программа профилактики правонарушений
материал по теме

В программе указаны цель, задачи, программы, ожидаемые результаты, подробный план работы в данном направлении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мунципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №52»Приволжского района г.Казани

                                                                                     

Комплексная программа гимназии

 по профилактике правонарушений

  среди подростков

МБОУ «Гимназия №52»

Курандо Светлана Александровна, 1 квалификационная категория

        

2010-2012 г.г.

Пояснительная записка

Анализируя понятие «асоциальное поведение», приходишь к выводу, что оно рассматривается либо как одна из частей девиантного поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичное понятие.

Для наиболее полного и расширенного понимания понятия «асоциальное поведение» можно остановиться на следующей формулировке: это субъективно-индивидуальное или групповое, отклоняющееся от нравственных ценностей, норм и правил, закреплённых в данном обществе, поведение подростков, включённых в систему исторического разрушения связей между поколениями, вследствие чего происходит приобретение и закрепление ценного для подростка отрицательного опыта, включающего в себя дезадаптацию, десоциализацию, деморализацию; способствующее самореализации и характеризующиеся определёнными психофизиологическими характеристиками.

Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде. Это детский алкоголизм, наркомания, токсикомания, безнадзорность, склонность к правонарушениям.

Причины появления асоциального поведения подростков в оценке научных исследований неоднозначны. Выделяются генетические и социальные группы причин. Социальные делятся на социально-исторические, социально-психологические, социально-педагогические.

Социально-исторические причины выступают основой развития личности и появления асоциального поведения подростков. Используя краткий исторический анализ, можно сделать вывод о том, что основной социально-исторической причиной появления и роста асоциального поведения подростков является разрушительная трехкратная смена общественных отношений в России за последние 80 лет, приведшая к нестабильности, утрате исторических преемственных связей поколений, культурных традиций, уничтожению интеллектуального генофонда нации.

В качестве социально-психологических причин выделяем следующие:

- отсутствие опыта социальных отношений делает установки на поведение и отношения подростков неустойчивыми и тем самым создаёт условия для асоциального влияния элементов окружающей социальной среды;

- в силу особенностей психофизического развития ценностные ориентации подростков становятся неустойчивыми, подверженными смене под влиянием меняющейся социальной среды и развития;

- стремление подростков к самоутверждению, самоактуализации нередко приводят к выбору средств асоциального характера;

- происходит деформация общественных и личностных ценностей под влиянием неформальных объединений подростков.

Социально-психологические причины логически связаны с социально-педагогическими причинами асоциального поведения подростков.

К социально-педагогическим причинам мы относим:

– не всегда позитивное влияние семьи, окружающей микросреды на поведение подростков;

– отсутствие установок на ориентацию подростков на социальные, нравственные ценности в деятельности педагогического коллектива;

– рассогласование в целях взаимодействия подростка с коллективом учащихся и педагогов;

– смена ценностных ориентаций подростков с переходом на более высокий уровень социализации личности;

– разрыв в преемственности между поколениями в ценностных ориентациях подростков;

– культивирование агрессивного стиля поведения средствами массовой информации.

Таким образом, все причины имеют социальный аспект.

Что касается гимназии №52, все причины девиантного поведения учащихся имеют место. Гимназия расположена в микрорайоне Горки, который начал застраиваться в начале 70-х годов. Год открытия гимназии – 1972. Основной контингент жителей составляли рабочие. Несмотря на статус гимназии, дети, которые здесь обучаются – это дети, проживающие в  микрорайоне, принадлежащим гимназии– а это 2 общежития  и также дома, которым более 35 лет. Контингент учащихся, проживающих в общежитиях – это дети из  неполных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей. Они и являются основными участниками правонарушений.

Все эти учащиеся состоят на внутришкольном учете, с ними систематически работает социальный педагог, психолог ,классные руководители, педагоги-предметники. Общий контроль осуществляет заместитель  директора по воспитательной работе. Вся работа документально зафиксирована – это и индивидуальные беседы завучей, психолога, социального педагога, это посещение семей на дому, приглашение родителей для  беседы в школу вместе с ребенком, проведение школьного совета по профилактике правонарушений периодичностью 1 раз в 1,5-2 месяца, родительские всеобучи, приглашение для беседы в гимназию работников правоохранительных органов, постоянное сотрудничество со школьным инспектором по делам несовершеннолетних (далее ПДН), а также с инспекторами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН). Это постоянный инструктаж учащихся перед каникулами  по соблюдению общественных норм поведения, по правилам безопасности на дорогах, у водоемов в летний период, при обращении с огнем и электроприборами. В работе по профилактике правонарушений в гимназии принимает активное участие правоохранительный отряд «Юный правовед». Ребята участвуют в различных правовых и военно-спортивных играх районного масштаба, занимаются самообразованием, выступают на классных часах с лекциями по правовому воспитанию.

 Все это позволяет снизить количество неблагополучных семей и детей, стоящих на школьном учете.

Основная доля  правонарушений приходится на каникулярный период (особенно летом), когда учащиеся находятся только под опекой  родителей, а контроль с их стороны недостаточен. По возможности мы стараемся организовать досуг неблагополучных учащихся – это пришкольный лагерь в июне месяце, работа в трудовой бригаде, а также размещение информации о возможности летней подработки. Многие родители не могут материально позволить отдых ребенка, поэтому в июле и августе такие дети предоставлены самим себе, контроль со стороны родителей отсутствует в виду того, что они днем на работе. Это является одной из причин правонарушений.

Проанализировав ситуацию по гимназии, педагогический коллектив принял решение о создании комплексной программы по профилактике правонарушений среди подростков.

Основание разработки Программы:

Социально-исторические, социально-педагогические и социально-психологические причины девиантного поведения подростков;

Решение педагогического совета гимназии.

Исполнители:

Педагогический коллектив гимназии

Школьный инспектор ПДН

Школьный психолог

Родительский комитет класса (по необходимости)

Родительский комитет гимназии

Совет гимназии

Правоохранительный отряд гимназии «Юный правовед»

Основные функции исполнителей

 - определение приоритетных направлений, целей и задач программы по  профилактике правонарушений с учетом складывающейся ситуации;

 - планирование в сфере профилактики правонарушений;

 - проведение анализа состояния профилактической работы в гимназии с последующей выработкой рекомендаций по улучшению работы в данном направлении;

- непосредственное осуществление профилактической работы;

 - координация деятельности и сотрудничество с инспекторами ОПДН, а также с инспекторами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 - контроль за деятельностью социального педагога, Совета гимназии, классных руководителей  по предупреждению правонарушений, оказание им теоретической и практической помощи;

 - организация обмена опытом профилактической работы;

 - заслушивание сообщений со стороны социального педагога, зам. директора по воспитательной работе гимназии по вопросам предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению;

 - со стороны психолога диагностика и раннее выявление учащихся, склонных к правонарушениям; их учет; работа как с самими учащимися, так и с их родителями (законными представителями);

 - оказание   психологической консультации и помощи «трудным» учащимся, их родителям, социально неблагополучным семьям, а также учащимся, находящимся в «группе риска» - из неполных, многодетных семей, семей, находящихся в сложной жизненной ситуации;

 - разработка рекомендаций для родителей и учащихся, позволяющей избежать опасности стать жертвой или участником  правонарушений;

 - оформление стенда для родителей по профилактике правонарушений.

 

Сроки реализации Программы:

2010-2012 г.г.

Гипотеза Программы

Изменение   к профилактике правонарушений с информационно-просветительского  на  деятельностный  позволит повысить эффективность работы по предупреждению асоциальных явлений. В основе деятельностного подхода лежат принципы:

 - вовлечение детей «группы риска» в занятия по интересам;

 - организация  досуговой  деятельности ребенка с учетом его интересов и запросов, как залог эффективности профилактической деятельности;

 - объединение в профилактической работе семьи,школы, досуговых учреждений;

 - привлечение родительской общественности, правоохранительных органов. Учреждений профессионального образования;

 - грамотный подход к формированию социальной и гражданской ответственности учащихся путем внедрения образовательных и профилактических программ

Основные программные мероприятия

 1.   Организационные мероприятия по выполнению программы.

 2.   Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений.

 3.   Профилактика правонарушений.

 3.1.Профилактика правонарушений в гимназии

 3.2.Профилактика правонарушений в общественных местах вне учебное время

 3.3.Профилактика правонарушений, связанных с употреблением ПАВ

 4.   Информационно-методическое обеспечение профилактики правонарушений

 4.1.Правовую основу комплексной Программы гимназии по профилактике    правонарушений составляют Устав гимназии, конституция РФ и РТ, федеральные законы, Закон об образовании РФ и РТ, Указы Президента РФ и Президента РТ, иные республиканские и федеральные нормативные и правовые акты

Цель Программы:

 -  формирование социальной и гражданской компетентности обучающихся, ориентация на здоровый образ жизни

 -  повышение  самосознания и уровня самоконтроля учащихся гимназии, а также ответственности и контроля со стороны их  родителей(законных представителей)  вне учебного процесса и во время школьных каникул

Задачи Программы:

 - пропаганда здорового образа жизни, организация летнего труда и отдыха для несовершеннолетних

 - повышение мотивации обучение через вовлечение подростков во внеурочную деятельность по учебным предметам

 - повышение гражданской ответственности и компетентности

 - анализ эффективности реализации программы

 - снижение количества правонарушений учащимися гимназии  как на ее территории так и за ее пределами, как во время учебного процесса и  вне его, так и во время школьных каникул;

 - создание системы работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности  и асоциальных явлений в отношении учащихся гимназии и их родителей (законных представителей);

 - совершенствование нормативной правовой базы по профилактике правонарушений;

 - активизация деятельности всего  педагогического коллектива, родительской общественности, Совета гимназии по предупреждению правонарушений;

 - активизация и усиление  работы  школьного инспектора ПДН;

 - повышение оперативности реагирования со стороны социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, представителей родительских комитетов классов на сообщения и факты, ведущие к правонарушениям;

 - выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Ожидаемые результаты:

Реализация Программы позволит:

 - обеспечить нормативное правовое регулирование профилактики правонарушений;

 - привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений педагогический коллектив гимназии, учащихся, родительскую общественность;

 - улучшить информационное обеспечение деятельности исполнителей Программы;

 - уменьшить общее число совершаемых правонарушений;

 - уменьшить количество несовершеннолетних, стоящих на внутришкольном учете и на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

 - оздоровить обстановку в гимназии в целом;

 - улучшить профилактику правонарушений, начиная с начального звена гимназии;

 - предупредить факты  употребления учащимися гимназии ПАВ;

 - повысить уровень доверия «трудных» учащихся и социально неблагополучных семей к педагогическому коллективу

 - увеличить занятость «трудных» учащихся в досуговой деятельности

Основные программные мероприятия

№ п/п

           Раздел

         Исполнители

             Сроки


          1.    Организационные мероприятия по выполнению программы

 1.1.

Создать школьную комиссию по профилактике правонарушений (ШКПП)

Администрация гимназии

Сентябрь-октябрь 2010 года

11.2.

Возложить функциональные обязанности по организации работы по профилактике правонарушений на заместителя директора по воспитательной работе(далее ЗДВР)  и на социального педагога гимназии

Администрация гимназии

Сентябрь-октябрь 2010 года

11.3.

Согласовать план работы гимназии по профилактике правонарушений с планом работы школьного инспектора ПДН, осуществить ( при необходимости) корректировку планов

ЗДВР

Октябрь 2010 года

2.Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений

 

2.1.

Руководствоваться нормативно-правовыми актами РФ и РТ

ШКПП, школьный инспектор ПДН

Постоянно

  - Закон об образовании РТ, ст.46,47

 - Закон об образовании РФ ст.51, 52

 - Закон РТ от 13.10.2008г. №103-3РТ «О профилактике правонарушений в Республике Татарстан»

 - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. №124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

 - соглашение от 4.12.2007г. №7705/7МХО/С-47/07 Между МО и Н РТ и  МВД по РТ

 - комплексная программа по профилактике правонарушений в РТ

 - Закон РТ от 21.01.2009г. №7-3РТ «Об общественных воспитателях несовершеннолетних»

 - приказ МО и Н РТ, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ, МВД по РТ от 30.06.2001г. №1400/7/9/495 «О создании отрядов профилактики правонарушений в учебных заведениях РТ»

 - Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 - Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223-ФЗ ст.54,56,57,63

 - Стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях РТ, 2009г.

 -

          3.Основные мероприятия по профилактике правонарушений  в гимназии

3.1

Выявление и постановка на внутришкольный учет детей, склонных к правонарушениям и пропускам уроков без уважительной причины

Классные руководители, социальный  педагог, ЗДВР

Ежегодно, сентябрь

3.2.

Организация занятости детей вне урочное время –  организация посещение кружков

Социальный педагог, педагог-организатор, ЗДВР

Ежегодно, сентябрь-октябрь

3.3.

Привлекать к работе в трудовых бригадах, к посещению пришкольного лагеря в зимний и летний периоды учащихся девиантного  поведения

Социальный педагог, ЗДВР, классные руководители

Ежегодно, в летний и зимний периоды

3.4.

Проведение заседаний школьного совета по профилактике правонарушений

Социальный педагог, ЗДВР

Ежегодно, периодичностью 1 раз в 1,5-2 месяца

3.5.

Проведение МО классных руководителей по проблеме профилактики правонарушений

Руководитель МО, ЗДВР

2010-2012г.г.2 раза в год

3.6.

Участие в работе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

ЗДВР, социальный педагог

Ежегодно, по особому плану

3.7.

Совместные рейды с инспектором ПДН в социально неблагополучные семьи и семьи «трудных» учащихся

Социальный педагог, классный руководитель

Ежегодно,1 раз в месяц по плану и вне плана при необходимости

3.8.

Проведение профилактической работы с учащимися в ходе преподавания учебных дисциплин

Педагоги-предметники

Постоянно

3.9.

Проведение мониторинга «Изучение предпочтений проведения свободного времени молодежи»

Психолог гимназии

Сентябрь

3.10.

Индивидуальные психологические беседы и консультации учащихся и их родителей

Психолог гимназии

Ежегодно, по плану работы психолога

3.11.

Выход психолога на классные часы с беседой «Семья как фактор риска»

Психолог гимназии

Ежегодно, по плану и по необходимости

3.12.

Мониторинг профессионального определения выпускников 9. 11 классов

Педагог-психолог

Ежегодно,ноябрь

3.13.

Проведение линеек по содружествам по вопросам профилактики правонарушений

Администрация гимназии

Ежегодно, 1 раз в четверть

3.14.

Выход на общешкольные и классные родительские собрания с вопросами предупреждения правонарушений со стороны учащихся

Администрация гимназии, социальный педагог, психолог гимназии

Ежегодно сентябрь, декабрь, апрель

3.15.

Выход работников милиции, ГАИ, Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на родительские собрания и на собрания учащихся

ЗДВР

По особому плану

3.16.

Организация и проведение спортивно-оздоровительных, культурно-эстетических, агитационно-пропагандистких мероприятий с привлечением учащихся девиантного поведения

Администрация гимназии

Постоянно, согласно  плану воспитательной работы гимназии и по плану районного отдела образования

3.17.

Организация экологических  субботников

Администрация гимназии

Ежегодно,октябрь, апрель

3.18.

Выход  в классы правоохранительного отряда с мероприятиями

Руководитель отряда

По плану работы отряда и при необходимости

3.19.

Участие правоохранительного отряда в правовых играх районного масштаба

Руководитель отряда, педагоги-историки

По плану Отдела образования  Приволжского  района

3.20.

Организация работы родительского патруля

Социальный педагог, классные руководители

Ежегодно сентябрь-май

3.21.

Организация и проведение педагогического совета по вопросам профилактики правонарушений

Администрация гимназии

1 раз в год

3.22.

Проведение мед. осмотра учащихся на предмет выявления употребления ПАВ

ЗДВР, социальный педагог гимназии

По особому плану

3.23.

Проведение бесед с учащимися по пропаганде  здорового образа жизни

Врач гимназии

Ежегодно, октябрь-декабрь

3.24.

Распространение памяток для учащихся и родителей по предотвращению детского суицида, табакокурения, употребления алкоголя и ПАВ, безопасности на дорогах и в общественных местах

Социальный педагог, педагог-организатор гимназии, ЗДВР, руководитель правоохранительного отряда

В течение года ежегодно





3.25.

Организация работы отряда ЮИД – выход с мероприятиями на классные часы, занятия по самообразованию

Руководитель отряда

В течение года ежегодно, а также по графику занятий кружка

(3 раза в неделю)

3.26.

Участие отряда  ЮИД в конкурсе «Безопасное колесо» и других мероприятиях районного масштаба

Руководитель отряда

Ежегодно, апрель

3.27.

Проведение мероприятия «Посвящение в юные пешеходы» для учащихся 1-х классов

Руководитель МО классных руководителей начальной школы

Ежегодно, октябрь-ноябрь

3.28.

Посещение спектаклей, посвященных безопасности на дорогах

ЗДВР, классные руководители

Ежегодно, по плану Отдела образования Приволжского района

3.29.

Анализ  на педагогических советах гимназии, на классных часах и родительских собраниях телепередач, публикаций для подростков с целью противодействия пропаганды маргинального образа жизни

ЗДВР, классные руководители, психолог гимназии

При  необходимости

3.30.

Заключение соглашения между  ЧОП и гимназией для охраны общественного порядка,  соблюдения безопасности учащихся и работников гимназии

Руководитель  гимназии

Ежегодно сроком на год

3.31.

Участие в районных и городских семинарах по проблеме профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних

ЗДВР

По особому плану

3.32.

Организация и проведение для параллелей учащихся  9-11 классов общешкольного мероприятия, посвященного Всемирному Дню борьбы со СПИДом

ЗДВР, педагог-организатор, классные руководители

Ежегодно 1 декабря

3.33.

Организация работы общественных воспитателей, прикрепленных к подросткам, совершивших правонарушение

ЗДВР, социальный педагог

Постоянно

Информационные ресурсы

Малышев К. Профилактика и коррекция девиантного поведения//ОБЖ.-2003.-№2.-С.52-53.

Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей “трудного “ подростка//Домашнее воспитание.-2000.-№1.-С.78-79.

Плоткин М.М. Социально-педагогическая  помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика.-2000.-№2.-С.47-51.

Спицын Н.П. Работа классного руководителя с трудными семьями//Классный руководитель.-2009.-№2.-С.83-85.

5.В.И.Андреев, Педагогика, учебный курс для творческого саморазвития, изд.3. Казань, центр инновационных технологий, 2003г.

6.А.К.Зиннуров и группа авторов-составителей «стандарты организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в ОУ РТ», МО и Н РТ, Школа, казань-2009г.

7.Изучение материалов из опыта работы администрации Шумерлинского района Чувашской Республики за 2006-2010г.г.

8.Изучение материалов из опыта работы педагога-психолога высшей квалификационной категории Сысолятиной Е.К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Содержание  Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...

программа профилактики правонарушений

В программе указана постановка проблемы, цель, задачи программы, а также подробный план работы в данном направлении...

программа профилактики правонарушений среди учащихся "Мы вместе"

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенк...

Программа профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна"

Программа профилактики правонаршений и престплений несовершеннолетних "Соблазнов много, жизнь одна" разработана для предотвращения аддиктивного повеления подростков, для предотвращения совершения обуч...

Программа "Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних"

Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют ...

программа профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

программа содержит дидактический материал, рекомендации, алгоритм взаимодействия с правовыми структурами...

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...