Командный подход в управлении инновациями в общеобразовательном учреждении
статья по теме

Пелевин Леонид Валентинович

В работе рассматриваются актуальность и основные проблемы осуществления командного подхода в управлении инновационными преобразованиями в общеобразовательном учреждении, представлены практические результаты исследования командных качеств администрации и педагогических работников на примере конкретной школы, возможностей формирования в ней успешных команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komandnyy_podhod_v_ou.doc47 КБ
Office presentation icon prezentaciya_komandnyy_podhod.ppt148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.В. Пелевин

«Командный подход в управлении инновационными процессами в общеобразовательном учреждении.»

Актуальность:  в условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом в образовательных учреждениях, позволяющие повысить эффективность проведения назревших инновационных преобразований.

     Проводимые инновационные преобразования, если они носят стратегический характер, выступают как изменения, которые нарушают размеренный устоявшийся уклад жизни образовательного учреждения. Следовательно, на наш взгляд, если инновационные преобразования будут исходить от администрации образовательного учреждения и проводиться ею только в виде директивных управленческих решений, то возникнет проблема противодействия (отторжения) персонала проводимым  инновационным преобразованиям.

 Для успеха школьных преобразований необходимо формирование эффективной команды, способной реализовать идеи, цели и задачи реформирования современной школы. Однако, на наш взгляд, вопросы создания эффективных команд в рамках образовательного учреждения разработаны крайне слабо. На практике команды в образовательных учреждениях    формируются стихийно, в основном на принципах личных симпатий. Это, на наш взгляд является второй проблемой тормозящей проведение инновационных преобразований в образовательных учреждениях.

Третьей проблемой, на наш взгляд, является то, что команды в большинстве образовательных учреждений создаются под конкретные задачи, которые носят локальный характер, то есть их использование не является системным, в силу чего не может решать стратегических задач.

 

Гипотеза: командный подход в практике управления общеобразовательного учреждения будет реализован если:

 

 Будет осуществлено профессиональное осмысление теоретических аспектов создания эффективных команд; применения  командного подхода в управлении инновационными процессами.

Проведена диагностика способностей директора и членов администрации образовательного учреждения   по работе в составе управленческой команды.

Проведена опытно-исследовательская деятельность по созданию проективных педагогических команд  и  привлечению их к инновационной деятельности учреждения.

Осуществлены изменения в организационной структуре внутришкольного управления на основе использования командного подхода в практике деятельности образовательного учреждения.

В рамках новой организационной структуры на основе командного подхода будет определена стратегия развития образовательного учреждения и инновационные изменения, необходимые для ее осуществления.

Решая первую задачу в процессе изучения литературы  по данному вопросу можно прийти  к выводу, что

полноценная команда - это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения общих результатов, использующую особую форму организации совместной деятельности, которая основана на продуманном позиционировании участников, имеющих согласованное видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия [1].

основное противоречие комплектации команд заключается в том. что: люди стремятся работать с теми, кто похож на них, близок им, но взаимодействие будет более продуктивным, если таким людям удастся договориться с теми, кто от них отличается, кто их дополняет, т.е.

     группы с максимально возможной гетерогенностью более

     продуктивны, чем группы с максимально возможной

     гомогенностью.

для комплектации проектных групп целесообразнее использовать типологические подходы (например модель Кейрси), а для комплектации управленческих (самоуправляемых) команд –  ролевые (например модель Белбина).

команда не сможет организовать  совместную деятельность без согласованного представления о будущем.

Движение организации в направлении инновационного развития напрямую связано с уровнем профессиональной компетенции ее руководителя, его стремления действительно проводить изменения  в направлении  приоритетных ценностей, внедрении стратегии успеха.

Решая вторую задачу мы провели исследования руководителя МОУ СОШ №1 г. Лузы по самооценке его компетентности и готовности работать в инновационном режиме (слайд 1). Был определен лидерский профиль и установлены приоритетные ценности руководителя на основе методики изложенной Т.В. Светенко и Т.В. Галковской (слайд 2). В результате можно говорить о сформированности командных качеств у руководителя и о его готовности проводить в школе системные инновационные преобразования.

В процессе решения второй задачи мы также провели диагностику по определению командных ролей управленческой команды МОУ СОШ № 1г. Лузы. Для этого использовалась методика Р. Белбина (слайды 3- 9). На основе составленного обобщенного профиля командных ролей членов управленческой команды , можно сделать вывод о достаточной работоспособности управленческой команды школы (слайд 10). Можно также отметить, что в будущем целесообразно подбирать в управленческую команду членов  для замещения ролей мыслителя, исследователя ресурсов и оценивающего.

В процессе решения третьей задачи, на основе методики Кейрси были определены психотипы  47 работников МОУ СОШ № 1 г. Лузы (слайд 11). В результате  можно сделать вывод, что коллектив МОУ СОШ № 1 г. Лузы довольно сильно гомогенизирован. Преобладающую часть коллектива педагогических работников составляют SJ- логистики ( 91 %), незначительную часть составляют NJ – дипломаты ( 9%), а  NT – стратеги и SP –тактики вообще отсутствуют. Это свидетельствует о том, что воспользоваться моделью Кейрси по формированию проективных команд затруднительно. Поэтому для формирования проективных команд в МОУ СОШ № 1 г. Лузы мы воспользовались методами, предлагаемыми соционикой. Было установлено, что из коллектива учителей  МОУ СОШ № 1 г. Лузы на основе соционики можно сформировать восемь гармоничных целостных проективных команд.

В процессе решения четвертой задачи была разработана новая организационная структура внутришкольного управления, позволяющая осуществить системный командный подход к инновационным изменениям в учреждении (слайд 12).

При решении пятой задачи управленческой командой школы было согласовано общее видение проблем, стоящих перед командой, и  определены основные стратегические направления развития МОУ СОШ № 1 г. Лузы.

Новизна проведенных исследований заключается в том, что:

1. рассмотрены и нашли применение  принципы формирования эффективных команд в условиях образовательного учреждения;

2. Разработана организационная структура внутришкольного управления учреждения инновационного типа, позволяющая осуществить на практике системное применение команд для проведения инновационных преобразований в рамках образовательного учреждения.

3. результаты проведенных исследований коллектива позволили определить основные принципы формирования команд в рамках конкретного образовательного учреждения.

Если кого-то заинтересовали наши исследования, более подробную информацию можно получить через сайт Пелевина Леонида Валентиновича.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ.

Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008.- 320 с.

Инновационный менеджмент в управлении школой: Учебное пособие / Т. В. Светенко, Г. В. Галковская. – М.: АПКиППРО, 2009. – 92 с.

Инновационный менеджмент в управлении школой: Рабочая тетрадь/ Т. В. Светенко, Г. В. Галковская. – М.: АПКиППРО, 2009. – 92 с.

Типы ролей в командах менеджеров./Р.М. Белбин. – М.:HIPPO, 2003.- 232 с.

Управление персоналом./Т. Ю. Базаров. – М., 2005.

Эффективная команда менеджера./С. Д. Резник, В. Г. Куликов. – Ростов н/Д, 2005.

Социальная психология малой группы./ Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 2008.

 Новый менеджмент/В. И. Бовыкин. – М., 1997.

 Почему не работают команды? Что идет не так и как это исправить./Х.   Роббинс, М. Финли. – М.: Добрая книга, 2005. - 304 с.

 Создание команды./Л. Томпсон. – М., 2006.

Гуленко В. В. Менеджмент слаженной команды. – Новосибирск.: РИПЕЛ, 1995.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лидерский профиль руководителя МОУ СОШ № 1 г. Лузы. 1. Ментор – координирует работу сотрудников, способствует мотивации. 2. Стимулятор – активизирует работу сотрудников, содействует созданию команды. 3. Контролер – обеспечивает четкость выполнения управленческих действий. 4. Координатор – обеспечивает слаженность, стабильность и эффективность работы команды. 5. Управляющий – обеспечивает продуктивность работы. 6. Производитель – обеспечивает четкое и эффективное управление. 7. Посредник – способствует конкурентоспособности организации. 8. Инноватор – обеспечивает выживание и эффективное функционирование организации в изменяющихся условиях.

Слайд 2

Приоритетные ценности руководителя МОУ СОШ № 1 г. Лузы Ранг 1 – достижения Ранг 2 – сотрудничество Ранг 3 – личное развитие Ранг 4 – ответственность Ранг 5 – целостность %

Слайд 3

Профили командных ролей. Директор. Д – действующий П – председатель вс – возмутитель спокойствия М – мыслитель Ир – исследователь ресурсов О - оценивающий К – коллективист Ддк – доводящий до конца

Слайд 4

Профили командных ролей. Заместитель директора по УР. Д – действующий П – председатель вс – возмутитель спокойствия М – мыслитель Ир – исследователь ресурсов О - оценивающий К – коллективист Ддк – доводящий до конца

Слайд 5

Профили командных ролей. Заместитель директора по ВР. Д – действующий П – председатель вс – возмутитель спокойствия М – мыслитель Ир – исследователь ресурсов О - оценивающий К – коллективист Ддк – доводящий до конца

Слайд 6

Профили командных ролей. Заместитель директора по начальной школе. Д – действующий П – председатель вс – возмутитель спокойствия М – мыслитель Ир – исследователь ресурсов О - оценивающий К – коллективист Ддк – доводящий до конца

Слайд 7

Профили командных ролей. Заместитель директора по УР (расп.). Д – действующий П – председатель вс – возмутитель спокойствия М – мыслитель Ир – исследователь ресурсов О - оценивающий К – коллективист Ддк – доводящий до конца

Слайд 8

Профили командных ролей. Заместитель директора по коррекционным классам 8 вида. Д – действующий П – председатель вс – возмутитель спокойствия М – мыслитель Ир – исследователь ресурсов О - оценивающий К – коллективист Ддк – доводящий до конца

Слайд 9

Профили командных ролей. Организатор – руководитель ОБЖ. Д – действующий П – председатель вс – возмутитель спокойствия М – мыслитель Ир – исследователь ресурсов О - оценивающий К – коллективист Ддк – доводящий до конца

Слайд 10

Профили командных ролей. Обобщенный профиль управленческой команды.. Д – действующий П – председатель вс – возмутитель спокойствия М – мыслитель Ир – исследователь ресурсов О - оценивающий К – коллективист Ддк – доводящий до конца

Слайд 11

Типологический портрет педагогического коллектива МОУ СОШ № 1 г. ЛУЗЫ. Участвовало в исследова- нии стратег дипломат логистик тактик администра- ция 7 0 1 6 0 учителя 40 0 3 37 0 всего 47 0 4 43 0

Слайд 12

Совет школы учредитель Заместитель по УР Заместитель по ВР Заместитель по нач. кл. Заместитель по корр. кл. Организатор ОБЖ директор УР 5-11 кл. МО, ЕГЭ ВР, кл.рук-ли, дет.орг-ии УВР, кл. рук-ли 1-4 кл. УВР, кл.рук-ли корр. кл. Управленческая команда Педагогический совет Проек-тивная команда 1 Проек-тивная команда 2 Проек-тивная команда 3 Структура внутришкольного управления МОУ СОШ № 1 г. Лузы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Внедрение в образовательную практику технологий менеджмента – перспективное направление деятельности руководителя, позволяющее добиваться поставленных задач развития учебного заведения, повышать качес...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Внедрение в образовательную практику технологий менеджмента – перспективное направление деятельности руководителя, позволяющее добиваться поставленных задач развития учебного заведения, повышать качес...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Я убеждена, что достижение указанной цели возм...

Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

Цель данной работы  – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1.  изучить механизм формиров...

Информационно-исследовательский проект на тему: "Модель управления развитием профессиональных компетентностей в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС".

Цель проекта: повышение квалификации руководителей, заместителей ркководителей общеобразовательных учреждений в области теории и методики проектирования и развертывания систем управления методической ...

Инновационные подходы к управлению образовательным учреждением

О внедрении инновационных методов и приемов к управлению образовательным процессом в школе....