Решение систем линейных уравнений с параметрами
презентация к уроку по алгебре (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи с параметрами представляют для учащихся наибольшую сложность. Это самые трудные задания части С Единого государственного экзамена. Универсальных указаний по решению задач с параметрами дать нельзя, приходится рассматривать различные случаи – в зависимости от значений параметров и методы решения задач различны. Но знание некоторых правил и алгоритмов решения необходимо.
Решить систему уравнений – это значит найти такие значения переменных, которые обращают каждое уравнение системы в верное равенство. Параметр (от греч. parametron отмеривающий) – показатель, величина, значение которой остается постоянным в пределах рассматриваемой задачи.
Что значит решить уравнение с параметром? Это значит показать, каким образом для любого значения параметра можно найти соответствующие значения корней, если они существуют, или установить, что при этом значении параметра корней нет.
Пусть задана система уравнений: Каждое уравнение на плоскости представляет собой некоторую прямую. Для двух прямых на плоскости возможны три случая: 1. Прямые пересекаются. Тогда система уравнений имеет единственное решение. 2. Прямые параллельны. Тогда система не имеет решений. 3. Прямые совпадают. Тогда система имеет бесконечное множество решений. a 1 x +b 1 y = c 1 a 2 x +b 2 y = c 2 , где а 1 , а 2 , в 1 , в 2 , с 1 , с 2 – отличные от нуля числа
Для системы линейных уравнений справедливо: 1. Если , то система имеет бесконечное множество решений. 2. Если , то система не имеет решений. 3. Если , то система имеет единственное решение. Основные методы решения линейной системы : - метод подстановки ; - метод исключения неизвестного ; - метод определителей .
Пример 1. При каких a и b система уравнений имеет бесконечное множество решений? 5x + ay = 2, 15x + 6y = 3b. Решение: Система имеет бесконечное множество решений, если выполняется равенство: Ответ: a = 2, b = 2 .
Пример 2. При каком а система уравнений имеет решение, не имеет решений, имеет бесконечное множество решений? x - 5y = 7, ax – y = -3 . Решение: 1. Если , то есть , то система имеет единственное решение. 2. Если , то есть , то система не имеет решений.
3. Если , то система имеет бесконечное множество решений. Но такого a нет. Ответ: 1) при - единственное решение ; 2) при - не имеет решений ; 3) бесконечное множество решений не принимает ни при каком a .
Пример 3. При каких значениях параметра а система двух уравнений имеет бесконечное множество решений? Решение: Система имеет бесконечное множество решений, если выполняются соотношения:
Ответ: a = 1 .
Пример 4. При каком значении m система уравнений имеет бесконечное множество решений? Не имеет решений? Решение: Система имеет бесконечное множество решений, либо не имеет решений, если коэффициенты при x и y пропорциональны, т.е.
Если m =3, то - решений нет ; если m =-3 , то - бесконечное множество решений. Ответ: 1) при m =-3 – бесконечное множество решений ; 2) при m =3 – решений нет.
Метод подстановки. Применяя данный метод, надо учитывать, что каждый из коэффициентов при неизвестных может обращаться в нуль. Поэтому необходимо рассмотреть случай обращения в нуль коэффициента при этом неизвестном. Пример 5. Для всех значений параметра a решить систему: (1) (2)
Решение : Пусть , тогда = x=5, y=-1 . Пусть , тогда из (1) имеем: Подставляя вместо x во второе уравнение, получим систему, равносильную данной.
Метод исключения. Пример 6. Для каждого значения a решить систему: Решение: - решений нет.
2). Пусть a ≠ 0, тогда, умножая второе уравнение исходной системы на -a , получим: Заменяя второе уравнение системы (2) суммой ее первого и второго уравнений, получим систему, равносильную исходной:
Из (2): , подставляя это значение в первое уравнение системы (2), получим Ответ: 1) при a= 0, решений нет; 2) при a≠0 ,
Пример 7. Найти все значения параметра a , для каждого из которых числа x и y удовлетворяющие системе уравнений удовлетворяют также неравенству x>y . Решение: Сложим уравнения системы, получим подставим в (1) уравнение.
Т.к. по условию x>y , то Ответ: при a<9 .
Пример 8. Определить a , при котором система уравнений не имеет решений. Решение: Умножим обе части уравнения (1) на (a+6) , а (2) на 4. Получим: Сложив эти уравнения, получим:
Умножим обе части уравнения (1) на (-2), а (2) на a: Сложив эти уравнения, получим: Рассмотрим систему, составленную из (*) и (**):
При a≠{-4;-2} система имеет решение: при а=-2 система выполняется при любых x и y, следовательно, из исходной системы При a=-4 левые части уравнения системы равны 0, правые не равны 0, след., система не имеет решения. Ответ: a=-4 .
Решение линейной системы при помощи определителей. Пусть дана линейная система: Тогда решение системы примет вид:
Если определитель системы △≠ 0 , то система определена, т.е имеет единственное решение. Если △=0 и =0, то система не определена, т.е имеет бесконечное множество решений. Если △=0 и ≠0, то система противоречива и решений не имеет.
Пример 9. Найти все значения a , при которых система имеет единственное решение. Решение: Система имеет единственное решение, если △≠0, т.е, Ответ: при a≠6 .
Пример 10. Найти все a , для которых система не имеет решения. Решение: Т.к. Значит, система не имеет решения, если Ответ: при a=
Пример 11. Найти все a , при которых система имеет бесконечное множество решений. Решение: система имеет бесконечное множество решений, если Ответ: при a=30 .
Литература: П.Ф. Севрюков , А.Н. Смоляков Школа решения задач с параметрами: учебно-методическое пособие. М.: Илекса ; Народное образование; Ставрополь; Сервисшкола , 2011. Субханкулова С.А. Задачи с параметрами. М.:Илекса,2012. Скорнкова Л.А. Математика 10-11 классы: задачи с параметрами. Волгоград: Учитель, 2010. Кочагин В.В. ГИА 2012. Математика: Сборник заданий: 9 класс/ В.В. Кочагин , М.Н. Кочагина . – М.:Эксмо , 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Решение систем линейных уравнений" Урок обобщающего повторения
Урок разноуровневого обощающего повторения...
Презентация к уроку "Решение систем линейных уравнений" 7 класс
Презентация по теме : "Решение систем линейных уравнений" к уроку "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций. На уроке решаются задачи с практичес...
Урок ао теме "Решение систем линейных уравнений" 7 класс
Урок по закреплению умений и навыков по решению систем линейных уравнений с двумя переменными. Содержит групповую работу, карту продуктивности, творческие задания....
Использование ИКТ на уроке алгебры «Решение систем линейных уравнений»
Разработка урока, создание презентации, УУД....

«Решение систем линейных уравнений» в 7 классе,конспект открытого урока
Урок обобщения и систематизации знаний с применением элементов технологии критического мышления....

Презентация к уроку по теме: Решение систем линейных уравнений с двумя переменными. 7 класс.
Тема урока: «Решение систем линейных уравнений с двумя переменными»Цель – Формирование умений и навыков решения линейных уравнений с двумя переменными разными...

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...