Главные вкладки

    Статья по теме:
    Модель менеджера образования.

    Щербинова Наталья Николаевна

    Система управления образованием, сложившаяся в предшествующий период развития страны, сегодня нуждается в совершенствовании и обновлении так, как не способна обеспечить переход образовательных учреждений с экстенсивного на интенсивный путь развития и саморазвития, осуществить замену субъект-объектных отношений в системе «руководитель-учитель – ученик-родитель» на субъект-субъектные, составляющие основу саморазвития каждой личности. Учитывая актуальность и не разработанность проблемы подготовки менеджеров для системы образования, а также необходимость обобщения и использования в процессе их обучения передового управленческого опыта и результатов исследования проблем менеджмента в системе образования необходимо разработать модель менеджера образования.

    Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования - это профессионал, способный творчески осуществлять  профессиональную  управленческо-педагогическую деятельность,  непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon model_menedzhera_obrazovaniya.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Щербинова Наталья Николаевна

    Модель менеджера образования

    Вхождение России в мировое экономическое сообщество, развитие рыночных отношений приводят к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Появляются новые области деятельности, возникает потребность в подготовке управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Ключевая роль принадлежит здесь менеджменту и менеджеру как профессиональному управляющему.

    Основными направлениями развития образования в России сегодня является  гуманизация  образование по выбору, личностно-ориентированное обучение. Главной ценностью образования становится развитие  в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни.

    Проблема: Система управления образованием, сложившаяся в предшествующий период развития страны, сегодня нуждается в совершенствовании и обновлении так, как не способна обеспечить переход образовательных учреждений с экстенсивного на интенсивный путь развития и саморазвития, осуществить замену субъект-объектных отношений в системе «руководитель-учитель – ученик-родитель» на субъект-субъектные, составляющие основу саморазвития каждой личности. Учитывая актуальность и не разработанность проблемы подготовки менеджеров для системы образования, а также необходимость обобщения и использования в процессе их обучения передового управленческого опыта и результатов исследования проблем менеджмента в системе образования необходимо разработать модель менеджера образования.

    Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования - это профессионал, способный творчески осуществлять
    профессиональную  управленческо-педагогическую деятельность,  непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.

    Объект исследования — модель  менеджера образования.

    Предмет исследование —  модели менеджеров образования.

    Цель исследования:  изучив возможные модели подготовки менеджеров образования  выбрать ту, которая  будет способствовать  результативной управленческо-педагогической деятельности.

                В сложном мире образования выдвигается  следующая гипотеза  модель подготовки менеджерам образования к управленческо-педагогической деятельности будет целостной и потенциально результативной, при  следующих условиях:

    1. ее разработка осуществляется с опорой на теорию контекстного обучения, в котором интегрируется предметное и социальное содержание будущего профессионального    труда,    обеспечивается    трансформация    учебной  деятельности     обучающегося      в     профессиональную     деятельность специалиста - менеджера образования;
    2. содержание   образования   имеет  два   источника:   содержание   научных дисциплин, преобразованное в учебные предметы, и содержание будущей   профессиональной деятельности менеджера образования, в виде его основных профессиональных функций, проблем и задач.
    3. Модель  процесса  подготовки  менеджера  образования  реализуется на основе функционального содержания его деятельности в направлении  развития    личности    субъектов   образовательного процесса    и    через  организацию     рефлексивного     взаимодействия, в     ходе     которого стимулируется их творческое саморазвитие-
      Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:

    1. Провести теоретический анализ и обобщение основных подходов к подготовке и переподготовке специалистов в целом и менеджеров  образования, в частности;

    2. Осуществить рефлексию психолого-педагогических и организационно -у правленческих основ системы подготовки менеджеров образования;

    3. Исследовать содержание и функциональные характеристики деятельности менеджера образования, определить основные виды деятельности  руководителя, разработать на этой основе типологию учебно-познавательных проблем и задач.

            Менеджер является организатором людей на уровне высокого искусства, а потому   менеджер   образования   -   это   профессия,    требующая    особой подготовки. Задача менеджеров образования на данном этапе - сформировать способность воспринимать этот целостный процесс, обеспечить развитие каждого из отдельных процессов, суметь определить противоречия, лежащие в их основе, найти способы их решения.

            Отсутствие же нормативно-логических описаний управленческой педагогической деятельности, реформирование и обновление образования требуют разворачивания профессиональной управленческой деятельности, направленной на развитие системы за счет специфических форм, методов, техник, позволяющих перейти к качественно новому будущему. Это становится возможным только при условии развития самих управляющих -менеджеров образования.

            Деятельности менеджера образования присущи черты, характерные для деятельности вообще, но и особенные, связанные с управлением образовательным учреждением. По своей природе деятельность менеджера образования полифункциональная, он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника, общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования 4 блока:

    1. административный
    2. педагогический
    3. коммуникативный
    4. исследовательский.

    При этом последние дна блока - коммуникативный и исследовательский - присутствуют в двух первых и обслуживают их.

            Большое значение - в деятельности менеджера образования придается педагогическому блоку. Такие педагоги прошлого, как Н.А.Корф, К.И.Пирогов, Н.Ф.Бунаков, К.Д.Ушинский считали, что деятельность директора должна носить педагогический характер. Эту точку зрения разделяют и современные отечественные педагоги (М.Д. Кондаков, В.П.Стрезикозин,  Ф.Г.Паначин и др.). Характерно, что в теории управления также выделяется педагогический аспект деятельности руководителя, их воспитывающее воздействие на коллектив. Наиболее четко идея   педагогического   характера   деятельности   директора   выражена   у В.А.Сухомлинского «...хороший директор — это, прежде всего, хороший организатор, воспитатель не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, так  и по отношению ко всем воспитателям школы и учителям». Вместе с тем, деятельность менеджера образования отличается по характеру от деятельности учителя. Педагогической деятельности соответствует деятельность, основанная на разделении труда, которая предполагает выделение в процессе труда отдельных функций, выполняемых различными людьми. «Субъектом совместной деятельности учителей  является директор. Труд директора как бы вбирает в себя труд других людей, на этой стадии происходит аналитическая деятельность директора, осмысление и обобщение управления учебно-воспитательным процессом».

    Очевидно, что целью деятельности менеджера образования является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социальной  личностью значимых результатов в обучении, воспитании, развитии школьников. Деятельность по управлению образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Таким образом, деятельность менеджера образования по своему содержанию является  управленческой  и педагогической.         Управленческо - педагогическая деятельность  менеджера образования имеет своей целью обеспечение условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ним задач.
            Управлять — значит приводить к успеху других. Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня,  в самовыражении через творческую профессиональную деятельность.

            Творческую личность определяют не только творческий потенциал, но и степень активности  социальной, профессиональной, познавательной  в его реализации. В современной педагогике и психологии намечены только общие подходы к решению этого комплекса проблем (А.Г.Асмолов).

            Творческую природу педагогической деятельности отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.С.Сухомлинский. Она достаточно глубоко исследована и современными учеными.

    В современной психолого-педагогической литературе педагогическое творчество рассматривается как процесс решения учебно-воспитательных задач и проблем в меняющихся обстоятельствах. А.М.Матюшкин, изучая компоненты творческой профессиональной деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия; способы деятельности; условия деятельности; стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка.

    В многочисленных публикациях по управлению и менеджменту
    утверждается понятие     об     управленческом    решении
         как     единице

    управленческой деятельности, в котором эта деятельность концентрируется. Большинство авторов выделяют следующие стадии принятия управленческого  решения:

    1. возникновение проблемной ситуации
    2. появление проблемы, се определение
    3. описание проблемной ситуации
    4. сбор и обработка информации
    5. формулирование критериев решения
    6. выработка курса действий
    7. возможные последствия принятого решения
    8. план действий по реализации решения
    9. выполнение принятого решения

                   10.            результаты контроля хода реализации.

    Сравнительный анализ стадий творческого процесса педагога со

    стадиями принятия управленческого решения показывает их практическую тождественность, что еще раз доказывает управленческо-педагогическое содержание деятельности менеджера образования и присутствие управленческого аспекта в деятельности педагога, а также творческий характер управленческой деятельности.

    Функции менеджера:

            Стандартизированные: обычные      повседневные      проблемы,
    вытекающие   из   управленческого   цикла;   решая   их,   менеджер
    действует   стандартно.    
    Его   функция   состоит    в    том,    чтобы
    «
    почувствовать» проблему» идентифицировать ее и взять на себя
    ответственность за начало действий. На этом уровне важно обладать
    управленческим организаторским чутьем;

    1. ситуативный, где требуется доля инициативы и свободы действий,
      но в определенных границах. На этом уровне менеджер должен оценить  целый   круг  возможных  решений   и   выбрать  наиболее подходящее.   Помимо   управленческого   чутья   здесь   требуется управленческая компетентность и профессионализм;
    2. инициативный,    на    этом    уровне    менеджер    должен    выбрать
      творческое   решение       на   основе   возможных   проверенных   и
      некоторых    новых    идей,    здесь    требуется    решительность и
      способность сделать прорыв в неизвестное;

               -  инновационный   -   наиболее   сложный,   требующий   совершенно
    нового подхода.  Менеджеру  необходимо найти способы понимать  новые непредсказуемые проблемы, решение которых требует от него нового мышления.

            При разработке проблемы исследовательского подхода к управлению Т.И. Шамова сделала вывод о том, что управленческая деятельность по сути своей имеет исследовательскую направленность, хотя и отличается от исследовательской деятельности по результатам и условиям. Управленческая и исследовательская деятельности едины по своей логике, методологической основе и целям. В конкретных условиях менеджер расширяет комплекс методов и средств, и  в этом проявляется его творчество .

            С позиций личностного подхода в многомерной творческой деятельности менеджера  выделяются следующие компоненты: мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой.      Требования к деятельности и личности менеджера, позволяют определить ключевые области, характеризующие его управленческую деятельность и личность:

    1. умение    управлять     собой     —     интегративная     способность,
      вклад чающая    равновесие    личностных     и     профессиональных
      потребностей,   рациональное   и   результативное   использование времени, эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, коррекция стрессов;
    2. личностные     ценности    —     основные     жизненные     позиции,
      позволяющие принимать правильные управленческие решения;
    3. личные цели;
    4. саморазвитие на основе знания себя и  своих индивидуальных
      возможностей;
    5. навыки решения проблем;
    6. способность    к    инновациям    —      способность, включающая положительную оценку творческого подхода других людей и веру в свои силы,  настойчивость в выполнении задач,
    7. умение    порвать    с    традициями,    потребность    в    переменах,
      способность   принимать   идеи,   умение   учиться   на   ошибках,
      стремление к риску;
    8. способность оказывать влияние на людей;
      понимание специфики управленческого труда;
    9. способность   руководить,    эффективно   использовать   людские ресурсы; способность обучать и развивать;

    -        способность формировать коллектив.

    Анализ вышеперечисленных требований в форме качеств личности делает очевидной направленность их на осуществление творческой управленческо-педагогической деятельности, а также позволяет сделать предположение о том, что системообразующим элементом управленческо-педагогического творчества является креативность как потенциальная готовность к творческому процессу. При этом стимулирующим началом творческого процесса являются эмоционально-волевая и мотивационная сферы, а регулирующим фактором выступает творческое мышление.

    Готовность к творческой управленческо-педагогической деятельности определяется уровнем развития индивидуальности личности. Это, в свою очередь, является одной из основных задач системы профессиональной подготовки менеджеров. Потребность в самореализации важнейшая  характеристика творческой индивидуальности.

    Высший уровень саморегуляции характеризует личность как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную стратегию и тактику. В деятельности проявляется самостоятельность, инициативность, ответственность субъекта. Основу самоуправления составляет процесс осознания себя субъектом жизнедеятельности. Центральное звено этого явления — рефлексия как познание и самоанализ человеком явления собственного сознания.

            Наличие же рефлексивной позиции у менеджера образования необходимо в двух аспектах:

    1. мотивационном,     отражающем     направленность     личности     па
      самопознание;
    2. процессуальном,     показывающем     степень     развития     навыков,
      необходимые для осуществлении рефлексии.

    Таким образом, управленческо - педагогическая деятельность по своим компонентам представляется творческим процессом. Управленческо-педагогическое творчество мы определяем как сознательную, целеполагающую деятельность менеджера образования, направленную на высокоэффективное и результативное решение управленческо-педагогических задач, в процессе решения которых развивается личность самого менеджера. Основу творческой управленческой  и педагогической  деятельности составляет профессиональное  управленческое педагогическое мышление.

    Профессиональное мышление — это отражение и преобразование в обобщенном виде в психике объективного характера процесса деятельности» детерминируемых спецификой явлений, целями и задачами деятельности, а также творческим опытом. В основе профессионального мышления, как правило, лежит формально-логическое мышление. Чаще всего в процессе профессиональной деятельности используются методы научной индукции. Мышление менеджера должно быть в большей мере категориальным и диалектическим, приближающимся   к мышлению исследователя, поскольку   управленческие  решения,    принимаемые    менеджером,    носят    диалектический    характер. Выявление противоречивых взаимодействий сторон этих ситуаций требуют творческого        применения        философских,        педагогических, психологических категорий к конкретной ситуации.  

    Такой диалектический анализ и синтез на основе оперирования категориями сеть творческий познавательный акт, приближающий исследование специалиста к исследовательскому мышлению. Категориальный синтез мышлении менеджера является  особым способом, необходимым для раскрытия и объяснения конкретных противоречий управляемых процессов. Поэтому уровень этой деятельности должен быть теоретико-практическим.    

    Исследования, проведенные среди менеджеров образования, показывают, что до 62% из них обладают управленческо-педагогическим мышлением на стихийно-эмпирическом: уровне и в своей работе, в основном, опираются на повседневную практику, В то же время на необходимость творческого подхода в управлении указывают более 50% опрошенных. При оценке экспертами качеств, не обходимых менеджеру для управления современным образовательным учреждением, 10% составляют качества, характеризующие творческую деятельность творческой личности .

            Подводя итога, можно сделать вывод о том, что для эффективного и плодотворного решения задач в процессе образовательной деятельности, менеджер образования должен обладать высоким творческим уровнем управления. А это возможно только при организации соответствующей профессионально-творческой подготовки менеджеров образования.

    Литература:

    1.    Анисимов О.С.  Принятие управленческих решений: методология и технология, - М., 2002,

    2.    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, — М,: Педагогика, 1993г.

    3. Беспалько В.П., Тагур О..Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989.

    4. Беспалько В.П. О критерии качества подготовки специалистов У/ Вестник высшей школы. - 1998.-  №l.- С.3-8.

    5.    Гальперин  О.П.Управление формированием психических

        процессов.  М., 1977.

    1. Конаржевский Ю.А. Концепция внутришкольного  управления.- Алма-Ата, 1990.

    7.  Конаржевский Ю.А.  Внутришкольный менеджмент. М, 1992.

    8.  Талызина Н.Ф.  Технология  обучения и её  место  в педагогической  теории. Современная высшая школа.-  1977.- №1(17). -  С. 91-93.

    9.    Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. 1973г.

    10.  Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста.- Саратов, 1988.

    11.  Шипилина        Л.A.        Технология        управления         саморазвитием менеджера: Учебное пособие, Омск,1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация Педагогический совет "Модель Гражданского образования в гимназии!

    Представлен опыт работы в ОУ по проблеме гражданского образования...

    Модели непрерывного образования

    В статье рассмотрены модели отечественного и зарубежного непрерывного  образования....

    Эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания

    Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. А начинается она с родной школы....

    Методическая система "Модель химического образования на основе технологического подхода"

    Настоящий этап развития образования связан с существенным обновлением содержания и существующих методик, разработкой новых стандартов. В огромном потоке новой информации я пришла к необходимости...

    Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

    Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

    Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся

    Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человече­ском капитале, что объективно обостряет необходимость модер­низации образования....

    Мотивация педагогов (доклад для менеджеров образования)

    Мотивация педагогов"И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не заставят ее напиться, если она не захочет»", - эта "народная ковбойская мудрость" вполне применима к управлению персо...