организация профиля
статья по теме

Дубеева Галина Геннадьевна

 

В рамках реализации федеральной Концепции профильного обучения наиболее эффективным способом решения проблем доступности и качества образования является удовлетворение индивидуальных образовательных возможностей обучающихся.

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированньм подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Организация профиля125 КБ

Предварительный просмотр:

Профильное обучение

В рамках реализации федеральной Концепции профильного обучения наиболее эффективным способом решения проблем доступности и качества образования является удовлетворение индивидуальных образовательных возможностей обучающихся.

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированньм подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.

Профильное обучение рассматривается  как особый вид дифференциации и индивидуализации обучения: форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития обучающихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени рассматривается как главное условие преодоления перегрузки обучающихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности.

Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются.

1. Пропедевтический этап (при завершении обучения в 8 классе) – выявление образовательного запроса учащегося.

2. Основной этап (период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятия решения в различных образовательных ситуациях.

3. Завершающий этап (при окончании 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Профильное обучение должно:

· быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;

· иметь деятельностный, продуктивный характер;

· обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, социумом;

· отличаться вариативностью;

· обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования;

· быть ориентированным, как на потребности личности, так и на потребности рынка труда.

Чтобы обеспечить реализацию возможностей каждого ученика, необходимо найти такие формы организации учебных занятий и их сочетание, которые позволяли бы выпускникам школы самостоятельно действовать в ситуациях, поставленных перед ними:

· овладеть элементарными навыками по самопроектированию, самореализации и рефлексии;

· овладеть коммуникативной деятельностью по само и взаимопомощи;

· овладеть основами творческой деятельности;

· овладеть способами составления проектов программ.

В процессе создания модели реализации профильного обучения возрастает актуальность сохранения здоровья детей.

В связи с этим должна быть поставлена задача формирования комплексной здоровьесберегающей образовательной среды, что предполагает:

· поддержание здоровьесберегающих условий обучения;

· увеличение часов двигательной активности;

· содействие формированию здорового образа жизни;

· формирование поведенческих навыков;

· содействие социальной и биологической адаптации обучающихся, их профессиональному и гражданскому самоопределению.

цели и задачи создания модели профильного обучения.

Стратегическая цель: проектирование профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся.

Тактические цели:

· обеспечение доступности для обучающихся получения полноценного образования (в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями);

· установление преемственности между общим и профессиональным образованием;

· создание условий для успешной социализации выпускников с учетом реальных потребностей рынка труда.

Задачи:

1. удовлетворить образовательные потребности выпускников;

2. способствовать установлению равного доступа к качественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и потребностями;

3. обеспечить углубленное изучение предметов, способствующих успешной социальной адаптации обучающихся;

4. создать условия для дифференциации содержания обучения;

5. создать блок дополнительного образования как одного из элементов непрерывного обучения;

6. расширить возможности социализации обучающихся, обеспечив преемственность между общим и профессиональным образованием;

7. более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего и среднего профессионального образования.

В нашей Гимназии ранняя профилизация обучения стала использоваться с 2000 года. Был введен физико-математический  профиль (физика, математика).

Однако изучение социального заказа, анализ потребности обучающихся привели к выводу о необходимости дополнения профиля обучения. С целью изучения социального заказа и потребности обучающихся применялись следующей методике: тест «Способности школьника»,  определение типа темперамента по Айзенку, опросник «Профиль» и др.

Анкетирование родителей по выявлению интересов и способностей детей показало, что 80% родителей хотят, чтобы их дети поступили в ВУЗы, а для этого необходима хорошая подготовка в школе, в том числе профильное обучение.

Исходя из этих данных, Гимназия  ввела гуманитарный и социально-математичяеский профиль. Был разработан план перехода на профильное обучение, учебный план на основе БУП-2004, структура организации профильного обучения, программы элективных курсов, дополнительного образования, подобраны кадры для работы в профильных классах.

В Гимназии имеется достаточный кадровый потенциал для работы по профилю: зам. директора по УВР, который занимается вопросами профильности, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, учителя (в старших классах работают 18 учителей, из них 18 с высшим образованием, 9 человек имеют высшую категорию, 6 человек – первую категорию).

В обучении применяются современные образовательные технологии: личностно-ориентированные, проектные, информационные, проблемные, модульные.

В Гимназии  имеется необходимая учебно-материальная база: учебная и методическая литература (учебники профильного уровня, пособия; разработки уроков), оборудованные кабинеты, компьютеры, выход в Интернет, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, медиатека).

Структура управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением

Вопросы предпрофильной подготовки и профильного обучения рассматриваются на заседаниях Управляющего Совета, педсовета, методического совета, МО, родительских собраниях.

Учебный план

Среднее (полное) общее образование

Ожидаемые результаты

1. Удовлетворение социального заказа.

2. Повышение качества обучения.

3. Обеспечение соответствия образовательных результатов:

· нормативным требованиям;

· запросам заказчиков образовательных услуг;

· запросам потребителей рынка труда.

4. Совершенствование научно-методического потенциала учителей.

5. Совершенствование учебно-материальной базы школы.

6. Сформированность гражданских и нравственных качеств у выпускников.

7. Достижение 100% готовности выпускников к продолжению образования, в т.ч. по профилю.

8. Развитие форм сетевого взаимодействия с ОУ города и района.

9. Создание банка методических разработок, программ элективных курсов, обеспечивающих специализацию в профилях, развивающих и корректирующих общеучебные навыки, подготавливающих к осознанному выбору профессии.

Проблемы формирования профильных классов.

  1. Многообразие интересов обучающихся.
  2. Кадровый  потенциал.
  3. Здоровье школьников.
  4. При дистанционных формах обучения низкая скорость Интернета, отсутствие специалистов  соответствующего профиля и квалификации.
  5. Не создан   единый портал для профильного обучения.
  6. Нет  предприятий или фирм, где можно организовать лабораторно-практические занятия, которые бы реально на практике способствовали получению информации о той или иной профессии.
  7. Не все предметы, которые влияют на формирование будущей успешной карьеры и успешной социализации молодого человека по достоинству оцениваются гимназистами, родителями, да и преподавателями тоже.
  8. Не доверие   диагностики, помогающей гимназистам при выборе профиля, профессионального самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Некоторые методические приёмы, которые можно применять на уроках биологии, учитывая профиль латеральной организации мозга обучающихся....

Организация внеурочной деятельности учащихся математического профиля в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Внеурочная деятельность по математике  является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования.       В классах математич...

«Организация учебной деятельности в классах физико-математического профиля»

Важнейшая задача учителя – научить ученика мыслить. Работа с талантливыми  детьми - это самое интересное в работе учителя.   Кто они, зас...

организация проектной деятельности в классах химико-биологического профиля

В статье приведены примеры авторских проектов для учащихся старших классов профильной школы....

Задания на тему: «Уровни организации жизни», 10 кл (профиль)

Задания для учащихся 10 кл (профиль) , учебник авт Захаров В.Б.Общая биология(углублённый уровень)....

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу “Обществознание ” (по профилям подготовки)

Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специал...

Презентация к докладу «Создание в общеобразовательных организациях классов физкультурно-спортивного профиля и организация их работы»

Презентация к докладу «Создание в общеобразовательных организациях классов физкультурно-спортивного профиля и организация их работы»...