День памяти жертв фашизма
учебно-методический материал (10 класс)

Оленина Елена Игоревна

День памяти жертв фашизма - международная дата, отмечаемая ежегодно во второе воскресенье сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма. Тема особенно актуальна в связи с событиями на Украине. В презентации подобраны фото 1941-1945 г. и 2014-2025 года, где явно видно сходство фашисткой тирании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_pamyati_zhertv_fashizma.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитание у воспитанниц чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим узникам концлагерей.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания воспитанниц о Великой Отечественной войне;

формирование у воспитанниц устойчивого нетерпения и противодействия идеологии фашизма;

сохранение памяти о жертвах фашизма;

формировать умения и навыки поиска нужной информации.

Воспитательные:

формирование современного цивилизованного человека, патриота своей Родины;

воспитание чувства гордости за героическое прошлое страны, её народ;

подготовка к ответственной, осмысленной жизни;

воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;

довести до воспитанниц мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;

решение проблемы повышения сплоченности группы.

Развивающие:

развитие патриотического сознания воспитанниц;

развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иных культур.

Педагогические технологии: информационные технологии.

Подготовительная работа:

поиск информации, подготовка воспитанницами выступлений;

создание презентации, подбор музыкального сопровождения;

подготовка материального обеспечения.

Форма проведения: час общения.

Методы проведения: словесный, наглядный, интерактивный.

План.

I. Организационный момент. Вступительное слово воспитателя.

II. Основная часть.

1. История возникновения Международного дня памяти жертв фашизма.

2. Концентрационные лагеря Третьего рейха.

III. Итог мероприятия. Рефлексия.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель (слайды 1 – 3). День памяти жертв фашизма – это день памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше – мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Слайд 4. Только благодаря силе и мужеству русских воинов, защитивших нашу Родину в 40-е годы 20-го столетия, многие из нас получили право на жизнь в свободной стране. Благодаря смертям многих отцов, сыновей и мужей сегодня в России каждый имеет право на достойную и свободную жизнь. Этот праздник учрежден в честь тех, кто, не задумываясь о своей смерти, встал на защиту детей и женщин, не пустил врага на наши земли и прекратил фашистский беспредел.

Слайд 5. Фашизм – явление, пагубное влияние которого ощутили многие страны. И ни одна из них не выиграла от фашистских действий. Фашизм – самая страшная идеология, ведь по ее законам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира.

II. Основная часть.

1. История возникновения

Международного дня памяти жертв фашизма.

Воспитатель (слайд 6). День памяти жертв фашизма – международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма. Этот день был определён в 1962 году. Выбор пришёлся на сентябрь, так как на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты – день её начала (1 сентября 1939 года) и её окончания (2 сентября 1945 года). Это и стало одним из определяющих факторов установления дня траура на второе сентябрьское воскресенье.

Воспитанница (слайд 7). Главой немецкого правительства Гитлер был назначен 30 января 1933 года. Он начал проводить свою политику, важной частью которой был антисемитизм. Антисемитизм – это отрицательное отношение к евреям, неприязнь и предубеждение к ним, которые основаны на религиозных или этнических предрассудках, является разновидностью ксенофобии. 2 августа 1934 года скончался Президент Германии - Гинденбург. После этого президентство в стране было упразднено. Гитлер получил полномочия главы государства как «Фюрер и Рейхсканцлер». Это дало ему возможность начать захват территорий других государств и развязать одну из величайших войн в истории человечества. Гитлер начал массовые преследования евреев и цыган. Они лишались гражданских прав, позднее, уже во время Второй мировой, началось их физическое истребление. В истории это явление получило название «холокост». Гитлер был намерен полностью истребить нацию евреев. В результате, было уничтожено 60 % европейских евреев и около трети еврейского населения всего мира. Кроме того, было также уничтожено около трети цыганского народа. Тотальному истреблению подвергались также последователи некоторых религиозных сект, чернокожие выходцы из Африки, проживающие в Германии, душевнобольные люди и инвалиды.

2. Концентрационные лагеря Третьего рейха.

Воспитанница (слайды 8, 9). Первые концлагеря были исправительно-трудовыми и располагались в самом Третьем рейхе. Их создание началось сразу после прихода нацистов к власти в 1933 г. с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму. По указу рейхспрезидента от 28 февраля 1933 года «О защите народа и государства» лица, подозреваемые во враждебности к режиму, могли подвергаться так называемому защитному аресту на неопределенный срок. Первыми узниками концлагерей стали члены КПГ и СДПГ. В июле 1933 г. число «превентивно» арестованных достигло 26 789, однако затем многие были освобождены и в конце 1937 г. число заключенных концентрационных лагерей уменьшилось до 8 тыс. После этого в концлагеря стали направлять уголовных преступников и так называемый асоциальный элемент — бродяг, пьяниц и т.п. Примерно в то же время германские евреи впервые стали подвергаться заключению в концлагеря лишь в связи со своей национальностью.

Воспитанница (слайд 10). Ранние концлагеря ещё не имели единой структуры и различались как с точки зрения управления, так и с точки зрения охраны. С мая 1934 г. малые концлагеря поэтапно закрывались, а заключенные переводились в крупные концлагеря. С 1934 г. концлагерями ведала Инспекция концентрационных лагерей, которая в 1942 г. вошла в состав Главного административно-хозяйственного управления СС. В 1934-39 годах Инспектором концентрационных лагерей был Теодор Эйке, который до того был комендантом лагеря Дахау, одного из первых концентрационных лагерей. Эйке в октябре 1933 г. ввёл «лагерный распорядок», который с незначительными отклонениями был введён почти во всех существовавших на тот момент лагерях и сохранился до 1939 г. Охраняли концлагеря отряды «Мёртвая голова». Вход в концлагерь Ораниенбург, 1933 г.

Воспитанница (слайд 11). С началом войны лагерная система была расширена. Освобождения из концлагерей были отменены. Одновременно изменился и состав заключённых: кроме увеличившегося числа политических заключенных из Третьего рейха в лагерях в больших количествах оказались арестанты из оккупированных областей, в том числе советские военнопленные и люди, арестованные по приказу «Ночь и туман» ( подозреваемых в участии в движении Сопротивления во Франции, Бельгии и Нидерландах, которые были вывезены в Германию и там приговорены). Во время Второй мировой войны в лагерях содержались также участники движения Сопротивления из других оккупированных стран.

Воспитанница (слайд 12). Еврейское гетто в Варшаве. Варшавское гетто – еврейское гетто в Варшаве, созданное нацистами в период оккупации Польши. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек.

Воспитанница (слайд 13). Жертвы войны. Расстрелянные мать и дитя.

Воспитанница (слайд 14). Злодеяния гитлеровцев. Гатчина январь 1944 г. Казненные фашистами советские граждане.

Воспитанница (слайд 15). Лагерь советских военнопленных. 1942 г. Количество военнопленных, попавших в плен, долгое время является предметом дискуссий, как в российской (советской), так и в немецкой историографии. Германское командование в официальных данных указывает цифру в 5 млн 270 тыс. человек. По данным Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации, потери пленными составили 4 млн 559 тыс. человек

Воспитанница (слайд 16). Характерной особенностью политики геноцида и «выжженной земли» стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.) гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций. Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство. Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. Особой жестокостью отличался батальон СС, возглавляемый бывшим уголовником, эсэсовцем Дирлевангером. Сожженные города и села в Белоруссии.

Воспитанница (слайд 17). 22 марта 1943 года, украинскими националистами, под руководством немецких фашистов, была уничтожена белорусская деревня Хатынь. За три года оккупации фашисты уничтожили в Белоруссии 9200 населенных пунктов, причем 5295 из них - со всем или частью населения. 511 населенных пунктов так и не возродились после войны. Символом всех сожженных гитлеровцами белорусских деревень стала Хатынь. Последним днем этой деревни, находившейся немногим более чем в полусотне километров от Минска, стало 22 марта 1943 года. В огне Хатыни погибли 149 жителей деревни, 75 из которых – дети до 16 лет. Самому младшему из них только исполнился год.

Воспитатель. Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.

Давайте сегодня минутой молчания почтим память трагически погибших.

Минута молчания. Метроном.

Воспитанница.

Для скорби не нужно ни слов и ни повода,

Когда вспоминают тех, кто погиб

Под бомбами, взрывами, от пуль иль голода,

Кто был на войне этой черной убит.

Пусть войны останутся страницей в истории,

Чтоб ужаса, страха не знали все мы.

Пусть дети не знаю даже в теории

Коричневой, грязной, отвратной чумы.

Воспитанница. Но и сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного превосходства. Поэтому лозунг Дня памяти жертв фашизма – объединиться, чтобы противостоять экстремизму.

Воспитанница. Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь, сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций. Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы противостояния на территории Украины, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося XXI века. Слайды 18 – 22.

Воспитанница. Сегодня, к великому сожалению живущих борцов с фашизмом и к великому стыду их потомков, делаются попытки реабилитации фашистских преступников. Нестабильность политической ситуации в стране и пропаганда фашистской идеологии привели к тому, что на территории Украины в результате военного противостояния стали жертвами сотни мирных жителей - женщин, стариков и детей. События в Одессе называют Одесской Хатынью.

III. Итог мероприятия. Рефлексия.

Воспитатель. У фашистских преступлений нет срока давности, а это значит, что попытки прославления фашизма можно и должно считать пособничеством в его распространении. Этим попыткам не должно быть места в современном мире. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами...

Воспитанница. Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет XXI - й век и помнить, какой ценой завоевано наше счастье.

Воспитатель. Давайте помнить о том, что

…История - не забвенье, не архив, куда грехи свои сдают.

Она тот высший суд,

Где нет прощенья,

Где срока давности не признают...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

11 сентября – День памяти жертв фашизма.

Презентация. В годы Великой Отечественной войны были созданы концентрационные лагеря, где погибло много советских военнопленных. В 1962 годубыло принято решение считать каждое второе воскресенье сентя...

Сценарий проведения общешкольной линейки "14 сентября – День памяти жертв фашизма".

Сценарий проведения общешкольной линейки "14 сентября – День памяти жертв фашизма" с презентацией....

День памяти жертв фашизма

Материалы могут быть использованы во внеурочной деятельности и для проведения классного часа....

Сценарий урока памяти «Международный День памяти жертв фашизма».

Внеклассное мероприятие в форме устного жунала для учащихся 7-9 классов, посвященное Межденародному Дню памяти жертв фашизма....

Урок мужества "Международный день памяти жертв фашизма"

Целью классного часа является формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, негативного отношения к идеологии фашизма....

Презентация "Международный день памяти жертв фашизма"

https://infourok.ru/prezentaciya-mezhdunarodniy-den-pamyati-zhertv-fashizma-1207233.html...