материал семинара по теме "Приемы развития критического мышления"
презентация по теме

Птицына Евдокия Трухановна

Данная презентация поможет в проведении семинара, занятия школы молодого учителя по теме "Школьные технологии.Приемы и методы развития критического мышления". Материал презентации разработан на основе книги  И.В.Муштавинской  «Технология развития критического       
мышления на уроке и в системе подготовки  учителя".     изд. «КАРО» г.Санкт-Петербург,2009г. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя ( семинар 30.01.2012г.) по материалам книги И.В.Муштавинской «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» изд. «КАРО» г.Санкт-Петербург,2009г.

Слайд 2

1997г.- Ч.Темпл, К.Мередит , Д.Стилл Консорциум демократической педагогики Международная читательская ассоциация «Чтение и письмо для развития критического мышления» «Технология развития критического мышления»

Слайд 3

Галактионова Т.А. Загашев И.О. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В.

Слайд 4

Три фазы Evocation ( вызов, пробуждение) Realization ( осмысление) Reflection ( Рефлексия) Условия: Активность участников процесса Разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи

Слайд 5

Вызов. Ставится задача не только активизировать, мотивировать , но и «вызвать»уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу ( Рождается первоначальное знание, актуализируется опыт, формулируются вопросы , на которые хочется получить ответ –то есть информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить)

Слайд 6

Приемы стадии вызова «Выглядит как…..Звучит как…..» Таблица «ПМИ» «ПМ?» Таблица «Верные – неверные утверждения» Кластеры Таблица «толстых»и «тонких» вопросов Игра «Верите ли вы?» «Ромашка Блума » Стратегия «Идеал»

Слайд 7

«технология» Выглядит как…… Звучит как Часы Конвейер Какая-то техника ….. Гул техники «Это ново!» ……

Слайд 8

Таблица ПМИ Атомная энергия + - ? Самый экономичный Вид энергии Энергия будущего Дешевая Радиация Аварии на АЭС Сколько АЭС в мире? Каковы причины аварий? ……..

Слайд 9

«Верные - неверные утверждения» Утверждения до чтения текста После чтения текста Прозвищем Брейгеля было «мужицкий художник» В своих полотнах Брейгель «оживил» более ста народных пословиц Он утверждал: «Дело художника – писать по указке» ……..

Слайд 10

Кластеры “ clustery ” – растущий пучками, кистями или гроздьями.

Слайд 11

Мысль остается живой только при условии,что ответы стимулируют дальнейшие вопросы «Тонкие » вопросы «Толстые вопросы» Кто…? Что…? Когда…? Может…? Как звать….? Было ли….? Согласны ли вы….? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему…. Объясните , почему… Почему вы думаете….? В чем различие…..? Что, если….?

Слайд 12

Возникновение средневековых городов «Тонкие » вопросы «Толстые вопросы» Когда стали возникать города? Чем отличается средневековый город от античного? Сколько городов существовало в средневековой Европе? Почему стали возникать средневековые города? Кто строил средневековые города?

Слайд 13

Верите ли вы? Возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве? В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов Раньше всего новые города возникли в Италии и на юге Франции

Слайд 14

Ромашка Блума Практические вопросы Вопросы-интерпретаци и Творческие вопросы Простые вопросы Уточняющие вопросы Оценочные вопросы

Слайд 15

Стратегия решения проблем«ИДЕАЛ» 1.Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как», в нем должно отсутствовать отрицание. 2. Расскажите, какой информацией по обсуждаемому вопросу вы владеете? 3.Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы. 4.Выберите три главных способа решения проблемы. 5.Определите,какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?

Слайд 16

Стадия осмысления Даются новые знания( лекция, текст, видеофильм, опыт и др.) Важно не забыть о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы учащихся, их опыт по данной теме, следуя за целями( запросами) учащихся .

Слайд 17

« Инсерт » I – interactive - самоактивизирующая N - noting S – system - системная разметка E – effective - для эффективного R – reading and - чтения и T – thinking - размышления « ˅ » - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы

Слайд 18

Бортовые журналы Что мне известно по данной теме?/ Предположения Что нового я узнал из текста? / Новая информация

Слайд 19

Дневники Цитата Комментарии цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю

Слайд 20

Стадия рефлексии Важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии. Не менее важным является и осознание своего «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного. Развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

Слайд 21

Синквейн 1 строка – название стихотворения, тема( имя сущ ) 2 строка – описание темы ( два прилагательных) 3 строка – действие( три глагола) 4 строка – чувство ( фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме) 5 строка- суть-синоним первой строки ( им.сущ )

Слайд 22

Сказки Пушкина Знакомые и незнакомые Читаю, думаю, удивляюсь. Что за прелесть эти сказки! Чудо!

Слайд 23

Паразиты Опасные, адаптированные Угнетают, грызут, сосут Ребята, давайте жить дружно! Коэволюция

Слайд 24

Ядро Большое, двумембранное Регулирует, контролирует, передает Клетке без ядра – и не туда, и не сюда! Голова!

Слайд 25

…..?….. Длинная, спиралевидная Хранит, кодирует, передает Книга жизни Матрица

Слайд 26

Составляя синквейн , учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. - знает содержание учебного материала темы; - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Слайд 27

«Общее - уникальное» Развитие аналитических способностей Работа на уровне и синтеза, и сравнительной оценки уникальное общее уникальное

Слайд 28

Стратегия «Рамка» Цель: собрать, ситематизировать,отобрать и логически выстроить необходимую информацию на заданную тему 1 этап. Дается тема будущей статьи( резюме, тезис, доклад…).Задание: составить план( простой или сложный) и презентовать его. 2этап.Получают разнообразные источники по заданной теме ( текст, фотографии, схемы, вырезки из газет, набор текстов, рисунки, клей, ножницы, маркеры, ватман)

Слайд 29

Наиболее ценная информация «Белые пятна» «Корзина» Перечисляются наиболее ценные источники, факты, мнения, называются авторы Фиксируется, каких сведений было недостаточно, почему некоторые пункты плана не раскрыты Называются( или наклеиваются) источники или факты, которые не понадобились в работе

Слайд 30

Двухрядный круглый стол Непосредственно участвует в обсуждении 1 2 3 4 5 6 Ведущий (направляет Задает вопросы 1 5 6 2 4 3 7 наблюдает, Фиксирует ход обсуждения

Слайд 31

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно

Слайд 32

Kritike ( греч.) – оценка, разбор, обсуждение Творческое, аналитическое, конструктивное Мыслить критически- понять, осознать собственное «я», быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

Слайд 33

Умеют решать проблемы ; Проявляют настойчивость в решении проблемы ; Контролируют себя, свою импульсивность ; Открыты для других людей; Умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми; Терпимы к неопределенности ; Умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения; Умеют устанавливать множественные связи между явлениями; Часто задают вопросы «Что, если…..?» Умеют строить логические выводы; Размышляют о своих чувствах, мыслях- оценивают их; Могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях; Активно воспринимают информацию

Слайд 34

Сформированность рациональных способностей: Умение работать с информацией, сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации; Выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов; Выработка собственной позиции по изучаемой проблемы, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя ( семинар 30.01.2012г.) по материалам книги И.В.Муштавинской «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» изд. «КАРО» г.Санкт-Петербург,2009г.

Слайд 2

1997г.- Ч.Темпл, К.Мередит , Д.Стилл Консорциум демократической педагогики Международная читательская ассоциация «Чтение и письмо для развития критического мышления» «Технология развития критического мышления»

Слайд 3

Галактионова Т.А. Загашев И.О. Заир-Бек С.И. Муштавинская И.В.

Слайд 4

Три фазы Evocation ( вызов, пробуждение) Realization ( осмысление) Reflection ( Рефлексия) Условия: Активность участников процесса Разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи

Слайд 5

Вызов. Ставится задача не только активизировать, мотивировать , но и «вызвать»уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу ( Рождается первоначальное знание, актуализируется опыт, формулируются вопросы , на которые хочется получить ответ –то есть информация, которую необходимо проверить, дополнить, изучить)

Слайд 6

Приемы стадии вызова «Выглядит как…..Звучит как…..» Таблица «ПМИ» «ПМ?» Таблица «Верные – неверные утверждения» Кластеры Таблица «толстых»и «тонких» вопросов Игра «Верите ли вы?» «Ромашка Блума » Стратегия «Идеал»

Слайд 7

«технология» Выглядит как…… Звучит как Часы Конвейер Какая-то техника ….. Гул техники «Это ново!» ……

Слайд 8

Таблица ПМИ Атомная энергия + - ? Самый экономичный Вид энергии Энергия будущего Дешевая Радиация Аварии на АЭС Сколько АЭС в мире? Каковы причины аварий? ……..

Слайд 9

«Верные - неверные утверждения» Утверждения до чтения текста После чтения текста Прозвищем Брейгеля было «мужицкий художник» В своих полотнах Брейгель «оживил» более ста народных пословиц Он утверждал: «Дело художника – писать по указке» ……..

Слайд 10

Кластеры “ clustery ” – растущий пучками, кистями или гроздьями.

Слайд 11

Мысль остается живой только при условии,что ответы стимулируют дальнейшие вопросы «Тонкие » вопросы «Толстые вопросы» Кто…? Что…? Когда…? Может…? Как звать….? Было ли….? Согласны ли вы….? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему…. Объясните , почему… Почему вы думаете….? В чем различие…..? Что, если….?

Слайд 12

Возникновение средневековых городов «Тонкие » вопросы «Толстые вопросы» Когда стали возникать города? Чем отличается средневековый город от античного? Сколько городов существовало в средневековой Европе? Почему стали возникать средневековые города? Кто строил средневековые города?

Слайд 13

Верите ли вы? Возникновению и росту городов способствовали успехи в сельском хозяйстве? В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов Раньше всего новые города возникли в Италии и на юге Франции

Слайд 14

Ромашка Блума Практические вопросы Вопросы-интерпретаци и Творческие вопросы Простые вопросы Уточняющие вопросы Оценочные вопросы

Слайд 15

Стратегия решения проблем«ИДЕАЛ» 1.Сформулируйте проблему в виде вопроса. Вопрос должен быть предельно уточненным, конкретным, начинаться со слова «Как», в нем должно отсутствовать отрицание. 2. Расскажите, какой информацией по обсуждаемому вопросу вы владеете? 3.Генерируйте как можно больше вариантов решения проблемы. 4.Выберите три главных способа решения проблемы. 5.Определите,какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?

Слайд 16

Стадия осмысления Даются новые знания( лекция, текст, видеофильм, опыт и др.) Важно не забыть о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы учащихся, их опыт по данной теме, следуя за целями( запросами) учащихся .

Слайд 17

« Инсерт » I – interactive - самоактивизирующая N - noting S – system - системная разметка E – effective - для эффективного R – reading and - чтения и T – thinking - размышления « ˅ » - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы

Слайд 18

Бортовые журналы Что мне известно по данной теме?/ Предположения Что нового я узнал из текста? / Новая информация

Слайд 19

Дневники Цитата Комментарии цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю

Слайд 20

Стадия рефлексии Важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова к стадии рефлексии. Не менее важным является и осознание своего «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного. Развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.

Слайд 21

Синквейн 1 строка – название стихотворения, тема( имя сущ ) 2 строка – описание темы ( два прилагательных) 3 строка – действие( три глагола) 4 строка – чувство ( фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме) 5 строка- суть-синоним первой строки ( им.сущ )

Слайд 22

Сказки Пушкина Знакомые и незнакомые Читаю, думаю, удивляюсь. Что за прелесть эти сказки! Чудо!

Слайд 23

Паразиты Опасные, адаптированные Угнетают, грызут, сосут Ребята, давайте жить дружно! Коэволюция

Слайд 24

Ядро Большое, двумембранное Регулирует, контролирует, передает Клетке без ядра – и не туда, и не сюда! Голова!

Слайд 25

…..?….. Длинная, спиралевидная Хранит, кодирует, передает Книга жизни Матрица

Слайд 26

Составляя синквейн , учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. - знает содержание учебного материала темы; - умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества; - умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Слайд 27

«Общее - уникальное» Развитие аналитических способностей Работа на уровне и синтеза, и сравнительной оценки уникальное общее уникальное

Слайд 28

Стратегия «Рамка» Цель: собрать, ситематизировать,отобрать и логически выстроить необходимую информацию на заданную тему 1 этап. Дается тема будущей статьи( резюме, тезис, доклад…).Задание: составить план( простой или сложный) и презентовать его. 2этап.Получают разнообразные источники по заданной теме ( текст, фотографии, схемы, вырезки из газет, набор текстов, рисунки, клей, ножницы, маркеры, ватман)

Слайд 29

Наиболее ценная информация «Белые пятна» «Корзина» Перечисляются наиболее ценные источники, факты, мнения, называются авторы Фиксируется, каких сведений было недостаточно, почему некоторые пункты плана не раскрыты Называются( или наклеиваются) источники или факты, которые не понадобились в работе

Слайд 30

Двухрядный круглый стол Непосредственно участвует в обсуждении 1 2 3 4 5 6 Ведущий (направляет Задает вопросы 1 5 6 2 4 3 7 наблюдает, Фиксирует ход обсуждения

Слайд 31

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно

Слайд 32

Kritike ( греч.) – оценка, разбор, обсуждение Творческое, аналитическое, конструктивное Мыслить критически- понять, осознать собственное «я», быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

Слайд 33

Умеют решать проблемы ; Проявляют настойчивость в решении проблемы ; Контролируют себя, свою импульсивность ; Открыты для других людей; Умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми; Терпимы к неопределенности ; Умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения; Умеют устанавливать множественные связи между явлениями; Часто задают вопросы «Что, если…..?» Умеют строить логические выводы; Размышляют о своих чувствах, мыслях- оценивают их; Могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях; Активно воспринимают информацию

Слайд 34

Сформированность рациональных способностей: Умение работать с информацией, сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации; Выявление проблемы, ее четкое определение, выяснение ее причины и последствий, построение логических выводов; Выработка собственной позиции по изучаемой проблемы, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Методический семинар «Формирование и развитие читательской компетентности. Технология развития критического мышления».

Методический семинар был дан в рамках конкурса "Учитель года".Цель:- обобщение и внедрение передового педагогического опыта;Задачи:- поиск новых, наиболее рациональных методов обучения;обмен...

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...