Главные вкладки

    Эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания
    статья по биологии по теме

    Чернышева Наталья Александровна

    Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. А начинается она с родной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rezultat_moey_deyat.docx239.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания

    В результате моих поисков я убедилась  в том, что важнейшим подходом в конструировании курсов географии, биологии является краеведческий, базирующийся на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении практической экологии, природоохранной, здоровьесберегающей  деятельности в  родном крае. Цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, развитие  любознательности, наблюдательности, развития у обучающихся  умений и навыков, воспитания любви к Родине.

    Решением таких задач обеспечивает эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания.

    Сущность такой модели  способствует развитию у  моих школьников познавательные  способности, помогает мне активизировать учебный процесс, используя возможные межпредметные связи и проблемные ситуации в учебных темах.

    Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. А начинается она с родной школы.

    Работа  всех обучающихся моих классов была определена, и общим делом стало озеленение школы, работа на пришкольном участке, в школьной  теплице. Был создан актив из увлечённых биологией и географией школьных художников, собран материал по современному дизайну. В результате был разработан проект, при реализации  которого нашлось дело для обучающихся всех возрастов.

    Продолжаем пополнять экспонаты в  музей «Природы и быта»,  в котором имеются разделы:

    1. выдающиеся люди нашего края (А.Н.Ефимов, М.И.Пеньков, М.А.Земляченко);
    2. природа России и Донского края в произведениях донских писателей (М.А.Шолохов, В.А.Закруткин, П.П.Лебеденко);
    3. экспозиции природных зон России, панорама «Лесной биоценоз»;
    4. экспозиция «Казачий курень»;
    5. экскурсии на родину М.А.Шолохова (ст.Вёшки), по местам Боевой Славы в области, в стране, в странах ближнего зарубежья;
    6. экспозиция старинных вещей;
    7. собран большой багаж мультимедийных презентаций на экологическую, историко-краеведческую темам. Созданы альбомы старинных вещей на названные темы.

    Когда школе было предложено стать Лицеем, выбор направления стал естественно-научный.

            В учебном плане МОУ лицея №7  в 2009 году появился новый, сразу ставший популярным среди лицеистов, предпрофильный курс «Ландшафтный дизайн», который я разработала для максимально индивидуализированной, практико-ориентированной и эффективной работы, соответствующей потребностям обучающихся. Были определены его цели и формы работы, которые помогают ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного), показывают перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности, кроме того, дают возможность ученику проявить себя и добиться успеха. Исследовательская работа в рамках разработанного курса способствует поэтапному преобразованию пришкольного участка Лицея в пришкольный садово-парковый комплекс.

    Анализ накопленного опыта использования знаний о своей местности в отечественной школьной географии позволил  мне определить место регионального материала «География Ростовской области»  в системе школьного географического образования. Ведущей идей создания региональных географических курсов является формирование в сознании учащегося научно-объективной картины родного края и одновременно воспитание личности, готовой к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.

    На протяжении двух последних лет районное методическое объединение учителей географии разработало проект электронной  карты  Миллеровского района и города Миллерово и  представило в подарок ко Дню города нашей городской администрации. Я и мои ребята  являются соавторами этого проекта.

    Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. Считаю, что накопленный мною опыт именно с помощью такой работы может сильно влиять на моральное становление растущего человека.

    И если мои выпускники успешно сдают экзамены, выбирают  профессию в естественно-научной области, добиваются высоких результатов в различных сферах, остаются нравственными, порядочными, грамотными людьми  - значит, формы моей работы  выбраны правильно.

     

    учитель биологии и географии

     I квалификационной категории

    МОУ лицея №7

    г. Миллерово

    Чернышева Н.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)

    Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...

    Образовательная программа Дополнительного образования детей Кружок Эколого – краеведческого направления «Юный краевед»

    Данная программа расчитана для организации внеурочной работы эколого-краеведческого направления с учащимися 6-8 классов...

    Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

    Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

    Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого- краеведческой работы.

    Эта консультация познакомит воспитателей  с проблемой воспитания любви  к родному краю, его природе. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников...

    "Культура речи - актуальная проблема школьного образования"

    Проблема  снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия приобретает социальную значимость.  Современное междоусобное отчуждение от русского языка –...

    Проект "Эколог и Я" по эколого-краеведческому воспитанию

    Проект по эколого-краеведческому воспитанию...

    Становление духовно-нравственного воспитания на основе эколого-краеведческого волонтерского движения

    Статья была представлена на международной конференции "Наука, образование, бизнес: проблемы, перспективы, интеграция" (М.: АР-Консалт, 2013)....