Программа «Обновление организации и содержания образования в соответствии ФГОС»
материал по теме

Акишина Галина Александровна

•    Цель программы
      Обновление организации и содержания образования в школе за счет    модернизации образовательной системы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целевая подпрограмма развития МБОУ Излучинская ОСШ №1

«Обновление организации и содержания образования в соответствии  ФГОС»

  1. Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа

-Необходимость определения последовательности и содержания действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также обновления целей и ожидаемых результатов;

-Необходимость изменений в существующей образовательной системе и  приведения ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой федеральным государственным стандартом;

-Необходимость создания условий для успешного обучения всех категорий детей: и  одаренных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья;

-Необходимость  повышения компетентности педагогических работников школы по использованию современных педагогических технологий, в том числе и ИКТ.

  1. Замысел (ведущая идея) программы

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.[1]

        Современные методы крупномасштабных нововведений в организациях предусматривают создание гибких проектных форм организации процессов  изменений. Нормативной  моделью предусматривается при введении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) создание в образовательном учреждении Совета или рабочих групп по введению ФГОС нового поколения, призванных обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Нормативная модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты.  

  1. Социальный эффект от реализации программы

       Результатом реализации запланированных изменений  будет являться модернизированная образовательная система начальной ступени образовательного учреждения:

  1. соответствующая новым ФГОС;
  2. обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного          процесса, по сравнению с ранее действующей системой.  
  1. Цель программы

      Обновление организации и содержания образования в школе за счет    модернизации образовательной системы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС.

  1. Задачи программы

 -Разработать и внедрить  новую  основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС и социальным заказом всех субъектов образовательного процесса;

 -Создать условия реализации основной образовательной  программы начального общего образования, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия.

  1. Основные направления

-Анализ существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС;

- Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы;

  1. Временные рамки и основные этапы реализации программы

Реализация программы предполагается в два этапа:

1   Этап.  2011-2013г.  Создание условий для модернизации  образовательной системы начальной ступени школы;

2 Этап. 2013-2015г. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения


Реализация программы «Обновление организации и содержания образования в соответствии  ФГОС»

Программные мероприятия и показатели развития

Ответственные

Показатели по годам

2011

2012

2013

2014

2015

Ожидаемый результат

1. Анализ существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС

1.1

Формирование  Рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени

  Руководитель ОУ

Заместитель директора по УР

+

Разработка  и реализация проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

1.2

Обеспечение нормативно-правовой базы:

-создание Положения о деятельности рабочих групп

Заместитель директора по УР

+

Обеспечение координации действий всего педагогического коллектива,

осуществление  информационного и научно-методического сопровождения инновационного процесса.

1.3

Обеспечение функционирования рабочей группы:

  1. прохождение курсовой подготовки участников рабочей группы;
  2. обеспечение необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС;
  3. определение форм дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и доведение их до сведения участников;
  4. определение задач членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени.

 Руководитель ОУ

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Создание условий для функционирования рабочих групп по модернизации образовательной системы на начальной ступени

1.4

Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения  ее  в соответствие с требованиями ФГОС:

  1. в образовательных целях;
  2. в учебном плане;
  3. в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
  4. в образовательных технологиях;
  5. в условиях реализации образовательных программ;
  6. в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Заместитель по УР, рабочая группа

+

+

Формирование  перечня необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы начальной ступени школы

1.5

Изучение «Требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:

  1. систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;
  2. систему требований к учебно-материальной базе.

Руководитель ОУ, Заместители по МР, по АХЧ

+

+

Формирование перечня рекомендуемой учебной литературы; перечня учебного оборудования;

перечня требований к оснащению учебных и административных помещений школы

1.6

Повышение профессионального уровня учителей начальных классов в школе постдипломного педагогического образования, реализуемых на основе именных образовательных чеков.

Охват- в %

Заместитель директора по МР

20%

40%

60%

80%

100%

Выявление образовательных потребностей и ликвидация профессиональных затруднений  учителей начальных классов в условиях внедрения и действия стандарта  второго поколения.

1.7

Увеличение обеспеченности  учебниками и учебными пособиями (инструкций  (технологических карт) для учащихся по использованию атласов, карт, а также оформленных алгоритмов работы со словарями -  %

Заместитель директора по МР

20%

40%

60%

80%

100%

Формирование перечня рекомендуемого ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС нового поколения

Увеличение доли в учебном процессе электронных ресурсов -  %

10%

15%

20%

25%

35%

1.8

 Представление на обсуждение Управляющего совета, предложенных Рабочей группой направлений  и содержания изменений в образовательной системе.

Заместитель директора по УР, Рабочая группа

+

Оценка  предлагаемых изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей

1.9.

Необходимые коррективы и осуществление перехода к следующему этапу введения ФГОС.

Заместитель директора по УР, Рабочая группа

+

+

+

+

Полнота  и согласованность предлагаемых изменений по введению ФГОС

  1. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы

Программные мероприятия и показатели развития

Ответственные

Показатели по годам

2011

2012

2013

2014

2015

Ожидаемый результат

2.1

Разработка учебной (внеучебной) образовательной программы (с ее целями, содержанием, образовательными технологиями, условиями реализации, методами контроля и оценки результатов) по каждому предмету (курсу).

Корректировка.

Заместитель директора по УР, Рабочая группа

(микрогруппы)

   +

+

+

+

+

Проект учебной (внеучебной) образовательной программы

2.2

Выбор  технологий, ресурсного обеспечения и форм обучения для замены традиционных в предметных программах проекта  (осуществляется из списка рекомендуемых стандартом).

Корректировка.

Заместитель директора по УР, Рабочая группа

(микрогруппы)

+

+

+

+

+

Перечень  технологий, ресурсного обеспечения, и т.д., которые предполагается использовать в рамках каждой из проектируемых в рамках единичного проекта учебных (внеучебных) образовательных программ

2.3

Определение связи между проектами и передача результата, получаемого одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного  эффекта.

Руководитель и участники рабочей группы

+

Выявление  и фиксирование возможных связей с другими единичными проектами, определяя:

  1. требования к  изменениям, которые в других  проектах разрабатываются;
  2. предложения по включению и использованию отдельных результатов своего проекта другими.

2.4.

Проектирование образовательной модели начальной ступени образовательного учреждения, соответствующей новым ФГОС.

Корректировка

Руководитель Рабочей группы

+

+

+

+

+

  1. перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;
  2. перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.

2.5

Разработка  плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы (на каждый учебный год).

Заместитель директора по УР

+

+

+

+

+

Модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

2.6

Разработка организационного механизма контроля  подготовки к реализации обучения по новым ФГОС в начальной школе

Заместитель директора по УР

+

+

+

+

+

Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации проектов нововведений.

2.7

 Разработка  локальных актов по системе оценивания, об информационной среде ОУ, ведения школьной документации и т. п.

Руководитель Рабочей группы

20%

40%

60%

80%

100%

Обновление  нормативно-правовой базы ОУ

2.8

Разработка стартовой диагностики первоклассников.

Руководитель Рабочей группы

+

Новая  система мониторинга (оценивания) в рамках нового Стандарта, ориентированного на индивидуальный прогресс каждого ребенка

2.9

Проведение мониторинга качества знаний учащихся.

(входной, рубежный, итоговый)

Заместитель директора по УР

+

+

+

+

+

Банк данных качества обучения учащихся

3.Обновление ресурсных условий введения ФГОС

3.1

Взаимодействие  образовательных учреждений для обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов.

Директор ОУ

+

+

+

+

+

Укомплектованность  образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками

3.2

Организация курсовой подготовки учителей начальных классов, учителей-предметников по следующим направлениям:

-новые педагогические технологии, в том числе ИКТ;

-содержание и введение ФГОС.

Заместитель директора по методической работе

20%

40%

60%

80%

100%

Повышение профессионализма учителей по вопросам введения  ФГОС

3.3

  Курсовая подготовка узких специалистов (логопеды, социальный педагог, психологи, инструктор ЛФК)

Заместитель директора по методической работе

1

1

1

1

1

Повышение профессионализма узких специалистов по вопросам сопровождения всех субъектов ОП

3.4

   Создание материально-технических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Директор ОУ

+

+

+

+

+

Возможность  достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

3.5

Соблюдение:

  1. санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
  2. санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.);
  3. социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
  4. пожарной и электробезопасности;
  5. требований охраны труда;
  6. своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.

Директор ОУ, заместитель директора по АХЧ

+

+

+

+

+

Приведение материально-технических условий  в соответствие требованиям ФГОС

3.6

   Возможность  для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.

Директор ОУ, заместитель директора по АХЧ

+

+

+

+

+

Создание условий для инклюзивного (интегрированного) обучения

3.7

Обновление школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями ФГОС к:

  1. участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
  2. зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
  3. помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
  4. помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
  5. помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками;
  6. актовому залу;
  7. спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
  8. помещениям для медицинского персонала;

Директор ОУ, заместитель директора по АХЧ

+

+

+

+

+

Материально-техническая база реализации основной образовательной программы начального общего образования должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждений, предъявляемым в соответствии с требованиями ФГОС.


  1. Критерии реализации программы

-поэтапный переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты;

-рост численности школьников, обучающихся по федеральным государственным  образовательным стандартам;

-соответствие школьной инфраструктуры, материально-технических условий, методического обеспечения образовательного процесса требованиям федеральным государственным  образовательным стандартам;

-100% повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, подготовка тьютеров;

 -удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством предоставляемых услуг.

  1. Инструментарий проведения контроля

- результаты аттестации;

- статистические показатели;

- опросы родителей, представителей муниципальной власти и бизнес-общественности;

  1. Орган, осуществляющий контроль

Управляющий совет школы.


[1] Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

«Обновление содержания образования. Компетентность педагога-дефектолога в организации педагогической деятельности по новым программам». Обновление содержания образования.

27 сентября 2011года на заседании Правительства г.Москвы была утверждена Государственная программа г.Москвы на среднесрочный период 2012-2016гг «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образо...

Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности

Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...