Название работы: "Методическая помощь педагогам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей"
методическая разработка по теме

Мёдова Людмила Петровна

       Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ "Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе" в номинации "Методические материалы по проведению спортивных, развлекательных материалов с целью организации совместной досуговой деятельности детей и родителей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГШО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА ПГТ ТЫМОВСКОЕ»

Номинация: «Методические материалы по проведению спортивных, развлекательных мероприятий с целью организации совместной досуговой деятельности детей и родителей»

Название работы: «Методическая помощь педагогам при организации

совместной досуговой деятельности детей и родителей»

                                                           Автор работы:

Мёдова Людмила Петровна

                                                          Место работы:

                                                                              МБОО ДО «Дом детства и

              юношества пгт Тымовское»

                                                      Должность:

                                                                     педагог-организатор

                                                                              Адрес  и телефон: 694400

                                                                             Сахалинская область, пгт

                                                                              Тымовское, ул. Кировская,

                                                                             62-34,Тел. 89841349574

пгт Тымовское

2015г.

 Пояснительная записка

                Данный методический материал разработан для участия в муниципальном Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе» в номинации «Методические материалы по проведению спортивных, развлекательных материалов с целью организации совместной досуговой деятельности детей и родителей».

                В статье 2 пункт 1 «Закона об образовании в Российской Федерации» определено: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…»,  где приоритетное право отдано воспитанию. В этом же нормативном документе статья 44 пункт 1 сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей  перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, мы видим, что приоритетное право на воспитание детей принадлежит родителям. Любая образовательная организация должна и имеет педагогические ресурсы для координации и организации совместной досуговой деятельности родителей и детей. Семья – самая важная и ценная ячейка современного общества. Государство может быть сильным и могущественным на международной политической арене, если в нем сохранился институт семьи как социокультурный феномен. Известно, что семья, как институт семьи, выполняет следующие функции: воспитывающая функция («в рамках семьи закладывается и воспитывается личность человека, будущего члена общества»); функция духовного общения («удовлетворяет потребность каждого из членов семьи в близком общении и духовном развитии»); эмоциональная функция («стремление к принятию в кругу семьи, поддержке и психологической защите»).

        

                Актуальность  методической разработки продиктована требованиями современных федеральных государственных стандартов в области воспитания и социализации учащихся. Сегодня без организации совместной досуговой деятельности детей и родителей невозможно воспитать духовно-нравственную, патриотическую, физически здоровую, зрелую и ответственную личность.

                Новизна  работы  заключается в поиске новых форм совместного времяпровождения родителей и детей, с целью укрепления детско-родительских отношений. Современные родители слишком заняты «зарабатыванием денег», пытаются откупиться от своих детей всевозможными подарками и формами «мертвого досуга» (компьютерные игры, интернет, зарубежные мультики). Они  не знают, как и не умеют проводить совместный досуг со своим ребенком. Задача педагогов научить и показать родителям, как можно отдохнуть вместе и как совместное времяпровождение влияет на психоэмоциональный фон ребенка, и как при этом укрепляются взаимоотношения между всеми членами семьи.

Цель  нашей методической работы заключается в оказании помощи педагогическим  работникам при организации совместной досуговой деятельности детей и родителей.

        Задачи:

  1. Разработать методический материал, направленный на оказание помощи педагогам при организации досуговых мероприятий, направленных на совместное времяпровождение детей и родителей.
  2. Обозначить наиболее продуктивные досуговые мероприятия по укреплению детско-родительских отношений.
  3. Ориентировать педагогов, родителей, детей на партнерские отношения в области  духовно-нравственного и физического воспитания.

Нам  известно, что ценностные ориентации формируются, складываются,

развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия. Только в условиях реального взаимодействия, можно выстроить следующую иерархию ценностей; семья, здоровье, духовность, забота друг о друге. Наша задача при планировании и разработки мероприятий совместной досуговой деятельности родителей и детей ориентироваться на вышеперечисленные ценности.

Содержательная часть

        Прежде чем провести мероприятие (независимо спортивное оно («Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.п.), либо культурно – досуговое (всевозможные выставки, литературные вечера, конкурсы), либо тематическое, посвященные календарным событиям) необходимо придерживаться следующих этапов:

I этап. Формирование цели (для чего и зачем необходимо данное мероприятие, и на какой результат оно направленно).

II  этап. Планирование. На данном этапе могут применяться следующие структурные элементы:

 - название мероприятия;

 - форма проведения мероприятия;

 - место и время проведения мероприятия;

 - материалы и необходимое оборудование для проведения мероприятия;

 - участники мероприятия.

III этап. Организационный. На данном этапе происходит сбор и обработка информации. Разрабатывается сценарий.

VI  этап. Проведение мероприятия.

V этап. Подведение итогов (анализ мероприятия).

        При организации совместной досуговой деятельности детей и родителей наиболее эффективными и продуктивными формами мероприятий в нашей образовательной организации являются:

-совместные выставки;

-спортивные мероприятия;

-концерты;

-тематические вечера.

        Данные мероприятия всегда повышают эмоциональное настроение всех участников воспитательного процесса, в них проявляется духовная близость, теплые взаимоотношения, забота друг о друге. Родители с удовольствием проводят досуг со своими детьми, особенно, если мероприятия проходят в выходные дни. Именно в эти дни у детей и родителей появляется возможность продуктивно и с пользой провести время всей семьей.

        Традиционной формой проведения досуговой деятельности родителей и детей в нашей организации стало спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья», ежегодно количество желающих участвовать в данном мероприятии увеличивается. В этом году мы решили выйти за рамки проведения данного мероприятия в формате спортивного зала. Как показала практика, спортивного зала уже  не хватает. Педагогическим коллективом было принято решение провести данное мероприятие на стадионе парка культуры и отдыха имени Д.Н. Грищенко.

        Мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья»

Цель мероприятия: укрепление детско-родительских отношений через проведение совместной досуговой деятельности, а также приобщение семьи к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Подготовить и провести спортивное мероприятие, участником которого является семья.
  2. Способствовать приобщению родителей и детей к совместному препровождению, а также к здоровому образу жизни.
  3. Зарядить участников спортивного мероприятия положительными эмоциями, поднять их эмоциональное настроение, научить их работать вместе в команде, выработать у них чувство ответственности и заботы друг о друге.


Предварительный просмотр:

Папа, мама, я – спортивная семья

Спортивный зал украшен плакатами, шарами, эмблемой «Папа, мама, я – спортивная семья».

Подготовить стол для жюри, места для болельщиков.

Звучит весёлая музыка.

 Оборудова-

ние

Гимнастические скамейки, баскетбольные мячи, воздушные шары, стойки (контрольные стойки по счету команд), кегли обручи, ватман,   фломастеры   для каждой команды, мячи-прыгунчики, свисток для ведущего, скакалки по одной на команду, спальные мешки(5 штук)

Ведущий

Добрый день, дорогие друзья!

Позвольте открыть наш чемпионат по-семейному троеборье

«Папа, мама, я – спортивная семья».

Звучат короткие фанфары.

Ведущий

Сегодня первый день весны и наши  состязания посвящены славному празднику – Международному женскому Дню 8 марта.

Пользуясь, случаем, поздравляем всех мам и девочек с праздником весны! Желаем крепкого здоровья, девочкам успехов в учебе, и конечно побед в сегодняшнем мероприятии.

Ведущий

Это очень здорово, что у нас есть стремление подружиться друг с другом и приятно видеть людей с доброй, приветливой улыбкой и счастливым взглядом.

А если это семья – это приятно вдвойне!

Ведущий

Сегодня на ваших глазах разыгрываются семейные соревнования самых смелых и решительных, самых находчивых и веселых, самых творческих и музыкальных.

Ведущий

Но не важно, кто станет победителем в нашем состязании, а победитель обязательно будет, главное, чтобы все мы почувствовали атмосферу праздника, атмосферу доброжелательности, взаимного уважения и понимания.

Раз, два, три, четыре –

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять –

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я  -

Вот и вся моя семья!

Ведущий

А сейчас мы познакомимся с главными действующими лицами нашего праздника.  

Звучит спортивная музыка, вызываются семьи.

1

Аплодисментами встречайте наших участников, спортивную семью:

Чудайкиных

Мама – Галина Ивановна, спорт любит с детства. Играла в баскетбол, волейбол, бегала на лыжах и, конечно же, побеждала.

Папа – Дмитрий Леонидович. Отлично поднимает тяжёлые гири, качает пресс. Очень сильный и смелый.

Капитан команды: Вероника – очень любит физкультуру, играть в мяч, прыгать на скакалке и играть на свежем воздухе.

Общий вес команды: 167 кг.

Суммарный рост команды: 4метра 84см.

 2

Аплодисментами встречайте наших участников, спортивную семью:

Кубан

Мама – Людмила  Сергеевна,  учитель Тымовской средней школы №1, очень любит отдыхать на природе и крутить педалями,  т.е. уважает транспорт  - велосипед.

Папа – Александр Александрович, очень любит смотреть футбол, всегда оживленно болеет за Россию  

Капитан команды: Артур – очень любит рисовать,  посещает художественную школу.  Девиз по жизни семьи Кубан: помни прошлое, цени настоящее, верь в будущее.

Общий вес команды: 208 кг.

Суммарный рост команды: 4метра 85см.

 

3

Аплодисментами встречайте наших участников, спортивную семью:

Бабиковых

Тетя – Елена Сергеевна – увлекается вязанием.

Дядя – Виталий Сергеевич, работает в полиции, увлекается спортом в особенности футболом.

Капитан команды: Екатерина – очень творческая девочка. Увлекается вольной борьбой, посещает объединение макраме, читает выразительно, красиво стихи.

Общий вес команды: 160кг.

Суммарный рост команды: 4метра 79см.

4

Аплодисментами встречайте ещё одну    спортивную семью:

Мама –    Наталья Юрьевна,  медицинская сестра хирургического отделения,       очень любит отдых на природе, на море всей семьей. Устраивать детям красивые, веселые праздники.

Максим Андреевич – очень любит ловить рыбку и готовить на костре уху для всей семьи, бокс для него один из любимых видов спорта.

Капитан команды: Диана – творческая девочка, поет, танцует. Очень любит читать книги, рисовать, играть с младшей сестрой. Дарить подарки, сделанные своими руками.

Общий вес команды: 185 кг.

Суммарный рост команды: 4 метра 84см.

Друзья, в каждой команде есть группа поддержки, давайте тоже их поприветствуем громкими аплодисментами!

Ведущий

 Для представления жюри звучит музыка.

Но как заведено правилами, в соревнованиях всегда есть жюри.

Разрешите представить самое доброе, справедливое, честное жюри в составе:

1.Председатель жюри -Тиньгаева А.О.

2.Кухтина О.Ю.  –зам. директора по ВР МБОУ СОШ №3

3.Колесниченко О.И. – зам. директора по УВР МБОУ ДОД ДЮЦ

4.Матвиенко Т.С. – методист МБОУ ДОД ДЮЦ

5. Учащийся группы «Поиск» при Детско-юношеском центре Девяткин Николай.

Внимание: ОЦЕНИВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТЫ  КОНКУРСА БУДУТ  ПО ПЯТИБАЛЬНОЙ  СИСТЕМЕ.

Каждые два конкурса жюри будет объявлять итог.

ЖЮРИ ИМЕЕТ ПРАВО СНЯТЬ 1 БАЛЛ ЗА НАРУШЕНИ ПРАВИЛ.

Но я думаю, что этого не случиться!

Ведущий

В проведении конкурсов мне будут помогать замечательные девушки, спортсменки, активистки: Кристина, Дарья, Ангелина, Олеся и Эля.  

  Приветствуем их!

Ведущий

Затей у нас большой запас,

И все они, друзья, для вас!

И сейчас без опозданья

Начинаем состязанье.

Звучит короткая веселая музыка.

Ведущий

Первый конкурс – это домашнее задание 

Помощники готовят реквизиты к «Визитка», т.е. команды поочередно должны представить себя. Учитывается в этом конкурсе: НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ, ЭМБЛЕМА, ДЕВИЗ.

следующему конкурсу.

Ведущий

Когда идешь на штурм ты эстафеты,

Победа нам не очень - то видна.

Но все равно дойдем мы до победы,

Ни пуха вам, команды, ни пера!

Ведущий

Второй конкурс «Веселая  семейка».

Задание:

В этой эстафете первыми начинают папы.

По сигналу ведущего папы бегут до Контрольной стойки, обегают  ее и возвращаются обратно. Берут за руку маму вместе  с мамой бегут до КС, не расцепляю рук, обегают её, возвращаются, берут за руку ребенка и уже втроем бегут до КС и обратно. Во время бега руки расцеплять нельзя. Побеждает команда, которая первая закончит конкурс и, не нарушив правила.

Стойка

(контрольная стойка)

Ведущий

   По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Музыка

Ведущий

Дорогие друзья, пока жюри подведут итоги и озвучат их, а наши участники немного отдохнут, я предлагаю   игру с

болельщиками.

Загадки.

За правильный ответ дается жетон.

В конце мероприятия подведем итог, у кого из болельщиков больше жетонов, будет награжден.

Слово предоставляется  жюри.

Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу.

Ведущий

Третий конкурс.  «Эстафета с воздушным шариком – колодец».

Задание.

 По сигналу ведущего первый участник – ребенок, ведет воздушный шарик клюшкой. Около КС без помощи рук (только с помощью клюшки) загоняет мяч в ведро. После чего берет мяч руками, берет клюшку и бежит, обратно передав эстафету следующему участнику – маме. Мама выполняет то же самое, а после то же самое выполняют папы. Побеждает команда, которая быстрее всех закончит эстафету не нарушив правил.

Музыка.

Клюшки 5шт., воздушные

Шарики 5 шт. ведро 5 шт.

 

   По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу.

Ведущий

Четвертый конкурс. « Привал»

Задание.

Первыми бегут папы, неся в руке воздушный шар. Добежав до спального мешка, должны сесть на шар так, чтобы он лопнул, а затем забраться  в спальный  мешок, застегнуть, крикнуть «я самый быстрый», расстегнуть и вернуться к своей команде. Следующие бегут мамы, выполняют боковой галоп, забираются в мешок, застегиваются, кричат «я самая веселая», расстегиваются и бегут обратно.

Далее бегут дети на четвереньках, забираются в мешок, застегиваются, кричат «поздравляю мамочку», расстёгивают и бегут быстро обратно.

Побеждает команда, первая справившаяся с заданием. 

 5 спальных  мешков, воздушный шары 5 штук.

 

   По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Слово предоставляется  жюри.

(если жюри не готовы, провести игру со зрителями)

Игра со зрителями

За правильный ответ дается жетон.

Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу.

Ведущий

Пятый конкурс «Фантазия на тему детских песен».

Задание.

За одну минут команда рисует сюжет, посвященный предложенной детской песне, а зрители  пытаются разгадать название.

Выбор песни делает ребенок, доставая из конверта карточку с названием песни.

Внимание! Оценка   жюри – один балл за выполнение, ноль – за невыполненное задание.

Запись песен, ватман 5 шт., фломастеры 5шт.

Песни:

1.«Улыбка».

2. «Чунга-Чанга».

3. «Голубой вагон».

4. «Песенка Львенка»

5. « В траве сидел кузнечик»

   По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу.

Ведущий

Не бойтесь дети дождя и стужи,

Почаще приходите на стадион,

Кто с детских лет со спортом дружит

Всегда здоров, красив и ловок и силён.


Шестой конкурс « Самый сильный папа»

Задание.

Сейчас все команды спешат на стадион, на улице идет дождь. Папа несет за спиной ребёнка, обходя лужи (расставить кегли), а мама бежит за ними, укрывая ребенка зонтом от дождя. Добегаем до КС и обратно.

 (Каждой команде выдается зонт).

 

5 зонтов,

расставить кегли (препятствия для каждой команды по 5 кеглей)

   По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Слово предоставляется  жюри.

(если жюри не готовы, провести игру со зрителями)

Игра со зрителями:

Кто больше назовёт  слов относящих к спорту   на заданную букву.

 

Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу.

Ведущий

Седьмой конкурс «Взаимодействие и солидарность».

Задание.

Эстафета.  

Ребенок с платком в руках стоит на линии старта.

Папа с мамой стоят лицом  друг к другу и прижимают баскетбольный мяч грудью, переносят до КС и обратно.

 Подбегают к ребенку завязывают ему платок на голову. После ребенок берет мяч (БОЛЬШОЙ) и прыгает до КС     и   обратно.  Мама берет скакалку и прыгает до КС и обратно. Папа в позе «КАРАКАТИЦА» бегут до КС и обратно.

Побеждает та команда, которая первая закончит конкурс.

Платочек, большой мяч (резиновый с ушками для детей), скакалка, баскетбольный мяч.

(на 5команд)

По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Ведущий

Восьмой конкурс «Кто первый».

Уважаемые участник, а знаете ли вы, под каким девизом выступают  российские спортсмены?

 («Быстрее, выше, сильнее»)

Задание:

Контрольной стойкой в данный момент, будет служить обруч. В нем лежат карточки, на которых написаны буквы. Каждый из участников берет по одной карточке и приносит к себе в команду. Затем, вы должны собрать девиз российских спортсменов.

Начинают первыми мамы, до обруча они прыгают на скакалке, берут одну карточку и возвращаются бегом, затем обычным бегом выполняют задание дети,   далее папы ведут мяч клюшкой, обводя каждую кеглю, берут карточку и возвращаются, вновь ведя мяч. И так, пока задание будет не выполнено.

Побеждает команда, которая первая соберет девиз.

Обруч – в нем

 лежат  карточки, на которых  написаны буквы, скакалки,   кегли, клюшка и мячи

По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Ведущий

Слово предоставляется  жюри.

(если жюри не готовы, провести игру со зрителями)

 

Помощники готовят реквизиты к следующему конкурсу.

Ведущий

Девятый конкурс «Найди свою маму».

В этом конкурсе участвуют мамы и дети.

А папа только переживают и не подсказывают.

Задание.

Мамы садятся на стулья, руки убирают за спину, ребенку завязывают глаза, среди всех мам, ребенок должен найти свою маму (по прическе или другим отличительным признакам).

5 стульев,

5 шарфов.

По сигналу начинают выполнять задания. Звучит песенка про маму.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Ведущий

Дорогие друзья. Сейчас мы проведем последний самый решающий конкурс.

А называется он: «Мы самая дружная семья! Ура!»

Задание.

Каждый участник берет в руки по одному воздушному шарику. Взявшись за руки: папа, мама, ребенок, вы должны добежать до стенки прикрепить букетиком к стене свои шары, затем крепко обняться и крикнуть: «Мы самая дружная семья! Ура!».

Шары  (с ниткой) на каждого участника, скотч.

По сигналу начинают выполнять задания. Звучит музыка.

Ведущий комментирует выполнения конкурса.

Подведение  итогов конкурса – игра со зрителями (по жетон)

Ведущий

Дорогие друзья! Вот закончилось наше спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья». Хочется отметить ловкость, быстроту, сообразительность всех участников команд. Сейчас жюри предстоит самый ответственный и волнительный момент – общее подведение итогов.

Пока наше мудрое, компетентное жюри будет подводить итоги, я приглашаю всех гостей, болельщиков и участников на замечательный танец «Танец маленьких утят».

«Танец маленьких утят».

Ведущий

Ну, что дорогие друзья, слова  предоставляется  ЖЮРИ.

Музыку для награждения.

Ведущий

Всем спасибо за внимание,

За задор, за звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говори вам: До свидания,

До счастливых, новых встреч…

Фото на память о мероприятие.

Звучит музыка, все расходятся.

Перечень используемой литературы:

  1. Галина Е.  Функции семьи как социального института.  www.fb.ru

(информационно-аналитический журнал)

  1. Золина В., Кольнакова Е. Оригинальные школьные праздники и вечера.: Центрополиграф, 2012 – с.224
  2. Исаенко В. Как подготовить праздник для детей// Воспитание школьника, 2004 - №8 – с.24-26
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ // Вестник образования России, 2013 - №3-4 – с.1-159


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Проблемы совместной досуговой деятельности родителей и детей".

          Конспект родительского собрания о проблемах организации совместного досуга взрослых и детей.             ...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Творческая мастерская»

Иногда взрослые ломают голову: чем же заняться с ребенком? Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, рассчитанный на возраст 5 -7 лет, который поможет Вам ответить на этот вопрос. Ответом мож...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

В статье рассказываю о том, какие формы организации  совместной деятельности с родителями и детьми  использую в своей работе как классный руководитель....

статья "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"

Статья содержит описание новых форм  организации совместной деятельности детей и родителей класса....

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса".

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"....