Основная образовательная программа начального общего образования
рабочая программа по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Основная образовательная программа начального общего образования с учётом введения  ФГСО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа начальной школы.                                       Пояснительная записка

I.Пояснительная записка

Основная  образовательная  программа начального общего  образования  МОУ Уйско-Чебаркульской сош.

Информационная справка о школе.

Юридический адрес ОУ: 457175 Челябинская область, Октябрьский район,

  1. деревня Уйско-Чебаркульская, улица Школьная, дом 3
  2. Камышинский  филиал,   деревня Камышное, улица Пионерская

Полное наименование ОУ: муниципальное образовательное учреждение Уйско-Чебаркульская средняя общеобразовательная  школа  

Учредитель(и) ОУ:  Управление образования администрации

                            Октябрьского муниципального района

         Осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Начальником Управления образования Октябрьского муниципального района  С.В.Мелехиным    приказом № 250 от 26 ноября 2009   и лицензией  А № 298930 от  22  декабря    2008 года, выданной  Министерством   образования и науки Челябинской области на срок действия до 22 декабря 2011года на право ведения образовательных программ.

Телефон:  (8351) 58 44-4-01

Е - mail :  osx017@mail.ru

Адрес  сайта ОУ: http://www./////ru

          Реализуемые программы:

1.Начального общего образования с нормативным сроком освоения 4 года

2.Основного общего образования с нормативным сроком освоения 5 лет

3. Среднего (полного) общего образования с нормативным сроком освоения 2 года

Обучение   организовано: в    начальной школе  в две смены  (I   смена     08.30 – 13.15,        II смена   11.15 – 16.00  (занимаются 2-3 классы,   общая численность  обучающихся 19 человек)); в основной школе в одну смену   08.30 – 15.10; в средней школе в одну смену       08.30 – 15.10. Начало занятий – 8.30, окончание – 16.00, продолжительность урока в первом классе – 35 минут; во 2 – 11 классах  – 45 минут.   Внеурочная деятельность 16.00 – 20.00   Школа работает в условиях 5-дневной рабочей недели. В школе формируются классы с постоянным составом  учащихся, наполняемость классов до 15  человек.      

   

           Учебно-воспитательный процесс  построен в основном на традиционной классно-урочной системе. Аттестация учащихся производится со второго класса по итогам четвертей и полугодий  по пятибалльной системе оценок. В начальной школе 45 человек. Учащиеся 1-2 классов обучаются по УМК «Школа России», 3-4 классов обучаются по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией   Н.Ф. Виноградовой. Часы учебного плана распределены в соответствии с   концепцией УМК.

Характеристика  обученности  учащихся выпускных классов

Кол-во выпускников 4  классов в

2007-2008уч. году

2008-2009 уч. году

2009-2010уч. году

Не аттестованных

Освоивших ОП НОО

Не аттестованных

Освоивших ОП НОО

Не аттестованных

Освоивших ОП НОО

Всего выпускников,

0

10

0

7

0

8

Кол-во выпускников 9  классов в

2007-2008уч. году

2008-2009 уч. году

2009-2010уч. году

Не аттестованных  

Освоивших ОП ООО

Не аттестованных  

Освоивших ОП ООО

Не аттестованных  

Освоивших ОП ООО

Всего выпускников,

0

14

0

7

1

14

Кол-во выпускников 11  классов в

2007-2008уч. году

2008-2009 уч. году

2009-2010уч. году

Не аттестованных  

Освоивших ОП СОО

Не аттестованных  

Освоивших ОП СОО

Не аттестованных  

Освоивших ОП СОО

Всего выпускников

0

11

0

6

0

7

Занятость обучающихся, воспитанников во внеучебное время:

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011г.

Кол-во воспитанников, посещающих кружки, секции на базе:

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

общеобразовательного учреждения

68 чел.

59%

75 чел

58%

70 чел.

56%

других учреждений (указать каких) СДК

15 чел

13%

Творческие достижения учащихся общеобразовательных учреждений:

Количество

2009 г.

2010 г.

2011г.

1.

Количество участников различных смотров, конкурсов, олимпиад: всего

72

69

71

в т.ч. городского уровня,

70

68

68

          областного уровня

11

10

6

          уровня выше областного

27

37

21

2.

Победители и призеры различных смотров, конкурсов, олимпиад:

20

49

35

в т.ч. городского уровня,

20

48

34

          областного уровня

-

3

1

          уровня выше областного

 

Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса

Показатели

Кол-во

% к общему количеству учителей

Всего учителей

21

 

Учителя, имеющие образование:

21

100%

Среднее специальное, всего

3

14%

в т.ч. педагогическое

1

5%

Незаконченное высшее, всего

2

10%

в т.ч. педагогическое

2

10%

Высшее, всего

16

76%

в т.ч. педагогическое

16

76%

Учителя, имеющие по стажу

до 5 лет

0

от 5 до 10 лет

1

5%

от 10 до 20 лет

1

5%

свыше 20 лет

19

90%

Учителя, имеющие квалификационные категории

Высшую

6

29%

Первую

4

19%

Вторую

8

38%

Учителя, имеющие награды, почетные звания

Заслуженные учитель РФ

Почетный работник общего образования

5

24%

Данные о составе администрации учреждения

Ф.И.О.

Должность

Административный стаж

Стаж работы в данной должности в ОУ

Образование

Квалифика ционная категория

Куликова Ольга

Александровна

Директор школы

8лет

8 лет

Высшее

Высшая

Паначева Ирина

Евгеньевна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

10 лет

6 лет

Высшее

Высшая

Патапкина Ирина

Александровна

Заместитель директора по внешкольной внеклассной воспитательной работе с детьми

7 лет

7 лет

Высшее

Высшая

Шабалина Менслу

Габдувалеевна

Заведующая филиалом

1 год

1 год

Высшее

Без категории

Характеристика кадрового обеспечения введения ФГСО:

пп

Специалисты

Функции

Количество в нач.шк

Квалификация

1.

Учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

4

 Все учителя                  2 категории

2.

Классный  руководитель

Осуществляет индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса

4

Без категории

3.

Педагог -организатор

Отвечает за организацию внеучебных видов  деятельности  младших  школьников во внеурочное время

1

Без категории

4.

Библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический  доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем  обучения поиску, анализу, оценке и обработке  информации

1

Без категории

5.

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

3

Все с высшей категорией

6.

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

2

Работники ФАПа

Характеристика материально-технического обеспечения:

№п/п

Наименование предмета

Библиотечный фонд

Печатные пособия

ЦОРы

Технические средства обучения

Спортивное оборудование

1

Грамота

9

9-К

Проектор-2

Принтер-3

Сканер-2  

Ноутбук-2

ПК – 1

Колонки-2

Экран-2

Телевизор-1

Рекордер-1

Муз.центр-1

Магнитола-1

Мячи,   гимнастические маты,

спортивные снаряды и предметы,

 лыжи.

2

Русский язык

94

47-К

2-Д

24

3

Литературное чтение

94

47-К

4

Английский язык

38

38-К

21-Д

5

5

Математика

47

34-К

17

6

Информатика

12

7

Окружающий мир

94

34-К

2-Д

20

8

Технология

47

9

9

Физическая культура

10

9

Для реализации основной  образовательной программы  начального общего образования  МОУ Уйско-Чебаркульской сош обладает хорошей  материально-технической базой  и  полностью обеспечена кадровыми ресурсами.

     

         Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом ОУ  и соответствуют требованиям Закона РФ «Об образовании».   Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами. (Приказ Минобрнауки России № 697 от 23.06.2010).                                  

       

        Для достижения современного  качества образования и эффективного информационного обеспечения реализации ООП НОО  создана информационная  среда, которая  включает в себя: программное  обеспечение для пользования открытой сетью  Интернет,  сайт школы, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, компьютерную технику с беспроводной связью.                              

 

          Информационная  среда в условиях ФГСО НОО дает возможность при определенной модернизации:

  1. изучения и преподавания любого общеобразовательного  курса, реализации общеобразовательного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в формах и на уровне, возможном в современной школе, в целях, отвечающих современным образовательным приоритетам, в объемах, расширяющихся с ростом потребности учащихся и готовности школы;
  2. планирования образовательного процесса, его обеспечения ресурсами  (человеческими, технологическими, сервисными) с фиксацией плана и его выполнения в ИС;
  3. фиксации в ИС  результатов  деятельности  учителей и учащихся;
  4. проведения мониторинга здоровья учащихся и сохранение результатов  мониторинга в ИС;
  5.  сделать прозрачным образовательный процесс для родителей и общества;
  6. ведения делопроизводства в ИС;
  7. управления на различных уровнях образовательным процессом в школе с привлечением всех

  субъектов  образования и всех перечисленных выше возможностей;

  1. перейти на систему цифровой отчетности ОУ, обеспечивающей прозрачность и публичность предъявления результатов их образовательной деятельности.

          При реализации Основной образовательной программы на территории школы предусмотрены специально организованные места, постоянно доступные младшим школьникам и предназначенные для: общения, подвижных занятий, спокойной групповой работы, индивидуальной работы, демонстрации своих достижений.

   

         Во все помещениях ОУ, где  осуществляется образовательный процесс, обеспечен доступ учителей, родителей и обучающихся. Каждый класс начальной школы имеет закрепленное за ним учебное помещение (кабинет), разделенное  на два контрастно оформленных пространства – учебное и игровое:

  1. учебное пространство предназначается для осуществления образовательного процесса и обеспечивается столами для индивидуальной работы,  центральной доской с возможностью проецирования на доску со стационарного или мобильного компьютеров с помощью проектора, местом для выставок ученических работ.
  2. игровое пространство отражает внешкольную жизнь учащихся и их увлечения.

         Для организации всех видов деятельности младших школьников в рамках ООП классу обеспечивается доступ по расписанию в следующие помещения:

  1. кабинет иностранного языка,
  2. кабинет для индивидуальных и групповых занятий;
  3. спортивный комплекс (спортивный зал, открытый стадион),
  4. компьютерный класс,
  5. актовый зал,
  6. библиотека.

Основная  образовательная  программа начального общего  образования  разработана  на основе  ст.14,15 Закона РФ «Об  образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса,  и  с учетом возможностей  УМК  «Школа России». Образовательная программа «Школа России»  представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  2. воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  3. единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  4. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  5. обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
  6. формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
  7. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  8. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

   Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  1. с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  2. с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  3. с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  4. с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  5. с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  6. с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:

  1. словесно-логическое мышление,
  2. произвольная смысловая память,
  3. произвольное внимание,
  4. письменная речь,
  5. анализ,
  6. рефлексия содержания, оснований и способов действий,
  7. планирование и умение действовать во внутреннем плане,
  8. знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  9. развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

     Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

    Задачи реализации образовательной программы:

  1. Достижение личностных результатов учащихся:

    -готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    -сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    -осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  1. Достижение метапредметных результатов обучающихся.
  2. Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
  3. Достижение предметных результатов.
  4. Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

       При выборе форм, способов и методов обучения и воспитания (образовательных технологий) в начальной школе педагог обязан руководствоваться возрастными особенностями и возможностями младших школьников и  должен обеспечивать с учетом этих факторов:

  1. расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной жизни;
  2. организацию образовательного процесса с использованием технологий учебного сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы обучающихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах, широкое использование всех видов коммуникации, в том числе с использованием возможностей информационных и коммуникативных технологий;
  3. использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке;
  4. использование во всех классах (годах обучения) начальной школы оценочной системы, ориентированной на обучение детей само- и взаимооцениванию.

При выборе применяемых  образовательных технологий необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании должны решать задачи образования данной возрастной группы учащихся и обеспечивать преемственность и плавность перехода учащихся от одной ступени образования к другой.

Реализация компетентностного подхода   предусматривает широкое использование учащимися и педагогами в образовательном процессе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий с учетом особенностей начальной ступени образования.

Основная образовательная программа  в соответствии с требованиями ФГОС  содержит следующие разделы:

  1. пояснительная записка;
  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
  3. учебный план УМК «Школа России» ;
  4. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
  5. программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России»;
  6. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
  7. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»*;
  8. программа коррекционной работы на основе  принципов деятельности в УМК «Школа России»;
  9. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  10. модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения;
  11. организация проектной работы учащихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения;
  12. приложения (методические материалы).

Этапы реализации ООП НОО

     В соответствии с возрастными особенностями младших школьников основная образовательная программа начального образования  условно  делится  на три этапа:

1) I этап (первые два месяца  первого класса) – переходный адаптационный период от дошкольного образования к школе.

      В адаптационный период у детей наиболее интенсивно происходит осмысление нового социального положения, закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношение к учебной деятельности, общению с учителями и одноклассниками, самому пребыванию в школе.

      Цели: обеспечить плавный переход детей от игровой к учебной деятельности, выработка основных правил и норм школьной жизни.

       Решение задач данного периода образования может решаться через  образовательный модуль «Первый раз в первый класс», рассчитанный на 170 часов (первые два месяца обучения).

2) II  этап (вторая четверть 1-го класса – первое полугодие 4 класса). Его основная цель – конструирование коллективного «инструмента» учебной  деятельности в учебной общности класса.

3) III этап (второе полугодие 4-го года обучения – 5-й год обучения), как и первый, имеет переходный характер. Этот этап опробования в разных ситуациях сконструированного в совместной деятельности «инструмента» учебной деятельности, рефлексия общих способов действия учащихся, формирование основ умения учиться.

МОУ Уйско-Чебаркульская сош                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения

Статья содержит особенности разработки  и релизации основной образовательной программы НОО...

Кадровое и методическое обеспечение одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.       Авторы го...

основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Бальзинская средняя общеобразовательная школа"

Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом  МОУ «Бальзинская средняя общеобразовательная школа» в сотрудничестве с родителями учащихся, управляющим советом школы и ад...

приказ №30 «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования»

ПРИКАЗ     «Об утверждении основнойобразовательной программыначального общего образования»...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"

В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...