Кодекс речевого поведения учителя
статья на тему

Васильева Лидия Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kodeks_rechevogo_povedeniya_uchitelya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Л.В.,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

ГБОУ центра образования №575

Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга

Кодекс речевого поведения учителя

Одним из главных инструментов школы  является  Слово. Вообще все перемены, революции, войны, переживания, стрессы начинались со Слова. Вот почему так важно уменьшить на организм разрушающее действие слова и мысли - речевую агрессию.

Значение речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми - факт бесспорный, доказанный многовековым существованием педагогической профессии. Деятельность учителя сопряжена с проблемами развития речи, и прежде всего с речевой культурой, которая развивается на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами.

Вот лишь часть тех заповедей, ставших для меня именно заповедями, которые выработались в процессе моей педагогической деятельности и которые помогли, в частности, мне не забывать во всем сложном учебном процессе роль правильной, грамотной и этически корректной речи педагога.

  1. Соблюдайте нормы русского литературного языка.
  2. Помните! Ваша улыбка, приветливый взгляд и доброе слово создают комфорт на уроке.
  3. Не забудьте поздороваться и попрощаться с детьми.
  4. Общаясь с учеником, умейте выслушать его. Ведя диалог, «умейте властвовать собой».
  5. Сделайте свою речь точной, логичной и чистой.
  6. Работайте над выразительностью и богатством своей речи.
  7. Помните, что ярче всего запоминается начало и конец речи. Продумывайте особо начало урока и его завершение.
  8. Поддерживайте внимание слушателей словами:
  1. «Вы, наверное, знаете …»
  2. «Согласитесь со мной …»
  3. «Давайте подумаем вместе …»

Помните, что смысловое восприятие и концентрация внимания учащихся ограничены.

  1. Работайте над техникой своей речи (правильным дыханием, артикуляцией звука).
  2. Сделайте свою интонацию гибкой и подвижной.
  3. Помните, что Ваш голос должен быть «звучащим» и отражать те чувства, которые Вы хотите передать аудитории.
  4.  Выберете нужный тон, не назидательно–поучительный, для общения с родителями и коллегами.
  5. Умейте отказать вежливо! Используйте актуализаторы вежливости:
  1. «Я был бы рад …, но …»
  2. «Мне бы хотелось, но …»
  3. «К сожалению …»
  4. «Я всей душой, но …»
  5. «Всегда рад Вам помочь, но …»

14. Добивайтесь бесконфликтного общения.

15. Общение с Вами должно нести радость.

Чтобы научить ребенка правильному общению, учитель сам должен обладать навыками речевого этикета. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. Еще К.Д. Ушинский писал: «Дитя усваивает язык подражанием». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"

Аннотация для воспитанников и их родителей.Стратегии речевого поведения в англоязычной среде.Элективный курс для учащихся 9 класса.          Почему нельзя ...

Эффективность применения стратегий речевого поведения в процессе коммуникации

Вашему вниманию представляется моя итоговая работа по курсу "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"....

Выступление на МО учителей иностранного языка. Краткий обзор курса "Стратегия речевого поведения в англоязычной среде"

В англоязычной коммуникативной культуре имеются группы стратегий, позволяющие обеспечить комфортную атмосферу беседы. Для успешного общения необходимым является достижение такого уровня владения языко...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Речевое поведение учителя иностранного языка

Речь учителя-это образец и ориентир для любого речевого действия ученика. Чтобы дать ученикам правильный образец, необходимо следить за своим речевым поведением....

Речевое поведение учителя иностранного языка

Речь учителя-это образец и ориентир для любого речевого действия ученика. Чтобы дать ученикам правильный образец, необходимо следить за своим речевым поведением....