Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования
статья по литературе

В статье содержится анализ работы с одаренными детьми, которая является одним из механизмов управления качеством образования. Аналитические материалы основаны на практическом опыте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Балдина Марина Ивановна,                                                                                                                                 учитель русского языка и литературы                                                                                                                   МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза                                                                                                                       П.И.Чиркина г.Калининска Саратовской области».

Работа с одаренными детьми                                                                                                                                             как один из механизмов управления качеством образования

Управление качеством образования в школе - процесс сложный и многосторонний, в котором самое главное, на мой взгляд, это мотивация его участников на качественный труд. Одним из механизмов управления качеством образования является работа с одаренными детьми, напрямую связанная с новыми требованиями и условиями быстро меняющегося мира. Не ставлю целью осветить теоретические аспекты данной проблемы, расскажу об основных этапах и формах работы по развитию одаренности в нашей школе. Регулярно в начале каждого учебного пополняется «Банк данных одаренных детей», и учитель, работающий в классе, имеет возможность ознакомиться с этими данными и использовать их в своей работе. Для раскрытия индивидуальных способностей у ребят есть возможность заниматься в профильных классах и учиться по индивидуальному плану. В урочной деятельности считаем важным использование индивидуально-дифференцированного подхода и проектно-исследовательской деятельности в обучении, подбор нестандартных эвристических и творческих задач, которые помогают выявить одаренную личность.

Каждый учитель проводит работу с одаренными детьми на уроках, но остановлюсь подробнее на некоторых аспектах внеурочной деятельности

Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах. Уже много лет, как и большинство моих коллег, веду кружок по подготовке к олимпиадам и конкурсам, на занятиях которого есть возможность расширить и углубить представления одаренных учащихся о той или иной предметной области. О результативности этой работы можно судить по тому, что школа много лет подряд возглавляет рейтинг образовательных учреждений района по количеству победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ. Кроме того, наши ребята становятся не только участниками, но и победителями и призерами РЭ ВсОШ.

Год

Фамилия, имя, класс участника

Предмет

Региональный

Всероссийский

2009

Воробьёва Алина, 10б

Русский язык

Победитель

Участник

2010

Воробьёва Алина, 11б

Русский язык

Призер

2012

Савранский Артём, 9в

Русский язык

Участник

Бозрикова Маргарита, 9а

Литература

Участник

2013

Савранский Артём, 10б

Русский язык

Призер

Гайденкова Дарья, 10б

Литература

Участник

2014

Савранский Артем, 11б

Русский язык

Призер

2017

Бокова Ирина, 10а

Литература

Участник

Романова Екатерина, 10а

Литература

Участник

Балдина Ирина, 10а

Литература

Участник

2018

Романова Екатерина,11а

Литература

Участник

2020

Каримова Анна, 10б

Литература

Призер

Мхитарян Сюзанна, 10а

Литература

Участник

2021

Каримова Анна, 11б

Русский язык

Призер

В работе с одаренными детьми мы не ограничиваемся рамками только нашего образовательного учреждения. Так, мы используем возможности летней школы для одаренных детей «Созвездие», где с детьми работают преподаватели СГУ им.Чернышевского и где наши ребята показывают отличные результаты. 

Успешный опыт у нас есть по конкурсному отбору в Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, созданном Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина. Две наши ученицы Каримова Анна и Бойко Каролина прошли обучение в «Сириусе» по программе «Литературное творчество».

Активно перенимаем опыт работы других образовательных учреждений по данному направлению. 27.08.2021 я приняла участие в стратегической сессии августовского образовательного форума 2021 года «Талантливые дети региона: формирование эффективной системы выявления и сопровождения». С большим интересом слушала выступления руководителей «Лицея гуманитарных наук» и «Лицея-интерната 64» о работе с одаренными детьми, многое взяла на заметку, по-хорошему позавидовала ребятам и этих ОУ, конечно, у них больше возможностей реализовать свои способности, кроме того, с ними работают вузовские преподаватели. Тем не менее, опираясь на результаты конкурсов и олимпиад, отмечаю, что на их уровне наши учащиеся вполне конкурентоспособны.

Анализируя связь проблемы одаренности с проблемой качества образования, хочется отметить, что многие литературно одаренные дети, которые участвовали в олимпиадах, творческих конкурсах, защищали исследовательские проекты, показывают высокий результат на государственной итоговой аттестации. Обратите внимание на таблицу, в которой приведены данные о результатах ЕГЭ таких учащихся:

Год выпуска

ФИ выпускника

Предмет

Количество баллов на ЕГЭ

2007

Балдин Виктор

Русский язык

96

2010

Воробьева Алина

100

2011

Белохова Марина

90

2014

Скотникова Оксана

98

Чувачева Кристина

90

Гайденкова Дарья

95

Савранский Артем

98

2018

Балдина Ирина

94

Романова Екатерина

96

2021

Князева Юлия

94

Каримова Анна

Литература

100

Князева Юлия

100

С удовлетворением отмечаем, что наши «звездочки», стобальницы 2021 года по литературе успешно выдержали конкурс для поступления в ВУЗы на филологические направления (Князева Юлия поступила в Воронежский Государственный университет, факультет Романо-германской филологии, направление «Лингвистика»,  Каримова Анна – в Институт филологии и журналистики СГУ, направление «Зарубежная филология»).

Очень часто приходится слышать: «Вам хорошо работать в городских школах, у вас много талантливых детей». Соглашусь: очень хорошо, безумно интересно, но непросто. Почему? Нужно много знать, чтобы работать с такими детьми, постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем, учиться самим, нужно оправдать ожидания ребенка, чтобы помочь ему подняться на высокую ступень познания. У спортсменов есть выражение «быть в спортивной форме», вот и мы держим себя в форме, заботимся о хорошей форме ребенка, работаем над тем, чтобы он был готов психологически и физически к олимпиадным, конкурсным испытаниям, к умению отстаивать свое мнение во время представления собственного исследования или во время апелляции, например.

(СЛАЙД 7) А ещё всегда нужно помнить, что одаренные дети – дети с тонкой душевной организацией. Особенно это касается литературно-одаренных детей, которые приносят на наш суд свои творения, доверяют нам свои сокровенные мысли.  В результате появляются замечательные сборники стихов наших литературно-одаренных учащихся.

Поэтому, говоря о цифрах, не забываем про душу, ведь качество образования – это не только высокие показатели на ГИА и победы в олимпиадах. Важный показатель качества филологического образования, достигнутый в работе с любыми детьми, а с одаренными особенно,  – это умение ребенка чувствовать слово, видеть красоту родной речи, пользоваться богатствами русского языка и литературы.

Послушайте, как это звучит!

(СЛАЙД 8)

Мой восемнадцатый солнечный август,

сон в очертанье теней.

Я никогда бы с тобой не рассталась,

мой золотой чародей.

Мягкое солнце погладит с улыбкой

Юность лучом по лицу.

Прыгнет в глубины светящейся рыбкой,

сладко прикажет: танцуй!

Выпей безумия жаркую чашу

и не ложись до утра,

этот секрет пусть останется нашим,

только искры не утрать.

Нет, восемнадцатый солнечный август,

я не забуду завет.

Славный аккорд - бесконечная радость -

мной до конца не пропет.

Желаю Вам, уважаемые коллеги, такого же оптимистичного настроя на пороге нового учебного года, как и у автора этого стихотворения, талантливой выпускницы 2021 года нашей школы Каримовой Анны. Вечной Вам юности в душе, здоровья и, конечно же, талантливых учеников!

(СЛАЙД 9) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...

Презентация на тему "Работа с одаренными детьми как один из способов повышения качества обучения английскому языку"

Данная презентация посвященна работе с одаренными детьми на уроках английского языка...

Работа с одарёнными детьми как один из механизмов повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС

Материал был подготовлен к педсовету на тему: "Совершенствование качества образования в условиях реализации  ФГОС НОО и введения ФГОС ООО"...

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"

Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе  как фактор повышения качества образования"...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...

Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования

Работа с одаренными детьми сегодня представляет наиважнейшее направление образовательной политики, и, конечно, главное место в организации творческой образовательной среды для развития одаренности уча...