ШКОЛЬНЫЙ МИР Адаптация детей к школе после летних каникул
статья на тему

Щукина Елена Ивановна

Школьная  адаптация детей в школе после летних каникул

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_mir.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ЩУКИНА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ШКОЛЬНЫЙ МИР

Адаптация детей к школе после летних каникул

Любить детей – этого мало,

надо знать их, а этому надо учиться.

М.Н. Гернет

В последнее время уделяется много внимания вопросу «Адаптации детей к школе».

Феномен адаптация связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

 Адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, и как пройдет период адаптации, привыкание, приспособление к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующих классах.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и социального окружения.

В переходный, адаптационный период вступают не только первоклассники, но и учащиеся 5-х и 10-х классов, ведь эти дети оказываются в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется их место в системе социальных отношений: они впервые начинают заниматься общественно значимой деятельностью, получают новые права и обязанности, попадают в другую систему взаимоотношений с окружающими.

Школьная адаптация – особый и сложнейший период адаптации в жизни ребенка. Психика ребенка испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни. Он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителей и родителей. В связи с этим могут возникнуть определенные адаптационные затруднения, которые отрицательно сказываются на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

Поступив в школу, ребенок становится школьником не сразу. Это становление происходит на всем протяжении обучения в начальной школе. Все дети в начале обучения сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми. Такие дети из начальной школы переходят в подростковый возраст, нередко создавая основу для девиантного поведения.

Создавая определенные объективные трудности, новая социальная ситуация требует от ребенка сложной психологической перестройки.  Ребенку, жившему преимущественно эмоциями, спонтанными желаниями, игрой, приходится учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителей. На протяжении 4-6 уроков он должен концентрировать внимание на учебном материале, а это очень трудно для детей данных возрастов.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер и сформированность коммуникативных навыков, при переходе к школьному обучению. Неразвитость или незрелость любой из выше перечисленных сфер, может непосредственно привести к дезадаптации.

Школьная дезадаптация – это образование у ребенка неадекватного отношения к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышение тревожности и т.д.

Статистика исследования адаптации детей к школе за последние два года, показала, что можно выделить 3 группы детей:

1 группа – хорошо адаптированные дети, т.е. легко включались в школьную жизнь. Это дети из благополучных семей, где родители уделяют много времени их развитию, формируют положительную мотивацию к обучению. Они хорошо подготовлены к школе, обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с окружающими, с удовольствием отвечают на вопросы. Эти качества позволяют им повысить учебную мотивацию.

2 группа –со средней степенью адаптации. Они отличаются неравномерностью развития, т.е. при достаточно высоких показателях развития мышления страдает произвольность поведения. Эти дети инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнить задание или правильно ответить, требуют постоянного внимания со стороны учителя. В эту группу входят дети, не посещавшие ДОУ. С плохо развитой мелкой моторикой, и  с нарушением интеллектуальной деятельности.

3 группа – множественные нарушения в различных сочетаниях:

- недостаточная произвольность психических функций;

- чрезмерная расторможенность;

- низкая мотивация;

- низкая интеллектуальная деятельность.

Данная группа детей шумно ведет себя на уроках и переменах, делают все быстро, и как попало, с большим трудом переключаются с одного вида на другой, плохо отвечают на вопросы, считают на пальцах, не умеют выделять главного, не применяют ранее усвоенные правила.

Дезадаптация может быть вызвана следующими причинами:

Особенностями нового школьного режима (режимные трудности).

Необходимостью установления взаимоотношений с новыми людьми, одноклассниками, учителями (коммуникативные трудности).

Изменением положения ребенка в семье (семейная обстановка)

Особенностями семейного воспитания.

Содержанием учебного материала (не вызывающего достаточного интереса у детей)

Данные причины приводят к несформированности навыков и приемов учебной деятельности, к снижению успеваемости, мотивации учения, негативному эмоциональному отношению к школе, высокой тревожности, низкой работоспособности, двигательной расторможенности, трудностям в общении с окружающими, невозможности контролировать и управлять своим поведением, вниманием. Учащиеся становятся недисциплинированными, невнимательными, безответственными, т.е. не могут приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей своего темперамента.

Все это осложняет сам учебный процесс. Однако, независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации происходит. Поэтому, необходимо чтобы адаптационный процесс в школе, прошел интенсивно, безболезненно. Нужно помочь детям познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами и требованиями.

Профилактика и пути преодоления школьной дезадаптации.

Профилактика школьной дезадаптации может проводиться по двум  направлениям:

-совершенствование школьной среды, педагогического процесса;

-профилактика и коррекция нарушений психического развития ребенка, создание условий для психического развития ребенка, обеспечивающего его «готовность» к тем или иным изменениям.

Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимо помнить, что адаптационный период в школе предназначен для обеспечения доброжелательной атмосферы и возможности учителю и ученику принять друг друга в новой для них социальной ситуации. Необходимо провести:

- работу с родителями (проведение родительских собраний по ознакомлению с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказать о первых трудностях и успехах детей, о возможной помощи, как детям, так и родителям со стороны учителей и психологов школы);

- работу с учителями (разработать программы адаптационного периода с учетом индивидуальных особенностей детей, обеспечение условий для проведения адаптационного периода – создание атмосферы доброжелательности; привлечение других специалистов, проведение психолого-педагогического совещания с целью осмысления результатов адаптационного периода);

- работу с детьми:

1 класс (познакомить детей друг с другом; создать доброжелательную атмосферу в классе; дать почувствовать детям, себя членами нового общества; настроить на сотрудничество – обучение навыкам сотрудничества; освоение правил, норм поведения в школе, приемы работы)

5 класс (познакомить детей друг с другом; разработка собственных правил – интеллектуальных, творческих, трудовых и их применение; сплочение коллектива; создание портрета настоящего школьника)

10 класс (знакомство детей; определение мотивации учения; «Ты и я» - полоролевые взаимоотношения; сотрудничество с целью достижения определенного результата)

Личностно-ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности ребенка, снижает риск дезадаптации, сокращает срок «врастания» в школьную бытность, настраивает внутренний мир ребенка на активную познавательную деятельность в будущем.  Состояние комфорта несет в себе чувство удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к ее продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники – учителя и родители.  Создание общего положительного эмоционального фона, сотрудничество между родителями и учителями, ребенком и родителями, учеником и учителем обеспечивает снижение уровня тревожности. Что позволяет сделать период адаптации недолгим, а его результат – высоким.  Все это становится движущей силой поведения ученика и благоприятно влияет на учебную среду.