Страничка заместителя директора по УВР
методическая разработка по теме

Кудинова Любовь Васильевна

Мои разработки, методический материал, презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Тренинг знакомства

                                                                                                  Открытое занятие

                                                                                   с молодыми специалистами

                                                                            Провела заместитель директора

                                                                        по учебно- воспитательной работе

                                                                  высшей квалификационной категории

                                                                             Кудинова Любовь Васильевна

30 сентября 2009 год

Занятие с молодыми специалистами.

Пояснительная записка к занятию - психологическому тренингу

         Интерактивные  психологические методы обучения эффективному  межличностному  взаимодействию

        Тренинг является наиболее эффективным интерактивным методом, способствующим повышению межличностного  взаимодействия участников образовательного процесса. В самом широком  смысле под тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом под разумевают использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции. В последнее время тренинги находят все боль шее применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться. Он позволяет за сравнительно небольшое время решить задачу интенсивного формирования и развития значимых навыков и умений.

                               Тренинг направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, умений адекватно воспринимать себя и ок ружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных ситуациях и разных группах. Тренинг проводится как со специально подобранными для этого группами, так и с реальными трудовыми коллективами. Несмотря на многослойность и многозначность понятия «тренинг», разнообразие форм его адаптации к конкретным заказам и условиям, методологичес кой основой тренинга, каркасом, является идея возникновения и зак репления изменений в личности под влиянием группового взаимо действия.

    Результат проведения тренинга в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов, таких, как: прин цип активности на занятиях,  принцип открытой обратной связи, прин цип «здесь и теперь», принцип доверительности в общении и др.

    Для построения программы тренинга важно, исходя из потребно стей заказчика, определить тему и цель тренинга. Это позволит сфор мулировать конкретные задачи тренинга.

                     При разработке тренинга необходимо учитывать количественный и  качественный состав группы. Рекомендуется организовывать группы из 12 человек. Однако эта верхняя граница может быть подвижна. Надо помнить, что увеличение группы до и выше 14-16 человек тре бует серьезной корректировки программы тренинга. Уменьшение камерности групповой работы снижает эффективность тренинга. Считается, что тренинги, требующие рефлексии, анализа своего и чу жого поведения, можно начинать с детьми после 12-13 лет. Это оп ределяется возрастными факторами формирования самосознания. Пределом включения в тренинги старшего возраста принято счи тать пенсионный возраст, когда снижается пластичность психики и  обучаемость прежде всего активными методами.

 

                      Разрыв в возрасте участников не должен превышать 10-15 лет. При нарушении этого условия члены группы могут объединяться по возрастному признаку либо проявлять «возрастную» солидарность и конкуренцию. Все это существенно снижает эффективность тренин га и смещает его акценты.

                      Желательно, чтобы по гендерному признаку группа тренинга была смешанной. Четких пропорций придерживаться не следует, но соот ношение полов 30-40% к 60-70% является желательным и благо приятным для процессов групповой динамики, самочувствия лично сти в группе.

                     При разработке программы тренинга необходимо определить общий объем часов тренинга, количество занятий, временной интервал их проведения. для построения программы тренинга важно знать, в каком помещении он будет проходить. Конечно, идеально, чтобы это была просторная (около 60 кв.м) комната с возможностью разделения на относительно изолированные зоны, с ковровым покрытием, хорошей вентиляцией, звукоизоляцией, освещением, свободными стенами. В подобном тренинговом кабинете должны быть удобные, легкие стулья, 3-4 стола, доска. Знание особенностей помещения для тренинга позволяет учитывать их в подборе упражнений, планировании перерывов и т.п.

При планировании тренинга также следует уделить внимание раздаточному материалу.  Программа тренинга, помимо отражения всех организационных и описанных выше моментов, включает проекты каждого занятия. Они могут быть описаны с разной степенью подробности, что зависит от склонностей и опыта тренера.

           Структура занятия отражает основные этапы работы группы. Если содержание занятия может корректироваться ежедневно после проведения занятий, то структура остается практически неизменной. Она отражает логику проведения занятия, включает этапы, которые в процессе подготовки программы заполняются конкретным содержанием. Тренинговое занятие обрамляется двумя ритуалами: приветствия и прощания. К основным методам тренинга можно отнести следующие виды групповой работы: упражнения (разминочные, этюдные, меди тативные), дискуссии-беседы, игры (ролевые, деловые), ритуальные действия.

          Структура основных упражнений тренинга включает инструкцию, выполнение задания, обсуждение. В играх добавляется распределение ролей.

Важным методическим моментом тренинга являются процедуры разделения на пары, тройки и подбор состава участников подгрупп, создаваемых для решения конкретных задач. Существует очень незначительное количество упражнений, в которых важен произвольный выбор партнеров. В остальных случаях подгруппы следует сознательно комплектовать.

Окончание тренинга оформляется заключительным обсуждением его итогов и проведением специального ритуала прощания. целесообразно попросить участников  выразить  свои впечатления о тренинге.

               

                                Тема занятия:         Тренинг знакомства

Методическая цель: интерактивные психологические методы обучения             эффективному межличностному взаимодействию.

Цель проведения:

1.Создание комфортной психологической среды для развития личности

педагога в  педагогическом общении;

2.Получение более полной информации друг о друге за время тренинга;

3.Социализация личности молодых специалистов;

4.Развитие межличностных отношений в обновляющейся педагогической

среде.

Ведущий: Кудинова Любовь Васильевна- заместитель директора по учебно –  

воспитательной работе.

Место проведения: зал, комната со стульями, стоящими по кругу.

Оборудование:  аудиомагнитофон, листы ватмана по количеству участников

тренинга , фламастеры.

Участники тренинга

1.Шаталова Ольга Сергеевна - молодой специалист, учитель английского языка;

2.Сатина Светлана Владимировна – молодой специалист, учитель информатики

    и математики;

3.Ханмухаметова Жанна Даутовна - молодой специалист, учитель информатики;

4.Дяговцева Марина Владимировна - молодой специалист, психолог;

5.Стоцкая Валентина Андреевна - молодой специалист, старшая вожатая;

6.Рыжков Игорь Александрович - молодой специалист, учитель истории и  

   обществознания;

7.Симонов Артур Михайлович -  учитель физики;

8.Мошкович Ольга Ивановна – учитель- логопед;

9.Доценко Андрей Александрович – учитель технологии, истории.

Ход тренинга.

(перед началом занятия звучит веселая, бодрая музыка, дающая положительный эмоциональный настрой)

  Эпиграф

Единственная  известная мне роскошь- это

                                                      роскошь человеческого общения.

                                                                                         А.С. Экзюпери.

 1.Вступительное слово ведущего о целях и форме проведения занятия.

          Первый этап.         Разминка

Упражнение первое:  «Давайте познакомимся»

         Ведущий предлагает каждому  из участников назвать  своё имя, употребив при этом прилагательное на ту букву, с которой начинается его имя.

Итак, начнем: я - Люба, любознательная и т.д.

Упражнение  второе:  «Пересядь по признаку»

Выбор упражнения определен возможностью включения в двигательную активность всех участ ников и использования высказываний, вызывающих смех. Тренер встает в периметр круга, убирая свой стул за пределы круга, и дает следующую инструкцию: «Стульев в кругу стало на один меньше, чем нас. Сейчас мы будем делать пересадку по определенному признаку. Ведущий, роль которого для начала выполняю я, обра щается ко всем с просьбой: пожалуйста, пересядьте те, кто чистил сегодня зубы. Задача всех, кто чистил зубы,  — пересесть, но не на соседний стул, а пересекая круг. Меняя место, следует двигаться как можно быстрее, но стараться не сталкиваться. Когда я, выпол няя упражнение, займу свободный стул, оставшийся без стула уча стник встает на мое место и становится ведущим. Теперь он дол жен придумывать и называть признак, а также стремиться занять свободный стул. Следующий участник, оставшийся без стула, ста новится ведущим.

       Тренер останавливает игру, если цель упраж нения достигнута либо участники утратили интерес и снизили активность. Можно кратко обсудить возникшие впечатления, от метить самых оригинальных ведущих, поблагодарить всех за ак тивное участие.

Второй  этап     «Знакомство в диадах»

         

 Ведущий: Для того, чтобы мы смогли перейти к следующему этапу нашего тренинга, я предлагаю вам для начала рассчитаться на 1- 4, при этом будьте внимательны, чтобы не забыть свой номер.

А теперь я прошу  выйти на середину участников под номерами 1. Участники под номером 3,  выберите себе пару из участников под номером 1 и сядьте рядом.

Я прошу  выйти на середину участников под номерами 2  

Участники под номером 4,  выберите себе пару из участников под номером 2 и сядьте  парами.

          Ведущий говорит о том, что сейчас будет выполняться упражнение в парах.

         1.Упражнение    «Знакомство через рисунок» 

        Участникам пар предлага ется  получить друг о друге информацию, не говоря ни слова. Про должительность игры до 10 минут. Для проведения требуются фломастеры  и бумага. Тренер говорит, что, по его мнению, в группе собра лись любознательные люди, экспериментаторы, и поэтому им пред лагается игра, совершенно отличная от других упражнений на зна комство. Игрокам дается от 5 до 10 минут, при этом они не долж ны говорить или объясняться письменно, даже когда получат карандаш и бумагу. Эти принадлежности можно использовать только для рисования. С помощью рисунков каждый участник тренинга должен сообщить партнеру несколько фактов о себе. В заключение каждый игрок представляет группе своего партнера и сообщает то, что узнал о нем. Затем партнер может сам дополнить или откор ректировать рассказ.

Это упражнение не претендует на то, чтобы быть особенно глубо ким. Скорее, оно предоставляет возможность придать совсем иной вид часто повторяющимся ситуациям и попробовать «прожить» их в игровой форме.

       Разминка  Упражнение «Броуновское движение» 

Выбор упражнения определяется потребностью в двигательной активности.

Инструкция: «Давайте представим, что все мы — атомы. Атомы находятся в непрерывном движении. В процессе движения атомы объединяются в молекулы, затем разъединяются и снова беспоря дочно двигаются. Объединяться в молекулы мы будем по моему хлопку. Одновременно с хлопком я буду называть цифру, обознача ющую количество атомов, которые должны объединиться в молеку лу. Некоторое время атомы стоят, обнявшись, изображая молекулу. Затем по хлопку и команде «Побежали» молекула распадается на атомы, которые снова хаотично бегают по комнате до следующей команды». При окончании игры следует назвать такое количество атомов в молекуле, сколько участников в группе. И тогда они образу ют одну большую молекулу, которая иногда превращается в «кучу-малу». Это упражнение может также служить диагностикой группо вой сплоченности.

           2.Упражнение        «Расскажи о своем партнере»

Для проведения упражнения я предлагаю Вам рассчитаться на 1- 5. Пересядьте, пожалуйста, парами, участники с одинаковыми номерами (1- 1, 2-2 и т.д.)

Вам дается 3 минуты. За это время вы должны рассказать друг другу о себе, а потом представить участникам тренинга своего собеседника.

                          Разминка     «Успех»

Я предлагаю всем участникам тренинга поднять палец кверху. Начертите пальцем в воздухе круг – такой у вас успех.

А каким вы его хотите видеть? (начертите).

Давайте сидя потопаем ногами – это мы идем к успеху.

 А как быстро вы хотите прийти к успеху? (топаем быстрее).

Третий этап             Обсуждение всего тренинга.

Участники располагаются кругом. Каждый участник высказывает свое личное мнение, а не просто присоединяется к остальным членам группы.

Вопросы для обсуждения.

- Что помог мне узнать тренинг о других членах группы?

 - Что было особенно интересным и полезным?

А теперь я предлагаю каждому участнику тренинга выразить рядом сидящему слова благодарности. Итак, я благодарна…… за то, что он был……

Ритуал расставания:   Аплодисменты по кругу

Ведущий говорит участникам:  «Мы хорошо поработали сегодня и мне хочется, чтобы вы поблагодарили друг друга аплодисментами.        Ведущий подходит к одному из участников группы и хлопает ему в ладоши, затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Используемая литература:

Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. Этиопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: Курс лекций.

Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2004.



Предварительный просмотр:

1 Ход тренинга.

   Эпиграф

Единственная  известная мне роскошь- это

                                                      роскошь человеческого общения.

                                                                                         А.С. Экзюпери.

 1.Вступительное слово ведущего о целях и форме проведения занятия.

В самом широком  смысле под тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. В последнее время тренинги находят все боль шее применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться.  Он позволяет за сравнительно небольшое время решить задачу интенсивного формирования и развития значимых навыков и умений.

 Методическая цель: интерактивные   методы обучения  эффективному межличностному взаимодействию.

Цель проведения:

1.Создание комфортной психологической среды для развития личности

педагога в  педагогическом общении;

2.Получение более полной информации друг о друге за время тренинга;

3.Социализация личности  педагогов;

4.Развитие межличностных отношений в обновляющейся  педагогической

среде.

 2  Первый этап  – направлен на объединение участников, на поиск общего    

 Разминка  

Упражнение первое:  «Давайте познакомимся»

         Ведущий предлагает каждому  из участников назвать  своё имя, употребив при этом прилагательное на ту букву, с которой начинается его имя.

Итак, начнем: я - Люба, любознательная и т.д.

 

 3 Упражнение  второе:  «Пересядь по признаку»

Тренер встает в периметр круга, убирая свой стул за пределы круга, и дает следующую инструкцию: «Стульев в кругу стало на один меньше, чем нас. Сейчас мы будем делать пересадку по определенному признаку. Ведущий, роль которого для начала выполняю я, обра щается ко всем с просьбой:  пересядьте те, кто чистил сегодня зубы. Задача всех, кто чистил зубы,  — пересесть, но не на соседний стул, а пересекая круг. Меняя место, следует двигаться как можно быстрее, но стараться не сталкиваться. Когда я, выпол няя упражнение, займу свободный стул, оставшийся без стула уча стник встает на мое место и становится ведущим. Теперь он дол жен придумывать и называть признак, а также стремиться занять свободный стул. Следующий участник, оставшийся без стула, ста новится ведущим.

 Признаки:

1  Пересядьте те, у кого сейчас хорошее, бодрое настроение

2  Пересядьте те, у кого в семье один ребенок

3  Пересядьте те, у кого в семье двое детей

4  Пересядьте те,  у кого дети учатся в школе

5  Пересядьте те,  у кого в семье есть студент

6  Пересядьте те, кому в следующем учебном году не нужно проходить аттестацию на категорию

7 Пересядьте те, кто работает в сельской школе

8  Пересядьте те, у кого есть в этом году выпускной 11 класс

 (далее признаки, связанные с профессиональной деятельностью, называют участники тренинга, кто не успел сесть на стул)  

 Можно кратко обсудить возникшие впечатления, от метить самых оригинальных ведущих, поблагодарить всех за ак тивное участие.

  4 Упражнение  третье:   «Знакомство в диадах»

 Ведущий:   Для того, чтобы мы смогли перейти к следующему этапу нашего тренинга, я предлагаю вам для начала рассчитаться на 1- 4, при этом будьте внимательны, чтобы не забыть свой номер.

А теперь я прошу  выйти на середину участников под номерами 1. Участники под номером 3,  выберите себе пару из участников под номером 1 и сядьте рядом.

Я прошу  выйти на середину участников под номерами 2.  

Участники под номером 4,  выберите себе пару из участников под номером 2 и сядьте  парами.

          Ведущий говорит о том, что сейчас будет выполняться упражнение в парах.

         Упражнение  «Расскажи о своем партнере»

Вам дается 3 минуты. За это время вы должны рассказать друг другу о себе, а потом представить участникам тренинга своего собеседника.

 

  5  Второй  этап     - направлен на осознание различий в восприятии событий

Упражнение  «Заметка о событиях сказки «Красная шапочка»

Для проведения  упражнения участники  делится на 4 группы. Необходимо рассчитаться на 1- 4 и объединиться в группы участникам с одинаковыми номерами.

Каждая группа – это журналисты, которые должны в сегодняшнем номере газеты дать заметку о событиях, происшедших в сказке «Красная шапочка». Каждая группа  представляет интересы одного из героев этой сказки.

1 группа – интересы Красной шапочки

2 группа – интересы бабушки

3 группа – интересы Волка

4 группа – интересы охотников

Заметка может быть написана в любом газетном жанре. (на работу отводится 15 минут). Затем каждая группа зачитывает получившуюся заметку.

 6  Третий  этап     -  Упражнение «Собирание идей»

Упражнение проводится в виде «мозгового штурма». Помощник тренера фиксирует ответы участников на листе, после чего зачитывает «собранные идеи».

        Участникам предлагается ответить на вопрос: «В чем польза  проектной деятельности  учащихся в образовательном процессе?»

                         

 

 7 Разминка     «Успех»

Я предлагаю всем участникам тренинга поднять палец кверху. Начертите пальцем в воздухе круг – такой у вас успех.

А каким вы его хотите видеть? (начертите).

Давайте сидя потопаем ногами – это мы идем к успеху.

 А как быстро вы хотите прийти к успеху? (топаем быстрее).

 

 8  Четвертый этап -  Упражнение  «Различия, которые объединяют»

Для проведения упражнения участники делятся на три группы.

Разрабатываем критерии оценки  учебного проекта  

Сформулируйте  3 любых параметра, по которым можно было бы сказать, что проект эффективен, оценив его  с  точки зрения разных участников образовательного процесса  (раздать карточки для заполнения)

С точки зрения педагога

С точки зрения учащегося

С точки зрения

директора (завуча)

Примечание: Формулировка параметра должна быть такой, чтобы он поместился  отведенную для него ячейку.

 

9  По окончании работы каждая команда представляет свои критерии. Предложенные параметры  выносятся на обсуждение в общий круг.

Вопросы для обсуждения.

- Что из предложенного является параметром?

- Действительно ли предложенный параметр связан с  обозначенной позицией?

- Какие параметры являются общезначимыми?

 

 10  Разминка  Упражнение «Броуновское движение» 

Выбор упражнения определяется потребностью в двигательной активности.

Инструкция: «Давайте представим, что все мы — атомы. Атомы находятся в непрерывном движении. В процессе движения атомы объединяются в молекулы, затем разъединяются и снова беспоря дочно двигаются. Объединяться в молекулы мы будем по моему хлопку. Одновременно с хлопком я буду называть цифру, обознача ющую количество атомов, которые должны объединиться в молеку лу. Некоторое время атомы стоят, обнявшись, изображая молекулу. Затем по хлопку и команде «Побежали» молекула распадается на атомы, которые снова хаотично бегают по комнате до следующей команды». При окончании игры следует назвать такое количество атомов в молекуле, сколько участников в группе. И тогда они образу ют одну большую молекулу, которая иногда превращается в «кучу-малу». Это упражнение может также служить диагностикой группо вой сплоченности.

 

11  Пятый  этап         Обсуждение всего тренинга.

Участники располагаются кругом. Каждый участник высказывает свое личное мнение, а не просто присоединяется к остальным членам группы.

Вопросы для обсуждения.

- Что помог мне узнать тренинг о других членах группы?

 - Что было особенно интересным и полезным?

А теперь я предлагаю каждому участнику тренинга выразить рядом сидящему слова благодарности. Итак, я благодарна…… за то, что он был……

12  Ритуал прощания:   Аплодисменты по кругу

Ведущий говорит участникам:  «Мы хорошо поработали сегодня и мне хочется, чтобы вы поблагодарили друг друга аплодисментами.         Ведущий подходит к одному из участников группы и хлопает ему в ладоши, затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.



Предварительный просмотр:

Разрабатываем критерии оценки  учебного проекта

Сформулируйте  3 любых параметра, по которым можно было бы сказать, что проект эффективен, оценив его  с  точки зрения разных участников образовательного процесса

С точки зрения педагога

С точки зрения учащегося

С точки зрения

директора (завуча)

Примечание: Формулировка параметра должна быть такой, чтобы он поместился  отведенную для него ячейку.

Разрабатываем критерии оценки  учебного проекта

Сформулируйте  3 любых параметра, по которым можно было бы сказать, что проект эффективен, оценив его  с  точки зрения разных участников образовательного процесса

С точки зрения педагога

С точки зрения учащегося

С точки зрения

директора (завуча)

1

1

1

2

2

2

3

3

3

Примечание: Формулировка параметра должна быть такой, чтобы он поместился  отведенную для него ячейку.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

Тренинг общения

                                                                                                  Открытое занятие

                                                                                   с учителями русского языка и литературы на районном семинаре

                                                                            провела заместитель директора

                                                                        по учебно- воспитательной работе

                                                                  высшей квалификационной категории

                                                                             Кудинова Любовь Васильевна

17 февраля  2011 года

Пояснительная записка к занятию-  тренингу

         Интерактивные  психологические методы обучения эффективному  межличностному  взаимодействию

        Тренинг является наиболее эффективным интерактивным методом, способствующим повышению межличностного  взаимодействия участников образовательного процесса. В самом широком  смысле под тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом под разумевают использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции. В последнее время тренинги находят все боль шее применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться.  Он позволяет за сравнительно небольшое время решить задачу интенсивного формирования и развития значимых навыков и умений.

                               Тренинг направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, умений адекватно воспринимать себя и ок ружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных ситуациях и разных группах. Тренинг проводится как со специально подобранными для этого группами, так и с реальными трудовыми коллективами. Несмотря на многослойность и многозначность понятия «тренинг», разнообразие форм его адаптации к конкретным заказам и условиям, методологичес кой основой тренинга, каркасом, является идея возникновения и зак репления изменений в личности под влиянием группового взаимо действия.

    Результат проведения тренинга в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов, таких, как: прин цип активности на занятиях,  принцип открытой обратной связи, прин цип «здесь и теперь», принцип доверительности в общении и др.

    Для построения программы тренинга важно, исходя из потребно стей заказчика, определить тему и цель тренинга. Это позволит сфор мулировать конкретные задачи тренинга.

                     При разработке тренинга необходимо учитывать количественный и  качественный состав группы. Рекомендуется организовывать группы из 12 человек. Однако эта верхняя граница может быть подвижна. Надо помнить, что увеличение группы до и выше 14-16 человек тре бует серьезной корректировки программы тренинга. Уменьшение камерности групповой работы снижает эффективность тренинга. Считается, что тренинги, требующие рефлексии, анализа своего и чу жого поведения, можно начинать с детьми после 12-13 лет. Это оп ределяется возрастными факторами формирования самосознания. Пределом включения в тренинги старшего возраста принято счи тать пенсионный возраст, когда снижается пластичность психики и  обучаемость прежде всего активными методами.

 

                      Разрыв в возрасте участников не должен превышать 10-15 лет. При нарушении этого условия члены группы могут объединяться по возрастному признаку либо проявлять «возрастную» солидарность и конкуренцию. Все это существенно снижает эффективность тренин га и смещает его акценты.

                      Желательно, чтобы по гендерному признаку группа тренинга была смешанной. Четких пропорций придерживаться не следует, но соот ношение полов 30-40% к 60-70% является желательным и благо приятным для процессов групповой динамики, самочувствия лично сти в группе.

                     При разработке программы тренинга необходимо определить общий объем часов тренинга, количество занятий, временной интервал их проведения. Для построения программы тренинга важно знать, в каком помещении он будет проходить. Конечно, идеально, чтобы это была просторная (около 60 кв.м) комната с возможностью разделения на относительно изолированные зоны, с ковровым покрытием, хорошей вентиляцией, звукоизоляцией, освещением, свободными стенами. В подобном тренинговом кабинете должны быть удобные, легкие стулья, 3-4 стола, доска. Знание особенностей помещения для тренинга позволяет учитывать их в подборе упражнений, планировании перерывов и т.п.

При планировании тренинга также следует уделить внимание раздаточному материалу.  Программа тренинга, помимо отражения всех организационных и описанных выше моментов, включает проекты каждого занятия. Они могут быть описаны с разной степенью подробности, что зависит от склонностей и опыта тренера.

           Структура занятия отражает основные этапы работы группы. Если содержание занятия может корректироваться ежедневно после проведения занятий, то структура остается практически неизменной. Она отражает логику проведения занятия, включает этапы, которые в процессе подготовки программы заполняются конкретным содержанием. Тренинговое занятие обрамляется двумя ритуалами: приветствия и прощания. К основным методам тренинга можно отнести следующие виды групповой работы: упражнения (разминочные, этюдные, меди тативные), дискуссии-беседы, игры (ролевые, деловые), ритуальные действия.

          Структура основных упражнений тренинга включает инструкцию, выполнение задания, обсуждение. В играх добавляется распределение ролей.

Важным методическим моментом тренинга являются процедуры разделения на пары, тройки и подбор состава участников подгрупп, создаваемых для решения конкретных задач. Существует очень незначительное количество упражнений, в которых важен произвольный выбор партнеров. В остальных случаях подгруппы следует сознательно комплектовать.

Окончание тренинга оформляется заключительным обсуждением его итогов и проведением специального ритуала прощания. Целесообразно попросить участников  выразить  свои впечатления о тренинге.

               Используемая литература:

Галяпина В.Н., Поштарева Т.В. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности: Курс лекций.

Ставрополь: Изд-во СКИПКРО, 2004.

                             

 

Тема занятия:         Тренинг общения

Методическая цель: интерактивные психологические методы обучения             эффективному межличностному взаимодействию.

Цель проведения:

1.Создание комфортной психологической среды для развития личности

педагога в  педагогическом общении;

2.Получение более полной информации друг о друге за время тренинга;

3.Социализация личности  педагогов;

4.Развитие межличностных отношений в обновляющейся  педагогической

среде.

Ведущий: Кудинова Любовь Васильевна- заместитель директора по учебно –  

воспитательной работе.

Место проведения: зал, комната со стульями, стоящими по кругу.

Участники тренинга: учителя русского языка и  литературы  

 Благодарненского района

Ход тренинга.

(перед началом занятия звучит веселая, бодрая музыка, дающая положительный эмоциональный настрой)

   Эпиграф

Единственная  известная мне роскошь- это

                                                      роскошь человеческого общения.

                                                                                         А.С. Экзюпери.

 1.Вступительное слово ведущего о целях и форме проведения занятия.

          Первый этап  – направлен на объединение участников, на поиск общего    

 Разминка  

Упражнение первое:  «Давайте познакомимся»

         Ведущий предлагает каждому  из участников назвать  своё имя, употребив при этом прилагательное на ту букву, с которой начинается его имя.

Итак, начнем: я - Люба, любознательная и т.д.

Упражнение  второе:  «Пересядь по признаку»

Выбор упражнения определен возможностью включения в двигательную активность всех участ ников и использования высказываний, вызывающих смех. Тренер встает в периметр круга, убирая свой стул за пределы круга, и дает следующую инструкцию: «Стульев в кругу стало на один меньше, чем нас. Сейчас мы будем делать пересадку по определенному признаку. Ведущий, роль которого для начала выполняю я, обра щается ко всем с просьбой: пожалуйста, пересядьте те, кто чистил сегодня зубы. Задача всех, кто чистил зубы,  — пересесть, но не на соседний стул, а пересекая круг. Меняя место, следует двигаться как можно быстрее, но стараться не сталкиваться. Когда я, выпол няя упражнение, займу свободный стул, оставшийся без стула уча стник встает на мое место и становится ведущим. Теперь он дол жен придумывать и называть признак, а также стремиться занять свободный стул. Следующий участник, оставшийся без стула, ста новится ведущим.

 Признаки:

1  Пересядьте те, у кого сейчас хорошее, бодрое настроение

2  Пересядьте те, у кого в семье один ребенок

3  Пересядьте те, у кого в семье двое детей

4  Пересядьте те,  у кого дети учатся в школе

5  Пересядьте те,  у кого в семье есть студент

6  Пересядьте те, кому в следующем учебном году не нужно проходить аттестацию на категорию

7 Пересядьте те, кто работает в сельской школе

8  Пересядьте те, у кого есть в этом году выпускной 11 класс

 (далее признаки, связанные с профессиональной деятельностью, называют участники тренинга, кто не успел сесть на стул)  

           Тренер останавливает игру, если цель упраж нения достигнута либо участники утратили интерес и снизили активность. Можно кратко обсудить возникшие впечатления, от метить самых оригинальных ведущих, поблагодарить всех за ак тивное участие.

Упражнение  третье:   «Знакомство в диадах»

         

 Ведущий:   Для того, чтобы мы смогли перейти к следующему этапу нашего тренинга, я предлагаю вам для начала рассчитаться на 1- 4, при этом будьте внимательны, чтобы не забыть свой номер.

А теперь я прошу  выйти на середину участников под номерами 1. Участники под номером 3,  выберите себе пару из участников под номером 1 и сядьте рядом.

Я прошу  выйти на середину участников под номерами 2.  

Участники под номером 4,  выберите себе пару из участников под номером 2 и сядьте  парами.

          Ведущий говорит о том, что сейчас будет выполняться упражнение в парах.

         Упражнение  «Расскажи о своем партнере»

Вам дается 3 минуты. За это время вы должны рассказать друг другу о себе, а потом представить участникам тренинга своего собеседника.

 

Второй  этап     - направлен на осознание различий в восприятии событий

Упражнение  «Заметка о событиях сказки «Красная шапочка»

Для проведения  упражнения участники  делится на 4 группы. Необходимо рассчитаться на 1- 4 и объединиться в группы участникам с одинаковыми номерами.

Каждая группа – это журналисты, которые должны в сегодняшнем номере газеты дать заметку о событиях, происшедших в сказке «Красная шапочка». Каждая группа  представляет интересы одного из героев этой сказки.

1 группа – интересы Красной шапочки

2 группа – интересы бабушки

3 группа – интересы Волка

4 группа – интересы охотников

Заметка может быть написана в любом газетном жанре. (на работу отводится 15 минут). Затем каждая группа зачитывает получившуюся заметку.

Третий  этап     -  Упражнение «Собирание идей»

Упражнение проводится в виде «мозгового штурма». Помощник тренера фиксирует ответы участников на листе, после чего зачитывает «собранные идеи».

        Участникам предлагается ответить на вопрос: «В чем польза  проектной деятельности  учащихся в образовательном процессе?»

                         

Разминка     «Успех»

Я предлагаю всем участникам тренинга поднять палец кверху. Начертите пальцем в воздухе круг – такой у вас успех.

А каким вы его хотите видеть? (начертите).

Давайте сидя потопаем ногами – это мы идем к успеху.

 А как быстро вы хотите прийти к успеху? (топаем быстрее).

Четвертый этап -  Упражнение  «Различия, которые объединяют»

Для проведения упражнения участники делятся на три группы.

Разрабатываем критерии оценки  учебного проекта

Сформулируйте  3 любых параметра, по которым можно было бы сказать, что проект эффективен, оценив его  с  точки зрения разных участников образовательного процесса

С точки зрения педагога

С точки зрения учащегося

С точки зрения

директора (завуча)

Примечание: Формулировка параметра должна быть такой, чтобы он поместился  отведенную для него ячейку.

 По окончании работы каждая команда представляет свои критерии. Предложенные параметры  выносятся на обсуждение в общий круг.

Вопросы для обсуждения.

- Что из предложенного является параметром?

- Действительно ли предложенный параметр связан с  обозначенной позицией?

- Какие параметры являются общезначимыми?

   

   Разминка  Упражнение «Броуновское движение» 

Выбор упражнения определяется потребностью в двигательной активности.

Инструкция: «Давайте представим, что все мы — атомы. Атомы находятся в непрерывном движении. В процессе движения атомы объединяются в молекулы, затем разъединяются и снова беспоря дочно двигаются. Объединяться в молекулы мы будем по моему хлопку. Одновременно с хлопком я буду называть цифру, обознача ющую количество атомов, которые должны объединиться в молеку лу. Некоторое время атомы стоят, обнявшись, изображая молекулу. Затем по хлопку и команде «Побежали» молекула распадается на атомы, которые снова хаотично бегают по комнате до следующей команды». При окончании игры следует назвать такое количество атомов в молекуле, сколько участников в группе. И тогда они образу ют одну большую молекулу, которая иногда превращается в «кучу-малу». Это упражнение может также служить диагностикой группо вой сплоченности.

Пятый  этап         Обсуждение всего тренинга.

Участники располагаются кругом. Каждый участник высказывает свое личное мнение, а не просто присоединяется к остальным членам группы.

Вопросы для обсуждения.

- Что помог мне узнать тренинг о других членах группы?

 - Что было особенно интересным и полезным?

А теперь я предлагаю каждому участнику тренинга выразить рядом сидящему слова благодарности. Итак, я благодарна…… за то, что он был……

Ритуал прощания:   Аплодисменты по кругу

Ведущий говорит участникам:  «Мы хорошо поработали сегодня и мне хочется, чтобы вы поблагодарили друг друга аплодисментами.         Ведущий подходит к одному из участников группы и хлопает ему в ладоши, затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсовая работа заместителя директора по учебной работе

курсовая работа заместителя директора по учебной работе...

Профессиональное портфолио заместителя директора по УВР

В свете новой аттестации приходится заниматься сбором материалов . Создание портфолио завуча- очень кропотливый труд, требующий массу времени и терпения. Буду рада, если этот материал в чем-то облегчи...

Легко ли быть сегодня заместителем директора по УВР?

Менеджмент, мотивация к профессии учителя, воспитание...

Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе "Словом можно убить"

Программа городского семинара заместителей директоров по воспитательной работе"Словом можно убить"...

Самоанализ деятельности заместителя директора по воспитательной работе

Предлагаю вам самоанализ своей деятельности, подготовленный в рамках аттестации....

Система деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению качеством ( из опыта работы).

Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обуче...