Методическая служба в плане реализации президентской инициативы "Наша новая школа"
материал на тему

выступление на научно-практической конференции работников образования Мытищинского муниципального района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Логвинова Ирина Анатольевна,

 заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МОУ СОШ №19

Методическая служба в плане реализации президентской инициативы

«Наша новая школа».

На современном этапе развития общества школа становится ключевым звеном в реализации  стратегических планов России. Она должна решать вопрос подготовки кадровых ресурсов для реализации новых задач,  стоящих перед нашим государством.

        В проекте «Наша новая школа» и в стандартах II поколения красной нитью проходит мысль о ключевой роли учителя в реализации обоих проектов.В основе  стандартов II поколения лежит системно-деятельностный  подход, что подразумевает  реализацию компетентностного  подхода и формирования универсальных учебных  действий на над предметном уровне. То есть средствами своего предмета  научить ребёнка действовать в ситуациях, приближенных к жизни.

    Реализовывать это должны педагоги, поэтому и требования к ним  сейчас выдвигаются очень высокие. Сформировать у  обучающихся  компетентности может педагог, который  этими компетентностями обладает.  Притока новых кадров практически нет, поэтому особая роль в реализации этих проектов отводится методической службе.

     Наша школа над реализацией  компетентностного подхода работает не первый год. Работа велась по следующим направлениям: накопление теоретических знаний по данной теме, систематизация и обобщение накапливаемого практического опыта по формированию ключевых компетентностей, а затем практическое руководство. Были проведены семинары для директоров ОУ, зам. директора по УВР с теоретическими основами и практическими с выходами на уроки, выступления на НПК педагогов.  Мы понимаем, что  вся эта работа не будет иметь эффекта, если мы не будем  держать руку на пульсе и анализировать  сам процесс формирования.     В 2008-2009 учебном году  было проведено исследование образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста (9 класс) – класс общеобразовательный и не очень сильный. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также способности самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

Материалы для исследования были взяты из материалов международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development

Цель исследования – оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.

     Исследование образовательной подготовки учащихся проводится в трех направлениях:  "грамотность чтения", "математическая грамотность" и "естественнонаучная грамотность". Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися различными стратегиями обучения, умению использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях, а также оценке межпредметной компетентности учащихся (использованию знаний, полученных в рамках изучения отдельных предметов или из других источников информации, для решения поставленной задачи).

Школьное исследование проводилось только по двум направлениям: математическая и естественнонаучная грамотность.

Тест  включал 6 заданий. Каждый ученик должен был письменно за 45 минут ответить на 6 вопросов. В тесте использовались задания с готовыми ответами, из которых надо было выбрать верный ответ, а также задания со свободными ответами, на которые учащийся должен был дать собственный краткий или развернутый обоснованный ответ. Некоторые задания (комплексные или структурированные) состояли из нескольких вопросов различной трудности, которые относились к одной и той же жизненной ситуации, представленной в тексте. Во многих заданиях информация предъявляется не только в вербальной форме, но и в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем. Учащимся требуется извлечь нужную для ответа на вопрос информацию при разных формах ее подачи. Ситуация может быть осложнена еще и тем, что условие часто содержит избыточную информацию. Большое значение в данном исследовании придается проверке умения анализировать проблему.

Каждое задание теста соответствует определенному уровню сложности и соответственно определенному уровню математической компетентности.

Распределение учащихся по уровням математической грамотности

Уровень математической грамотности

6

5

4

3

2

1

% уч-ся

18%

9%

18%

45%

91%

55%

% уч-ся др. школ России

22,7%

19,2%

28,7%

63,7%

75,6%

84,9%

% уч-ся др.стран

20,2%

32,7%

40,5%

54,8%

78,3%

79,9%

третий

второй

первый

Уровни математической компетентности

Анализ результатов исследования математической грамотности

1. 91% уч-ся могут использовать стандартные алгоритмы, формулы и процедуры. Способны проводить прямые рассуждения.  

А вот грамотно интерпретировать полученные результаты могут только 55 %. в ответе не указали единицу измерения.

2. Только 45% уч-ся в состоянии выбирать и применять простые методы решения. Эти уч-ся могут использовать информацию, представленную в различных источниках, и рассуждать на этой основе, кратко описать свою интерпретацию.

3. Всего 18% уч-ся способны связывать полученную из разных источников информацию и анализировать ситуацию, строить цепочку рассуждений, выполнять последовательные вычисления, приводить несложные объяснения выполненных действий.

Особые трудности вызвало требование   объяснить полученный ответ. Некоторые уч-ся предпочитали пропускать это требование, а некоторые не смогли дать строгого и четкого объяснения.

4. Только 9% уч-ся могут работать целенаправленно, используя при рассмотрении предложенной ситуации хорошо развитое умение размышлять и рассуждать, формулировать и излагать свою интерпретацию.

5. В то же время 18 % уч-ся - обобщать и использовать информацию, полученную ими на основе моделей сложных проблемных ситуаций. Эти уч-ся обладают продвинутым математическим мышлением, способны разрабатывать новые подходы и стратегии для разрешения проблем в новых для них условиях.

Под естественнонаучной грамотностью в исследовании понималась способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности оценивались следующие умения учащихся:

- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;

         - выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;

         - выявлять особенности естественнонаучного исследования;

         - делать выводы на основе полученных данных;

         - формулировать ответ в понятной для других форме.

Задания по естествознанию, так же как по  математике, включали группу вопросов, связанную с текстом, в котором описывалась некоторая ситуация из истории естествознания или из повседневной жизни. Каждый вопрос проверял овладение отдельным знанием или умением, а группа вопросов – некоторой их совокупностью. Всего в исследовании использовалось 3 группы заданий  - «Одежда», «кислотные дожди», «Парниковый эффект», включающих всего 7 заданий-вопросов. Задания этих групп представляют все 6 уровней естественнонаучной грамотности и все группы компетентностей. Для каждого задания указаны его основные характеристики, трудность задания по международной шкале и процент его выполнения российскими учащимися и в среднем по странам ОЭСР.

Распределение учащихся по уровням естественнонаучной грамотности

Уровень естественнонаучной  грамотности

6

5

4

3

2

1

% уч-ся школы

0 %

30%

0%

71%

100%

50%

% уч-ся по России

0,5 %

4,2 %

15,1 %

47,6 %

77,8 %

94,8 %

% уч-ся по странам ОЭСР

1,3 %

9,0 %

19,3 %

56,7 %

80,8 %

94,8 %

Анализ результатов исследования естественнонаучной грамотности

1. У 30 % уч-ся хорошо сформированы исследовательские умения.

2.    71 % уч-ся способны выявить ясно сформулированные научные проблемы; отобрать факты и знания, необходимые для объяснения явлений; формулировать короткие высказывания,

3. Практически все уч-ся нашей школы могут давать возможные объяснения в знакомых ситуациях на основе адекватных научных знаний, делать выводы на основе простых исследований, устанавливать прямые связи и буквально интерпретировать результаты исследований или технологических решений.

4. Не смотря на то, что на некоторых уровнях  показатели  естественнонаучной грамотности превышают показатели уч-ся российских школ и стран ОЭСР, необходимо отметить следующее:

4.1. Уч-ся не могут эффективно анализировать различные ситуации и проблемы, делать выводы; выбирать и обобщать объяснения и связывать напрямую с аспектами жизненных ситуаций. Это говорит о том, что при обучении уч-ся низкое внимание уделяется развитию интеллектуальных умений (анализ, обобщение, оценка и др.).

4.2. У уч-ся недостаточно сформированы общеучебные умения, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах, рисунках.  

4.3. Недостаточно развиты коммуникативные умения. Показателем является тот факт, что задания, требующие свободного ответа и его объяснения, вызвали особые затруднения.  Необходимо научить уч-ся использовать научные понятия и термины для объяснения окружающих явлений.

Результаты всех исследований стали темой для обсуждения на педагогическом совете в августе, заседаниях  методического совета,  ШМО

Одним из следующих важных направлений - формирование информационно-коммуникационной образовательной среды, о чем заявлено в стандартах II поколения.

Одной из подпрограмм Программы развития школы – «Информатизация образовательного  пространства».

Информатизация образовательного пространства подразумевает:

 1) возможность доступа;

 2) лицензионное программно-  методическое обеспечение;

 3) методическая поддержка;

4)психолого-интеллектуальная готовность педагогов.

.

Важную роль в  решении  психолого-интеллектуальной  готовности педагогов и методической поддержки играет, организованный в 2007-2008 учебном году проблемный семинар
«Информатизация образовательного пространства и сохранение здоровья школьников»

Тематика заседаний.

2008-2009 учебный год

1.Использование информационно-коммуникационных технологий  в урочной деятельности» (положительные эффекты, проблемы, риски)

2.Использование интерактивной доски на уроке.Что меняет в учебном процессе интерактивная доска? (преимущества, трудности, риски).

3.Индивидуальные консультации  по внедрению ИКТ в учебный процесс.

4.Практическое занятие по работе с программно-методическим оснащением «Межпредметный комплекс».

5. Обмен опытом работы по созданию компьютерных презентаций.

2009-2010 учебный год

1. Повышение качества и эффективности использования компьютерных презентаций в учебно-воспитательном процессе.

    2.Оптимизация процесса поиска информации в сети Интернет. Практическое занятие по методике проведения урока с использованием ресурсов сети Интернет

    3.Особенности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе.

    4.Этапы и структура мониторинга состояния здоровья школьников в условиях информатизации.

Распространение  опыта

  • 4 учителя выступили на  районной научно-практической конференции педагогов
  • Методические разработки педагогов выложены на сайте школы «Методическая копилка» http://www.pirogovo-school19.narod.ru
  • Бурцева Е.В. – член  Интернет  государства   учителей  «ИнтерГУру», имеет звание «учитель – мастер  2 гурии».   Её  презентации: «Многогранники», «Симметрия», «Путешествия на планету  М и Ф», «Из истории математики» размещены  на сайте  www. interqu. ru 
  • Создана медиатека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

PISA исследование образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Цель исследования – оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Материалы для исследования были взяты из материалов международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD - Organization for Economic Cooperation and Development).

Слайд 2

Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Слайд 3

Уровни математической компетентности: 1-ый уровень – воспроизведение математических фактов, выполнение вычислений, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами; 2-ой уровень – установление связей и интеграция материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленных задач, не являющихся стандартными, но все же знакомы уч-ся; 3-й уровень (самый высокий) – математические размышления , для решения задач требуется определенная интуиция и творчество, применение знаний из разных разделов программы, самостоятельная разработка алгоритма действий.

Слайд 4

Результаты уч-ся по уровням математической грамотности. Ряд 1 – уч-ся нашей школы Ряд 2 – уч-ся других школ России Ряд 3 – уч-ся стран ОЭСР

Слайд 5

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности оценивались следующие умения учащихся: - использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; - выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание; - выявлять особенности естественнонаучного исследования; - делать выводы на основе полученных данных; - формулировать ответ в понятной для других форме.

Слайд 6

Уровни естественно-научной грамотности: Нижний уровень – уч-ся умеют актуализировать элементарные знания, факты, приводить примеры и использовать основные естественнонаучные понятия для подтверждения правильности уже сформулированных выводов. Средний уровень – уч-ся могли использовать полученные в школе знания для объяснения или прогнозирования естественных явлений, показать особенности научного исследования, представить информацию, подтверждающую сформулированные заданием выводы. Высокий уровень – задания, в которых требовалось объяснить или проанализировать результаты ранее проведенных исследований, привести научную аргументацию для подтверждения своей позиции или оценки различных точек зрения.

Слайд 7

Результаты исследований естественнонаучной грамотности Ряд 1 – уч-ся нашей школы Ряд 2 – уч-ся других школ России Ряд 3 – уч-ся стран ОЭСР

Слайд 8

Информационное обеспечение исследований http : // www.pisa .oecd.org http : // www . ceneroko.ru http : // www. p isa -sq. acer. edu. au

Слайд 9

Информатизация образовательного пространства. Компьютеризация = информатизация образовательного нельзя пространства наличие ПК и 1) возможность доступа; любой техники 2) лицензионное программно- методическое обеспечение; 3) методическая поддержка; 4)психолого-интеллектуальная готовность педагогов.

Слайд 13

Проблемный семинар «Информатизация образовательного пространства и сохранения здоровья школьников» 2008-2009 учебный год 1.Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной деятельности» (положительные эффекты, проблемы, риски) 2.Использование интерактивной доски на уроке. Что меняет в учебном процессе интерактивная доска? (преимущества, трудности, риски). 3.Индивидуальные консультации по внедрению ИКТ в учебный процесс. 4.Практическое занятие по работе с программно-методическим оснащением «Межпредметный комплекс». 5. Обмен опытом работы по созданию компьютерных презентаций.

Слайд 14

Проблемный семинар «Информатизация образовательного пространства и сохранения здоровья школьников» 2009-2010 учебный год Повышение качества и эффективности использования компьютерных презентаций в учебно-воспитательном процессе. Оптимизация процесса поиска информации в сети Интернет. Практическое занятие по методике проведения урока с использованием ресурсов сети Интернет Особенности использования ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе. Этапы и структура мониторинга состояния здоровья школьников в условиях информатизации.

Слайд 15

Распространение опыта 4 учителя выступили на районной научно-практической конференции педагогов Методические разработки педагогов выложены на сайте школы «Методическая копилка» http :// www . pirogovo - school 19. narod . ru _ Бурцева Е.В. –член Интернет государства учителей «ИнтерГУру», имеет звание «учитель – мастер 2 гурии». Её презентации: «Многогранники», «Симметрия», «Путешествия на планету М и Ф», «Из истории математики» размещены на сайте www . interqu . ru Создана медиатека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Наша новая школа"

Опыт работы по реализации проекта "Наша новая школа"...

Роль методической службы в условиях реализации ФГОС

Представлен опыт работы методической службы школы...

Методическое выступление: "Бизнес-план на уроках экономики в школе (из опыта работы).

Чтобы приблизить уроки экономики в школе к реальной жизни можно использовать метод создания ученических бизнес-планов. а чтобы учащимся было интереснее работать над материалом - приглашать представите...

Педсовет «Роль кружков и спортивных секций в образовании и воспитании школьников в рамках реализации программы «Наша новая школа».

Деятельность кружков осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Утвержденным Правительством РФ от 31 августа 1994 года за № 100...

Школьный проект "Модернизация модели методической службы в рамках реализации новых образовательных стандартов "

Обоснование необходимости модернизации школьной методической службы    связано с новой парадигмой образования, ориентированной на формирование у учащихся практических навыков, на ...

"Модернизация модели методической службы в рамках реализации новых образовательных стандартов "

Обоснование необходимости модернизации школьной методической службы    связано с новой парадигмой образования, ориентированной на формирование у учащихся практических навыков, на способ...