Программа "Патриоты России"
рабочая программа по теме

Бирюкова Елена Васильевна

Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioty_rossii.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Патриоты России»

Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и предназначена для учащихся 1-9 классов муниципального общеобразовательного учреждения  « Основной  общеобразовательной школы села Матвеевка».  Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

 Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

                               Цель и задачи программы 

 Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.  

В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ, музыки и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

 Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления. В этом плане  надо отметить работу классных руководителей по организации классного самоуправления.   

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  1. формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  2. развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  3. создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  4. развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
  5. формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;
  6. физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
  7. методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
  8. активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
  9. воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях

 

Механизм реализации программы 

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ «ООШ с Матвеевка», а также тесное сотрудничество с СДК, библиотекой , музеем, со  спортивными школами города.  

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, муниципальные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, областных, всероссийских конкурсах. 

Оценка эффективности реализации программы 

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры 

1. Сформированность гражданских навыков:

  1. умение работать и действовать индивидуально и в коллективе
  2. знание своих прав и обязанностей и умение их использовать  
  3. умение принимать и защищать свои решения
  4. готовность к участию в общественных делах
  5. готовность к образованию  

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  1. патриотизм и любовь к Родине;
  2. права и свободы человека и гражданина;
  3.  символика Российской Федерации;
  4.  национальное самосознание;
  5.  уважение чести и достоинства других граждан;
  6.  гражданственность.

Количественные параметры: 

  1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
  2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
  3. Занятость  детей с девиантным поведением;
  4. Деятельность ДШО «Юность»   
  5.   Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  6. Проведение мероприятий.

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость 

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

  1. создание системы гражданско-патриотического воспитания;
  2. обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  3.   вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

  1. в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  2. в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  3. в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  4. в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Мероприятия по реализации программы 

 

Мероприятия 

Период исполнения 

Ответственные 

1

 Привлечение родителей учащихся и жителей села к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

  Ежегодно

 

Директор школы

2

 Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

 

 2011-2015

 Директор школы.

Зам. директора по УВР;

3

  Разработка положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр.

2011  

 Зам. директора по УВР;

 

4

 Обобщение и представление опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию

2013

 Зам. директора по ВР.

5

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России» и «Самая классная классная»

2012

Зам. директора по ВР;

классные руководители;

 

6

Проведение научно – практической конференции «Российский патриотизм: истоки и современность»

2014

Зам. директора по УВР.

7

Обеспечение организационного участия старшеклассников в  военно-спортивных играх

Ежегодно

Зам. директора по ВР; учителя ОБЖ и физкультуры.

8

  Проведение  

- Уроков мужества,

- классных часов, посвященных  Дням воинской славы России;

 - Вахты Памяти,

- военно-патриотического месячника,

- военно-спортивных игр « Зарничка», «Зарница»,

- Дня защиты детей

- дней призывника,

- встреч с военнослужащими, ветеранами войны,

- экскурсий в музеи города, АЭС, ГЭС

Ежегодно  

Зам. директора по УВР;

Учителя истории

учитель ОБЖ.

Классные руководители

9

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам

 Ежегодно  

Зам. директора по ВР;  учителя русского языка и литературы; классные руководители.

10

Проведение  викторины по краеведению

Ежегодно

учителя истории и обществознания.

11

Участие в конкурсе «Самый спортивный класс»

Ежегодно

Зам. директора по ВР; Учителя физкультуры и ОБЖ

12

Участие в туристическом слете

 Ежегодно

Зам. директора по ВР; учителя физкультуры

13

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных Дням воинской славы, юбилейным и историческим датам.

 Ежегодно

Зам. директора по ВР; учителя физкультуры; учителя истории; классные руководители.

14

 Участие в :

- Самом добром детском фестивале  

- фестивале патриотической песни

- конкурсе исторических бюллетеней, буклетов  

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

классные руководители.

15

Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов

Ежегодно

Зам. директора по ВР;  вожатые;классные руководители.

16

Проведение месячника патриотического воспитания

Ежегодно

Зам. директора по ВР; учителя физкультуры и ОБЖ

17

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

старшие вожатые;

классные руководители.

18

Участие в Муниципальных и  областных  конкурсах  

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

классные руководители.

19

Проведение выставок поделок учащихся

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

классные руководители.

20

Участие в операциях «Мусорина», « Чистые берега»

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

классные руководители.

21

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

классные руководители.

22

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн.

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

старшие вожатые;

классные руководители.

23

Проведение викторины «Мы этой памяти верны»

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

классные руководители.

24

Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

классные руководители;

библиотекарь школы.

25

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

  классные руководители.

26

  Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

Ежегодно

Зам. директора по ВР; классные руководители; Учителя истории, ОБЖ.

27

  Организации и проведение традиционного  Часа знаний по изучению государственной символике РФ

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

 

28

Организация походов по родному краю

Ежегодно

 классные руководители; учителя физкультуры, ОБЖ.

29

Организация в школе литературных вечеров, конференций с участием местных поэтов, писателей, исследователей-краеведов.

2006 – 2010 гг.

Зам. директора по ВР;   классные руководители;  

30

  Посещение выставок художественных работ в городском  Выставочном зале, спектаклей в ДТ им. Лебедева, концертов в ГДК

Ежегодно

Зам. директора по ВР;

 

31

 Оказание  шефской помощи ветеранам войны, вдовам, труженикам тыла.  

Ежегодно

Администрация школы. 

32

Преподавание элективного курса для девятиклассников «Дни воинской славы России»

Ежегодно

Учитель истории

33

Организация деятельности кружков краеведческой направленности

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

 

Итоги реализации программы.

В рамках реализации программы проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся, а также обобщен опыт работы школы  по теме «Воспитание патриотизма, гражданственности, общественной активности школьников во внеклассной работе», который был представлен на Муниципальном  Фестивале

методического творчества в августе 2008 года. (Приложение №)

 

 

 

Используемая литература:  

1. www.patriot-rf.ru/law/norm/fed/patriot_2006-2010.html  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

 2. http://www.polit.ru/dossie/2005/07/20/patria.html Приложение №3 "Растим патриотов России"к правительственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы". 

3. www.patriot-rf.ru/met/pokolenie/013.html «Патриоты России»

4. www.patriot-rf.ru/met/unarm/017.html «Патриотическое воспитание»

5. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00039517.html Использование геральдики в     патриотическом воспитании          

 6. Н.А.Баранов. Патриотизм в системе общероссийских ценностей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя» Утопия на тему: «РУСЬ… ДАЙ ОТВЕТ…»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯСочинение - эссе на тему:« Россия – Роди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...