Агротехническая школа
статья по теме

Петрова Ольга Анатольевна

Об опыте взаимодействия ГАОУ СПО НСО "Татарский политехнический техникум" и МБОУ СОШ №5 г.Татарска в рамках реализации проекта "Агротехническая школа Новосибирской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agrotehnicheskaya_shk_5_tatarsk.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Об опыте работы по взаимодействию ГАОУ СПО НСО «Татарский политехнический техникум» и МБОУ СОШ №5 г. Татарска в рамках проекта «Агротехническая школа Новосибирской области»

Одной из важнейших задач в образовании является подготовка учащихся к жизни, выбору верного профессионального пути. Неопределённость профессиональных планов или несоответствие их потребностям рынка в сочетании с существенно деформированной трудовой мотивацией у многих молодых людей, которая проявляется в  стремлении иметь много денег, не прикладывая больших трудовых усилий - насущная проблема современной школы.

С целью  повышения качества образования и стремясь вызвать интерес к определённой области деятельности для дальнейшего получения профессии (профориентации выпускников), наша школа, как и многие другие, встала перед необходимостью перехода на профильное обучение на старшей ступени.

Процесс выбора профиля был не простым. Следуя утверждению, что учиться надо не для школы, а для жизни, мы проанализировали внутреннюю среду школы, образовательную ситуацию, контингент учащихся, социум, положение на рынке труда НСО, результаты анкетирования и предложили обучающимся и родителям (законным представителям) агротехнологический профиль.

 С 2008/2009 учебного года школа №5 вступила в региональный  экспериментальный проект «Реализация агротехнологического профиля на основе кооперации учреждений общего, начального профессионального и дополнительного образовании». Введя агротехнологический профиль в школе на старшей ступени обучения, мы вступили в партнёрские отношения с ПУ – 75 г. Татарска, ныне Политехнический техникум, где готовят учащихся к овладению рабочими специальностями.

Была сформирована нормативно-правовая база. Разработали положение «О профильном классе». Важным документом стал трёхсторонний договор «родители-школа-профессиональное училище №75». Особое внимание было уделено формированию учебного плана. Необходимо было выдержать все линии технологии, определиться с учебными предметами и финансированием.

Осуществляя совместную деятельность через сопряжённый учебный план двух образовательных учреждений – школы и училища, обучение осуществляют педагоги школы, допобразования и преподавателями ПУ. Класс, в котором ведётся профессиональная подготовка, формируется не только из числа десятиклассников нашей школы, но и десятиклассников школ города, нуждающихся в такой профессиональной подготовке.

За счёт тесного сотрудничества с Политехническим техникумом, старшеклассники изучают на профильном уровне биологию, «Основы растениеводства», «Технологию производства продукции растениеводства», «Сельхозмашины». Параллельно с обучением в школе ребята овладевают специальностью и по  окончанию общеобразовательного учреждения юноши, сдав экзамен, вместе с аттестатом получают свидетельство на право вождения сельхозтехники.

В школе для занятий биологией оборудован кабинет, преподавание остальных профильных предметов осуществляется на базе техникума, где имеется достаточно хороший учебно-производственный комплекс.

Для отработки практических навыков по биологии и растениеводству на территории школы имеется учебно-опытнический участок, заключён договор сгородским тепличным хозяйством. Отработка навыков по предмету «сельхозмашины» осуществляется на базе учебного хозяйства ПУ-75 (300га), а также хозяйствах Татарского района ООО «Колосок», СХПК «Колос». Уровень профессиональной подготовки наших ребят по специальности тракторист-машинист вполне удовлетворяет как учащихся, так и их родителей. В районном конкурсе трактористов нашим ребятам нет равных. На протяжении трёх лет они победители конкурса пахарей.

Сотрудничество с техникумом привлекает нас тем, что в процессе обучения происходит формирование установок на профессиональную  сферу деятельности, что невозможно в полном объёме и данном профессиональном уровне осуществить на базе средней общеобразовательной школы. Профильная подготовка к деятельности по рабочей специальности «тракторист-машинист» на данный момент более важна для экономики области, чем профильная подготовка, ориентированная на дальнейшее обучение в ВУЗе. Хотя изучение биологии, технологии производства продукции растениеводства  в рамках агротехнологического профиля позволяет нашим выпускникам успешно сдавать ЕГЭ по биологии, поступать в Аграрный университет или техникумы данного профиля.        

Сегодня наши выпускники агротехнологического класса работают по профессии и обучаются в Аграрном университете и техникуме, имеют возможность оплачивать своё обучение.

Одна из проблем, с которой сталкивается школа при реализации профиля, заключается в том, что профессиональная адаптация детей происходит только на старшей ступени. А приучить ребёнка трудиться, сформировать позитивное отношения к рабочей специальности,  к труду, как одной из фундаментальных ценностей личности, очень сложно, когда ему уже 15-16 лет.  Поэтому в рамках обеспечения преемственности по переходу на профильное обучение вводятся элективные курсы, дополнительное образование с начальной школы. Ребята с начальных классов обучаются основам проектно-исследовательской деятельности. Их проектные работы опытные руководители направляют на выполнение полезного для школы, семьи, социума, что позволяет ориентировать учеников не на интеграцию фактических знаний, а на их применение в жизни, в практической деятельности  и приобретение новых.

В рамках предпрофильной подготовки работают кружки и для учащихся 5-9 классов, ведутся  учебные курсы «Моя профессиональная карьера» и «Моё профессиональное самоопределение».

Под девизом «Не навреди» комплексно решаются экологическое, эстетическое и трудовое воспитание.

Учащиеся 5-6 классов стали участниками проекта коммерческой организации ООО «АПК «Титан-Агро» соседней с нами Омской области «Посади свой парк», цель которого привлечь внимание школьников к с/х труду. Реализуя мероприятий проекта, ребята разбили свой небольшой опытнический участок, посеяли и в течение всего лета, выращивали различные зерновые и бобовые культуры, вели дневник наблюдений, готовятся убирать урожай.

Старшеклассниками разработан и осуществлён проект «Дизайн и озеленение школьного двора». В процессе сотрудничества с тепличным хозяйством ребята получили представление о профессии растениевода-озеленителя, практические навыки выращивания рассады цветов в комнатных и тепличных условиях. Исследование нашей не очень плодородной почвы с пришкольного участка в лабораториях ОмГАУ позволили участникам проекта правильно подобрать посадочный материал, приготовить почву на клумбах. Сейчас усилиями самих школьников некогда унылый с плотным  налётом соли пришкольный участок радует нас и приятно удивляет наших гостей.

С целью профориетации группа старшеклассников была на экскурсии ОмГАУ, в ботаническом саду, лабораториях, современной библиотеке.

На базе школы в рамках профиля два года для учащихся 9-11 классов района в период школьных каникул работает каникулярная школа. На занятиях рассматриваются такие специфические темы как генетика, селекция, решение задач по этим темам. Занятия проводят преподаватели Вузов и техникумов аграрного профиля, посещают их порядка 40 школьников района. Таким образом – оказывает существенную помощь будущим выпускникам в сдаче ЕГЭ.

По вопросу о востребованности профиля можно сказать, что среди девятиклассников, планирующих прийти в 10 класс, проведено анкетирование. Оно показало, что более половины учеников выбирают биологию для сдачи ЕГЭ, 100% юношей и часть девушек желают обучиться вождению сельхоз. техники, мотивируя своё желание тем, что сразу после школы можно пойти работать и заочно повышать образование.

Мы считаем, что недостаточная мотивация к выбору рабочих профессий и специальностей технической направленности обусловлена низкой осведомлённостью о таких профессиях и их востребованностью на рынке труда. Изменить такую ситуацию можно на основе грамотного и качественного профильного обучения с использованием современных образовательных технологий, с крепкой и современной материальной базой, специально подготовленными кадрами, в тесных партнерских отношениях с учреждением профессионального образования.

Известно, что программы образовательных учреждений строятся на основе государственных и социальных заказов. С нового учебного года совместно со своим партнером Политехническим техникумом вступаем в программу «Развитие политехнической и агротехнической школы в Новосибирской области на 2012-2014 годы», что позволит нам:

- подготовить квалифицированных рабочих для нашей области;

- повысить кокуренто-способность наших выпускников;

-предоставить выпускнику выбрать ту профессию, которая востребована на рынке труда;

- сделать тем самым всё возможное для социальной защиты наших детей, т.к. приобретая профессиональные навыки, молодой человек будет уверен, что он востребован в постоянно меняющихся современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование задач с агротехническим содержанием в преподавании математики в 9 классе для повышения мотивации учения

Данная работа апробирована нами в Оргетской средней школе и в Намской средней школе учителем математики Гаврильевой Д.М. с УПД 1 категории, отличником образования РС(Я), как дополнительный компо...

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»

Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...

План агротехнических мероприятий на пришкольном участке

Работа на пришкольном учебно-опытном  участке способствует расширению и углублению знаний по биологии,  технологии, экологии; приобретению знаний и умений по выращиванию культурных растений...

Конструктор урока: Выгонка как комплекс агротехнических приемов

Выгонка как комплекс агротехнических приемов...

Методическая разработка урока по биологии для 6 класса на тему ,, Агротехнические приемы выращивания растений"

Урок-практикум. Представлена форма проведения данного урока, который прходит в интересной игровой форме. Рекомендован необходимый наглядный и практический материал...