Главные вкладки

    исполнение Федерального закона №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
    материал по теме

    Горбатых Елена Михайловна

    методические рекомендации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rekomendacii_po_vypolneniyu_fz-120.doc179 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Утверждены приказом

    Управления образования

                                                                                                             от 20.10.2010 №376

    Методические рекомендации

    по исполнению Федерального закона  №120-ФЗ от 21.05.1999

    «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

            

                                                                                                    Составитель:

    методист  по воспитательной работе

                                                                                        ИМК Управления образования

                                                                                               Администрации Зырянского района

                                                            Горбатых Е.М.

    с. Зырянское

    2010

    Содержание

    1.Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних……………………………………с.3

    2.Основные понятия Федерального закона  №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»……………………………….………………………..с.4

    3.Выдержки из Федерального закона  №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», касающиеся деятельности образовательных учреждений:

       3.1 Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная                             профилактическая работа………………………………………………..….…с.5;

       3.2 Основания проведения индивидуальной профилактической работы..с.6;

       3.3. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы…….с.6;

       3.4. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона…….……….с.7;

       3.5. Компетенция образовательных учреждений…… …….……………….с.8

    4.Перечень документации, необходимой для проведения профилактической                 работы в рамках Федерального закона   «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»……………………………….с.9      

    5. Совет по профилактике  на базе образовательного учреждения:

                         5.1.Пакет документов, отражающий работу Совета по профилактике…..…с.10

                         5.2. Примерное положение о Совете по профилактике……………………...с.12

                         5.3.Алгоритм постановки, контроля и снятия несовершеннолетнего с профилактического учета………………………………………………………………….…с.14

    6. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся, находящихся в социально опасном положении.

                        6.1.выявление детей, нуждающихся в специальной помощи……………...…с.15

                        6.2. координация и осуществление профилактической деятельности…….…с.15

                   6.3.Осуществление  индивидуальной профилактической работы……………с.16

    6.4.Формирование банка данных на несовершеннолетних, состоящих на учёте ...   с.16

    7.Организация управления и контроля системы профилактической работы в образовательном учреждении: 

                 7.1.Проведение анализа состояния профилактической работы в ОУ…………с.17

    указанием предполагаемого результата по каждому направлению работы.

                 7.2.Планирование работы по профилактике асоциальных проявлений в подростковой среде        на учебный год………………………………………………………………………с.17

              7.4.Алгоритм действий классного руководителя ОУ по факту совершения подростком правонарушения………………………………………………………………….с.18

                      7.5. Алгоритм действий социального педагога ОУ… ………………………...с.18 

                     7.6.Индикаторы эффективности работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:… ………………………………………………………………….с.18

    -2-

    1. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

    а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

    б)  обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

    г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

    Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

    а)  законности;

    б) демократизма;

     в) гуманного обращения с несовершеннолетними;

    г) поддержки семьи и взаимодействия с ней;

    д) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

    е)  государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    ж) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

    -3-

    1. Основные понятия Федерального закона  №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

    (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

    безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

    несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

    (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

    антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

    (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

    семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

    профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

    пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта. (абзац введен Федеральным законом от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

    -4-

    3.Выдержки из Федерального закона  №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», касающиеся деятельности образовательных учреждений.

    3.1. (Статья 5.) Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

    ...учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

    1) безнадзорных или беспризорных;

    2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

    3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

    4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

    (в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

    5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

    6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

    7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

    8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

    (пп. 8 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

    9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

    10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

    11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

    12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

    13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

    14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

    -5-

    …учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    …индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    3.2 (Статья 6.) Основания проведения индивидуальной профилактической работы

    Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию… учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    2) приговор, определение или постановление суда;

    3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

    4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

    3.3.(Статья 7.) Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

    Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    -6-

    3.4  (Статья 9.) Гарантии исполнения настоящего Федерального закона

    а)… учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, их родители или иные законные представители вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    б) учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

    - орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

    -  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    - орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    -  орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

    -  орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

    (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

    - орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

    (в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

    - орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

    -  орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

    -7-

    3.5  (статья 14) Образовательные учреждения в пределах своей компетенции

    (в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них):

    а) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

    б) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

    в) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

    г) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

    д) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

    -8-

    4. Перечень документации, необходимой для проведения профилактической работы в рамках Федерального закона   «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

    - приказ о назначении ответственного за проведение профилактической работы в образовательном учреждении;

    -  анализ профилактической работы за предыдущий  учебный год;

    - план профилактической работы  на следующий учебный год;

    - приказ об утверждении плана профилактической работы на учебный год;

    - документы, в которых  фиксируются выявление причин негативного поведения учащихся;

    -  документы, в которых  зафиксированы мероприятия по устранению выявленных причин с указанием ответственных лиц и сроков проведения;

    -  программа по профилактической работе;

    -  приказ о принятии программы по профилактике;

    - приказ о назначении ответственного за выявление семей, находящиеся в социально опасном положении и передачу информации о выявленных семьях;

    -  банк данных на семьи, находящиеся в социально опасном положении и картотека на детей, находящихся на различных видах учёта;

    - документация, отражающая работу  Совета по профилактике (-приказ о его создании,- приказ о составе, -протоколы Совета по профилактике);

     -  приказ о создании волонтёрской группы из состава учащихся образовательного учреждения, включённой в профилактическую работу (с ответственным за работу с группой);

    - программа  профилактической работы волонтёрской группы, утверждённая приказом.

    -9-

    5. Совет по профилактике  на базе образовательного учреждения.

    5.1.Пакет документов, отражающий работу Совета по профилактике:

    а) Нормативная правовая база, регулирующая деятельность Совета по профилактике, в т.ч. по исполнению требований, установленных п. 2 ст. 9, п.п. 1 –5 п. 2 ст. 14 и п.п.3 п.1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

    1. приказ руководителя ОУ о создании Совета по профилактике, об утверждении состава Совета по профилактике и обязанностей членов Совета по профилактике;
    2. локальные акты, регулирующие механизм исполнения требований Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», установленных п. 2 ст. 9, п.п. 1 –5 п. 2 ст. 14 и п.п.3 п.1 ст. 14;
    3. должностные инструкции педагогических кадров, ответственных за исполнение Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по правовому воспитанию, заместителя директора по профилактике, психолога, социального педагога, классного руководителя);
    4. положение о Совете по профилактике;
    5. авторские программы и методики по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД и т.д.; материалы, подтверждающие проведение мероприятий в рамках данных программ (тренинги, круглые столы, конференции и т.д.);
    6. положения о смотрах, конкурсах, мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений на общешкольном уровне, в классных коллективах и т.д.;
    7. положение о порядке вознаграждения классных руководителей по итогам индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими на учетах в ОУ, РОВД и КДН и ЗП;
    8. положение о деятельности волонтеров;
    9. положение о проведении Дней профилактики в ОУ;  

    б) Информационное обеспечение состояния системы первичной профилактики (данные в сравнении за предыдущие года):

    1. качественная характеристика обучающихся, находящихся в социально опасном положении, с выявленными причинами проблем, способствующих безнадзорности, правонарушениям, отклонениям в поведении и обучении;
    2. качественная характеристика педагогических работников с выявленными причинами проблем, препятствующих достижению позитивных результатов по исполнению требований Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    3. качественная характеристика семей, находящихся в социально опасном положении, с выявленными причинами затруднений по выполнению родительских обязанностей, связанных с воспитанием, обучением и содержанием детей;

    -10-

    1. информация, сведения из других органов и учреждений системы профилактики об обучающихся и их семьях.

    в) Планирование работы Совета по профилактике на достижение результата:

    1. анализ результатов деятельности Совета по профилактике в динамике (сравнение с предыдущими годами) с вычленением поля проблем;
    2. постановка цели (ожидаемый результат) и задач (способы достижения результата) на учебный год;
    3. план работы Совета по профилактике на учебный год  с учетом функций, закрепленных в положении о Совете. План обязательно должен состоять из мероприятий, осуществление которых гарантирует достижение ожидаемого результата, в том числе с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    г) Материалы, подтверждающие выполнение плана работы Совета по профилактике за  учебный год, отражающие содержательную часть работы, ее эффективность, имеющиеся проблемы:

    1. документы, подтверждающие организацию и результативность работы (аналитические справки, выписки из протоколов заседаний, информации, отчеты, выступления на совещаниях, материалы в вышестоящие органы и т.д.);
    1. приказы об итогах проведенных смотров, конкурсов, культурно-массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, мониторингов эффективности реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, родительского всеобуча и т.д.;
    2. приказы руководителя ОУ о введении в действие решений Совета по профилактике; об итогах организованной работы на выполнение данных приказов; о результатах работы по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении и поведении; о результатах мониторинговых исследований наркоситуации, правонарушений среди обучающихся и т.д.
    1. документы, характеризующие эффективность внедряемых профилактических программ, рекомендованных МО РФ;
    2. документы, подтверждающие эффективность и результаты организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися и их родителями на решение проблем в обучении и поведении;
    3. материалы, подтверждающие организацию работы на достижение результата с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
    4.  материалы семинаров-практикумов, организованных и проведенных ОУ;
    5. ксерокопии статей, помещенных в СМИ, освещающих профилактическую деятельность с обучающимися и их родителями.

    -11-

    5.2. Примерное положение о Совете по профилактике:

    Принято педагогическим советом

    Протокол №___

    от  «____»___________20__г.

    “УТВЕРЖДАЮ”

    Директор СОШ № 1

    Иванова З.Н._________

    «____»___________20__г.

    ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПРОФИЛАКТИКИ.

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    1.1  Настоящее положение разработано на основе Конституции РФ, Федерального Закона « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

    Конвенцией о правах ребенка , Федерального Закона «Об образовании», Федерального Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», Уставом Школы и локальные акты, регулирующие учебную и внеурочную деятельность учащихся, в целях защиты прав и законных интересов учащихся образовательных учреждений, оказания педагогической, психологической помощи обучающимся и воспитанникам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, разработки и реализации эффективных правовых норм по профилактике и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработки системы мер, на оказание помощи проблемным  семьям.

    1. Совет профилактики создан в СОШ 1 и является его постоянно действующим органом. Председателем совета профилактики является руководитель образовательного учреждения, в начале каждого учебного года. Свою деятельность  совет  профилактики осуществляет в соответствии с планом  работы, утвержденным председателем совета профилактики.

    При рассмотрении  различных материалов  на  несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) советом профилактики ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем совета профилактики.

    1.  Индивидуально-профилактическая  работа в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) проводится в сроки, необходимые для оказания им специальной  или иной помощи, до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям, другим антиобщественным действиям  несовершеннолетних из образовательного учреждения.

    1. Совет профилактики  осуществляет рассмотрение материалов на  несовершеннолетних только в присутствии  родителей (законных представителей).
    2.  Председатель совета профилактики и его заместитель несут персональную ответственность за организацию работы совета профилактики, принятые решения и контроль, за их исполнением.

    2.ЗАДАЧИ  СОВЕТА  ПРОФИЛАКТИКИ.

    2.1. Выявляет учащихся «группы риска»  и определяет направления работы и меры помощи.

    2.2. Оказывает помощь несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности.

    2.3. Осуществляет контроль в пределах предоставленных полномочий за условиями воспитания и обращения с несовершеннолетними в учебном учреждении, семье.

    2.4. Разрабатывает и осуществляет меры по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся  в социально-опасном положении.

    2.5. Проводит анализ состояния, причин, условий правонарушений, злоупотребления наркотическими, токсическими веществами, спиртными напитками среди учащихся образовательного учреждения.

    -12-

    2.6. Обеспечивает взаимодействие между образовательным учреждением и районными службами, составляющими систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

    3.ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ.

    3.1. Деятельность совета профилактики основывается на принципах

    3.1.1. Законности, демократизма.

    3.1.2. Гуманного отношения к несовершеннолетним.

    3.1.3. Конфиденциальности.

    3.1.4. Поддержки семьи и взаимодействия с ней.

    3.1.5. Индивидуального подхода к личности каждого несовершеннолетнего.

    4.ПРАВА СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ.

    4.1. Совет профилактики имеет право:

    4.1.1. Производить обследование жилищно-бытовых  условий проживания несовершеннолетних в семье совместно с представителями правоохранительных органов.

    4.1.2. Производить личный прием несовершеннолетних родителей (законных представителей). Рассматривать жалобы, заявления, просьбы несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и принимать по ним решения в пределах своей компетенции.

             4.1.3. Обращаться в соответствующие органы городской системы профилактики для принятия мер к нарушителям законных прав и интересов несовершеннолетних.

    4.1.4. Вносить в совет профилактики вопросы  защиты нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних учащихся школы от учебы, поведения, уклонения родителей (законных представителей) от воспитания и обучения своих детей, перевода несовершеннолетних в специальные коррекционные учреждения для детей с девиантным поведением, перевода несовершеннолетних в вечерние образовательные учреждения.

    4.1.5. Вносит предложения в план воспитательной работы с несовершеннолетними.

    5.СОСТАВ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ.

    1.  В состав совета профилактики входят  председатель совета профилактики - руководитель  образовательного учреждения , заместитель председателя совета профилактики -  заместитель по воспитательной  работе, секретарь, члены совета профилактики (заместители руководителя по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, психолог, инспектор ПДН, медицинский работник). Количественный состав совета профилактики нечетный.

    5.2. При  необходимости выяснения обстоятельств, причин, мотивов, поступков, действий несовершеннолетних, родителей (законных представителей) на заседание совета профилактики  приглашаются классные руководители, педагоги-предметники, представители школьного самоуправления, общественности.

    6.  ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТАПОФИЛАКТИКИ.

    1. СП проводиться раз в месяц (4 суббота), план работы прилагается.

    2. Приглашаются на СП

    2.1. учащиеся, совершившие правонарушение

    2.2. родители, уклоняющиеся от воспитания детей

    2.3. учащиеся «группы риска» с целью предупреждения противоправных действий.

    Направление на СП  может дать классный руководитель, социальный педагог, психолог после проведенной систематической  индивидуальной работы, не давшей положительных результатов.

    7. ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ.

    7.1. Заседание совета профилактики является правомочным при наличии не менее половины его постоянного состава.

    7.2. Работа совета профилактики строится в форме плановых и оперативных заседаний.

    -13-

    7.3. При рассмотрении различных материалов, ведется протокол, в котором указывается- дата и место заседания, состав присутствующих, повестка дня, сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении материалов, краткая запись объяснений приглашенных лиц, сведения о принятом решении, исполнителях и сроках его исполнения, другие данные. Журнал протоколов заседаний совета профилактики нумеруется, имеет заверительную подпись председателя совета профилактики, опечатывается, и храниться  в течение пяти лет.

    8. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ РОДИТЕЛЯМ (законным представителям).

    1.Вынести предупреждение.

    2.Осуществить постановку несовершеннолетнего на внутришкольный учет.

    3.Направить материалы на несовершеннолетнего, родителей (законных представителей) в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    4.Рекомендовать обучение ( с согласия родителей) в вечерней школе.

    5.В качестве крайней меры  ставить вопрос перед педагогическим советом образовательного учреждения, управлением образования, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав об исключении, обучающих достигших 14-летнего возраста.

    5.3.Алгоритм постановки, контроля и снятия несовершеннолетнего с профилактического учета:

    1. решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается на Совете профилактики по заявлению (например – классного руководителя);
    2. учащемуся, состоящему на профилактическом учете, назначается куратор из числа работников образовательного учреждения, пользующегося авторитетом у данного подростка;
    3. куратором, совместно с заместителем директора по воспитательной работе, разрабатывается план профилактической работы с несовершеннолетним сроком на 2 месяца;
    4. один раз в 2 месяца куратор проводит анализ профилактической работы с учащимся и передает результаты анализа в Совет профилактики;
    5. при необходимости на Совет профилактики приглашается учащийся и его куратор;
    6. решение о снятии учащегося с профилактического учета принимается на Совете профилактики по заявлению куратора при условии отсутствия нарушений дисциплины у подростка в течение не менее полугода.

    -14-

    6. Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся, находящихся в социально опасном положении.

            6.1.выявление детей, нуждающихся в специальной помощи

            При анализе состава учащихся образовательного учреждения выявляются дети «группы риска», которые делятся на 3 подгруппы.

    1 подгруппа.(потенциальная «группа риска»)

    Это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов

    Приоритетной задачей образовательного учреждения является раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной помощи, а не  работа с  последствиями и проблемами, с которыми очень трудно, а иногда и невозможно справиться учреждению

    2 подгруппа («группа риска»)

    Под «группой риска» понимаются учащиеся -  с девиантным поведением ( в системе нарушающие режим дня, имеющие проблемы в учебе, употребляющие ПАВ).

    3 подгруппа (учащиеся, состоящие на учете в ГПДН и КДН).

    6.2. координация профилактической деятельности

    С  учащимися из всех трех подгрупп  должна планироваться  специальная «гибкая» профилактическая и реабилитационная работа. Главная особенность «гибкого сопровождения» заключается в построении работы по двум направлениям:

    1. Случаи нарушения режима дня учащимся, употребление ПАВ
    1. психофизическое развитие
    2. речевое развитие
    3. в эмоционально-волевой сфере
    4. обучение
    5. профессиональное самоопределение

    Совет профилактики

    Консилиум образовательного учреждения

    (педсовет)

    (9

     учреждения (пе

    Постановка на внутренний учет

    Банк информации об учащихся «группы риска»

    Планирование работы куратора с учащимся

    Программа индивидуального сопровождения учащегося

    Педагоги дополнительного образования

    Социальный педагог

    Классный руководитель

    психолог

    Врач-психиатр

    Врач-педиатр

    1. Классные руководители;
    2. Врач-психиатр;
    3. Психолог;
    4. Социальный педагог;
    5. Педагоги дополнительного образования;
    6. Актив образовательного учреждения;
    7. Органы системы профилактики безнад-

    зорности, правонарушений, наркомании.

                                                                             -15-

    6.3.Осуществление  индивидуальной профилактической работы

    Для обеспечения качества профилактической работы  необходимо выстраивание внутришкольных и межведомственных связей.

    В образовательном учреждении профилактическая работа ведется через:

    - реализацию профилактических  программы; (например  «Профилактика и коррекция асоциального поведения учащихся», «Познай себя», «Давайте жить дружно», «Кодекс жизни»)

    - систему дополнительного образования ( кружки, секции), которая обеспечивает занятость воспитанников.

    - детское самоуправление (участие в работе секторов: досуговом, трудовом, информационно-оформительском; решение части проблем воспитанников активом образовательного учреждения)

    Межведомственное обеспечение выстраивается:

    - через планирование совместных профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений  с КДН, ГПДН, советом поселения;

    - через взаимодействие с психологической службой;  

    - через систему дополнительного образования (ДДТ, ДЮСШ, дома культуры);

    6.4.Формирование банка данных на несовершеннолетних, состоящих на учёте:

    Формирование банка информации о детях, находящихся в социально опасном положении  представляет собой журнал, в котором хранится информация об учащихся.

    Данная информация  позволяет осуществлять количественную и качественную оценку изменений в поведении воспитанника по специально выделенным критериям:

    - статистические данные (ФИО, дата рождения, сведения о родителях, адрес, класс, классный руководитель, куратор, посещаемые  кружки и т.д.);

    - учет фактов нарушения устава школы и др.;

    - учет фактов нахождения учащихся в состоянии алкогольного или токсического опьянения;

    - учет мероприятий, проводимых с учащимися;

    - характеристика на учащегося, где отмечаются положительные и отрицательные моменты и динамика изменений.

    Банк информации об учащихся, находящихся в социально опасном положении   является открытым лишь для администрации образовательного учреждения, самого учащегося, его куратора и классного руководителя.

    Банк  позволяет осуществлять динамические срезы по требованию или в конце учебного года.

    -16-

    7.Организация управления и контроля системы профилактической работы в образовательном учреждении

    7.1.Проведение анализа состояния профилактической работы в ОУ.

              ( примерный алгоритм анализа)

    - характеристика качественного состава учащихся, кадрового состава педагогов, имеющих отношение к профилактической работе; =

    - статистический анализ изменений в составе учащихся и педагогов;, (динамический аспект за последние три года);

    - статистические данные, характеризующие объем и качество профилактической работы ;

    - выявление проблемного поля (формулировка типичных проблем, причин их возникновения и проектирование системы мер по их устранению);

    - состояние внеучебной работы с позиции сформированности мотивации педагогов, родителей и учащихся к ЗОЖ, профилактике противоправных действий, проведению  профилактических  мероприятий.

    - формулировка целей и задач деятельности на следующий учебный год с указанием предполагаемого результата по каждому направлению работы.

    7.2.Планирование работы по профилактике асоциальных проявлений в подростковой среде на учебный год:

    -организация деятельности педагогов (организация и проведение педсоветов, семинаров);

    -организация деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов по раннему выявлению детского неблагополучия, оказанию практической помощи подросткам и их родителям;

    -организация профилактической работы с родительской общественностью (организация работы родительских комитетов, проведение родительских собраний, советов профилактики);

    -проведение организационно-массовых мероприятий (организация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, проведение  Дня профилактики, организация занятости детей и подростков в каникулярное время, индивидуальное трудоустройство подростков, вовлечение подростков в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, организация работы социальных гостиных для детей «группы риска», проведение профилактических месячников, акций . декад и т.д.);

    -организация деятельности детского (волонтёрского) объединения  по профилактике асоциальных проявлений в подростковой среде (вовлечение подростков «группы риска» в досуговую деятельность, проектную деятельность, общественно-полезный труд, привлечение к участию в акциях, проводимых ДО);

    -простраивание взаимодействия школы со всеми субъектами профилактики;

    -организация совместных профилактических мероприятий для подростков и их родителей.

    7.3. Алгоритм действий классного руководителя ОУ по предупреждению  правонарушений:

    1. Составление социального паспорта класса.

    2.Выявление случаев раннего неблагополучия детей «группы риска».

    3.Подготовка необходимых документов для постановки подростка на ВШУ.

    4.Информирование всех заинтересованных в профилактической работе лиц по данному факту (зам.директора по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов).

    5.Участие в разработке программы индивидуальной профилактической работы с учащимся.       б.Вовлечение в досуговую, общественно-полезную деятельность.

    7.Осуществление контроля за посещаемостью занятий, успеваемостью обучающегося; по итогам ежедневного оперативного контроля осуществление индивидуальной работы с подростком, информирование родителей.

    8.Организация индивидуальной работы с родителями,

    9.Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование администрации школы, родителей о результатах профилактической работы с подростком.

    -17-

    10.При необходимости подготовка и направление материала на Совет профилактики образовательного учреждения или внесение вопроса о снятии подростка с ВШУ.

    7.4.Алгоритм действий классного руководителя ОУ по факту совершения подростком правонарушения:

    1 .Поступление информации от субъектов профилактики о совершении подростком правонарушении.

    2.Информирование всех лиц, заинтересованных в профилактической работе, по данному факту (соц. педагога, педагога-психолога и родителей).

    З.Сбор информации, характеризующей подростка, его окружение, семью.

    4.Подготовка необходимых документов для постановки подростка на ВШУ.

    5.Составление карты социального сопровождения учащегося, разработка плана инд.работы с подростком с привлечением всех специалистов.

    б.Разработка (корректировка) плана работы с классным коллективом по профилактике правонарушений с привлечением всех субъектов профилактики.

    7.Разработка (корректировка) плана работы с родителями обучающихся детей.

    8. Проведение индивидуальной профилактической работы с подростком.

    9.Анализ социальной адаптации обучающегося, информирование Советов профилактики, администрации школы по результатам профилактической работы.

    10.При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании- представление интересов подростка, или внесение вопроса о снятии с ВШУ.

    7.5. Алгоритм действий социального педагога ОУ: 

    1 .Сбор информации о социальном неблагополучии подростков, обучающихся в ОУ, или подростках, совершивших правонарушения.

    2.Изучение социально-педагогических особенностей личности подростка, его микросреды (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы с подростком и родителями).

    3.Составление индивидуальной карты сопровождения подростка по оказанию социально-педагогической помощи и поддержки (постановка на бесплатное или льготное питание в школе, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, организация занятости подростков во внеурочное время, индивидуальное трудоустройство и др.).

    4.Осуществление взаимодействия со всеми субъектами профилактики, при необходимости привлечение соответствующих служб для работы с подростком.

    5.При необходимости подготовка и направление материала в КДН, личное участие в заседании КДН- представление интересов подростков,  вынесение вопроса о снятии с ВШУ.

    б.По необходимости внесение предложения, подготовка документов по устройству подростка в соц. приют, на лишение родительских прав, устройство в приемную семью.

    7.Анализ социальной адаптации обучающегося и отчет по результатам профилактической работы на Совете профилактики, педагогическом Совете.

    7.6.Индикаторы эффективности работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: 

    1.Уменьшение числа детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете.

    2.Снижение уровня подростковой преступности.

    3.Уменьшение количества учащихся вечерних школ, переведенных из средних общеобразовательных школ.    

    4.Увеличение количества детей, вовлеченных в работу детских общественных организаций.

    5. Увеличение количества школьников, охваченных трудовой деятельностью в летний период.

    6.Увеличение удельного веса детей, охваченных дополнительным образованием.

    7. Увеличение удельного веса детей группы «риска», вовлеченных в реализацию социальных программ, проектов.

    8.Увеличение процента учащихся, поступивших в ВУЗы и ССУЗы по выбранной специальности, по итогам предпрофильной подготовки учащихся.

    -18-


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие социального педагога с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Характер взаимодействия социального педагога с учреждениями системы профилактики...

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связ...

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих ...

    Информация по мероприятиям об имеющихся лучших практиках вовлечения детей, состоящих на различных формах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Данный документ отражает главную суть воспитательной работы в школе, направленную, в том числе, и на создание условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования....

    Методическое пособие «Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: эффективные услуги, технологии, методики работы»

    Пособие может быть использовано в деятельности руководителей и специалистов сферы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для работы с детьми и семьями групп социального риска ...