Самоопределение
методическая разработка по теме

Киясова Дженнет Аннаевна

В 2010 году веду занятия для учащихся 9 классов на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников».

Цель исследования: обобщить, расширить и систематизировать опыт работы по профессиональному самоопределению старшеклассников в ГБОУ ЦО №1085.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Проанализировать влияние учебно-воспитательного процесса на профессиональное самоопределение школьников.
  3. Подобрать и апробировать диагностическую методику.
  4. Определить эффективность данной методики на практике.

Тема является актуальной, так как выбор профессионального пути – вечная человеческая проблема, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Каждый третий школьник не сделал профессионального выбора на будущее. Молодые люди  не способны соотнести выбор профессии со своим здоровьем, плохо знакомы с основами трудового законодательства.

В рамках исследовательской работы был разработан диагностический комплекс, включающий в себя следующие методики:

Для учащихся:

  • анкетирование «Выбор профильного обучения».
  • Карта интересов» (модифицированная методика А. Е. Голомштока).
  • анкета «Ориентация» и  анкета «Самооценка личности».
  • методики: Дж. Холланда, Е.А Климова,
  • методика профессора В.Б. Успенского.

 

Для родителей:

  • Анкета «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. ДЕ Хана и Г. Кафа)
  • «Карта интересов» (Е.А. Климов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_samoopredelenie.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

В 2010 году веду занятия для учащихся 9 классов на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников».

Цель исследования: обобщить, расширить и систематизировать опыт работы по профессиональному самоопределению старшеклассников в ГБОУ ЦО №1085.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Проанализировать влияние учебно-воспитательного процесса на профессиональное самоопределение школьников.
  3. Подобрать и апробировать диагностическую методику.
  4. Определить эффективность данной методики на практике.

Тема является актуальной, так как выбор профессионального пути – вечная человеческая проблема, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Каждый третий школьник не сделал профессионального выбора на будущее. Молодые люди  не способны соотнести выбор профессии со своим здоровьем, плохо знакомы с основами трудового законодательства.

В рамках исследовательской работы был разработан диагностический комплекс, включающий в себя следующие методики:

Для учащихся:

  1. анкетирование «Выбор профильного обучения».
  2. Карта интересов» (модифицированная методика А. Е. Голомштока).
  3. анкета «Ориентация» и  анкета «Самооценка личности».
  4. методики: Дж. Холланда, Е.А Климова,
  5. методика профессора В.Б. Успенского.

Для родителей:

  1. Анкета «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. ДЕ Хана и Г. Кафа)
  2. «Карта интересов» (Е.А. Климов)

Диагностика проводилась в два этапа: входная (2005-2006 уч. год) и выходная (конец 2006-2007 уч. года).

       Исследования были направлены на выявление интересов, склонностей учащихся, особенностей личности, первичных профессиональных намерений и их динамики, были выявлены те области, в которых интересы учащихся проявляются в наибольшей степени, отслежено, насколько совпадают интересы и предпочтения учащихся с их способностями и на сколько согласованы представления учащихся и их родителей о профессиональном будущем школьников, готовность выпускников к выбору профессии.

По результатам входной диагностики мы получили следующие результаты:

Результаты диагностики на «входе»

Интересы. Учащиеся.

Результаты диагностики интересов учащихся с точки зрения родителей

на входе

Результаты диагностики способностей учащихся на «входе» и «выходе».

Результаты диагностики способностей учащихся, по мнению родителей на «входе»

 и «выходе».

На основе полученных результатов планируется коррекционно-развивающая и консультативно-просветительская работа. Разработана программа коррекционно-развивающих занятий и для учащихся, и для их родителей. Занятия проводятся в различных формах: в виде развивающих игр и упражнений, в виде детско-родительских игр и тренингов профессионального самоопределения, на которых даётся согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

Проведение консультативно-просветительской работы направленно на развитие психологической культуры учащихся, родителей и педагогов, углубление их знаний по психологии. С учащимися проводятся классные часы на темы профориентации, беседы.

Просвещение родителей осуществляется на родительских собраниях, индивидуальных консультациях. На родительском собрании родители получают информацию о целях и задачах работы с детьми, информацию о  своем ребенке, его учебных успехах, поведении,  способностях, интересах, о мире профессий, рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.

 Итоговая диагностика была построена по аналогии с входной. Получили следующие результаты:        

Результаты диагностики интересов учащихся на «выходе»

Результаты диагностики интересов учащихся, по мнению родителей

на выходе

Сравнение готовности

выпускников к выбору профессии

Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом и юношеском возрасте существует  общая тенденция – по окончании школы учащиеся в подавляющем большинстве выбирают массовые профессии. Одновременно следует отметить, что основная часть выпускников выбирает массовые профессии по интересам и склонностям. Мы видим, что все-таки есть учащиеся, которые не определились с выбором профессии или определились, но не точно. Причина, по-видимому, заключается в том, что на профессиональное самоопределение учеников очень большое влияние оказывает их социальное положение, профессия и образование родителей, а в этих семьях мягко сказать не всё благополучно.

Исходя из этого, перед коллективом школы встают новые задачи:

1. Провести исследование, как формируется профессиональное самоопределение учащихся, живущих в неблагополучных семьях.

2. Искать новые формы и методы работы с учащимися из неблагополучных семей, так как формы и методы, используемые в работе, для этих детей оказались не эффективны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка

Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОГО НА ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ

Содержательные аспекты образовательного процесса направленного на ценностное самоопределение школьников: технология создания ситуаций ценностного самоопределения в семейной сфере...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...