Проект "Школа будущего"
книга по теме

Моделирование  проекта «Школа будущего» обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе.  Проект разработан в рамках Федерального  закона  «Об образовании» от 17.07.2009 N 148-ФЗ

 Создание автономной многопрофильной школы третьей ступени, реализующей профильную общеобразовательную программу,основной содержательной единицей, которой является индивидуальный учебный план, позволяющая сформировать  индивидуальную образовательную активность учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных (жизненных) перспектив и обеспечит долю поступающих выпускников  в ВУЗы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proekt_shkola_budushchego.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

        

  1.       Характеристики проекта……………………………….…….……..…..3 стр.

II.      Значимость проекта……………………………………...……………...3 стр.

 III.      Цели и задачи проекта……………………………………………….....6 стр.

 IV.     Управление проектом и кадровое обеспечение………………………..9 стр.

  1. 4.1.  Управление проектом…………………………………….………...9 стр.
  2. 4.2 Движение проекта………………………………………………..…10 стр.
  3. 4.3  Кадровый состав учреждения…………………………………..…11 стр.

V.      Этапы реализации проекта………………………………...…………..12 стр.

 VI.      Содержание и механизм реализации проекта………..………….…...14 стр.

6.1.  Автономность образовательного учреждения………….………..16 стр.

6.2. Система управления образовательным учреждением…….……...17 стр.

6.3. Организационно-методические условия обучения учеников…...22 стр.

       6.3.1. Технологические профили………………………………….23 стр.

       6.3.2. Индивидуальный учебный план……………………...…….26 стр.

       6.3.3. Триместр……………………………………………………...27 стр.

       6.3.4. Технологии…………………………………………………...28 стр.

6.4. Сетевое взаимодействие…………………………………………....29 стр.

VII.   План перехода на профильное обучение в автономном образовательном      учреждении……………………………………….……………….…………....30 стр.

VIII. Ожидаемые результаты проекта………...…………………………..…..37 стр.

IX.     Оценка результативности проекта……………………….…………….38 cтр.

X.      Перспективы проекта………………………………………..………….40 стр.

 ХI.   Финансовое обеспечение проекта…………………………..…….....…..40 стр.

   Заключение………………………………………………………….......41cтр.

   Список литературы………………………………………………….…42 стр.

  1. Характеристики проекта

Название проекта – Проект «Школа будущего»

Организация-исполнитель – МОУ «СОШ № 5» 628309, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,  город Нефтеюганск, 2 микрорайон, здание  29, первая часть.  

Организация заявитель: Департамент образования г. Нефтеюганск.

Руководители проекта – Кошкарева Валентина Александровна, заместитель директора департамента образования.

География – г. Нефтеюганск, МОУ «СОШ № 5».

Сроки выполнения –.2010-2014 гг.

  1. Значимость проекта

Моделирование  проекта «Школа будущего» обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе.  Проект разработан в рамках Федерального  закона  «Об образовании» от 17.07.2009 N 148-ФЗ, где говорится, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», а также «обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира» и в рамках  Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 03.112006  N 174-ФЗ.  

Стратегия  проекта определена в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и разрабатывалась  на основе Федеральных образовательных стандартов и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».  Кроме этого, при проектировании использованы рекомендации Министерства образования Р.Ф.,  по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся от 20.04.2004  № 14-51-102/13,  а также  материалы к построению систем профильного обучения  Попова А.А., доктора философских наук и  использовался опыт реализации инновационных образовательных учреждений г. Ижевска «Гуманитарный лицей» и г. Муравленко «Многопрофильный лицей».

На современном этапе Россия стала на пути внедрения инновационных технологий во всех сферах общественной жизни. Происходят изменения, как в духовной, так и экономической жизни. Меняется сама структура общества. Общество все больше предъявляет требования к современной молодежи, как в плане образования, так и в жизненных интересах. Перспективным направлением модернизации российского образования является профилизация старшей школы. Эта тенденция соответствует  и мировой образовательной практике. Основная педагогическая идея профильного обучения заключается в том, чтобы придать системе образования индивидуализированный, личностный характер, а саму систему сделать более эффективной и качественной.

По данным  опроса, проведенного ВЦИОМ,  24 % респондентов считают профилизацию старшей школы  одним из наиболее важным и позитивно оцениваемым мероприятием модернизации образования. Большинство 63 % учеников и родителей понимают профильное образование как возможность уменьшения затрат на преодоление барьера «школа-вуз». 51 % старшеклассников считают, что профилизация это, своего рода,  механизм, позволяющий учесть способности и интересы учеников. Проведя опрос в  школах города Нефтеюганска (346 человек) мы выявили, что ученики и родители   (48 %)  положительно относятся к профильному обучению. Вместе с тем, мы определили, что для нашего города характерны следующие проблемы:

  1. Введение профильных классов пока не снимает проблему перегруженности школьников   (старшеклассники зачастую задействованы в двойном учебном процессе – в школе и при подготовке в вуз).  
  2. Тенденция к понижению количества старшеклассников, наличие в школах  не более 2 классов в 10-й  параллели. На практике в школах формируется  1 профильный класс – гуманитарный или математический,  и общеобразовательный (в лучшем случае).  
  3. Учебные планы школ не в полном объеме реализуют принцип     вариативности содержания, направленного на удовлетворение различных образовательных потребностей.
  4. Классно-урочная система не соответствует задачам формирования академической мобильности, принципам индивидуализации и деятельностного подхода, процессам социализации молодого поколения.
  5. Репродуктивные методы обучения не  решают  задачу формирования базовых (ключевых), непредметных компетентностей – коммуникативных, информационных, социальных, которые в дальнейшем будут способствовать  успешной социализации выпускников школы.
  6. Отсутствие технологических профилей, отсутствие выхода в социум, на производство не  позволяет формировать профессиональный выбор обучающихся,  не способствует оформлению  социальных амбиций, идентификации личности.  

Таким образом, перед нами  встает проблема: существующие  организационно - педагогические условия,   содержание образования не соответствуют    ведущей деятельности  юношеского периода жизни человека -   самоопределению и  связанные с ней  конструирование возможных образов будущего, проектирование и планирование своей индивидуальной траектории.

Получается, что профилизация школы осуществляется пока что однобоко, без создания необходимых для этого условий. Полагаем, что следует видоизменить конфигурацию существующего образовательного учреждения.  Следует подумать о возможном механическом отделении старшей школы от основной.  Тем более что Министр образования А.А.  Фурсенко неоднократно говорил о том, что «Отработка лишь одной, пусть наиболее понятной и массовой модели реализации профильного образования – опасна».

Поэтому мы предлагаем создать автономную многопрофильную школу третьей ступени.  Школу интеллектуальных современных технологий, построенную  по принципам доступности и массовости образования. Школу, которая ставит перед собой  задачу изменить существующую систему образования в старшей школе МОУ «СОШ № 5» города Нефтеюганска, что  позволит сформировать новое российское  поколение выпускников, способное мыслить стратегически и брать на себя ответственность за социокультурную ситуацию, в которой они живут.

  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создание автономной многопрофильной школы третьей ступени, реализующей профильную общеобразовательную программу, основной содержательной единицей, которой является индивидуальный учебный план, позволяющая сформировать  индивидуальную образовательную активность учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных (жизненных) перспектив и обеспечит долю поступающих выпускников  в ВУЗы.  

Объект исследования:   образовательный процесс    в многопрофильной школе  по индивидуальным учебным планам, в условиях автономности школы.

Предмет исследования: организация образовательного процесса по ИУП, в условиях  автономности школы

Гипотеза исследования: получение прогнозируемых результатов (индивидуальная образовательная активность учащегося, становление его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных и жизненных перспектив)  будет достигнуто при условии  организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов, создание дискурсивного образовательного пространства на основе деятельностного подхода и  автономности образовательного учреждения.

Задачи  проекта:

  1. Создать автономное образовательное учреждение «Многопрофильная школа третьей ступени» путем реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ № 5».
  2. Определить структуру, компетенции органов управления автономного учреждения «Многопрофильная школа третьей ступени», порядок их формирования, сроки полномочий и порядок их деятельности (наблюдательный совет, совет школы, управляющий совет).
  3. Определить перечень видов деятельности, которые автономное образовательное учреждение «Многопрофильная школа» вправе осуществлять в соответствии с предназначением.
  4. Создать систему подготовки  педагогических кадров на основе деятельностного подхода с учетом особенностей новой школы.
  5. Создать инфраструктуру образовательного учреждения, соответствующую задачам  и возрастным особенностям старших школьников.  
  6. Внедрить  организационно-учебные  базовые элементы и формы высшего образования.
  7. Апробировать структуру и содержание  индивидуальной образовательной программы как   новой организационной единицы в системе образования, способной  заменить классно-урочную систему.
  8. Разработать и апробировать содержание технологических профилей.
  9. Организовать сетевое взаимодействие школы с другими ресурсными центрами образования:  учреждениями дополнительного образования, вузами, музеем, библиотекой,  градообразующим предприятием, центром молодежных инициатив, бизнес - структурами.      
  10. Разработать   систему оценки достижения планируемых результатов   индивидуального  учебного плана или освоения   индивидуальной  образовательной программы   (учебные и внеучебные достижения «Портфолио»).

IV.Управление проектом и кадровое обеспечение

 4.1 Управление проектом (схема 1)

4.2 Движение проекта (схема 2)

4.3Кадровый состав учреждения

Категория работников

Количество

Общее количество работников (из них):

58

Руководители

4

Специалисты «Педагогический персонал»

35

Прочие специалисты (лаборанты, инженер по охране труда, специалист по кадрам, бибилиотекарь)

6

Служащие (секретарь, делопроизводитель)

2

Рабочие (уборщики служебных помещений, дворник, сторож, кладовщик, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий КОРЗ)

11

Соотношение мужского и женского пола в педагогическом персонале (м/ж)

1/6

Средний возраст педагогов

35

Количество педагогов-победителей конкурсов не ниже муниципального уровня в текущем учебном году

3

Качественная характеристика педагогического состава:

Высшее образование

35

Высшая квалификационная категория

14

Первая квалификационная категория

21

V.Этапы реализации проекта

  1. Аналитический этап   (2009)
  • анализ  деятельности школ города Нефтеюганска  по организации профильного обучения на старшей ступени образования;
  • изучение общественного мнения  целевых групп школы о реализации профильного обучения на старшей ступени;
  • выявление основных  проблем по организации профильного обучения;
  • изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических источников по проблемам организации  профильного обучения,  организационно-педагогических условий построения индивидуальных образовательных программ на старшей ступени.  
  1. Проектный этап  (2009-2010)

  • организация рабочей группы по разработке модели  многопрофильной школы третьей ступени;
  • формирование пакета нормативных документов по организации обучения на основе Индивидуальных образовательных программ  и индивидуальных учебных планов;
  • формирование пакета нормативных документов регламентирующих деятельность тьюторов в школе;
  • подбор     и курсовая подготовка руководящих кадров и педагогических по реализации  трех основных педагогических позиций – «учитель-преподаватель», «социальный педагог» с функциями социального продюсера, «тьютор»;
  • проведение серии стратегических семинаров и деловых игр по освоению новых технологий (дебаты, деловые и организационно - деятельностные игры, тьюторство);
  • разработка содержания технологических профилей и путей реализации;
  • формирование позитивного внешнего контекста  реализации эксперимента (легимитизация программы  эксперимента на уровне муниципальной власти, в педагогической среде, в общественном сознании, организация широкой РR - кампании, постоянное освещение в СМИ событий, связанных с открытием школы 3 ступени);
  • заключение договоров  с другими  учреждениями с целью ресурсного обеспечения образовательного процесса школы;
  • создание инфраструктуры школы третьей ступени, материально-технической базы для реализации технологических профилей;
  • осуществление приема в школу;
  • разработка  механизма  составления расписания    на основе индивидуальных учебных планов.

  1. Практический  этап  (2010-2011)
  • открытие школы;
  • организация деятельности по   адаптации обучающихся;
  • формирование детско-взрослого сообщества;
  • построение индивидуальных образовательных программ;
  • формирование традиций школы;
  • создание рабочих программ;
  • организация образовательного процесса на основе  индивидуальных образовательных программ;
  • внедрение в образовательный процесс научно-исследовательских методов, метода проектов,  портфолио, методики педагогических тренингов, рефлексии, тьюторских консультаций;
  • создание и внедрение системы мониторинга образовательных результатов;
  • открытие профилей предметных и технологических;
  • разработка и внедрение формы оценки успешности выполнения ИОП: «портфолио», «зачетная книжка».
  1. Рефлексивно-диагностический этап (2011-2012)
  • анализ  результатов проекта;
  • внутренняя и внешняя экспертиза;
  • корректировка   проекта;
  • развитие системы сетевого взаимодействия ОУ;
  • разработка новых технологических профилей.

  1. Обобщающий  этап (2012)
  • предъявление результатов проекта;
  • обобщение  и предъявление опыта.

  1. Содержание и механизм реализации проекта

Автономное образовательное учреждение «Многопрофильная  школа»  позволит решить проблемы введения профильного обучения в городе.  Создание школы определяется через реорганизацию  МОУ  «СОШ № 5», введение новой системы управления,  новых организационно-методических условий и качественно новое сетевое  взаимодействие.

Модель проекта.(Схема №3)

6.1. Автономность образовательного учреждения

Согласно Федеральному закону № 174 «Об автономных  учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация,  созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Анализ положений закона приводит к выводу о том, что автономное учреждение представляет собой сложную конструкцию — это не новая организационно-правовая форма, а новый тип юридического лица. Автономное учреждение, как и бюджетное, выполняет социально значимые функции (образование, наука, культура и пр.), но в, то, же время наделяется, по сравнению с бюджетным учреждением, гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. Это своего рода учреждение, сочетающее в себе признаки некоммерческой и коммерческой организаций. 

Основная идея создания автономных учреждений заключается в предоставлении им значительно больших, по сравнению с бюджетными учреждениями, финансово-экономических возможностей для самостоятельного развития и изменении принципов их финансирования со стороны государства. Одновременно это и повышение ответственности автономных учреждений.

Мы предполагаем, что школа третьей ступени будет именно автономной, а это даст:

  • повышение ответственности автономного учреждения, перед заказчиками (ученики, родители, государство);
  • повышение управленческой самостоятельности может обеспечить гибкость и оперативность управленческих решений;
  • возможности самостоятельного развития (индивидуальная образовательная программа, принцип «деньги идут за учеником»;
  • возможность самостоятельно зарабатывать (центр по подготовке к ЕГЭ);
  • мобильность финансовых потоков (оперативного управления средствами);
  • взаимовыгодное сотрудничество с бизнесом;
  • возможность экспериментов по разработке образовательных программ;
  • самостоятельность автономного учреждения в управлении своими кадровыми ресурсами и в расходовании средств  может обеспечить то, что динамика численности и состав работников учреждения будет соответствовать динамике реальных объемов деятельности учреждения;
  • реальное стимулирование работников, по качеству обучения;
  • образовательная среда будет содействовать становлению конкурентно способного выпускника.

  1. Система управления образовательным учреждением

Система управления в многопрофильной школ будет трех уровневая. Продиктовано это тем, что в профильной школе, требования к организации образовательным процессом повысятся. В соответствии с Федеральным  Законом  №174 «Об автономных учреждениях», будет создан наблюдательный совет.

Это коллегиальный орган, численностью 7 человек, главной функцией  является рассмотрение проектов наиболее важных решений, принимаемых учреждением, и выражение своего совещательного, а в отдельных случаях и обязательного мнения  о них. Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения устанавливается уставом автономного учреждения, но не может превышать 5 лет[1].  

В состав наблюдательного совета входят:

  • представители учредителя;
  • представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом;
  • представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Наблюдательный совет рассматривает:

  • предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;
  •     предложения учредителя или руководителя автономного учреждения
    о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;
  • предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации или ликвидации данного учреждения;
  • предложения учредителя или руководителя об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;
  •  предложения руководителя об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в т. ч. о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или о передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;
  • предложения руководителя о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

       -  проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

Администрация школы будет состоять:

 Руководитель 1 уровня:

Директор - руководитель учреждения.

Руководители 2 уровня:

Заместитель по учебно-воспитательной работе - управление  образовательным процессом школы;

Заместитель директора по креативной работе -  управляет творческим потенциалом обучающих школы.

Зам. директора по научной работе -  управляет методами и приемами по исследованию современных проблем, поиск эффективных решений, организация и сопровождение конструкторско – исследовательскую деятельность по профильной теме.

Заместитель по административно –хозяйственной части – материальное обеспечение школы.

Руководители 3 уровня:

Администратор отделения Экономика и социальные  технологии; Администратор отделения  Медицина и биотехнологии; Администратор отделения  Литература и гуманитарные  технологии; Администратор отделения Физика, химия и «высокие» технологии

Функции администраторов отделения:

  1. Контроль образовательного процесса в отделения.
  2. Управление отделения.
  3. Постановка задач в отделении.
  4. Научный руководитель.
  5. Разработка практической пробы.

В школе будущего существует еще один независимый орган это Совет школы, который занимается контролем, защитой, как учеников так и учителей, входят выборочно весь состав школы.

Функции:  

  1. Материально – техническое оснащение.
  2. Вопросы о включении и исключении ученика учителя из школы.
  3. Программа школы.
  4. Выработка стратегии школы.
  5. Защита интересов ученика, учителя.

Все члены совета имеют равные голоса и полномочия в совете.

В каждом профиле будут реализовывать свой творческий потенциал ученики.  Развитием этого потенциала будет решать – Тьютор. Он сопровождает ученика на этапе реализации индивидуального учебного плана. Подготавливает учащихся к осуществлению процессов  самостоятельного  конструирования образа своего профессионального  будущего.

         Наставник (Социальный продюсер)  решает образовательные задачи, практико-предметного характера. Организовывает систему проектно-аналитических событий, в ходе которых оформляется академическая, нравственная позиция учащихся (стажировки, пробы). Главная задача это – организовать овладения методами самоорганизации и самоопределения.

         Преподаватель – предоставляет образовательную программу старшей школы, в формах высшего образования (лекции, семинары, модульные формы, зачетная система, тренинги).

  Аппарат управления(схема 4)

Внутренняя организация профиля(схема 5)

6.3.Организационно-методические условия обучения учеников

Образовательный процесс в многопрофильной школе осуществляется в соответствии с поставленными целями и задачами. Учебный план формируется на основе примерного Федерального базисного учебного плана.  Построение профилей ориентируется на технологический характер обучения.

Профилилизация осуществляется  на основе государственного стандарта путем формирования индивидуального учебного плана.  Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися образовательных перспектив.          Любой профиль состоит из набора базовых предметов, профильных предметов, элективных курсов, метапредметов, проектов, исследовательской деятельности, тренингов. Базовые общеобразовательные предметы определены для каждого профиля и являются обязательными для всех учащихся данного класса. Профильные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Спецкурсы – курсы по выбору учащихся. Каждый учащийся может их выбрать по своему усмотрению (не более 4  часов). Спецкурсы могут быть одного из двух видов:

  • «надстройка» – дополнение содержания профильного курса;
  • для удовлетворения познавательных интересов отдельных школьников.

Программы спецкурсов разрабатываются педагогическим коллективом школы и утверждаются Методическим советом школы. При наличии кадров и материально-технических средств обеспечивается  возможность деления класса на две группы по профилирующим предметам.

Контроль за соответствием общего количества часов на изучение предмета требованиям профильного уровня обучения возлагается на менеджер управления, курирующего профильную школу.

         Образовательный процесс в профильных классах предусматривает различные формы и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, ее творческих способностей, самостоятельности в работе и профессиональное самоопределение.  Учебная и внеучебная  деятельность осуществляется через школьные  научные  общества учащихся,  организационно-учебные   элементы и формы высшего образования,  научные сессии,  практико-ориентированные курсы,  тренинговые программы.

Инфраструктуру школы  отличает наличие лабораторий, мастерских, лекционного зала, конференц-зала, дискуссионного зала.

          В своей деятельности школа использует технологии, где субъектом деятельности является сам учащийся – проекты, обучение в сотрудничестве, ОДИ, дебаты, мозговой штурм, портфолио.

Таким образом, отличительными характеристиками организации образовательного процесса в многопрофильной школе являются:

  • технологические профили;
  • индивидуальный учебный план;
  • вузовские организационные формы работы;
  • деятельностные технологии.

 6.3.1. Технологические профили

Задачей старшей школы выступает идея развития человеческого потенциала, выводящая не только в пространство предметного и понятийного материала, а и в практику полагания и освоение смыслов, образующих основные структуры жизни. В школах профили делятся на предметном уровне, который дает только предметный материал. Выбор ученика ограничен рамками профиля школы. Не каждая школа может удовлетворить запросы обучающих. Каждая школа ориентирована обычно на определенный профиль. Такую проблему можно решить, создав профили различного направления.

Система образования многопрофильной школы:

1. При поступлении в старшую ступень образования, то есть в 10 класс ученик сам, с помощью родителей принимает решения в какой профиль ему идти.

2 Профили будут делиться не на предметном уровне, а на технологической основе, где материал предмета является средством введения в ту или иную общественно-производственную практику. Такие профили, как инженерно-технологический профиль, полит - технологический профиль, информационно – технологический профиль……..

В школе третьей ступени обучение будет выглядеть следующем образом:

образовательный процесс строится на основе индивидуальных образовательных программ;

обучение по триместрам;

 новая структура изучения базовых и профильных предметов;

 организационно-учебные  базовые элементы и формы высшего образования (научно – исследовательская работа, лекции, семинары, модульные формы, зачетная система);

научные сессии;

практико-ориентированные курсы,

  • система предпрофессиональных стажировок и практик.

Профильные отделения(схема 6)

Отделения

Профили

Профильные предметы

Профильные профессии

Экономика и социальные  технологии

Социально – экономический

 Русский язык
Математика
Обществознание
Иностранный язык

Экономика

Менеджмент

Бизнес-информатика

Сервис

Торговое дело

Товароведение

Гостиничное дело

Информационно-  технологический

Математика Информатика и ИКТ.

Программист    

Инженер    

 Системный администратор Информационная безопасность  

Медицина и биотехнологии

Био - технологический

Русский язык
Биология
Математика
Химия

Биология

Почвоведение

Агрохимия и агропочвоведение

Агрономия

Садоводство

Зоотехния

Эколого-технологический

Русский язык
География
Математика
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

География

Картография и геоинформатика

Гидрометеорология

 

Оборонно-спортивный

Физическая культура                   ОБЖ

Военное дело      

Физическая культура     Пожарно-прикладное дело

Литература и гуманитарные технологии

Филологический профиль

Русский язык

Литература

 Иностранный язык.  Второй иностранный

Лингвист            

Журналист

Дипломант

Гуманитарно - технологический

Русский язык
Обществознание
Иностранный язык
История

 

Философия

Политология

Юриспруденция

Реклама и связи с общественностью

Культурология

Издательское дело

Художественно-эстетический

МХК       Профессиональные предметы искусства

Реставратор    

Физика, химия и «высокие» технологии

Естественно - научный

Русский язык
Математика
Химия
Физика

Биотехнология  

Нефтехимия  

Строительство    

Нефтегазовое дело

Инженерно - технологический

Русский язык
Математика
Физика
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Математик

Техническая физика      Электроэнергетика

Ядерная физика Машиностроение    Авиастроение

6.3.2. Индивидуальный учебный план

Концепция профильного обучения предполагает, что учащиеся смогут выбирать как один из десяти рекомендуемых профилей, так и выстраивать свой собственный индивидуальный учебный план. Индивидуальным при этом считается план обучения каждого конкретного ученика, включающий совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения из рабочего учебного плана образовательного учреждения. В профильной школе мы предлагаем каждому ученику ИУП. Обучающиеся смогут самостоятельно определить интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционные сочетания. Эти планы будут различными по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по срокам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в течение учебного года.

Построение обучения на основе ИУП меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, составления школьного расписания занятий. Сначала школа определит общий набор учебных предметов и курсов общеобразовательного и профильного уровня, затем учащимся предлагается сделать выбор, на основе которого формируется ИУП. Перед осуществлением выбора с каждым ребенком и его родителями будет проведена индивидуальная работа, подготовив к процедуре выбора.

При выборе школьники должны будут знать, что им нужно будет обязательно указать в перечне избираемых предметов 8  дисциплин, обязательных для изучения, не менее 2 профильных и не менее 3 элективных курсов, поддерживающих изучение дисциплин на базовом или профильном уровне. Изменение ИУП можно будет сделать после триместра, с условием выполнения учеником зачетной работы на положительную оценку по всем курсам.

Классно-урочная система заменяется предметно-групповой. Журналы будут вестись не по классам, а по учителям.

В профильной школе расписание будет составляться по блочно-модульному принципу. Его сущность состоит в том, что все предметы учебного плана объединяются в блоки по принципу общности образования. Например, в течение, какого-то времени учащиеся изучают гуманитарные предметы, а затем предметы естественнонаучного цикла.

Блочно-модульный принцип планирования позволяет сократить количество предметов, изучаемых параллельно. Уменьшается ежедневная и еженедельная нагрузка школьников. Так же будут выделяться дни для самостоятельной работы обучающихся: библиотечный, для подготовки творческих домашних заданий, работы над проектами.

  6.3.3. Триместр

В школе  образовательный процесс будет делиться, в отличие от обыкновенной школы, на триместры. Каждый триместр  продолжительностью 3 месяца. Вначале  каждого триместра  ученик совместно с тьтором определяет свои задачи, которую он должен будет выполнить.

         Каждый триместр будет включать в себя:

  • предметную деятельность, где будут изучаться обязательные предметы
  • практико-ориентированные курсы, обеспечивающие овладение обучающимися  компетентностями – творчеством, исследованием, проектированием, управлением, программированием, моделированием (переход от «знаниевого» к «способному» содержанию образования);
  • предпрофессиональные стажировки и практики, "детско-взрослые" проекты,    в том числе бизнес - проекты; 
  • индивидуальную учебную деятельность (дистанционные курсы);
  •  тренинговые программы;
  • движение учащихся по индивидуальной образовательной траектории  сопровождается тьютором (рефлексивные сессии, рефлексивные тексты, отчеты); 

- в конце триместра научно-практические сессии.

 Структура триместра.(схема 7)

6.3.4. Технологии

В образовательном процессе многопрофильной школы будут использоваться  следующие технологии:

1.Проектная технология – самостоятельное формулирование учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, выводы и анализ. общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.

2. Деловые и организационно-деятельный игры – объединение в малые группы, наличие общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.

3. Дебаты -  интеллектуальная дискуссия, где анализируются и сопоставляются различные идеи и события, делаются обоснованные выводы, выстраиваются цепочки доказательств

4. Мозговой штурм – поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы.

5. Портфолио – фиксированное, накопление и система оценивания, самооценивания и оценивания с помощью различных экспертов индивидуальных достижений.

Такие технологии позволяют ставить проблему, формулировать задачи, проводить самооценку, самостоятельно создавать продукт, вести поисковую работу с информационными источниками.

Такие технологии обеспечат:

- индивидуализацию образовательного процесса;

- преемственность образовательных программ;

- формирование базовых компетенций: предметных, учебных, социальных;

- мотивацию на продолжения обучения;

- переход к самообразованию.

6.4. Сетевое взаимодействие

Реализация учебного плана «Многопрофильной школы» зависит  не только от собственных возможностей, но и от сетевого взаимодействия  с другими ресурсными центрами. Основная задача данного направления заключается в том, чтобы качественно использовать ресурсы вузов и других учреждений профессионального и дополнительного образования для удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся. В основном их кадры будут привлекаться для преподавания элективных курсов, проведение социальных практик,  метапредметов,  проектов.  Данная модель отношений позволит предоставить старшеклассникам широкий выбор профильных дисциплин, элективных курсов, создаст условия для реализации индивидуальных учебных планов.  Концентрация кадровых,  материальных ресурсов,   с  частичным привлечением  ресурсов других центров позволит наработать педагогический и управленческий опыт реализации профильного обучения в рамках автономного образовательного учреждения «Многопрофильная школа» в городе Нефтеюганске.

  1.   План перехода на профильное обучение в автономном образовательном учреждении

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно- управленческое  обеспечение

- создание инициативной группы «Профильное обучение»;

- создание экспертно-аналитической группы по проблемам профильного обучения в городе Нефтеюганске;

- создание правовой группы по решению юридических вопросов;

- разработка модели  профильного обучения;

 - разработка модели организационной структуры управления системой профильного обучения;

 - реорганизация инициативной  группы по профильному обучению в Совет по профильному обучению;

 - коррекция работы научно-методического совета как органа, обеспечивающего научно-методическое сопровождение системы профильного обучения;

  - обновление содержания деятельности психологической и социально-педагогической служб в соответствии с целями и задачами профильного обучения;

 - создание рабочих и творческих групп по направлениям профильного обучения (по мере необходимости).

август 2009

сентябрь 2009

октябрь 2009

2009-2010

2009-2010

2010

2010

2010

2010

Департамент образования

Департамент образования

Департамент образования

Инициативная

Инициативная

Руководитель инициативной группы

Заместитель по научной работе

Заместитель директора

Администратор отделения

Информационное обеспечение

- создание пресс-службы по освещению вопросов реорганизации школы в структурах СМИ;

- организация ряда репортажей, пресс-конференций по актуальным проблемам;

- проведение детско-взрослой конференции «Романтика открытий» под руководством Попова А.А. – доктора философских наук;

- проведение тренинга для старшеклассников «Профессиональный прорыв» под руководством Попова А.А. – доктора философских наук;

- создание и распространение печатной продукции среди школьников и их родителей;

- проведение презентации школы, профилей на выставке в городской библиотеке.

 - создание и пополнение информационной базы по содержанию и всем направлениям профильного обучения в школе;

- использование  INTERNET для обеспечения оперативного обновления информации по содержанию и организации профильного обучения;

 - создание системы обмена информации между участниками образовательного процесса;

 - ежегодное определение номенклатуры возможных профилей, к реализации которых готова школа на соответствующий текущий учебный год в соответствии с запросами учащихся;

 - организация системы информирования социума обо всех текущих (актуальных) изменениях в содержании и организации профильного обучения;

- - подготовка информационного сборника материалов по организации профильного обучения в школе.

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010-2012

2010-2012

2011

Руководитель совета

 

Пресс-служба совета

Совет профильного обучения

Совет профильного обучения

Пресс-служба совета

Пресс-служба совета

Пресс-служба совета

Пресс-служба совета

Пресс-служба совета

Совет профильного обучения

Совет профильного обучения

Пресс-служба совета

Нормативно-правовое обеспечение

- разработка Устава школы;

- разработка новых правил трудового распорядка, режима работы школы;

- разработка основных положений функционирования школы;

- согласование нормативно-правовой базы школы с Департаментом образования;

- заключение договоров с депутатами и градообразующим предприятием на частичное финансирование системы профильного обучения ;

- заключение договоров с образовательными учреждениями по проведению спецкурсов для старшеклассников;

- издание приказов и распоряжений по введению профильного обучения;

- создание и текущее обновление банка нормативно-правовой документации по профильному обучению;

- подготовка пакета нормативно-правовой документации, обеспечивающей организацию профильного обучения в школе и единых требований по различным направлениям УВП (Положение о профильном обучении, Положение о профильных классах, Положение о Совете по профильному обучению и др.);

- разработка вариативного Учебного плана школы с учетом изменяющихся (во времени) образовательных потребностей учащихся;

- разработка годовых рабочих учебных планов школы;

- работа по коррекции и текущему обновлению нормативно-правовых документов школы в соответствии с реальными возможностями и потребностями образовательного процесса - по мере изменения содержания целей и задач деятельности;

- разработка Положения о системе стимулирования участия педагогов школы в процессе введения и организации  профильного обучения.

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010

2010-2012

2010

2010

2010-2012

2010

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора  по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора  по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора  по УВР

Заместитель директора  по УВР

Заместитель директора по УВР

Научно-методическое обеспечение 

- разработка основных концептуальных и научно-методических основ профильного обучения в «Многопрофильной школе»;

- разработка плана проведения рекламной компании «Многопрофильной школы»

- разработка печатной рекламной литературы;

- обновление школьной концепции с учетом введения системы профильного обучения;

- разработка  целевой программы становления и развития системы профильного обучения;

- определение масштабов изменений существующего научно-методического обеспечения с учетом требований профильного обучения;

- разработка и адаптация к условиям школы программ профильного обучения;

- коррекция  учебных программ и планов, внесение изменений в учебные программы;

- анализ и оценка авторского учебно-методического материала профильного обучения;

- разработка научно-методических рекомендаций по организации профильного обучения; 

- организация экспертизы авторского программно-методического материала педагогов школы независимыми экспертами;

- разработка форм аналитической документации по отражению процесса введения и организации профильного обучения;

 - выявление и обобщение эффективного опыта реализации профильного обучения;

- разработка образовательной программы школы в соответствии с требованиями профильного обучения;

- реализация образовательной программы школы в системе профильного обучения;

- разработка и реализация педагогами учебных и воспитательных программ, реализуемых в рамках профильного обучения;

- разработка практико-ориентированных заданий для качественного освоения учащимися программ профильного обучения;

- освоение в образовательном процессе инновационных технологий, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся;

- разработка и реализация диагностических и контрольно-измерительных материалов для мониторинга реализации программ профильного обучения.

- создание программы развития воспитательной системы школы с учетом реализации целей и задач профильного обучения;

- выявление и апробация диагностических методик определения уровня и качества влияний воспитательной системы на участников системы профильного обучения;

- разработка и введение механизма школьной модели портфолио для  старшей школы.

2010

2010

2010

2010

2010-2011

2010-2012

2010-2012

2010-2012

2010-2012

2010-2011

2011

2010-2011

2011-2012

2010-2011

2010-2012

2010-2012

2010-2012

2010-2012

2010-2012

2010

2010

2010-05-05

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по креативной работе

Заместитель директора по креативной работе

Заместитель директора по креативной работе

Кадровое обеспечение

- подбор кадрового состава для многопрофильной школы;

- создание комиссии по выявлению профессионального соответствия кадрового состава МОУ «СОШ №5»для работы в условиях многопрофильной школы;

 - согласование кадрового состава с методическим отделом Департамента образования;

- изучение и освоение педагогическим коллективом нормативно-правовых и научно-методических материалов по  организации профильного обучения;

- обновление функциональных обязанностей педагогического коллектива школы с учетом требований профильного обучения;

- реализация перспективного плана курсовой подготовки и переподготовки педагогов школы;

- проведение установочных семинаров и методических (производственных) совещаний для педагогов по темам:

  1. О перспективах реализации Концепции профильного обучения.
  2.  О формах профессионального саморазвития учителя.
  3. Об инновационных формах обучения и организации учебной деятельности учащихся.

- организация консультаций и практикумов для педагогов школы по проблемам профильного обучения;

- оказание практической помощи педагогам школы в реализации профессионального потенциала.

2009-2010

2010

2010

2010

2010

2010-2012

2010-2011

2010-2012

2010-2012

Директор школы

Директор школы

Директор школы

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Заместитель директора по научной работе

Материально-техническое обеспечение

  • подготовка помещений МОУ «СОШ № 5» для установки двух лингафонных кабинетов, поливалентного актового зала;
  • подготовка помещений школы для потоковой, групповой и индивидуальной работ старшеклассников;
  • подготовка необходимого оборудования для проведения элективных курсов;

- экспертиза технического оборудования кабинетов физики, химии, информатики и школьных мастерских на предмет соответствия профильному обучению;

- приобретение оборудования для организации лабораторий по физике, химии, биологии;

- инвентаризация материально-технических средств  школы с целью определения потребностей для реализации программ профильного обучения;

- инвентаризация библиотечного фонда школы (в том числе учебных пособий, научно-методической литературы для педагогов, научно-популярной  литературы для учащихся), мультимедийного фонда с целью выявления потребностей для качественной реализации программ профильного обучения в целом и элективных курсов в частности;

- оформление заявок на необходимые материально-технические средства и обновление библиотечного фонда в соответствии с требованиями содержания профильного обучения;

- реализация заявок на обновление материально-технической базы и обновление библиотечного фонда школы;

- развитие кабинетов информационных технологий;

- оформление и систематическое обновление серии стендов по профильному обучению и профориентации.

2010

2010

2010-2011

2010

2009-2010

2010

2010

2009-2012

2010-2012

2010-2012

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ

Финансовое обеспечение  системы профильного обучения

  • поиск дополнительных источников финансирования профильного обучения;
  • разработка механизма финансового взаимозачета с другими образовательными или коммерческими учреждениями на реализацию образовательных программ;

- разработка, согласование и утверждение смет расходов на профильное обучение.

2009-2010

2010

2010

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по АХЧ


VIII. Ожидаемые результаты проекта

  1. создана автономная многопрофильна школа третьей ступени;
  2. разработана и реализуется  образовательная программа школы третьей ступени;  
  3. апробированы  программы профилей;  
  4. апробирована технология организации образовательного процесса на основе   индивидуальной образовательной программы;
  5. создана система  оценки достижений планируемых результатов     освоения   индивидуальной  образовательной программы   (учебные и внеучебные достижения «Портфолио», зачетная книжка);
  6. педагоги  и специалисты других сфер овладели технологиями, актуальными для школы третьей ступени.
  7. Введены в штат новые педагогические единицы  «тьютор»,   «социальный продюсер».
  8. выпускники:
  • освоившие на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;
  • освоившие содержание выбранного профиля обучения на уровне, обеспечивающем поступление и успешное обучение в учреждениях высшего профессионального образования;
  • знакомые с основами менеджмента, предпринимательства;
  • умеющие быстро "встраиваться" в систему социально-экономических отношений;
  • владеющие культурой интеллектуальной деятельности;
  • обладают индивидуальной образовательной активностью;  
  • умеющие осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

IX. Оценка результативности проекта

Целевые группы

Критерии

Показатель

%

Выпускники

Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов

Доля обучающихся, реализовавших индивидуальные образовательные запросы

100

Освоение государственного стандарта

Доля обучающихся, сдавших ЕГЭ выше порога

100

Личностные и социально-значимые достижения обучающихся

Доля обучающихся, имеющих личностные и социально-значимые достижения

100

Успешная  социализация  

Доля выпускников, проявляющих социальную активность в другой жизненной ситуации

85

Сохранение  здоровья

Доля обучающихся, не понизивших здоровье в сравнении с 9 классом

100

Родители

Удовлетворены качеством образования

Доля родитетелей, удовлетворенных качеством образования

75

Педагоги

Повышение профессионального мастерства за счет освоения новых педагогических позиций,  технологий, обеспечивающих  решение задач школы третьей ступени

Доля педагогов и специалисты других сфер, освоивших новые позиции и технологии

100

Образовательный комплекс города

Оптимизация ресурсов

Доля учащихся 10-11-х классов, обучающихся по программам профильного обучения (за исключением универсального профиля)

85%

Доля учащихся старшей ступени, имеющих возможность обучаться на основе индивидуальных образовательных программ

50%

Доля выпускников, получивших профессиональную подготовку в ходе обучения на старшей ступени общего образования

15%

        

X. Перспективы проекта

Многопрофильная школа третьей ступени – ресурсный  Центр города.

  1. Стать Центром развития интеллектуального потенциала юношества.
  2. Стать Центром проектной, исследовательской и экспертной деятельности для городской системы образования.
  3. Стать Центром ресурсного сетевого взаимодействия города.
  4. Стать инновационным  Центром повышения квалификации педагогов.
  5. Стать инновационной образовательной площадкой  муниципального, регионального и федерального масштаба.

XI. Финансовое обоснование проекта

Смета расходования средств для реализации проекта

«Модель многопрофильной школы»

Расходы

Количество

Цена

Сумма

Создание научных

лабораторий

3

700 000 руб.

2100 000 руб.

Научное руководство

проекта.

1

200 000 руб.

200 000 руб.

Научное сопровождение

обучающихся

3

100 000 руб.

300 000 руб.

Сотрудничество с

 вузами.

5

100 000 руб.

500 000 руб.

Курсовая подготовка педагогов.

15

10 000 руб.

150 000 руб.

Внешняя экспертиза.

1

100 000 руб.

100 000 руб.

                         Итого:                                                               3350000

Заключение

В ходе проекта сделана попытка по полному реформированию управления школы старшей ступени. На наш взгляд  старшая школа, должна стать отдельным институтом со своей нормативной базой и позицией в социально-экономическом пространстве России. Это необходимое условие. В противном случае любая инициатива будет вязнуть в конфликтах с существующими стандартами организации «детского» обучения.  Необходима реструктуризация системы общего образования: выведение старшей школы за рамки общеобразовательной массовой школы. Один из вариантов, представлен в проекте, такой реструктуризации, создание укрупненных «центров юношеского образования». Причем этот центр должен иметь статус автономного учреждения, обеспечивающий реальную финансовую и юридическую самостоятельность. Это подходит для нашего города, с его развитой инфраструктурой, как основного образования, так и дополнительного. Проект дает возможность изменить существующую систему образования в старшей школе, которая позволит  воспитать конкурентоспособную, самостоятельную, креативную   личность.

Преимущества новой школы:

-    Качественное образование доступно для всех.

- Материально – технические и педагогические ресурсы сконцентрированы в одном учреждении, что обеспечивает их эффективное использование в рамках профиля

-  Существенно увеличивается число выборов: предметов, уровней, форм и временных рамок изучения, что способствует взрослению старшеклассников, формирует ответственность.

- Организационно – педагогические условия обучения обеспечивают преемственность между школой и вузом, что способствует социализации обучающихся.

- Лекционно-семинарская система высвобождает время для индивидуализации и дифференциации образования.

         -    сочетание  форм  университетского  образования  и индивидуально-групповых форм  учения;

-     Появляются  новые организационно-управленческие единицы в школе  Ресурсный центр,  Тьюторский центр,  Менеджерский центр.

-  сетевое взаимодействие с другими ресурсными центрами образования города

Список литературы

1. Юношеское образование [текст] материалы к построению юношеского образования / А. А Попов; Открытый корпоративный институт/  М, 2009 – 61 стр.

2. Педагогика самоопределения: сфера поиска [ текст] / Н. Рыбалкина М, 2009 – 100 стр.

3. Введение в психологию развития [ текст] / Б. Д. Эльконин  М, 1994 -150 стр.

4.  Система педагогических исследований [ текст] методический анализ / Г. С. Щедровицкий М, 1993 г.

5. От 15 и старше. Новое поколение образовательных технологий [ текст] научно-популярное издание / И. Проскуровская; Г. Копылов; А. А. Попов М, 2006 – 262 стр. и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 2003. – 83с.

6. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/ Авт.-сост. Л.П. Ашихмина, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина Немова Н. В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «Образовательные информационные карты» // Директор школы. – 2005. - №6. – С.57-63.

7. Петренко А. Предпрофильная подготовка в основной школе: управление процессом введения // Управление школой. – 2005. - №20. – С.6-12.

8. Серебренников Л. Содержание предпрофильной подготовки школьников // Народное образование. – 2005. - №7. – С.127-132.

9.О критериях оценки методических рекомендаций по использованию действующих учебников для учащихся 10-11 классов образовательных учреждений при организации изучения предмета на базовом или профильном уровне: Рекомендации МО РФ от 13.02.04 № 225-14 // Вестник образования. – 2004. - №7. – С.63-64.

11.О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума РАО от 28 октября 2003 года №15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»: Приказ Минобразования России и РАО от 5 декабря 2003г. №4509/49 // Вестник образования. – 2004. - №6. – С.23-24.

12.Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год: Письмо Минобразования России от 20.08.03 № 03-157ин/13-03 // Вестник образования. – 2003. - №20. – С. 36- 46.

13.Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02г. № 2783 // Официальные документы в образовании. – 2002. - №27. – С. 12-34.

14.Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [текст]

15. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуального учебного плана (ИУП) обучающихся. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования Р.Ф от 20.04.2004 г. №14-51-1-2/13 [текст].

        


[1] Федеральный закон № 174ФЗ “Об автономных учреждениях”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в форме дискуссии "Хочу ли я чтобы моё будущее было связано с будущим Боханского района""

Предложенный материал содержит описание классного часа, построенного в форме дискуссии. Несмотря на то, что информация на основе которой построен классный час носит довольно узкий, краеведческий харак...

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

Коммуникативный урок в 6 классе по теме "Планы моей семьи на будущее", грамматическая тема "Будущие времена"

Коммуникативный метод обучения английскому языку         Каждый день во внеурочное время я разрабатываю планы уроков, дополняю или меняю что - то в уже готовых,...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Результаты отборочного тура Межрегиональной олимпиады по физике "Будущие исследователи-будущее науки"

Этот материал для родителей моих учеников 7 и 8классов лицея 28 (Нижний Новгород). В отборочном туре отлично выступили семиклассники Загурский Илья (100 баллов из 100), Зыков (90баллов), Миронова, Ара...