюдение | ||
60 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Конструирование 4-х колёсного или гусеничного робота. | Педагогическое наблюдение | |||
61 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 3 | Изучение набора Lego Mindstorms NXT2 и EVA3. Тестирование. | Педагогическое наблюдение | ||
62 | Поисковый | 3 | 3 | Повторение. Сборка робота-богомола. | Педагогическое наблюдение | |||
63 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Собираем робота высокой сложности: | Педагогическое наблюдение | ||
64 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Собираем робота высокой сложности: | Педагогическое наблюдение | |||
65 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Программирование робота высоко сложности. | Педагогическое наблюдение | |||
66 | словесно-наглядные | 3 | 3 | Показательные выступления. | Педагогическое наблюдение | |||
67 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Свободное моделирование. | Педагогическое наблюдение | |||
68 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Передовые направления в робототехнике XXI века. Разработка проектов по группам. Распределить обязанности по отладке, программированию будущей модели. | Педагогическое наблюдение | |||
69 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Передовые направления в робототехнике XXI века. Разработка проектов по группам. Описать творческий процесс в виде блок-схем, либо текстом в тетрадях. Создание проекта действующей модели. | Педагогическое наблюдение | |||
70 | Проблемно-поисковый | 3 | 2 | 1 | Передовые направления в робототехнике XXI века. Разработка проектов по группам. Параметры проекта: дополнение его схемами, условными чертежами, описательной частью. Обновление параметров объектов. | Защита проектов | ||
71 | словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Передовые направления в робототехнике XXI века. Разработка проектов по группам. Программирование запланированных ранее функций. | Защита проектов | ||
72 | Проблемно-поисковый | 3 | 1 | 2 | Свободное моделирование. | Защита проектов | ||
Итого: | 216 | 69 | 147 | |||||
Календарно-тематический план 3 –й год обучения
№ | Месяц | Число | Формы и методы обучения | Количество часов | Темы занятий | Форма контроля | ||
Всего | Тео рия | практика | ||||||
1 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Вводное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Материалы и инструменты. Инструктаж по ТБ. | Тестирование | |||
2 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Введение. Основные понятия и термины. Мы пешеходы. Мы пассажиры. Сигналы светофора. | Педагогическое наблюдение | |||
3 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Робототехника. Образовательные роботы. Правила работы с наборами, деталями конструктора Лего. | Педагогическое наблюдение | ||
4 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Характеристики робота Lego Mindstorms EV3. Создание первого проекта. | Педагогическое наблюдение | ||
5 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Программирование робота в среде EV3. | Педагогическое наблюдение | ||
6 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Моторы. | Педагогическое наблюдение | |||
7 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Программирование движений по различным траекториям. | Педагогическое наблюдение | |||
8 | Словесно-наглядные | 3 | 1 | 2 | Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. | Педагогическое наблюдение | ||
9 | Словесно-наглядные | 3 | 3 | Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. | Педагогическое наблюдение | |||
10 | Проблемно-поисковый | 3 | 3 | Работа со звуком. | Педагогическое наблюдение | |||
11 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Программные структуры. | Педагогическое наблюдение | ||
12 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Цикл с постусловием. | Педагогическое наблюдение | ||
Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Цикл с постусловием. | Педагогическое наблюдение | |||
13 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Структура «Переключатель». | Педагогическое наблюдение | ||
14 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Работа с данными. Типы данных. Проводники. | Педагогическое наблюдение | ||
15 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Работа с данными. Типы данных. Проводники. | Педагогическое наблюдение | ||
16 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Переменные и константы. | Педагогическое наблюдение | ||
17 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Математические операции с данными. | Педагогическое наблюдение | ||
18 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Другие блоки работы с данными. | Педагогическое наблюдение | ||
19 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Логические операции данными. | Педагогическое наблюдение | ||
20 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Работа с датчиками. | Педагогическое наблюдение | ||
21 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Работа с датчиками. | Педагогическое наблюдение | ||
22 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик касания. | Педагогическое наблюдение | ||
23 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик касания. | Педагогическое наблюдение | ||
24 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик цвета. | Педагогическое наблюдение | ||
25 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик цвета. | Педагогическое наблюдение | ||
26 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик гироскоп. | Педагогическое наблюдение | ||
27 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик гироскоп. | Педагогическое наблюдение | ||
28 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик ультразвука. | Педагогическое наблюдение | ||
29 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик ультразвука. | Педагогическое наблюдение | ||
30 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Инфракрасный датчик. | Педагогическое наблюдение | ||
31 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Инфракрасный датчик. | Педагогическое наблюдение | ||
32 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик определения угла/ количества оборотов. | Педагогическое наблюдение | ||
33 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Датчик определения мощности мотора. | Педагогическое наблюдение | ||
34 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Работа с файлами.
| Педагогическое наблюдение | ||
35 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Работа с файлами.
| Педагогическое наблюдение | ||
36 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Совместная работа нескольких роботов. | Педагогическое наблюдение | ||
37 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Совместная работа нескольких роботов. | Педагогическое наблюдение | ||
38 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Создание подпрограмм. | Педагогическое наблюдение | ||
39 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Создание подпрограмм. | Педагогическое наблюдение | ||
40 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Разработка алгоритмов и программ. | Педагогическое наблюдение | ||
41 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Разработка алгоритмов и программ. | Педагогическое наблюдение | ||
42 | Словесно-наглядные. | 3 | 3 | Основные виды соревнований. Основные элементы заданий. | Педагогическое наблюдение | |||
43 | Словесно-наглядные. | 3 | 3 | Основные виды соревнований. Основные элементы заданий. | Педагогическое наблюдение | |||
44 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Соревнование «Сумо». | Педагогическое наблюдение | |||
45 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Робот – сканер штрих – кодов. | Педагогическое наблюдение | ||
46 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Слалом (объезд препятствий). | Педагогическое наблюдение | ||
47 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Слалом (объезд препятствий). | Педагогическое наблюдение | ||
48 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Программирование движения по линии. | Педагогическое наблюдение | ||
49 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Калибровка датчиков. | Педагогическое наблюдение | ||
50 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления). | Педагогическое наблюдение | ||
51 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Алгоритм «Волна». | Педагогическое наблюдение | ||
52 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Пропорциональное линейное управление. | Педагогическое наблюдение | ||
53 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Нелинейное управление движением по косинусному закону. | Педагогическое наблюдение | |||
54 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Поиск перекрестков. | Педагогическое наблюдение | ||
55 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Подсчет перекрестков. | Педагогическое наблюдение | ||
56 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Инверсия. | Педагогическое наблюдение | ||
57 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Проезд инверсии. | Педагогическое наблюдение | ||
58 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Конструирование. Изучение среды управления Lego Mindstorms EV3. | Педагогическое наблюдение | ||
59 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Программирование. Программирование в среде Lego Mindstorms EV3. | Педагогическое наблюдение | |||
60 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и тестирование роботов. | Педагогическое наблюдение | |||
61 | Словесно-наглядные. | 3 | 3 | Регулирование параметров, при которых программы работают без ошибок. | Педагогическое наблюдение | |||
62 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница". | Педагогическое наблюдение | |||
63 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Программирование робота высокой сложности: шагающий робот. | Педагогическое наблюдение | |||
64 | Словесно-наглядные. | 3 | 3 | Проектная деятельность в группах. Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для соревнований в формате «Лестница». | Педагогическое наблюдение | |||
65 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Разработка творческих проектов. Проект автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт». | Педагогическое наблюдение | |||
66 | Проблемно-поисковый. | 3 | 3 | Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с ЛЕГО. | Педагогическое наблюдение | |||
67 | Словесно-наглядные. | 3 | 3 | Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект. Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. | Педагогическое наблюдение | |||
68 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования. | Педагогическое наблюдение | ||
69 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Изучение полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки. Соревнования. | Педагогическое наблюдение | ||
70 | Проблемно-поисковый. | 3 | 1 | 2 | Передовые направления в робототехнике XXI века. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике. | Педагогическое наблюдение | ||
71 | Словесно-наглядные. | 3 | 1 | 2 | Безопасность движения на велосипедах. Зачетный урок. Велосипед – транспортное средство. Управление велосипедом: требования к водителю. Требования ПДД к движению велосипедов. Требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя. Тестирование. | Педагогическое наблюдение | ||
72 | Словесно-наглядные. | 3 | 3 | Повторение изученного в течении учебного года. Итоговое занятие. Выставка творческих работ обучающихся. | Защита итогового проекта | |||
Итого: | 216 | 65 | 151 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по робототехнике
Программа «Первый шаг в робототехнику» относится к научно-технической направленности.Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьют...
Рабочая программа Основы Робототехники
Рабочая программа Основы Робототехники...
Рабочая программа по робототехнике (Легоконструирование)
Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование по робототехнике (легоконструированию)...

Материалы для составления рабочей программы по робототехнике
Материалы для составления рабочей программы по робототехнике...
Рабочая программа курса Робототехника. I-II группа (4-7 класс)
Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание мног...

Рабочая программа по Робототехнике
С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века...

