Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности
статья по теме

Бойчук Елена Борисовна

Описан механизм формирования  методической  компетентности у  педагогов школы  в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоречие между актуальностью формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся и отсутствием теоретических знаний и практических навыков их реализации у педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект:

«Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности

Актуальность. В сфере образования России происходят радикальные перемены. Они связаны, прежде всего, с социально-экономическими изменениями в обществе. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует что   «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Поэтому, учитывая государственную стратегию развития образования и систематизировав социальные ожидания родителей, учащихся и педагогов, была разработана Программа развития ОУ «Проектно-исследовательская деятельность как основа самореализации учащихся» на 2010-2015гг. С каждым годом к  организации проектной  и исследовательской деятельности    подключаются   всё новые и новые педагоги. Но не всегда их методическая компетентность позволяет грамотно и  корректно осуществлять  руководство учащимися в этих видах учебной деятельности. Все это требует активного поиска новых резервов подготовки учительских кадров, способных к реализации предъявляемых требований.

Противоречие состоит между актуальностью формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся и отсутствием теоретических знаний и практических навыков их реализации у педагогов.

Мы исходим из предположения о том, что уровень сформированности методической компетентности учителя повысится при условии создания «инновационного поля», включающего в себя:

создание соответствующих организационно-педагогических структур, обеспечивающих развертывание творческих поисков, связанных с формированием своего собственного «Я» и включение учителей в исследовательскую деятельность (творческие лаборатории, школы передового педагогического опыта, педагогические мастерские, временные творческие группы и т. п.);

оказание учителям необходимой научно-методической помощи, связанной с повышением их теоретического уровня и профессионального мастерства.

В свете модернизации российского образования   учитель  обязан быть компетентен в организации проектной, исследовательской и творческой  видов деятельности с учащимися, чтобы сформировать и планировать развитие у них базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации   и самообразование.    

Новизна проекта состоит в том, что педагоги будут выступать не в роли объекта, а  субъекта обучения. В ходе тренингов, разрабатывая различные мини-проекты, педагоги будут погружены в атмосферу проектно-исследовательской деятельности. Обучение будет происходить в ходе совместной деятельности.

Теоретическими источниками данного проекта является:

личностно-ориентированное обучение  Я.А. Якиманской

технология исследовательской деятельности А.В. Леонтович

компетентностный подход к построению и исследованию образовательных процессов (А.В. Хуторской, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына)

теория развивающего обучения В.В.Давыдова

Цель: Сформировать методическую  компетентность  в организации проектно-исследовательской деятельности у педагогов школы

Задачи:

Определить сущность и содержание методической  компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности.

Разработать критерии, показатели и уровни методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности.

Повысить квалификацию педагогов школы по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности.

Создать методические структуры, обеспечивающие включение педагогов в проектно-исследовательскую деятельность.

Разработать научно-методические рекомендации по формированию проектно-исследовательской компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты:

Повышение квалификации педагогов.

Нормативное и методическое обеспечение проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся и педагогов.

Организации информационно-продуктивного пространства для  инновационной деятельности педагогов.

Структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы внутришкольного взаимодействия учителей и учащихся.

Содержание проекта

Создание инновационного поля связано с организацией деятельности в двух направлениях:

Создание организационных структур. Постольку опыт проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении невелик, сначала будет создана временная творческая группа  (ВТГ) «Организатор проектно-исследовательской деятельности». Возглавят эту ВТГ педагоги, которые уже выступали руководителями проектно-исследовательских работ и имеют опыт, которым желают поделиться. В ВТГ войдут и педагоги-новички,  желающие себя попробовать в этом вид деятельности. В дальнейшем ВТГ перерастет с педагогические мастерские, а еще далее будет организована Школа передового педагогического опыта.

Организация методической помощи. Она будет включать в себя:

Диагностику, отражающую отношение педагогов к исследовательской деятельности

Цикл методических семинаров-тренингов, как внутри ВТГ, так и для всего педагогического коллектива

Спецкурс для учителей-руководителей исследовательской работы учащихся

Индивидуальное консультирование

Повышение  методической  компетентности учителя  обеспечивается  системой  непрерывной подготовки.   На начальном этапе учителя должны получить методические рекомендации по структурированию данной деятельности. В составе творческих групп они будут  принимать  активное участие в разработке  данных рекомендаций и их апробации, пройти тренинги по формулированию гипотез, овладеть методами и приёмами по организации:  мотивации  исследовательской  деятельности; постановке проблем;                                                               сбору практического материала; систематизации и анализу  полученного материала; выдвижение гипотезы; проверки гипотез; доказательство или опровержение гипотез; оформление результатов.                                                

Задачи

Методы работы

Определить сущность и содержание проектно-исследовательской компетентности педагогов.

Изучение методической литературы, передового опыта других образовательных учреждений

Анкетирование «Личная мотивация руководителя исследовательской деятельности учащихся»

Разработать критерии, показатели и уровни проектно-исследовательской компетентности педагогов

Групповая работа участников ВТГ

Диагностика педагогов «Развитие проектно-исследовательской компетентности педагогов»

Повысить квалификацию педагогов школы по вопросам организации проектно-исследовательской деятельности.

Организация семинаров, тренингов

Курсовая подготовка

Индивидуальные консультации

Самообразование

Создать методические структуры, обеспечивающие включение педагогов в проектно-исследовательскую деятельность.

Создание ВТГ «Руководитель проектно-исследовательской деятельности»

Создание педагогических мастерских

Создание Школы передового педагогического опыта

Разработать научно-методические рекомендации по формированию проектно-исследовательской компетентности педагогов.

Методические рекомендации по сопровождению проектов и исследований учащихся

Методические рекомендации по формированию исследовательской культуры на уроках

Схема анализа и самоанализа урока с точки зрения организации проектно-исследовательской деятельности

Достижение целей будет происходить в 4 этапа:

Временные границы

Основная цель

Предполагаемые результаты

2011-2012

Создание организационных, педагогических и психологических условий развития познавательной самостоятельности учителей на начальном этапе внедрения исследовательских методов в практику обучения и воспитания.

1. Структурное и содержательное упорядочение работы, укрепление системы внутришкольного взаимодействия учителей и учащихся.

2. Получение представлений о наличном состоянии дел, детальное планирование общей и индивидуальной работы на год и на ближайшую перспективу.

3. Ознакомление с новыми технологиями исследовательской работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.

2012-2013

Организационное и содержательное обеспечение системной исследовательской работы учителей

1. Возросшие показатели качества знаний учащихся, увеличение числа участников районных, городских, областных и российских конкурсов.

2. Расширение диапазона методических средств учителя, применяемых на уроке, во внеурочное время и в самообразовательной работе.

3. Организованная система мониторинга инновационного процесса в школе, оперативное выявление продвижений и затруднений с целью корректировки общих и частных направлений работы.

2013-2014

Организационное и содержательное обеспечение системной исследовательской работы учителей; управление становлением их исследовательской культуры.

1. Количественные и качественные показатели уровня знаний учащихся, увеличение числа тех, кто активно и постоянно занимается проектно-исследовательской деятельностью

2. Разработка, апробация и внедрение авторских методических средств учителей, которые применяются на уроке, во внеурочное время и в самообразовательной работе.

3. Первые оформленные и опубликованные результаты научного исследования учителей и учащихся, создание научно-методической библиотечки школы.

2014-2015

Обеспечение интеллектуального, личностного и социального развития учащихся в условиях внедрения исследовательских методов в систему учебно-воспитательной работы школы.

Включение исследовательской работы в систему повседневной профессиональной работы учителя.

Обобщение опыта педагогов, внедряющих в образовательный процесс проектно-исследовательские технологии обучения.

Основные виды деятельности по ее реализации

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные исполнители

Ожидаемый ресурс

1.  Научно-методическое обеспечение программы.

Разработка алгоритмов деятельности учителя по сопровождению проектов и исследований учащихся.

2011-2012 уч.год

Учителя творческой группы

Рекомендации по ведению проектной деятельности

Разработка алгоритмов   для формирования  исследовательской культуры на уроках.

2011-2012 уч.год

Учителя творческой группы

Методические рекомендации

Разработка критериев оценки проектной деятельности педагогов

2011-2012 уч.год

Учителя творческой группы

Нормативно-правовая база  программы

Создание банка данных о научно-методической литературе по проектной и исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

2011-2015г

Зам.дирек-

тора по УВР,

председатели ШМО,

библиотекарь

Каталог научно-методической литературы

Разработка и описание содержания  семинарских занятий в рамках  внутри школьной курсовой подготовки педагогов

2011-2013

Зам. директора по УВР, учителя-экспериментаторы

Программа курсовой подготовки

Разработка организационных форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков для формирования проектно-исследовательских УН.

2011-2014

 Зам. директора по УВР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Консультирование учителей, работающих над внедрением технологии проектного обучения.

2011-2015

Зам. директора по УВР

Групповые и индивидуальные консультации

Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа учителей, работающих над внедрением технологии проектного обучения.

2011-2015

Зам.директора по УВР

Материалы самоанализа.

Методическое описание апробируемых проектов.

По мере создания

Учителя

Методические материалы 

Анализ результатов и хода осуществления учебных проектов

По мере осуществления

зам. директора

по УВР, учителя

Справочные материалы 

Создание циклограммы управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.

Сентябрь 2011г

Зам.директора по УВР

Циклограмма

2. Организационно-деятельное обеспечение программы

Диагностика проектно-исследовательской компетентности педагогов

Сентябрь 2011г

Администрация

Аналитические материалы

Организация обучения педагогического коллектива технологии проектно-исследовательского обучения.

2011-2013

Зам.директора поУВР

Знания и умения в области технологии проектного обучения.

Формирование творческих групп учителей, творческих лабораторий

Октябрь 2011

Зам.директора по УВР

Творческие группы

Обмен опытом работы через систему взаимопосещения уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий.

2011-2015

Администрация

Знания и умения в области технологии проектного обучения

Занятия в рамках ШМО «Подготовка учащихся к проектной и исследовательской деятельности учащихся»

2011

Председатели ШМО

Методические рекомендации

Обобщение и внедрение в практику передового опыта применения технологии проектного обучения.

2013-2015

Администрация

Методические и дидактические материалы

Организация семинаров-практикумов, мастер-класса для руководителей проектных и исследовательских работ учащихся.

2011-2013

Администрация

Методические и дидактические материалы

Круглые столы:

         «Проектная и исследовательская деятельность младших         школьников: итоги, проблемы, пути их решения»;

         «Проектная и исследовательская деятельность учащихся 5 – 11х классов: итоги, проблемы, пути их решения».

ежегодно

Зам.директора по УВР

Методические рекомендации

Подготовка отчетных материалов

По окончанию каждого года

Зам.директора по УВР

Отчетные материалы

Контроль за ходом  инновационной работы.

ежегодно

Зам.директора по УВР

Материалы внутри школьного контроля методической работы

Организация  проектной недели

2012-2013

ВТГ

3.  Психологическое  сопровождение программы.

Консультации психолога «Снятие стрессовых ситуаций с участников конференций и конкурсов проектных и исследовательских работ».

ежегодно

Психолог

Методические рекомендации

Проведение психологических тренингов, направленных на формирование навыков уверенного поведения участников конкурсов,  конференций.

ежегодно

Психолог

Разработки тренингов

4. Мотивационное обеспечение программы

Методический день для участников курсовой подготовки в каникулярное время

2011-2015

Директор

Первоочередное материально-техническое обеспечение кабинета

2011-2015

Директор

Обобщение передового педагогического опыта педагогов

2011-2015

Директор

Материальное стимулирование в виде премий, надбавок, грантов

2011-2015

Директор

Вывод: Мы предполагаем, что в ходе обучения проектно-исследовательской деятельности члены коллектива приобретут умения, необходимые для личного совершенствования и для работы по улучшению достижений всего коллектива, ведь успех организации состоит из достижений каждого человека. В ходе проектной деятельности основные задачи будут реализовываться через создание проекта как продукта мышления и действий педагогического коллектива. Участие в проектировании развития коллектива повышает ответственность людей, побуждает к исследовательским действиям по совершенствованию собственного проекта, появится возможность творческого и делового роста каждого, и как результат, выяснится скрытый кадровый потенциал коллектива для продвижения по службе. Созданная ситуация рефлексивного анализа и обсуждения в ходе проектной деятельности, позволит коллективу продвигаться вперед, научиться видеть и осознавать проблему, анализировать различные формы решения проблемы.

Таким образом, профессиональное развитие педагогов  осуществляется в процессе обучающих проектов, в результате совместной деятельности, через определение общего видения перспективы образовательного учреждения.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные  критерии, показатели и уровни сформированности методической  компетентности  учителя  будут способствовать  дифференцированному включению педагога в проектно-исследовательскую деятельность.

Разработанная  модель «инновационного поля», направленная на создание условий по формированию учителя-исследователя, обеспечивает постоянный рост профессионализма и ведет к обогащению его  проектно-исследовательской  культуры.

Результаты работы  могут найти свое применение в организации научно-исследовательской работы с педагогами, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в инновационной деятельности образовательного учреждения.

Формы внедрения результатов Проекта в практику образовательного учреждения

Методические рекомендации по сопровождению проектов и исследований учащихся

Методические рекомендации по формированию исследовательской культуры на уроках

Сценарии семинаров, тренингов

Промежуточные результаты

Сроки

Мероприятия

Октябрь 2011г.

Сформирована ВТГ «Руководитель проектно-исследовательской деятельности»

Октябрь 2011г.

Разработана тематика семинаров, тренингов на учебный год

Сентябрь 2011г.

Разработана программа анализа урока с точки зрения  организации проектно-исследовательской деятельности

Октябрь 2011г.

Проведен семинар «Творческая деятельность педагога-фасилитатора»

Список литературы

Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. // Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы; 2007.  КАРО

Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. -2000. - № 9 -С.177-180

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.,1996

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.

Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников //Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников». - 2006.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.., -2005.

Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения //Исследовательская работа школьников.- 2007. -№ 3. -С.4-8.

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?// Пособие для учителя. – М.: Владос, 2005.

Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. – С.83-128

Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотечка журнала «Директор школы». М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»

Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условияхЗадачи:-  Осмыслить понятия компетентность и компетенция;-  Определить профессиональн...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики как путь к формированию ключевых компетенций.

В данном проекте я обобщала свой опыт по использованию начно-исследовательской работы на роках физики....

Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016

В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...

Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"

Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая куль...

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов

Однако сегодня приоритетным становится  не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели  выпускника....