«О процессе внедрения ФГОС НОО: пути, проблемы, перспективы.»
статья на тему

Варфоломеева Елена Александровна
  1. Информационно-методические ресурсы занимают своё место в системе ресурсного обеспечения реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся, дифференцированно составляются планы по предметам, обобщается опыт работы. Для успешной учебной деятельности учащихся школа оснащена печатными и электронными носителями, мультимедийными, аудио и видео материалами, цифровыми образовательными ресурсами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_e.a.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«О процессе внедрения ФГОС НОО: пути, проблемы, перспективы.»

  1. С 1 сентября 2011 года наша школа начала работу по введению ФГОС НОО. К обучению в 1 классе приступило 14 учащихся. Диагностика степени готовности детей к обучению в школе показала, что:
  1. Имеют высокую степень готовности - 14,2 %;
  2. Среднюю степень готовности  - 57,3 %;
  3. Низкую степень готовности - 28,5 %  

Входные диагностики были направлены на выявление состояния зрительного восприятия, мелкой моторики рук, пространственного восприятия, фонематического слуха и  фонематического восприятия.

Из 14 учащихся, - посещали ДОУ – 8, группу кратковременного пребывания -2, не посещали ДОУ - 4. Проведённые тесты, опросы показали, что не у всех выпускников ДОУ достаточно хорошо сформированы необходимые первоначальные знания, умения, навыки. Были выявлены следующие недостатки:

  1. Не все учащиеся знают буквы, не умеют правильно ставить ударение, делить на слоги;
  2. Не все учащиеся  владеют навыком обратного счёта, возникают проблемы при сравнении чисел, не умеют устанавливать причинно-следственные связи;
  3. Речь развита плохо, дети не умеют анализировать прочитанный текст, не дают полных ответов.

     Исходя из всего выше изложенного,  был сделан вывод, что степень готовности детей к обучению в школе – средний.

  1. Внедрение стандартов осуществлялось по следующим направлениям:
  1. изучение нормативно-правовой базы по внедрению ФГОС НОО;
  2. кадровые и научно-методическое обучение;
  3. финансово-экономическое обеспечение;
  4. информационное обеспечение;
  5. контроль и мониторинг.

  Модели начального образования, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы, позволяют выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям ОУ. Начальные классы нашего учреждения строят образовательный процесс по УМК «Школа России». Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования.  Их можно достичь благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения. Система заданий разного уровня сложности, сочетание индивидуальной деятельности ребёнка с его работой в малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровней его интеллектуального развития.

  1. С первых дней учителем первого класса вёлся  образовательный мониторинг, реализуемый через ряд этапов:

 I этап:  изучение исходного уровня  готовности учащихся к обучению к школе;

 II этап: анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап: итоговая диагностика с целью определения уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

   Для отслеживания успехов обучающихся использовался «Лист индивидуальных достижений», где учащиеся самостоятельно закрашивал очередной квадратик «Достижений». Для совершенствования навыка чтения на каждого учащегося заведены «Линейки достижений», в течение года учитель и сами учащиеся вносили данные об успехах. К концу года большинство детей первого класса читали целыми словами, темп чтения составил  30 слов.

Также проводились контрольные работы разноуровневого характера, эти тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать количество и качество усвоение обучающимися учебного материала. В конце учебного года была проведена интегрированная проверочная работа за первый класс. По результатам проверочной работы учащиеся были распределены на три группы:

- дети, достигшие высокого уровня – 2

- дети, достигшие базового уровня – 8

- дети, группы риска – 4

Итоги комплексной контрольной работы проанализированы и доведены до сведения родителей. Для отслеживания успешности обучения были заведены «Портфолио достижений учащихся»,  включающий следующие разделы:

- лучшие творческие работы  ученика;

- листы индивидуальных достижений;

- линейки достижений;

- стартовая диагностика;

- грамоты, благодарственные письма и дипломы.

  1. Учебный процесс ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий.

Организованно полноценное горячее питание. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения проводятся физминутки. Физминутки проводятся с элементами двигательной активности и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детском коллективе, приобщает родителей к работе по укреплению здоровья.

  1. В стандартах нового поколения отводится 10 часов на внеурочную деятельность, которая  включена  в основную общеобразовательную программу. Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:
  1. Спортивно-оздоровительное: программа дополнительного образования «Школа здорового образа жизни»;
  2. Общеинтеллектуальное:  программа «Умные руки»;
  3. Духовно-нравственное:  программа «Мой край»;
  4. Эстетическое:  программа «Кукольный театр».

  Внеурочная деятельность оказывает существенное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии; формирует у ребёнка готовность и привычку творческой деятельности.

  1. Информационно-методические ресурсы занимают своё место в системе ресурсного обеспечения реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся, дифференцированно составляются планы по предметам, обобщается опыт работы. Для успешной учебной деятельности учащихся школа оснащена печатными и электронными носителями, мультимедийными, аудио и видео материалами, цифровыми образовательными ресурсами.

  1. В процессе реализации ФГОС НОО определился ряд проблем:

В части материально-технического обеспечения;

  1. В школе не хватает кабинетов для организации игровой  комнаты;
  2. Недостаточно информационно-компьютерного оснащения.

  В части учебно-методического и информационного обеспечения:

  1. Отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы НОО;
  2. Отсутствие практического опыта планирования уроков в соответствии с ФГОС.

В кадровом обеспечении:

  1. Учитель не имеет опыта педагогической работы в школе, прошёл курсы, но этого недостаточно для качественной работы.

В части оценочной деятельности и диагностики:

  1. Отсутствие единой системы оценивания результатов учащихся.

Проблемы  есть, они решаемы – главное, не останавливаться на достигнутом. Опыт внедрения в ФГОС 2 поколения показал, что концептуальные идеи и прописные пути реализации государственного стандарта нового  поколения актуальны  и востребованы современной образовательной системы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для студентов филологического факультета "Развитие языковой культуры школьников в процессе внедрения ФГОС ООО"

Мастер-класс для студентов филологического факультета, молодых учителей русского языка и литературы по развитию языковой культуры школьников в условиях перехода школы на работу по новым Федеральным ст...

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

процесс внедрения фгос в деятельность педагогов дополнительного образования

Модернизация системы российского образования предъявляет новые требования к образовательным результатам, причем  не  только предметным, но и личностным. Главная задача общества состоит в том...

Внедрение ФГОС СОО. Опыт, проблемы. Система оценивания в рамках ФГОС

В работе описаны основные моменты, опыт и проблемы  внедрения Федеральны ггосударственных стандартов, система оценивания на уроках географии....

ФГОС ООО: актуальность, проблемы, перспективы внедрения

ФГОС ООО: актуальность, проблемы, перспективы внедрения...