МЕТОДИКА№5
методическая разработка по теме
МЕТОДИКА№5
«КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Цель: выявление индивидуально-типологических различий и профессионально-личностных предпочтений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА№5
«КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Цель: выявление индивидуально-типологических различий и профессионально-личностных предпочтений.
Инструктаж
Респондентам предлагается нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги и квадраты. Важно, чтобы в изображении человека присутствовали только эти элементы, причем сумма общего количества используемых фигур была равна десяти. Если при рисовании использовалось большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же фигур использовано меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие.
Испытуемым предлагается три листа бумаги (например, размером 10x10 см), на каждом из которых нужно изобразить описанную выше фигуру человека. Каждый лист нумеруется и подписывается. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются.
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные числа составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит соотнесение рисующих с соответствующими типами и подтипами.
Интерпретация данных
Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике.
Треугольник: лидер, склонность к риску, уверенность в себе, решительность, высокая работа способность, ориентация на суть проблемы, …
Круг: высокая потребность в общении, доброжелательность, способность к сопереживанию, щедрость, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, …
Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, внимательность к деталям, аккуратность, настойчивость, твердость в решениях, профессиональная эрудиция, …
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий и профессионально-личностных предпочтений (см. табл.).
901 | 802 | 703 | 604 | 505 | 406 | 307 | 208 | 109 | |
910 | 811 | 712 | 613 | 514 | 415 | 316 | 217 | 118 | 019 |
820 | 721 | 622 | 523 | 424 | 325 | 226 | 127 | 028 | |
730 | 631 | 532 | 433 | 334 | 235 | 136 | 037 | ||
640 | 541 | 442 | 343 | 244 | 145 | 046 | |||
550 | 451 | 352 | 253 | 154 | 055 | ||||
460 | 361 | 262 | 163 | 064 | |||||
370 | 271 | 172 | 073 | ||||||
280 | 181 | 082 | |||||||
190 | 091 |
Типы
I тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированны на социально-значимые нормы поведения. Могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910,802, 811, 820; ситуативно – у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
II тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.
Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
III тип – «тревожно-мнительный» - характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое, по сути, является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 24, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 – «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.
IV тип – « ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Подтип 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.
Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которыми стоят новые возможности. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.
Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируют на посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. подтип 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 – обладает способностью литературного творчества; 217 – обладает способностью к изобретательной деятельности; 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным виденьем, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля.
Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. подтип 019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.
VII тип – «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут быть надолго выбиты из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
VIII тип обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.
Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.
Комментарий к тексту
Выявляя индивидуально-типовую характеристику личности, на основании особенностей построения изображения респонденту можно задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):
при наличии:
- шеи: «Являетесь ли Вы ранимым человеком; случается ли так, что Вас слишком легко можно обидеть?»
- ушей: «Вас считают человеком, умеющим слушать?»
- на голове шляпы в виде квадрата или треугольника в одном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»;
- при наличии «шляпы» во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас Вы переживаете «полосу скованного положения»?»
- полностью прорисованного лица: «Считаете ли Вы себя общительным человеком?»
- одного рта на лице: «Любите ли Вы поговорить?»
- одного лишь носа: «Чутко ли Вы улавливаете запахи?»
- изображение кружка на теле человечка: «В круг Ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».
Авторы-составители: А.В. Либин; М. Люшер; Э. Махо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по методике преподавания математике по теме: Методика ознакомления с составной задачей.
Цели урока:1. Познакомить студентов с методикой работы над составной задачей.2. Учить использовать схемы при работе над задачей.3....
Соотношение методики Н. Аха и методики Л. Выготского-Н. Аха в исследовании генезиса понятий
Эссе об исследовательских методиках классиков психологии по исследованию понятийного мышления...
Методики на развитие воображения. Методики на владение своим голосом.
Ребенок выбирает определенную роль. Описывает как он выглядит, говорит, одевается, передвигается и т.д. Большое внимание уделяется тому, как он будет себя вести, чем заниматься, исполняя эту роль...
Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина
Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...
Методика для изучения социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова)
Методика для изучения социализированности личности учащегося (по методике М.И.Рожкова)...
Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...
Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...