Семинар-практикум по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД»
методическая разработка на тему

Цель:

актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях

Задачи:

-  Осмыслить понятия компетентность и компетенция;

-  Определить профессиональную компетентность педагога;

-  Обосновать зависимость уровня освоения УУД от уровня профессиональной компетенции педагога;

-  Выделить педагогические компетенции при решении педагогических задач;

-  Приобрести практический опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по теме

 «Формирование профессиональной компетентности педагогов

по организации освоения учащимися УУД»

Цель:

актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях

Задачи:

  • Осмыслить понятия компетентность и компетенция;
  • Определить профессиональную компетентность педагога;
  • Обосновать зависимость уровня освоения УУД от уровня профессиональной компетенции педагога;
  • Выделить педагогические компетенции при решении педагогических задач;
  • Приобрести практический опыт.

Ход семинара-практикума:

МИЛЮКОВА С.Н. 

  1. Организационный момент.

Приветствие. Уважаемые коллеги! Доброе утро!

С каким настроением Вы сегодня пришли на методическое совещание?

Как мы с Вами сегодня будем работать? (активно, практическая значимость,..)

Оцените свою готовность к работе:

 предлагаем на листочках «Шкала оценки» определить свою готовность по данным критериям Активность, Практическая значимость.

  1. Мотивационный момент

- Понятно, что увеличение автономии школ, объемов финансирования и снижения числа учеников в классе не могут повысить качество школьного образования. Согласно данным некоторых исследований, рост качества образования не может быть достигнут лишь в ходе изменения организационной структуры, финансирования и децентрализации системы образования. Ясно, что повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Мы с Вами понимаем, что «учащиеся в классах высококвалифицированных учителей развиваются быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».

- Таким образом,  по нашему мнению, для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности учителей, уровня профессиональной компетентности. И наверное, при этом главные условия развития

- способность осознавать недостатки своей профессиональной деятельности,

-владение передовыми педагогическими технологиями,

-мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.


  1. Теоретическая часть

Тема

«Формирование профессиональной компетентности педагогов по организации освоения учащимися УУД» (СЛАЙД 1)

???? Какую цель можно сформулировать для сегодняшнего семинара?

Учителя предлагают цели и задачи

-Цель: актуализация необходимости развития профессиональной компетентности педагога в современных условиях (СЛАЙД 2)

-Задачи: (СЛАЙД 2)

  • Осмыслить понятия компетентность и компетенция;
  • Определить профессиональную компетентность педагога;
  • Обосновать зависимость уровня освоения УУД от уровня профессиональной компетенции педагога;
  • Выделить педагогические компетенции при решении педагогических задач;
  • Приобрести практический опыт.
  • МИЛЮКОВА С.Н. 

-Словарь (СЛАЙД 3)

На слайде

Пояснение

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Иными словами, компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).

Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности

Компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение). 

Профессиональная компетентность

педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях.

ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Основные компетенции современного учителя: умения учиться со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними  определять наиболее подходящий для него учебный материал  или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности. Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «…освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».

Развитие умения учиться становится первым шагом к самообразованию и самовоспитанию учащихся и основано на следующих ценностных ориентирах образования:

  • Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания;
  • Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценки);
  • Достижение метапредметных результатов через овладение способами учебной деятельности, формирование учебных действий.

Для осмысления этих приоритетов нам необходимо определиться с ответами на такие вопросы:

  • ???«Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?»
  • ???«Как организовать деятельность учащихся для реализации задачи формирования УУД?»

Актуализация знаний (СЛАЙД 4)

МИЛЮКОВА С.Н. 

На прошлом методическом совещании мы с Вами рассматривали тему «Приемы педагогической техники для формирования УУД.»

Универсальные учебные действия (УУД)- это совокупность действий учащихся, обеспечивающих их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса своего обучения вместе с постоянной самооценкой своих результатов.

(СЛАЙД 5)

Рассмотрели виды УУД:

  • регулятивные,
  • коммуникативные,
  • познавательные,
  • личностные. 


Работа в группах (группы по 4-5 человек)

??? «Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?»

  1. работа в группах

УУД

Профессиональные компетенции педагога

Заполняют учителя

  1. группы представляют свой результат…
  2. обобщение работы, раздача готовых таблиц…

УУД

Профессиональные компетенции педагога

Регулятивные

  • Целеполагание 
  • Планирование 
  • Прогнозирование
  • Контроль 
  • Коррекция
  • Оценка

Организационные

  • Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю,  коррекции деятельности
  • Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха
  • Умение организовать процесс рефлексии на уроке.

Коммуникативные

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • Постановка вопросов Разрешении конфликтов 
  • Управление поведением партнера
  • Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли

Коммуникативные

  • Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности;
  • речевая и коммуникативная культура.

Познавательные

  • общеучебные, 
  • логические,
  • постановка и решение проблем.

Интеллектуальные

Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации;
  • Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением деятельности ученика;
  • Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке;
  • Способность выделять и решать профессиональные проблемы,
  • способность применять приемы проблематизации в учебном процессе.

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • нравственно-этическая ориентация

Личностые

  • Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся  личности.
  • Мотивация профессиональной деятельности.

УУД

Пояснение

Профессиональные компетенции педагога

Регулятивные

Целеполагание Планирование Прогнозирование

Контроль 

Коррекция

Оценка

Прогнозирование Коррекция

Оценка

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; 
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном обнаружения отклонений и отличий от эталона; 
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 
  • Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 
  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Организационные

Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю,  коррекции деятельности

Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха

Умение организовать процесс рефлексии на уроке.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка вопросов Разрешении конфликтов 

Управление поведением партнера

 Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
  • Разрешении конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 
  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; 
  • Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные

  • Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности;
  • речевая и коммуникативная культура.

Познавательные

общеучебные, 

 логические действия,

действия постановки и решения проблем.

  • общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Логические универсальные действия:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Интеллектуальные

Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации;
  • Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением деятельности ученика;
  • Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке;
  • Способность выделять и решать профессиональные проблемы,
  • способность применять приемы проблематизации в учебном процессе.

Личностные

самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
  •        самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  •        смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  •        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Личностные

  • Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся  личности.
  • Мотивация профессиональной деятельности.


МИЛЮКОВА С.Н.

Таким образом, чтобы реализовать метапредметную технологию, педагог САМ должен обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти компетенции тоже должны носить характер универсальности,

во-первых, для того, чтобы формировать у детей УУД, нужно знать, « с чем это едят», т.е. на практике узнать как «работают» УУД и как отслеживать и оценивать; во- вторых, если учитель сам владеет универсальными действиями, то может служить моделью поведения для своих учеников.


  1. Практическая часть .

МИЛЮКОВА С.Н. 

Решение педагогических задач

-Урок Квадратные уравнения

(Тип урока: урок изучения нового материала)

Работа в группах

  1. заполнить таблицу
  2. проговорить по группам

Урок                      Квадратные уравнения

Этапы урока

Формы организации деятельности

УУД

Профессиональные компетенции учителя

Актуализация знаний

 Устная работа. Какие из данных уравнений являются квадратными. Назовите их коэффициенты.

а) -3х2+6х+9=0; б) 4х3-5х-2=0; в) –х2+6х=0; г) -25х+1=0; д) 9х2-5=0; е) 8х2=0.

2) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой в парах.

Решить уравнение способом выделения квадрата двучлена.

1 вариант:

 а) х2+10х+25=0; б) х2-4х-12=0; в) 3х2-5х-8=0

2 вариант:

а) х2+12х+36=0; б) х2+6х+5=0; в) 3х2-5х-8=0

формирование коммуникативных

познавательных регулятивных действий

Изучение нового материала

  1. Решить уравнение ах2+bх+с=0.  

Сформулировать  понятие дискриминанта (Учащиеся, работая с учебником, находят и сами дают определение данного понятия).

3) Записать формулы корней квадратного уравнения. (Учащиеся работают совместно с учителем).

4) Сформулировать  алгоритм решения квадратного уравнения с использованием данных формул (Учащиеся предлагают варианты алгоритма).

5) На примере решения уравнения  3х2-5х-8=0 проиллюстрировать применение выведенных формул  и алгоритма. Сравнить данный метод с методом выделения полного квадрата, применяемым ранее для решения квадратных уравнений, и сделать вывод о необходимости изучения данного метода.    (Учащиеся работают совместно с учителем).

формирование личностных

коммуникативных

познавательных регулятивных

Закрепление нового материала

 Практическая работа. 

(Один учащийся работает у доски, другие работают в тетрадях и   помогают ему с места).

Задание №1.  Определите количество корней квадратного уравнения:

а) 4х2+х-8=0 (Ответ: 2); б) 9х2-6х+1=0 (Ответ:1);  в) 2х2+5х+6=0 (Ответ:0)

Задание №2. Решите уравнение:

а) 2х2-5х-3=0 б) х2+4х+4=0 в) 4х2=2  г) 3х2+11х+6=0

Задание №3. При каком значении а уравнение  имеет различные корни.

Задание №4. Выразите переменную х из уравнения х2-5bх+6b2=0.

познавательных  общеучебных и логических действий

коммуникативные

Домашняя работа

Рефлексия урока (Итоги урока подводят учащиеся)

 

Решите уравнение: а) 6х2-3х+2=0; б) х2+36х=-81; в) 9х2-7х+10=0; г)х 2+4х-1=0

регулятивных действий познавательных действий


МИЛЮКОВА С.Н. 

Педагогическая задача. Задача

Фронтальная работа (СЛАЙД  6-7)

В 9 класс вошла учительница математики. Поздоровавшись, села за стол и открыла классный журнал. Вдруг скрипнула дверь, и через порог по-лягушачьи скакнул ученик.
Учительница опешила. Класс мгновенно замер. Что-то будет. Ребята завозились, предвкушая скандал.

 ????? Как бы Вы поступили в данной ситуации?... 

Но минута, вторая прошла, учительница подождала, пока озорник сел на место, и добавила спокойным голосом:
- Продолжим урок. Как я вам уже сказала…

?????Какие компетенции помогли Учителю грамотно  разрешить данную ситуацию?  

Действительно, как позже оказалось, на этом «пустячке» не стоило заострять внимания. Весь сыр-бор разгорелся по вине девочек. Им взбрело в голову обвинить смирного парнишку в трусости. Тот сопротивлялся. Они потребовали доказательства, что он не трус, и придумали для него экзамен – войти в класс на четвереньках. И парнишка совершил то, в чем искренне раскаялся.

 МИЛЮКОВА С.Н.

Задание «Рукавичка»

Инструкция: «Уважаемые коллеги, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор нарисовать, а потом приступать к рисованию».

Показатели уровня выполнения задания   Зачитать …

??? Какие педагогические компетенции (способности) помогли при выполнении такого на первый взгляд простого задания?…

  1. Выводы

МИЛЮКОВА С.Н.

Таким образом, получается своеобразная «матрешка»:

внутри - ученик с формируемыми УУД, снаружи - сопровождение- учитель с универсальными профессиональными компетенциями.

Уровень освоения УУД зависит от уровня профессиональной компетенции учителя.

МИЛЮКОВА С.Н. 

Трудности

Но мы при внедрении технологий формирования УУД испытываем достаточные затруднения:

  • Страх перед нововведением;
  • Инертность педагогического мышления (установка на старые, проверенные формы)
  • Боязнь отхода от предметного преподавания, т.к. придется перестраивать работу в целом, а еще неизвестно получится ли?

Работа в группах

  1. Заполнить
  2. Мне проговорить пути преодоления

Трудности

Пути их преодоления

Неприятие идеологии ФГОС

Отсутствие мотивации

Инертность педагогического мышления

Давление стереотипов

Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности

Отсутствие практики работы с нормативными документами

Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности

Неумение устанавливать субъект- субъектные отношения

Недостаточно развиты рефлексивные навыки

Неумение организовать работу в режиме деятельностного подхода

Нежелание учитывать метапредметный характер УУД

 

(проговорить) ???

МИЛЮКОВА С.Н.

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога

  • Обучение на курсах повышения квалификации,  в том числе в дистанционном режиме и др.
  • Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
  • Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
  • Участие в различных конкурсах.
  • Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
  • Обобщение и распространение опыта.
  • Аттестация.
  • Творческий отчет.
  • Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий
  • Самообразование.
  • Разработка системы стимулирования деятельности учителя

  1. МИЛЮКОВА С.Н.  Решение семинара практикума

-Таким образом, можно подвести итоги нашей работы:

Чтобы реализовать метапредметную технологию, МЫ САМИ должены обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти компетенции должны носить характер универсальности, для того чтобы формировать у детей УУД  надо знать как «работают» УУД и как отслеживать и оценивать их. Т.е. Уровень освоения УУД зависит от уровня профессиональной компетенции учителя.

МИЛЮКОВА С.Н.

Решение:

  • Сформулировать методическую тему с требованиями ФГОС на следующий учебный год;
  • Ознакомиться с программой по ФГОС по предмету и структуре рабочей программы;
  • Повышать профессиональную компетентность через саморазвитие, самоанализ,  курсовую подготовку
  • Познакомиться с новыми требованиями к структуре урока при разработке конспектов;

  1. МИЛЮКОВА С.Н.    Своя рефлексия

-Недостаточное понимание темы, целей задач, функции

 Страх, Вдруг не получиться…

  1. МИЛЮКОВА С.Н.

Рефлексия педагогов

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

МИЛЮКОВА С.Н.

В наших руках возможность формировать свою педагога как личность, тем самым формировать ученика как личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

-Задание «Все в наших руках».

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • Мизинец – для меня было недостаточно

МИЛЮКОВА С.Н.

Ладошки собрать

«Шкала оценки» 

  • активность,
  • практическая значимость;
  • оценка своей деятельности на семинаре.

Всем Спасибо за работу!!!!!! (СЛАЙД )



Предварительный просмотр:

УУД

Профессиональные компетенции педагога

Регулятивные

  • Целеполагание 
  • Планирование 
  • Прогнозирование
  • Контроль 
  • Коррекция
  • Оценка

Организационные

  • Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю,  коррекции деятельности
  • Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха
  • Умение организовать процесс рефлексии на уроке.

Коммуникативные

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • Постановка вопросов Разрешении конфликтов 
  • Управление поведением партнера
  • Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли

Коммуникативные

  • Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности;
  • речевая и коммуникативная культура.

Познавательные

  • общеучебные, 
  • логические,
  • постановка и решение проблем.

Интеллектуальные

Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации;
  • Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением деятельности ученика;
  • Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке;
  • Способность выделять и решать профессиональные проблемы,
  • способность применять приемы проблематизации в учебном процессе.

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • нравственно-этическая ориентация

Личностые

  • Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся  личности.
  • Мотивация профессиональной деятельности.

УУД

Пояснение

Профессиональные компетенции педагога

Регулятивные

Целеполагание Планирование Прогнозирование

Контроль 

Коррекция

Оценка

Прогнозирование Коррекция

Оценка

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; 
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном обнаружения отклонений и отличий от эталона; 
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 
  • Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 
  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Организационные

Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю,  коррекции деятельности

Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха

Умение организовать процесс рефлексии на уроке.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка вопросов Разрешении конфликтов 

Управление поведением партнера

 Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
  • Разрешении конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 
  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; 
  • Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные

  • Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности;
  • речевая и коммуникативная культура.

Познавательные

общеучебные, 

 логические действия,

действия постановки и решения проблем.

  • общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Логические универсальные действия:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Интеллектуальные

Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:

  • Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации;
  • Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением деятельности ученика;
  • Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке;
  • Способность выделять и решать профессиональные проблемы,
  • способность применять приемы проблематизации в учебном процессе.

Личностные

самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
  •        самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  •        смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  •        нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Личностные

  • Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся  личности.
  • Мотивация профессиональной деятельности.



Предварительный просмотр:

Трудности

Пути их преодоления

Неприятие идеологии ФГОС

Отсутствие мотивации

Инертность педагогического мышления

Давление стереотипов

Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности

Отсутствие практики работы с нормативными документами

Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности

Неумение устанавливать субъект- субъектные отношения

Недостаточно развиты рефлексивные навыки

Неумение организовать работу в режиме деятельностного подхода

Нежелание учитывать метапредметный характер УУД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Формирование нравственных ценностей подростков посредством организации их деятельности в школьном временном передвижном музее "Народные промыслы"

Моё выступление на зональном проблемно - тематическом семинаре классных руководителей  - отчёт о работе с обучающимися и создании в школе временного передвижного музея "Народные промыслы Подмоско...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Мастер-класс на тему "Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством сочетания интерактивных технологий и ИКТ"

В мастер - классе показано удачное сочетание приёмов интерактивной технологии и ИКТ, которое даёт наилучшие результаты в работе педагога. Такое сочетание можно применять во всех классах как на уроках ...

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

Опыт работы по теме "Формирование здоровья и здорового образа жизни у учащихся"

В статье представлен опыт работы школы по формированию здоровья и здорового образа жизни у учащихся....

Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...