Главные вкладки

    Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
    материал по теме

    Чучуй Евгения Николаевна

    Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма тревожна тенденция ухуд­шения здоровья школьников. Результаты исследований свидетельствует о том, что она приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика основных показа­телей здоровья учащихся по мере их обучения в школе, учащение перехода острых заболеваний в хронические, увеличение удельного веса школьников с патологией взрос­лого периода. Национальная конференция по положению детей «Проблемы детства в современной России: состояние и перспективы» констатировала: здоровых детей в России практически нет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon innovacionnyy_proekt_mou_sosh_p.vostochnyy.doc760.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационный проект развития муниципального  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Восточный»

    « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

    Руководитель проекта: Романова Людмила Николаевна, директор школы

    Авторы проекта: 

    Чучуй Евгения Николаевна, учитель истории и обществознания

    Чучуй Виктор Михайлович, социальный педагог

    Цель проекта:

    Создание школы, как пространства заботы о психологическом и               физическом  здоровье детей.

    Задачи:

    1. Создать благоприятные условия в школе для пребывания   всех учащихся;
    2. Способствовать психологической разгрузке учащихся    в  связи с большой продолжительностью  учебного дня.
    3.  Повысить эффективность учебного процесса за счёт создания рекреационной зоны отдыха;
    4. Создать психологический микроклимат, который бы позволил учащимся почувствовать себя более значимыми и самостоятельными;
    5. Организовать зону отдыха  как центр,  выполняющий коммуникативную и учебно-деловую функцию.

    Ожидаемые результаты:

    1. Наличие комфортного социально – психологического климата в школе, удовлетворённость детей и педагогов пребыванием в школе.
    2. Научить учащихся ответственному поведению по отношению к своему здоровью.
    3. Повышение мотивации к учению через чувство комфортности и уюта.

    Управление реализацией проекта

    Управление реализацией проекта осуществляется директором школы и заместителем директора.

    Итоги деятельности по реализации проекта представляются общественности, пропагандируются СМИ,  выставляются на сайте ОУ.  

    Корректировка  осуществляется  Управляющим советом школы с приглашением учащихся, родителей, спонсоров, представителей медицинских учреждений. 

    Сроки реализации проекта: 

    январь 2010 года – 31 декабря 2010 года.

    Условия реализации проекта

    Школа основана в 1932 году. Здание типовое, рассчитано на 400 ученических мест. Число учебных кабинетов-14: 5 учебных кабинетов оснащены мультимедиапроекторами, 11– компьютерами, 3 кабинета - цветными телевизорами, видеомагнитофонами.

    В школе действует компьютерный класс на 14  компьютеров, интерактивная доска, мультимедиапроектор,  принтер. Оборудован интерактивный класс: компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор.

    Общий фонд школьной библиотеки 23995 шт., из них учебный фонд 4450 шт. Библиотека оснащена медиатекой электронных учебников.

    Школьная столовая на 90 посадочных мест, 85 % учащихся школы охвачены питанием.  

    Оборудован актовый зал, спортивный зал. Для проведения уроков физической культуры на свежем воздухе используется стадион, находящийся на территории п. Восточный.

     В школе имеется учебно-опытный участок, S – 0,5 га, на котором члены научного общества учащихся школы «Горизонт» в течение лета проводят наблюдения, ставят опыты, эксперименты. Выращенные на участке овощи используются в школьной столовой для удешевления питания.  

    Общая численность обучающихся в школе 239 человек, из них  24 (11%) учащихся из близ лежащих населенных пунктов: п. Южный – 7 человек; с. Нагорное – 5 человек; п. Прибрежный – 12 человек.

    А также воспитанники межрайонного социального приюта для детей и подростков – 35 человек (14,6%).

    Средняя наполняемость классов по школе 20 человек.

     На старшей ступени обучения профильное образование: 11 класс представлен двумя профилями: филологический и химико-биологический, в 10 классе на каждого учащегося составлены индивидуальные учебные планы. С 2007 года открыт класс коррекционного обучения по программе  VIII вида, в котором обучается 10 учащихся  1-8 классов.

    Результаты мониторинга контингента школы  на 1 сентября 2009 года

    Показатели

    2009

    Количество обучающихся в школе

    239

    Количество классов

    12

    Количество асоциальных семей

    41

    Количество многодетных семей (количество детей в них)

    25(49)

    Число учеников, проживающих в  частном секторе

    82%

    Количество социально не защищенных семей (состоящих на учете в отделе социальной защиты

    94

    Количество детей, находящихся на опеке или попечении

    18

    Педагогический коллектив насчитывает 22 человека, среди них с высшей категорией -1 человек, с первой -11 человек, со второй - 6 человек, без категории - 4 человека.

    Актуальность

                    Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма тревожна тенденция ухудшения здоровья школьников. Результаты исследований свидетельствует о том, что она приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе, учащение перехода острых заболеваний в хронические, увеличение удельного веса школьников с патологией взрослого периода. Национальная конференция по положению детей «Проблемы детства в современной России: состояние и перспективы» констатировала: здоровых детей в России практически нет.

               И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Здоровье  рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты;   как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.

                  Нарушения в состоянии здоровья учащихся часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала. Поэтому все усилия медицинского персонала и преподавателей должны быть направлены на устранение из жизни школы тех факторов, которые вызывают эти нарушения или способствуют их возникновению.

                   В последнее время происходят существенные изменения в образе жизни школьников: перестраивается система образовательной и профессиональной школы, увеличивается поток получаемой информации и т.п. Все это предъявляет высокие требования к состоянию здоровья школьников. Поэтому медицинские работники, педагоги и родители должны активизировать деятельность по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Учебная нагрузка большая, учащиеся проводят много времени за партой, компьютером. Педагогический коллектив старается строить работу так, чтобы в развитии личности превалировали нравственные ценности, интеллектуальное развитие и здоровье, которое рассматривается как личностная национальная ценность.

             Хороший микроклимат, организационная культура и эффективная управленческая команда - все это помогает комплексно решать вопросы развития личности и здоровьесбережения как ученика, так и педагога.

               В нашей школе установились особые традиции, которые способствуют благоприятному психологическому климату и пропаганде здорового образа жизни:

    1. Турслет (проводится в начале сентября с разнообразными конкурсами, эстафетами, сплачивает классные коллективы и дает навыки выживания в экстремальных ситуациях).
    2. День детства (праздник проводится  в мае, своеобразное прощание с детством; проживание этого дня способствует сплочению школьного коллектива, переживанию общей радости).
    3. Посвящение в первоклассники (способствует успешной адаптации детей в новых условиях).
    4. День самоуправления (тренинг принятия ответственности на себя).
    5. Спортивные состязания.
    6. День Здоровья (проводится в мае, подводятся итоги школьной спартакиады).
    7. Ежегодные тематические праздники (способствует проявлению творческого мастерства ученика и классного коллектива в целом).
    8.  КВН, где соревнуются команды старшеклассников из разных школ.
    9. Школьные научно-практические конференции (школьного научного общества «Горизонт»).
    10. Проводятся классные часы с приглашением специалистов (врачей, наркологов).
    11. Школа активно принимает участие в исследовательской работе. Результаты исследовательских работ учащихся и их руководителей-учителей имеют для школы практическую направленность, способствуют улучшению учебно-воспитательного процесса. В последние 2 года учащиеся школы активно участвуют в заочных олимпиадах  «Познание и творчество» г. Обнинск, в Международной олимпиаде по основным предметам г. Екатеринбург.

    Но повседневная профессиональная деятельность, анализ ее результатов на управленческом уровне и итоги ежегодного углубленного медицинского осмотра, позволили  выявить ряд проблем:

        К сожалению, вышеизложенные факты, несомненно, отражаются и на уровне здоровья учащихся нашей школы. Удельный вес учащихся, находящихся на диспансерном учете за последние два года составил 10%.

         Также за указанный период времени зафиксирован устойчивый рост таких заболеваний как плоскостопие, ЗПМР, нарушение осанки, деформация грудной клетки, ЗФР  (диаграмма1).

    Диаграмма 1

               Анализ школьной жизни, проведенный педагогическим коллективом, показал, что загрузка памяти ученика обширной информацией отодвинула на задний план формирование у него нравственно здорового образа жизни. Образовательный процесс до сих пор направлен на развитие интеллектуальных способностей ребят, в ущерб формированию умений и навыков, необходимых для принятия решений по поводу личного здоровья, сохранения и улучшения безопасной, здоровой физической среды обитания.  

             В школе ведется работа по профилактике дезадаптации учащихся, но показатели ее достаточно высокие. Так, на начало 2009-2010 учебного года были выявлены следующие формы дезадаптации:

            Недостаточно эффективным является простое и количественное увеличение валеологических элементов в школьной образовательной системе: введение уроков здоровья, социально-психологической службы, увеличение количество уроков физкультуры, воспитательных и оздоровительных мероприятий и т.д. Школьная образовательная система лишь в определенной мере адаптируется к ребенку и окружающей микросреде.

    В этой связи необходимо обновление целостного, содержательного, субъектного, средового компонентов школьной образовательной системы, обеспечивающей здоровье учащихся.   Все сказанное выше и определило актуальность  данного проекта.

    Реализация проекта

    I этап – подготовительный, июнь 2009- декабрь 2009 года.

    Для реализации проекта проведены следующие подготовительные мероприятия:

    1. ежегодно проводиться полный медицинский осмотр учащихся и педагогических работников школы;
    2. учебные занятия начинаются с утренней зарядки;
    3. традиционными для школы стали дни здоровья, семейные спортивно-оздоровительные праздники, профилактические беседы с родителями и учащимися;
    4. на базе школы открыт вспомогательный (коррекционный) класса (8 вида);
    5. на старшей ступени обучение введено обучение по индивидуальным планам;
    6. подготовлены документы по введению третьего часа физической культуры во всех классах;
    7. с нового учебного года школа переходит на триместровую систему обучения;
    8. проводятся физкультурные минутки во время уроков;
    9. организованы спортивные секции;
    10. подвижные перемены для учащихся начальной школы, с привлечением старшеклассников;
    11. профилактические беседы с родителями и учащимися;
    12. работает пришкольный оздоровительный лагерь «Классная кампания»;
    13. произведен ремонт кабинетов и коридоров с учетом влияния цвета на психологическое состояние учащихся (Приложение №1);
    14. регулярно проводятся школьные психолого-педагогические семинары учителей-предметников по вопросам здоровьесбережения;
    1. активно проходит процесс озеленения всего пространства школы. Осуществляется идея школьного - «дендрария». Секцией «Зеленый двор – зеленая планета» научного общества учащихся нашей школы «Горизонт» составлен план по озеленению школы. В организацию проекта вовлечены все сообщества школы: учащиеся, инициативные родители, педагоги. Учащиеся 6 часов в день находятся в помещении.

    Проветривания помещений                                                                  недостаточно. Естественным регулятором состояния воздушной среды являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием,  оптимизируют химический и ионный состав воздуха. Растения повышают содержание кислорода в воздушной среде классной комнаты, способствуют увеличению уровня отрицательных

                                Рис.1                                    ионов, повышающих  защитные силы организма. Запах терпенов (летучих веществ) положительно влияет на регуляторно-координационную функцию коры головного мозга,   органы дыхания. Фитонциды  обладают широким спектром  антимикробной активности. Кроме того, не следует забывать о влиянии растений на психо-эмоциональное состояние учащихся.  Комплексное воздействие на детский организм фитонцидных и декоративных растений, фитодизайн улучшают память и внимание, а также позволят быстрее снять стрессовое состояние. Важная роль принадлежит растениям в воспитании у ребенка внимательного и бережного отношения к природе, формирования у него экологического сознания.  

           Рекреации и кабинеты                                Рис.2

     школы разделены на зоны для озеленения. Выделено 2 яруса для  высадки домашних цветов: 1 ярус составили  растения высаженные в красивые кашпо, в основном это растения, благотворно влияющие на кровообращение, дыхательную систему. 2 ярус составили  напольные растения (цветы) и «домашние» деревья: монстеры, лимоны, березки. Каждая рекреация и кабинет оформляются в едином стиле (см. фото-материалы приложение1). При реализации данного направления были соблюдены требования, касающиеся места размещения школы, озеленение школы, регламентированные СанПиНами. 

    Результат:  школьные растения, размещенные по зонам, играют не только эстетическую, но воспитательную и образовательную роль.  Учащиеся проявляют большой интерес к комнатным растениям, знают их названия, происхождение и агротехнику выращивания. Проводят опытную работу по своим направлениям, защищают исследовательские и творческие работы, создают презентации проектов.

    Но этого недостаточно.

    II этап – основной,  январь 2010 г. – 31 декабря 2010 г.

     Одним из наиболее распространенных и важных с гигиенической точки зрения факторов является гиподинамия, во многом определяющая рост и развитие детского организма. Поэтому новые подходы, интегрированные непосредственно в образовательный процесс, направлены, в первую  очередь, на повышение двигательной активности детей.

            Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников, связаны с внутренними  резервами самой школы, с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока и перемен.

            Обучение в школе сопряжено с необходимостью длительного сохранения положения сидя, которое формирует  статическое напряжение мышц спины («статический стресс») и снижает двигательную активность. В положении сидя нагрузка на позвоночник выше, чем в положении стоя.

    Кроме того, в условиях гиподинамии формируются застойные процессы в системе кровообращения. С биомеханической точки зрения важным является отсутствие физической нагрузки на суставы нижних конечностей, в том числе суставы стоп, что приводит  к нарушению процессов формирования суставных поверхностей и их деформации. К негативным последствием гиподинамии в школе следует отнести  также нарушение минерализации костной ткани и формирование скелета.

    Коллектив школы считает, что перемены должны помочь в ликвидации гиподинамии, но они должны быть не хаотичными, а правильно спланированными:  

    1. на 1 этаже школы необходимо создать игровую зону (рис.3);
    2. на 2 этаже – релаксационную зону;
    3. в школьном дворе установить детский игровой комплекс.                                                                                         В режиме учебного дня необходимо                                     Рис.3                   

    более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью.

    Чаще всего подвижные игры заполняют перемены, но они не всегда выполняют оздоравливающую функцию. Для более эффективной профилактики заболеваемости среди учащихся начальных классов на 1 этаже можно использовать игровой трансформирующийся городок, который включает в себя: сухой бассейн «Волна» с горкой, спортивную полосу «Веселые ребята», пуфики (рис.3). Это позволит сделать отдых полезным, учесть потребности каждого ребенка в активности, а также позволит прививать эстетический вкус.

             Рекреации – вторые по размерам помещения школы после актового зала и спортзала. Ученики проводят здесь третью часть школьного времени, а именно - отведенного на отдых и на восстановление сил. Именно поэтому рекреации должны соответствовать своему назначению. 

    Созданная руками учащихся зеленая зона (рис.2) должна быть дополнена уголком отдыха: мягкой мебелью «Ромашка» и  мягкими банкетками. Это позволит учащимся на время перемен расслабиться, восстановить силы,

              Рис.4                                  почувствовать домашнее тепло и уют. Дополнением может стать спокойная музыка. В каникулярное время учащиеся школы отдыхают в пришкольном оздоровительном лагере. Для проведения игр, различных мероприятий используется школьный двор (приложение 6), на котором создана Зона здоровья из подручных средств. Для повышения двигательной активности и укрепления здоровья планируется установить игровой комплекс БРИЗ со спорт-ядром (рис.5).

    Детский игровой комплекс предназначен для использования детьми. Размеры: 3,0 х 4,8 х 3,0 м. Зона безопасности: 6,0 х 8,3 м. Выполняет                               следующие функции: создаёт условия, обеспечивающие физическое развитие ребенка, развивающие координацию движений, преодоление страха высоты, ловкость и смелость, чувство коллективизма в массовых играх. Представляет собой сборную конструкцию из игровых и развивающих                           элементов: двенадцать опорных стоек  из клееного                                 Рис.5                 

    бруса, три башни 0,6 х 0,6 м с площадками, лестница, купол декоративный, переходной мост, скат горки с перекладиной на стартовом участке, преграда для перелезания, шест-змейка, форма для лазания, четыре перекладины. Пространство переходного моста и площадок ограничено леерами высотой 0,7 м. Верхняя площадка ската горки на высоте 1,0 м. Скат горки на участке скольжения ограничен бортами высотой 0,13 м.

    Материалы: водостойкая фанера, сухая сосновая древесина, тщательно отшлифованные и окрашенные промышленными, стойкими к истиранию и выцветанию красками, элементы жесткости конструкции из металла с полимерным покрытием, рабочая поверхность ската горки из нержавеющей стали, оцинкованные крепежные детали, пластиковые заглушки.

    Критерии оценки достижения целей и задач:

    Примерный план деятельности по реализации проекта

    Этап

    Сроки

    Содержание работы

    Необходимое обеспечение

    Ожидаемые результаты

    Способы контроля и фиксации

    I

    Диагности

    ческий

    Сентябрь

    октябрь

    2009

    анализ состояния психического и физического здоровья учащихся;

    анализ организации физической активности в школе;

    данные медицинского осмотра;


    данные психологических служб об уровне тревожности, взаимоотношениях в коллективе, дезадаптации первоклассников.

    Исходные данные для организации работы

    сравнительные таблицы;

    II

    Организа

    ционный

    Январь июнь

     2010

    подготовка учителей к предстоящей работе

     подготовка помещения

    приобретение оборудования

    представление проекта на родительском собрании

    III

    Практи

    ческий

    Июль-декабрь

    2010

    -организация отдыха учащихся на перемене;

    - организация  пришкольного оздоровительного лагеря в каникулярное и летнее время;

    - организация профильных смен «Юный спасатель - пожарный»;

    - разучивание игр, спортивных эстафет;

    планирование массового отдыха между уроками;

    - организация  работы профильных смен и пришкольных оздоровительных лагерей.

    Разработанные методические рекомендации по проведению перемен и лагерных смен;

    Включенность педагогов в оздоровительную  работу;

    Осознание личной причастности к состоянию ребенка во время его отдыха;

    Включение в деятельность ученика по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к своему здоровью


    Оформление полученных результатов


    Отчет на Управляющем совете школы


    Представление результатов работы на общешкольном родительском собрании

    IV

    Обобщаю

    щий

    Декабрь 2010-январь 2011

    Обобщение и теоретическое осмысление данных, определение выводов;

    Распространение полученного опыта

    Аналитические материалы

    Методическое пособие

    Выход на педагогическую общественность района


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный проект: «Школа и семья: воспитываем вместе»

    Роль родительского комитета в формировании личности школьника...

    Инновационный проект "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ"

    Исследование компетентности участников образовательного процесса в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни.Разработка системы мер по формированию ценности здоровья участников образовательн...

    Инновационный проект "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ"

    Исследование компетентности участников образовательного процесса в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни.Разработка системы мер по формированию ценности здоровья участников образовательн...

    Ресурсы качества в рамках управления инновационным проектом Школы искусств (практико-ориентированное пособие).

    В данном методическом пособии представлены:-опыт реализации инновационного проекта ДШИ №1 "Мониторинг, оценка и анализ результата образовательного процесса в школе искусств", направленного на качестве...

    ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ( на примере инновационного проекта « GIMNASIUM» Судакской школы- гимназии №1)

    Увеличение объема информации в каждой отрасли знаний ставит перед образовательными системами проблему организации самостоятельной учебной д...

    Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

    Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...