Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.
материал по теме

 

. Одной из альтернативных форм оценивания,

в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимостью построения личностно ориентированных моделей образовательного процесса, обеспечивающих качественное образование, и отсутствием адекватной системы оценивания результатов обучения.

        Предмет исследования –  предметные олимпиады как системная оценка качества образования.

        Гипотеза исследования заключается в том, что если теоретически обосновать результативность предметных олимпиад, появится системная оценка качества образования и работы с одаренными и высокомотивированными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.

                                                                                                         

                                                                                             Реализация национальной инициативы

«Наша новая школа» в городе, в конкретном

образовательном учреждении зависит от

каждого, кто имеет отношение к образованию:

министра, муниципального служащего,

руководителя образовательного учреждения,

учителя, ученика, родителя ... Высокое качество

образования, качество образовательных услуг

начинается на рабочем месте каждого из нас. От

этого во многом зависит и общий результат.

Д.А. Медведев

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность.

В этой связи значительной становится оценочная функции учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания,

в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимостью построения личностно ориентированных моделей образовательного процесса, обеспечивающих качественное образование, и отсутствием адекватной системы оценивания результатов обучения.

        Объект исследования – качество образования.

        Предмет исследования –  предметные олимпиады как системная оценка качества образования.

        Гипотеза исследования заключается в том, что если теоретически обосновать результативность предметных олимпиад, появится системная оценка качества образования и работы с одаренными и высокомотивированными детьми.

                    Задачи исследования:

изучить теоретические основы работы с одаренными и высокомотивированными детьми;

изучить теоретические основы и технологию моделирования образовательного процесса, направленного на повышение качества образования через создание системного оценивания данного процесса;

проанализировать состояние олимпиадного движения в районе ;

спроектировать  как системной оценки качества образования;

разработать методические рекомендации педагогам и учащимся.

Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили логику и этапы исследования:

1-й этап (подготовительный)

-изучение нормативно-правовых документови психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;

-анализ состояния предметных олимпиад  на начало эксперимента;

-уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по реализации исследования;

2-й этап

-разработка мониторинговых исследований олимпиад  как системной оценки качества образования;

-проведение  мастер – классов внутри школьного сообщества;

-проведение цикла семинаров по проблеме для педагогов, заместителей руководителя, руководителей ОУ.

3-й этап  

-проведение экспертно-аналитического семинара.

-подготовка и презентация аналитического доклада.

-проведение конференции  « Становление службы оценки качество образования а Баргузинском районе»

В значительной степени исследование опирается на теоретические разработки систем оценивания результатов обучения в контексте приоритетных направлений обеспечения качества образования (Т.И. Шамова, В.А. Кальней, С.Е. Шишов), теоретические основы и методы управления школой (В. Лазарев, П. Третьяков, Ю. Конаржевский, Ю. Бродский, М. Поташник); методологию исследовательской деятельности (Ю. Бродский, Т. Шамова, В. Загвязинский); технологию моделирования образовательного процесса (П. Пидкасистый, Г. Селевко); системный и деятельностный подходы в педагогике (В. Афанасьев, В. Давыдов); исследования в области личностно-ориентированного обучения (И. Якиманская); исследования, посвященные актуальным проблемам образования (А. Белкин, М. Поташник, Н.Вербицкая); теорию развивающего обучения (Л. Выготский, Ю. Бабанский).

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века, хотя проблема одаренности занимала умы человечества уже с давних времен. Конфуций, Овидий, Платон, Т. Джеферсон и др. придавали особое значение образованию интеллектуально одаренных юношей и девушек. История развития цивилизации неоднократно доказывала, насколько важны для развития общества открытия, изобретения, совершенные талантливыми людьми, что делало их социально значимыми. Анализ проблем одаренных детей показал, насколько каждой стране необходима радикальная перестройка системы обучения, которая бы позволила одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение и развитие одаренных детей. Работа с одаренными сегодня предстает как важное, приоритетное направление образовательной политики, и ключевое место в организации творческой образовательной среды для развития одаренности учащихся принадлежит учителю. В связи с этим возникает вопрос – какой учитель должен сопровождать одаренного ребенка в процессе становления? Какие требования предъявляются к личности учителя? Очевидно, что возникает потребность в новом типе учителя-исследователя, который будет способен не только работать в режиме развития инноваций, осваивать их многообразие, но и создавать свои педагогические новшества и непосредственно применять их в своей педагогической деятельности по отношению к одаренным. Анализ деятельности отечественных и зарубежных исследований доказывает, что наибольшего успеха в обучении достигают именно те педагоги, которые отошли от традиционных путей. Успеха достигают педагоги, которые работают по инновационным авторским и экспериментальным программам, не боятся экспериментировать, участвуют в конкурсах, конференциях, соревнованиях. Работа учителя с творчески одаренными учащимися в условиях массовой школы, естественно, требует систематической дифференциации и индивидуализации их обучения и воспитания. Вместе с тем имеется немало педагогов и у нас, и за рубежом, которые считают, что для творчески одаренных детей и учащихся необходимы свои учебные программы, особое содержание образования, а главное - следует создавать условия для педагогического стимулирования их творческого саморазвития. Процесс развития творческих способностей учащихся возможен, как нам представляется, только при взаимодействии учителя и ученика. В совместной творческой деятельности педагог выбирает такой вид взаимодействия, в ходе которого происходит развитие когнитивных процессов, структуры мотивационной сферы, формирование «Я-концепции» личности. Отечественный исследователь В.И. Андреев сформулировал закон сотворчества, действующий в процессе творческого саморазвития [1]. Он утверждает, что эффективность творческого саморазвития личности находится в прямой зависимости от ее продуктивности в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач. Готовность учителя к работе с одаренными школьниками определяется также наличием у него креативности мышления, глубокого знания предмета, психолого-педагогической компетентности. Среди качеств, необходимых учителю одаренных детей, выделяют следующие: чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллектуального развития, оптимистичное отношение к действительности, чувство юмора, позитивную «Я- концепцию», личностную зрелость учителя, эмоциональную стабильность. Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Следует отметить также, что учитель должен уметь планировать работу с учащимися с установкой на повышение мотивации и интереса, использовать индивидуальный подход, создавать необходимые условия для умственного развития ребенка. Именно учитель создает атмосферу, которая вдохновляет ученика или разрушает его уверенность в себе, поощряет или подавляет его интересы, развивает или игнорирует способности. Успешность работы учителя с одаренными детьми во многом зависит от правильности выбранной им стратегии работы с ними. Таким образом, профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, модифицировать учебные программы, работать по специальному учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. На наш взгляд, очень важную роль играет также глубокое знание учителем особенностей одаренных детей, способов и условий их развития. Встреча с одаренным ребенком часто является и для педагога, и для психолога своеобразным экзаменом, так как одаренные дети представляют собой или своим поведением такие нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы бесполезны. Очевидно, что основными компонентами профессиональной квалификации педагога для работы с одаренными являются, с одной стороны, психолого-педагогические знания, умения и навыки, с другой стороны, профессионально-личностная позиция педагога. Недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с одаренными, проявляющими нестандартность в поведении, мышлении, приводит к тому, что оценивая своих учеников, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам и т.д.[2]. Многие психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. Обзор исследовательской литературы по данной теме показал, что педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную послевузовскую подготовку. К сожалению, такой уровень подготовленности на сегодня имеют далеко не все педагоги. Неподготовленные в этом плане учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, не понимают их проблемы. Иногда неподготовленные учителя могут быть враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. В заключение необходимо отметить, что на наш взгляд, работа учителя с одаренными детьми – это сложный, динамичный и непрекращающийся процесс. Он требует от администрации и учреждения и педагогов, прежде всего, хороших знаний в области психологии и педагогике, сотрудничества с психологами, учителями и администрацией других образовательных учреждений, родителями. От учителя требуется постоянное пополнение знаний, совершенствование мастерства, гибкость, он должен обладать творческим мышлением, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. Готов ли учитель одаренного ребенка вступить в процесс постоянного саморазвития вместе со своими учениками? Это действительно непросто, и не каждый педагог обладает такими мощными творческими ресурсами. Требуется, на наш взгляд, особая система подготовки учителей (и повышение их квалификации) при работе с одаренными.

                      Современная российская практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самоанализа, самооценки обучающихся и педагогов. В условиях непрерывного образования самоанализ и самооценка своей учебной или профессиональной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Результаты самообследования образовательного учреждения рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества  его деятельности. И в дальнейшем роль самообследования, как эффективного инструмента оценки качества образования на институциональном уровне, должна возрастать. Проблема требует решения в виде разработки соответствующего научно-методического аппарата осуществления самоанализа и самооценивания обучающимися и педагогами своей учебной и профессиональной деятельности. В отношении образовательных учреждений требуется дальнейшая разработка стандартов публичной отчетности о различных аспектах собственной деятельности и развитие системы независимой оценки качества деятельности.  

Основные функции муниципальной системы оценки качества образования:

          -разработка системы показателей для оценки качества образования.

          -формирование пакета методик, технологий оценивания и экспертизы деятельности образовательных систем.

          -планирование, разработка, организация и контроль выполнения программ мониторингового исследования и создания муниципальной базы  данных мониторинговых исследований.

           - оказание услуг на договорной основе общеобразовательным учреждениям, иным заказчикам по вопросам мониторинговых исследований, диагностических и контролирующих материалов.

           - формирование сводных отчетов по результатам мониторинговых исследований и анализа полученных данных.

          -  разработка, адаптация, внедрение технологий, методик и процедур мониторинговых исследований, диагностических и контролирующих материалов.

          -  создание и ведение баз данных по направлениям деятельности МЦОКО.

           - подготовка и издание  методических рекомендаций по результатам мониторинговых исследований.

           - подготовка координатора по проведению мониторинговых исследований в образовательных учреждениях.  

Объектами муниципальной системы оценки качества образования являются индивидуальные учебные и внеучебные достижения обучающихся,  условия образовательного процесса, условия  функционирования и развития сети образовательных учреждений.

Предусматривается пять основных уровней оценивания:

-  индивидуальный уровень обучающегося (индивидуальные учебные и внеучебные  достижения  обучающихся);

- уровень педагогического работника (профессиональная компетентность, результативность деятельности);

- уровень образовательного учреждения (качество условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);

- муниципальный уровень (сравнительная оценка уровня достижений муниципальных образовательных учреждений, обеспечение доступности качественных образовательных услуг)

Муниципальная система оценки качества образования будет включать следующие компоненты:

·   Система сбора и первичной обработки данных;

·   Система анализа и оценки качества образования;

·    Система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.

Вводятся следующие показатели образовательных достижений:

- образовательные достижения по отдельным предметам;

- динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам;

- ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.);

- удовлетворенность образованием;

- степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.);

- дальнейшее образование и карьера выпускника.

        Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в районных предметных олимпиадах. Несмотря на то, что в районе ежегодно проходят предметные олимпиады в среднем и старшем звене, а также организуются тематические олимпиады для учащихся начальной школы,  на республиканских предметных олимпиадах учащиеся нашего района занимают малое количество призовых мест

       Поэтому  необходимо совершенствовать работу с одаренными детьми, начиная с начальной ступени. Вместе с тем, ежегодно учащиеся района  принимают участие Республиканской  научной конференции «Шаг в будущее», так в 2007 г 1 место по химии – Тогонов Андрей, 11класс МОУ «Улюнская сош», 2место по бурятской литературе – Раднаев Зоригто, 11 класс  МОУ « Баянгольская сош».

     В современных условиях обозначилась необходимость актуализации проблемы подготовки школьников к предметным олимпиадам и конкурсам. О возрастающей потребности в потенциальных достижениях имеющихся интеллектуальных ресурсов общества свидетельствует  динамика социально-экономической жизни  Российского государства. Прежде всего, речь идет о детях, обладающих в той или иной степени признаками одаренности.

       Согласно «Рабочей концепции одаренности» (авт. коллектив под рук. Д.Б. Богоявленской. М.,2003) существует два основных аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение к таковой.

Инструментальный аспект охватывает признаки:

1. Наличие специфических стратегий деятельности, это – быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения, использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения проблемы, выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом;

2. Сформированность  своеобразного индивидуального стиля деятельности. Для одаренного ребенка типичен – наряду со способностью быстро схватывать существенную деталь – рефлексивный способ переработки информации.

3.Особый тип организации знаний: способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

4.Своеобразный  тип обучаемости, который может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, умений, навыков.

         Что касается мотивационного аспекта, то он включает следующие признаки:

-повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности;

- повышенная познавательная потребность, выраженная в готовности выходить за пределы исходных требований;

- высокая увлеченность каким-либо предметом, следствием чего является поразительное упорство и трудолюбие;

-предпочтение парадоксальной, противоречивой информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов;

-высокая требовательность к результатам собственного труда, стремление к совершенству.

       Вполне очевидно, что данные признаки и следует считать концептуально-теоретической основой педагогической деятельности в процессе подготовки школьников к предметным олимпиадам и конкурсам. К тому же, анализ заданий олимпиадных работ по обществознанию регионального и заключительного этапов для учащихся 9 класса показывает, что они направлены на выявление сформированности именно таких умений, как работа со схемами, таблицами, графиками, диаграммами; анализ текстовых и других материалов; составление тезисов, оценка которых производится по достаточно серьезным критериям (четкость, доказательность, грамотность использования обществоведческих фактов и понятий, самостоятельность суждений). Участник олимпиадного движения или какого-либо интеллектуально-творческого конкурса должен продемонстрировать наличие способностей к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, абстрагированию.

         Достаточно проанализировать данные следующих таблиц, чтобы убедиться в необходимости наличия такого качества потенциального участника олимпиады или конкурса, как готовность выходить за пределы исходных требований деятельности.

год

ФМО

место

предмет

Школа

2006

Телешев Анатолий

история

Баргузинская сош

Гармаева Тумэна

3

Бурятский язык

Улюкчиканская сош

Мамуль Тэрэза

4

право

Баргузинская сош



Козулин Михаил

Скосырская Евгения

1

1

Физическая культура

Баргузинская сош

2007г.

Урбагаров Баир

технология

Хилганайская сош

Глызина Алена

экономика

Баргузинская сош

Бакшеева Надежда

право

У-Баргузинская сош

2008г.

Кокорин

география

Юбилейная сош

2009г.

Ожигов Денис

1

Физическая культура

Баргузинская сош


Карнопольцев Петр 

4

История Бурятии

Уринская сош

2010г.

Вараксин  Николай

1 

Экология  

Баргузинская сош 

Рейтинг школ олимпиады по предметам естественно-математического цикла:

ОУ

2005

2006

2007

2008

Адамовская сош

7

0

10

Баргузинская сош

1

4

1

1

Баянгольская сош

5

5

7

4

Сувинская сош

7

7

8

Уринская сош

8

8

4

Улюнская сош

6

6

5

3

Усть-Баргузинская сош

2

3

2

5

Улюкчиканская сош

0

10

Хилганайская сош

3

1

4

2

Читканская сош

4

9

5

Юбилейная сош

4

2

3

3

У-Баргузинский лицей №20

*

ДДТ с Баргузин

0

Гусихинская сош

8

"Подлеморье"

7

7

10

6

Гуманитарные предметы:

ОУ

2006

2007

2008

2009

2010

Адамовская сош

0

0

Баргузинская сош

3

1

1

1

Баянгольская сош

2

3

3

6

Сувинская сош

6

5

9

Уринская сош

6

5

5

5

Улюнская сош

5

4

6

3

Усть-Баргузинская сош

1

2

2

2

Улюкчиканская сош

10

Хилганайская сош

3

5

4

4

Читканская сош

6

6

8

Юбилейная сош

4

4

4

7

У-Баргузинский лицей №20

6

ДДТ с Баргузин

Гусихинская сош

"Подлеморье"

Количество призовых мест по предметам естественно-математического цикла.

2006г.

Результаты 2007г.

Результаты 2007г.

008г.

Результаты 2007г.

ы2009г.

ОУ

%

всего

всего

%

всего

%

Адамовская сош

2

10

0

5

1

20

2

0

Баргузинская сош

8

5

7

37

4

1

3

21,6

29

6

7

3

55,1

16

3

4

5

75

Баянгольская сош

1

6

4

34

4

1

1

17,6

24

2

1

1

16,7

15

1

2

20

Сувинская сош

1

1

15

1

1

30

11

3

0

0

27,3

8

0

Уринская сош

1

17

0

10

1

2

30

9

0

Улюнская сош

1

1

3

36

2

5

19,4

18

2

2

2

33,3

9

2

2

1

55,6

Усть-Баргузинская сош

32

3

4

1

25

14

2

6

3

78,6

12

2

16,7

Улюкчиканская сош

0

0

0

2

0

4

1

25

*

Хилганайская сош

4

7

6

35

2

5

4

31,4

23

4

1

3

34,8

17

1

2

4

41,2

Читканская сош

1

12

1

8,3

5

2

40

6

1

1

33,3

Юбилейная сош

3

5

7

20

2

2

6

50

17

2

4

4

58,8

11

2

2

1

45,5

У-Баргузинский лицей №20

*

*

*

0

11

2

3

45

4

0

ДДТ с Баргузин

0

0

0

2

0

3

0

*

Гусихинская сош

1

1

0

*

*

"Подлеморье"

1

2

2

1

1

100

1

1

100

1

1

100

Количество призовых мест.

2007-2008уч.г

2008-2009уч.г

2009-2010

2010-2011

ОУ

матем

гум

матем

гум

матем

гум

матем

гум 

Адамовская сош

1

0

0

0

0

0

Баргузинская сош

15

12

12

7

16

12

Баянгольская сош

4

9

3

4

5

1

Сувинская сош

3

2

0

2

0

1

Уринская сош

3

3

0

2

7

1

Улюнская сош

6

4

5

1

7

3

Усть-Баргузинская сош

11

11

2

6

10

12

Улюкчиканская сош

1

0

0

0

Хилганайская сош

8

3

7

3

3

1

Читканская сош

2

2

2

1

2

4

Юбилейная сош

10

4

5

3

4

2

У-Баргузинский лицей №20

5

0

1

ДДТ с Баргузин

Гусихинская сош

0

"Подлеморье"

1

1

Предмет

оу

Фамилия

Имя

Класс

балл

%

место

Бур язык как родной

Баянгольская сош

Аюшеева

Вероника

8

79

82

1

Баянгольская сош

Хобитуева

Галина

9

33

50

3

Улюнская сош

Доржиева

Юлия

8

44

45

3

Улюнская сош

Монголова

Гэрэлма

9

39

59

2

Хилганайская сош

Гармаева

Цырма

8

61

63

2

Хилганайская сош

Баторова

Анастасия

9

30

45

Улюкчиканская сош

Ринчинов

Руслан

9

18

27

Улюкчиканская сош

Ринчинова

Гэрэлма

8

38

39

Физика

2008

Боков И

Юбилейная

23,5

78

1

Очиров ВД

10кл

Семенова Д

Улюнская

23,2

77

2

Ахадаев АД

Узиков Ж

Баргузинская

22,5

75

Баннов А

Баргузинская

22

73

3

Эрдыыниева ДИ

Русинова Л

У-Баргузинская

17,5

58

Терентьев В

Уринская

16,5

55

Гатапов Б

Баянгольская

15,5

52

Занаев Н

Хилганайская

15

50

11

абрамов Ц

Улюнская

21

70

1

Ахадаев АД

Эрдыниева Э

Хилганайская

20,5

68

2

Бадмаева НФ

Узиков Е

Баргузинская

107,5

58

3

Эрдыыниева ДИ

Варнавская Н

Баянгольская

15

50

физика

ОУ

2006

2007

2008

2009

2010

Баргузинская

22

1

232

21

21

Усть-Баргузинская

3

1

33

22

Баяногольская

21

23

3

3

Улюнская

3

32

33

Хилганайская

23

3

33

Юбилейная

13

333

Читканская

3

Сувинская

12

12

111

Адамовская

Уринская

ЦОН

ПЛ20

У-Баргузинская

Баргузинская

Уринская

Хилганайская

Баянгольскаяч

Юбилейная

Читканская

Подлеморье

Улюнская

Сувинская

Адамовская

Гусихинская

Улюкчиканская

Лицей

Математика

2006

31

2

3

3

2

2007

2

1

23

1

2008

12

2

2

3

1

2009

32

3

3

2010

3

3

3

3

2011

33

физика

2006

3

1

3

1

21

2

2

2007

3

3

3

2008

22

12

1

33

32

2009

33

2

1

21

2010

22

2

3

3

2011

2

12

33

3

33

Одним из показателей оценки качества образования является участие школьников в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах. В 2010 году школьники района приняли участие в более чем 20 олимпиадах и конкурсах различной направленности и уровня. Значительно увеличилось количество участников по сравнению с прошлым годом. Если в 2009 году количество участников было 321, то в 2010 году – 576, с учётом того, что один и тот же обучающийся мог принять участие в нескольких олимпиадах.

Традиционно учащиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам, областной олимпиаде школьников, Интернет-олимпиаде по физике, в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кенгуренок» и в целом ряде других конкурсов. На протяжении последних двух лет наблюдается положительная динамика в отношении увеличения количества участников интеллектуальных конкурсов и олимпиад.

Радует тот факт, что в большинстве школ наблюдается положительная динамика роста количества участников олимпиад и конкурсов.

Таким образом, интерес детей к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам год от года повышается, расширяется спектр предметных олимпиад, участие в олимпиадах становится престижным. Это в свою очередь требует от педагогов умения применять при подготовке детей к предметным олимпиадам современные педагогические технологии, искать нестандартные формы работы с одарёнными детьми. Итоги предметных олимпиад позволяют сделать вывод, что в общеобразовательных учреждениях района есть определённый опыт работы по подготовке детей к предметным олимпиадам. Но для того, чтобы достичь высоких результатов, необходима система работы с одарёнными детьми. С этой целью в ОУ разрабатываются целевые программы «Одарённые дети», в которых предусматриваются мероприятия по подготовке детей к предметным олимпиадам.

С целью создания благоприятных условий для интеллектуального и личностного роста детей и подростков с признаками общей одарённости в общеобразовательных учреждениях в предстоящем году работа управления образования и образовательных учреждений будет направлена на решение следующих задач:

- Совершенствование нормативно-правых документов, регламентирующих обеспечение организации и проведение школьного и муниципального этапов предметных олимпиад школьников.

- Организация сотрудничества с вузами по вопросам работы с одарёнными детьми.

- Повышение качества методического обеспечения школьных этапов всероссийской олимпиады школьников и областной олимпиады школьников.

- Обеспечение качественной разработки олимпиадных заданий школьных этапов всероссийской олимпиады школьников, муниципальной олимпиады школьников и предметной олимпиады в начальной школе.

- Совершенствование работы по организации профильных смен для одарённых детей в летних оздоровительных лагерях.

- Разработка и внедрение в практическую деятельность индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.

- Совершенствование информационного обеспечения школьного и муниципального этапов предметных олимпиад школьников, в том числе работы раздела «Олимпиады» на сайтах образовательных учреждений и на сайте управления образования.

- Обеспечение единого образовательного пространства на основе интеграции базового и дополнительного образования.

Проблемы

Низкие результаты команды  района  на региональном этапе этапе Олимпиады по предметам естественно-математического цикла

Недостаточная вовлеченность школьников в олимпиадное движение, отсутствие школьного этапа в ряде школ.

Недостаточная подготовка школьников к участию в этапах Олимпиады.

Отсутствие  квалифицированных кадров для подготовки школьников к участию в этапах Олимпиады.

Слабая координация олимпиадного движения.

Отсутствие муниципального и  регионального этапа Олимпиады по некоторым предметам из перечня, утвержденного Минобрнаукой РФ.

Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей  требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.)

Перспектива

Принятие программы, в которой будет отражена система выявления и поддержки талантливых детей, а также программа конкретных мероприятий работы с одаренными детьми

Проведение учебно-тренировочных сборов и тренингов, направленных на подготовку школьников к участию в олимпиадах различного уровня.

Формирование системы методической поддержки школьного и муниципального этапов Олимпиады.

Увеличение охвата учащихся за счет внедрения в методику организации и проведения школьного и муниципального этапов Олимпиады передовых ИКТ- технологий, усиление контроля за проведением школьного и муниципального этапов Олимпиады.

Повышение квалификации педагогов и методистов, специализирующихся на работе с одаренными детьми, а также проведение научно-практических конференций по проблемам выявления и поддержки талантливых детей с целью продвижения передовых технологий.

Расширение количества предметов, по которым проводится Олимпиада

Ожидаемые результаты:

Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.

            .Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей на увеличение значимости    

             такой категории как «знание».

 Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.

Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

Организация проектно-исследовательских работ учащихся.

             Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными       детьми.

             Создание системы работы с одаренными детьми.

Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.

Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…

        Ю.А. Конаржевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Презентация на тему "Работа с одаренными детьми как один из способов повышения качества обучения английскому языку"

Данная презентация посвященна работе с одаренными детьми на уроках английского языка...

Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации  ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"...

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе  как фактор повышения качества образования"...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

В статье содержится анализ работы с одаренными детьми, которая является одним из механизмов управления качеством образования. Аналитические материалы основаны на практическом опыте...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

Работа с одаренными детьми сегодня представляет наиважнейшее направление образовательной политики, и, конечно, главное место в организации творческой образовательной среды для развития одаренности уча...