Диагностика коммуникативных способностей педагога
методическая разработка по теме

 

Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагогов.Различного рода нарушения в общении обучающихся и педагогов подавляют творческий саморазвивающий потенциал обучающегося, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения, напряженные аффективные состояния педагогов.

Поэтому столь необходимо проводить диагностику коммуникативных способностей педагогов, чтобы затем вовремя провести коррекцию. В программе представлено две методики, которые очень емко отражают все стороны общения между педагогом и обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ocenke_kommunikativ_sposobn.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

 Диагностика коммуникативных способностей учителя

Реализация функций обучения и воспитания происходит через общение. Субъектами педагогического общения являются педагоги и обучающиеся. общение имеет огромное значение для профессионального и личностного развития педагогов. оно выступает как фундаментальное условие связывания всех членов педагогического сообщества и вместе с тем как способ их развития.

Различного рода нарушения в общении обучающихся и педагогов подавляют творческий саморазвивающий потенциал обучающегося, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения, напряженные аффективные состояния педагогов.

Содержание труда педагога является содействие психическому развитию обучающегося, а главным «инструментом» выступает психологическое взаимодействие с обучающимся, педагогическое общение. Педагогическое общение  - это гармоничное сочетание вербального и невербального поведения равноправных партнеров, понимающих, принимающих и уважающих друг друга. Педагог должен быть внимателен к поведению обучающихся, его словам, жестам, интонациям, переменам во внешнем облике и поведении. Но главное – за внешними проявлениями поведения и состояния обучающегося  «видеть» его мысли и чувства, предугадывать намерения и поступки, моделировать личностные особенности обучающихся. Целью эмпатического отношения является выявление эмоциональной окраски высказываний говорящего, их значения для других, определение его системы ценностей. Научиться эмпатически относится к людям достаточно сложно: требуется большая внутренняя работа по осознанию себя, переосмыслению своего поведения. Однако эмпатия весьма эффективна в межличностном общении. Она делает общение комфортным.

В состоянии комфортного общения две личности – педагог и обучающийся – начинают образовывать некое творческое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения учеников к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и себя самого, своих возможностей и способностей.

Таким образом, искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон голоса в тех или иных школьных ситуациях; каким способом организует самостоятельную работу обучающихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как он создает креативную атмосферу на уроке; как использует свое воображение, интуицию и т.д.

Основными функциями педагогического общения являются:

  1. информационная;
  2. социально-перцептивная;
  3. самопрезентативная;
  4. интерактивная;
  5. аффективная.

 На этой основе разработана методическая программа, направленная на диагностику уровня развития коммуникативных способностей педагога.


Методическая программа

 оценки коммуникативных способностей педагога.

  1. Методика оценки коммуникативных способностей педагога (Л.М. Митина)

Методика направлена на выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей учителя. В основу методики положены характеристики вербального и невербального поведения учителя. Методика может применяться одномоментно,  так и для выявления динамики развития способностей учителя к общению (дважды в год)

Оценивающий показатели способностей педагога присутствует на уроке и , используя бланк методики, фиксирует по ходу урока наличие или отсутствие показателей коммуникативных способностей.

                                         

                                                                      Бланк № 1

Методика оценки коммуникативных способностей учителя

(Л.М. Митина)

Цель: выявление индивидуального уровня развития коммуникативных способностей педагога

ФИО педагога__________________________________________

предмет_______________________

стаж работы___________________

№ п/п

Характеристика вербального и невербального поведения

1

2

3

4

5

6

Низкий

уровень

Ниже среднего

средний

Выше среднего

высокий

высший

1

Речь

(говорит грамотно, убедительно, содержательно, используя яркие и необычные примеры и факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте обучающихся, применяя юмор)

1

2

3

4

5

6

2

Голос

(с помощью голосовых интонаций и модуляций проявляет эмпатию, оптимизм и доверие к обучающемся)

1

2

3

4

5

6

3

Выразительные движения

(использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем обучающимся)

1

2

3

4

5

6

4

Движения в пространстве класса

( в течение всего урока передвигается по классу, оказывается перед обучающимися, за их спиной, стоит или сидит рядом)

1

2

3

4

5

6

5

Эмоции

(проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает педагогу «заражать « весь класс, вовлекать обучающихся в общий творческий процесс, стимулировать их интерес к познанию нового)

1

2

3

4

5

6

6

Воздействия

(изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации обучающихся (оптическую, акустическую, кинестетическую)

1

2

3

4

5

6

7

Наблюдательность

(постоянно видит и слышит каждого обучающегося, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии обучающихся)

1

2

3

4

5

6

8

Форма поведения

(гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы обучающиеся могли больше говорить на уроке сами, высказывая свои мысли и идеи, обмениваться взглядами)

1

2

3

4

5

6

9

Виды взаимодействия (отметить по степени выраженности)

А) учитель – класс: учитель объясняет материал всему классу, задает вопросы, отвечает на вопросы обучающихся;

Б) учитель – ученик: учитель объясняет что-либо одному ученику. спрашивает его, отвечает на его вопросы;

В) Ученик – ученик: учитель просит одного ученика объяснить что-либо другому или организует коллективную работу;

Г) учитель – ученики: ученики работают самостоятельно, а учитель чутко наблюдает за тем, когда, кому и какая нужна помощь

1

2

3

4

5

6

10

Паузы

(учитель организует короткие перерывы в работе учеников для обдумывания ими того или иного вопроса, подготовки к следующему заданию, для разрядки, снятия напряжения и усталости)

1

2

3

4

5

6

итого

По окончании урока оценивающий проставляет суммарный балл, определяющий уровень развития каждой характеристики. Десять полученных характеристик могут быть визуализированы в виде графика, где по оси абсцисс отложены порядковые номера основных характеристик коммуникативных способностей, а по оси ординат - показатели уровней развития коммуникативных способностей. При многократном исследовании коммуникативных способностей  педагога индивидуальные графики, полученные в разное время, сравниваются между собой и выявляется динамика развития способностей педагога.


  1. Методика оценки работы учителя – МОРУ (Л.М. Митина)

Методика направлена на выявление индивидуального уровня проявления (демонстрации) педагогом на уроке педагогических способностей (компетентностей). Она может применяться одномоментно, так и для выявления уровня динамики развития (дважды в год). Изменение показателей (индикаторов) анализируемых данной методикой дает либо прирост значений (возрастание уровня владения компетентностью), либо уменьшение значений показателей (снижение уровня владения компетентностью).

Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ:

  1. получение учителем информации о запросах обучающегося и его продвижении в обучении; демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального письменного);
  2. организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и ИКТ;
  3. общение, взаимодействие учителя и обучающихся на уроке;
  4. демонстрация учителем соответствующих методов обучения;
  5. поддержание учителем  на уроке творческой (креативной) атмосферы;
  6. поддержание учителем на уроке приемлемого поведения обучающихся.

Данная методика позволяет не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым  для учителя

Педагогические

компетентности

Индикаторы

 компетентностей

1. Получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении

1. Оценивание продвижения ученика на уроке:

А) контролирует отдельные слабые (сильные) стороны обучающихся;

Б) требует ответ от конкретных обучающихся для оценивания;

В) обучающиеся побуждаются оценивать свою собственную работу или работу друг друга;

Г) ищут причины трудностей и непонимания в работе обучающихся

2. демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения материала

2. Использование приемлемого вербального объяснения:

А) записи обучающихся четкие;

Б) прочтение записей правильное;

В) Техника языка правильная;

Г) Использование языка правильное

3. Использование приемлемого вербального объяснения:

А) дикция способствует пониманию речи учителя;

Б)Подача материала (объем/скорость) нормальная;

В) устная речь правильная;

Г) произношение правильное.

4. Демонстрация владения учебным предметом:

А) демонстрация материала (информация ) точна, своевременна;

Б) комментарии и реакция на вопросы обучающихся точны, адекватны;

В) Содержание материала предъявляется в логической последовательности;

Г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала.

3. Организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и  ИКТ в целях обучения

4.Общение, взаимодействие учителя с обучающимися

5. Уделение времени рутинным задачам:

А) привлекается внимание учащихся перед объяснением материала;

Б) исходные указания по плану урока ясные, полные;

В) учебные пособия и средства обучения легко доступны для обучающихся;

Эффективность работы класса стимулируется передачей обучающимся функций учителя.

6. Эффективное использование времени урока:

А) обучение начинается с началом урока;

Б)Нет ненужных задержек на уроке;

В) нет нежелательных отступлений на уроке;

Г) обучение продолжается до конца урока.

7. Создание внешних условий, благоприятствующих обучению:

А) классная комната в порядке, чистоте;

Б) учебная активность совместима с окружающими условиями;

В)Стенды благоприятствуют обстановке (условиям обучения);

Г) учебные пособия расположены упорядоченно (удобно для обучающихся) или учитель ведет урок не в своем кабинете

8. Объяснения, связанные с содержанием урока:

А) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и  терминов;

Б) общение адекватно, ошибок в общении мало;

В) используемые примеры иллюстрируют содержание;

г) основные, наиболее трудные моменты материала, выделены.

9. Разъяснения при непонимании материала обучающимися:

  1. определение областей непонимания материала и повторное объяснение;
  2. Стремление к устранению непонимания материала;
  3. Использование различных слов, примеров;
  4. Разъяснения даются индивидуально, для небольших групп обучающихся или не являются необходимыми, на уроке нет неясностей.

10. Использование реакций, вопросов обучающихся при изложении

содержания материала учителем:

  1. Пояснения (вопросы, примеры) запрашиваются у обучающихся;
  2. Выясняются обучающиеся, желающие дать пояснения (или нет);
  3. Реакции и идеи обучающихся принимаются с благодарностью;
  4. Идеи обучающихся разрабатываются (используются) на уроке

11. Предъявление информации обучающимся об их прогрессе:

  1. Ожидания относительно результатов обучающихся сообщаются сразу же;
  2. Особая обратная связь предоставляется обучающимся при неадекватном выполнении учебной задачи;
  3. Особая обратная связь предоставляется обучающимся при адекватном выполнении учебной задачи;
  4. Обучающимся предоставляются предложения по улучшению выполнения учебной работы (такие предложения не требуются)

5.Демонстрация учителем соответствующих методов обучения

6. Поддержание творческой (креативной) атмосферы на уроке

12. Приемлемое использование методов обучения:

  1. Каждый метод обучения соответствует цели обучения;
  2. Один из методов используется приемлемо;
  3. Два или больше методов используются приемлемо;
  4. Каждый метод используется приемлемо.

13. Адаптация обучения к обучающимся:

  1. Обучение соответствует особенностям обучающихся;
  2. Все обучающиеся имеют возможность участвовать в двух или более видах учебной активности;
  3. Соответствующее время отводится для достижения поставленной учебной цели;
  4. Обучающиеся и учитель взаимодействуют как две группы.

14. Использование средств обучения и учебных материалов:

  1. Средства обучения соответствуют особенностям обучающихся, целям обучения;
  2. Средства обучения используются без каких –либо затруднений;
  3. Учебные материалы соответствуют особенностям обучающихся, целям обучения;
  4. Учебные материалы используются без отвлечения внимания обучающихся

15. Осуществление активности в логической последовательности:

  1. Урок начинается со стимулирующего введения;
  2. Устанавливается необходимая связь с пройденным материалом;
  3. Учебные активности следуют в логическом порядке;
  4. Урок заканчивается логично

16. Передача личного энтузиазма:

  1. Энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики;
  2. Энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций;
  3. Энтузиазм передается энергичной позой;
  4. Энтузиазм передается жестами

17. Стимуляция интереса обучающихся:

  1. Формулируется важность темы урока по отношению к содержанию учебного предмета, жизни;
  2. Используются интересные, необычные аспекты темы;
  3. Интерес стимулируется с помощь вопросов, юмора;
  4. Урок персонализируется с помощью опыта обучающихся.

18. Демонстрация теплоты и дружелюбия:

  1. Приятный тон голоса. зрительного контакта;
  2. Имена обучающихся используются в теплой. дружеской манере;
  3. Теплота. дружелюбность демонстрируются посредством улыбок, юмора;
  4. Теплота, дружелюбие демонстрируются путем стояния, сидения рядом с обучающимся.

19. Помощь обучающимся в выработке позитивной самооценки:

  1. Речь учителя свободна от сарказма и насмешек;
  2. Учитель ведет себя с обучающимися учтиво, вежливо, уважительно;
  3. Персонализированное поощрение за хорошую работу;
  4. Персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе.

20. Поддержание включенности обучающихся в урок:

  1. Варьирование стимуляции путем изменения голоса, движений учителя;
  2. Поиск активного включения в работу пассивных обучающихся;
  3. Поощрения участия обучающихся в работе;
  4. 85% или больше времени обучающиеся проводят за решением разного рода задач.

21. Руководство обучающимися, не включенными в учебную работу:

  1. Использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу;
  2. Использование вербальных средств воздействия в целях вовлечения этих обучающихся в учебную работу;
  3. Использование средств поддержания внимания этих обучающихся на учебной работе или отсутствие неучебного поведения.

22. Соблюдение обучающимися определенных ожиданий относительно их поведения:

  1. Ожидания относительно поведения ясны обучающимся;
  2. Поддержание постоянных ожиданий относительно поведения;
  3. Обучающимся предоставлена вербальная (невербальная) связь относительно неприемлемого поведения.

23. Воздействие на нарушение дисциплины:

  1. Управление поведением всего класса во время урока;
  2. Обучающиеся редко нарушают течение урока;
  3. Обучающиеся, нарушающие течение урока сталкиваются с быстрой реакцией учителя (или остаются без внимания)
  4. Обучающиеся, нарушающие порядок на уроке, сталкиваются с соответствующей реакцией учителя (не остаются без внимания)

7. Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников

Итого баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методики для диагностики коммуникативных способностей обучающихся

данный материал содержит методики для изучения коммуникативных способностей обучающихся 5 - 9 классов...

методики для диагностики коммуникативных способностей воспитанников

данный материал содержит тесты для изучения коммуникативных способностей и особенностей обучающихся 5 - 9 классов...

Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей....

Диагностика сформированности коммуникативных способностей у учащихся.

В стандарте российского образования говорится, что основной целью обучения математике в полной средней школе является формирование у выпускников коммуникативной компетенции, обеспечивающий им вхождени...

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

Профессиональное мастерство учителя и педагогические способности. Диагностика педагогических способностей.

Высшей ступенью педагогической культуры, ее проявление в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профе...