мастер-класс для студентов филологического факультета "Развитие языковой культуры школьников в процессе внедрения ФГОС ООО"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Мастер-класс для студентов филологического факультета, молодых учителей русского языка и литературы по развитию языковой культуры школьников в условиях перехода школы на работу по новым Федеральным стандартам.

Цель мастер-класса : трансляция опыта работы по указанной теме, передача участникам мастер-класса «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагогов.

Основные задачи мастер-класса:

-  создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала студентов;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

- распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания. (системно-деятельностный метод)

Форма проведения: интегрированное занятие (лекционно-практическое)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для студентов 2, 3, 4 курсов филологического факультета  АМГПГУ

17.04.2013 года

Тема: формирование  языковой культуры школьников в процессе внедрения ФГОС II поколения.

Цель мастер-класса : трансляция опыта работы по указанной теме, передача участникам мастер-класса «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагогов.

Основные задачи мастер-класса:

создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала студентов;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

- распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания. (системно-деятельностный метод)

Форма проведения: интегрированное занятие (лекционно-практическое)

Содержание: Слайд № 1 (титульник с нашими фотографиями и фамилиями)

 

  1. Вызов (индуктор)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы, учителя русского языка и литературы школы № 31, ( Листаем слайды 1-4) у вас в гостях для того, чтобы обсудить одну из актуальных тем  в курсе изучения русского языка,  поделиться опытом работы, совместно с вами подумать и предложить активные формы деятельности учителя и ученика по заявленной теме.

Слайд 5 (фрагмент «Ералаша»)

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

-Исходя из просмотренного фрагмента, определите тему  нашего разговора. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

 -Вы правы, сегодня мы поговорим о формировании языковой культуры школьников в процессе внедрения ФГОС  II поколения» (слайд 6), поделимся с вами эффективными, на наш взгляд, приемами работы  по развитию коммуникативных навыков учащихся.  Приглашаем вас к совместной продуктивной деятельности.

 Эпиграфом хотелось бы взять слова поэта Вадима Шефнера    (слайд 7)                    

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

-Как вы думаете, почему выбраны именно эти слова, как они связаны с темой нашей встречи? (высказывания участников)

        Действительно, слово имеет огромную силу. Человек, эффективно владеющий словом, имеет большие шансы  для успешной жизненной самореализации.

 

      2.Чтобы на практике убедиться в актуальности озвученной темы, давайте проведем небольшой эксперимент. (работа в группах)

      В  недалеком будущем все вы – соискатели на определенную должность. Присутствующих преподавателей представим себе нашими будущими работодателями. А вам предлагаем за 5 минут составить словесную самопрезентацию (резюме), чтобы среди многих кандидатов именно вас приняли на желаемую вакансию.  У кого из вас будет больше шансов понравиться работодателю?  Мы сегодня не ставим перед собой задачи составить полный текст серьезного документа, можно попытаться составить веселый текст.  (групповая работа, представление результата, оценка составленных резюме преподавателями). (слайд 8, 9)

Мой вариант. 

Я активная, креативная, в меру инициативная.

Я работаю на «пять».

Будет фирма процветать!

   Как видите, умелое владение речью, сформированный навык  самопрезентации – первый шаг на пути профессиональной состоятельности.

Судьба русского языка – тема, которая не может оставить равнодушным ни одного словесника. Очевидно, что язык существенно изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?  Ясно одно: на уроках русского языка особое внимание необходимо уделять «оздоровлению» речи обучающихся, работать над формированием высокой речевой культуры, развивать способности к речевому самосовершенствованию каждого   выпускника.
Сегодня школа работает над внедрение в практику обучения и воспитания ФГОС II поколения. Много важных задач необходимо решать, в том числе необходимо развивать навыки устной и письменной коммуникации, навыки работы с информационными технологиями, а также развивать способности к интегральному использованию знаний.  Слайд 9

Готова ли школа в полной мере решать эти задачи – вопрос дискуссионный. (слайд 10)

Школа  сегодня – один из основных, но не единственный  канал  воздействия на речевую практику обучающихся.

- Какие же факторы влияют на развитие языковой личности?

Слайд 11 ( на одной чаше весов оказываются интернет, СМИ, телевидение, компания сверстников, на другой – художественная литература, словари, справочники; нетрудно догадаться, что часто перевешивает)

        Работу по развитию языковой культуры следует проводить как в урочной, так и во внеурочной деятельности, лучше, если это будет не эпизодическая работа, а каждодневная, кропотливая совместная деятельность учителя и ученика.

        Основной формой организации учебного процесса является урок, именно на уроке у учителя имеется большой арсенал средств для  развития речи учащихся.  Целесообразно использовать различные виды работ  со связным текстом. (слайд 12)

       Эффективным  на начальных этапах работы нам представляется знакомство учащихся с различными видами словарей, справочных пособий, к которым необходимо обращаться не только в случаях языковых затруднений, но и для  постоянного обогащения словарного запаса. В эпоху Интернета дети отвыкают от бумажных носителей информации, редко кто из учащихся в процессе обучения самостоятельно обращается к словарям. Задача учителя – заинтересовать учащихся прежде всего совместной деятельностью. Возможно организовать проектную деятельность детей, результатом которой может получиться следующий учебный  продукт. (гиперссылка на слайде 13)

     Ни для кого не секрет, что успешность многих учеников по отдельным предметам напрямую зависит от способности педагога заинтересовать ребенка, внести в сложный процесс познания нового элемент занимательности. Вариант такого урока представляем вашему вниманию. (Слайд 14, гиперссылка урок-игра)

      Чем ближе языковой материал подростку, тем с большим желанием он будет включаться в игру и совершенствовать собственную культуру речи. Можно сделать традицией  проводить в классе лексические 5-минутки, предлагая ребятам следующие виды работ (Слайды 15-18). 

     В СМИ, особенно молодежных изданиях, очень много примеров использования сленговых выражений. Учащимся нравится пробовать свои силы в качестве редактора, корректора, и это желание в них необходимо поддерживать.(слайды 19-21)

  Старших школьников, имеющих опыт проектной деятельности, можно заинтересовать исследованием «Молодежный сленг. Причины активного функционирования в речи».  

     Результатом может быть следующий продукт (гиперссылка сленг на слайде 18)

       Эффективной можно считать работу, если она ведется с учетом возрастных особенностей детей.

Мне хотелось бы показать еще несколько совместных с детьми проектов, которые также помогают решению поставленной задачи (слайд 22, гиперссылки)

Результат формируется постепенно. Если проводить работу по развитию языковой культуры планомерно и систематически, то поставленные задачи можно успешно решать.

 

Ну а сейчас мы предлагаем вам поработать в группах и предложить собственные идеи, как можно организовать эффективную работу в школе по развитию языковой культуры учащихся. Я даю слово учителям, они озвучат задания и поработают вместе с вами.

Работа в группах. Представление результатов.

5. Рефлексия.

6. Итоги.



Предварительный просмотр:

Урок по культуре речи  «Красную речь красно и слушать».

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель

Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, формировать навык соблюдения правил речевого этикета,  способствовать обогащению и усложнению словарного запаса учащихся с помощью усиления коммуникативных средств речи,  учить вежливости и тактичности в общении с собеседником, умению правильно выбирать этикетные формулы  в зависимости от речевой ситуации.

Задачи:

  1. познакомить с историей развития русского речевого этикета;
  2. рассмотреть классификацию формул речевого этикета;
  3. научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником, правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;
  4. развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;
  5. научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;
  6. воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;
  7. внимательно относиться к своей и чужой речи.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Слайд 2.

Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…

Проблемный вопрос: Почему братья из сказки Пушкина смогли точно определить, кто перед ними?

Действительно,  А.С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке многое можно рассказать именно по его речи. Можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь и ее особенности  остаются с нами всегда. Почему? (ответы детей)

Мы ежедневно общаемся в семье, в транспорте, в школе, на работе. Жизнь без разговора просто немыслима. Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, тот или иной смысл, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают. Совершают определенные речевые действия. Однако, прежде чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам, которые регулируются речевым этикетом – сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Эти правила мы почти не замечаем, поскольку они привычны. В современное время многие нормы общения не соблюдаются или нарушаются, поэтому очень важно изучение речевого этикета.

- Кто знает, а что же такое речевой этикет?

(работа со словарной статьёй: Само слово этикет пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – обычай», «характер»  (Слайд 3).

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

II. Объявление темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока и его цели?

(Сегодня на уроке мы познакомимся  с различными этикетными формулами, научимся применять их в любых речевых ситуациях, убедимся в необходимости поддерживать доброжелательный контакт в разных условиях общения, а также познакомимся с интересными фактами из истории русского речевого этикета).

Давайте наш урок назовём  «Красную речь красно и слушать». Как вы думаете, почему я выбрала именно эту пословицу для изучения нашей темы? 

Обсуждение.

III. Выступление учащихся. Практические занятия.

Ученик 1-ый. Слайд 6.

Вежливость и доброжелательность – сила речевого этикета. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и, буквально с первых фраз, можно определить, культурный ли это человек. В русском языке нет специализированных категорий вежливости, т.е. специальных слов, подчеркивающих уважение и почтительное отношение к собеседнику, но есть много "волшебных слов". Каких? ( "здравствуйте", "пожалуйста", "извините", "спасибо" и т.д.)  По этому поводу широко известны слова Сервантеса: "Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Человек должен соблюдать культуру разговора с людьми и обращения к ним.

Проявления грубости многообразны. Это и заносчивость, и спесивость, и высокомерие, это оскорбление, нанесение обиды… Корректный, а подчас и подчеркнуто вежливый ответ, как правило, ставит на место грубияна. Таким образом, речевой этикет служит действенным средством снятия речевой агрессии, а дружелюбие является одним из основных условий успеха общения и действенности речи.

Работа по группам. Слайд 7.

Рассмотрите рисунки. Попробуйте разыграть каждую сценку так, чтобы и пострадавший, и виновник постарались смягчить неприятную ситуацию.

Учитель. Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, извиняемся. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова – слова речевого этикета. Можно выделить несколько этикетных формул: формулы благодарности, формулы просьбы и приглашения, формулы приветствия, формулы прощания, формулы согласия – несогласия и вежливого отказа. Слайд 8.

Ученик 2-й. Формулы приветствия.

Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия. Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия. Ты открываешь глаза, видишь маму, и первое, что ты слышишь, – это «доброе утро!» И в течение всего дня ты то и дело говоришь: « Здравствуйте! Добрый день! Привет!»

Ученик 3-й. Слайд 9.

Мы сейчас с вами формально относимся к приветствиям. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «чао» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу – и я тебя вижу, я тебя знаю – и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. А ведь приветствие – это пожелание.

Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы», поэтому здесь идет форма повелительного наклонения. Между прочим, такое же приветственное значение имело когда-то и слово целовать. Обычная для нас семантика этого слова (=лобзать) возникла в нем позднее, в связи с обычаем при встрече не только приветствовать, но и целоваться. Буквально же целовать – «желать быть целым, невредимым, здоровым». Алло! Это этикетное слово – непременный атрибут телефонного разговора – вошло в язык и нашу жизнь вместе с телефоном. Многие считают, что оно происходит от английского hello – «привет» и иногда употребляется в виде «хэлло» у нас. Но история «телефонного» слова связана с французским allo, которое было образовано в 70-е годы XIX века от междометия allons – «ну», которое, в свою очередь, восходит к французскому глаголу aller – «идти». Вот и выходит, что приветственное алло буквально означает «идем, пошли».

Учитель. В русском языке существуют десятки способов приветствия: « Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честнОй компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло!»  и т.п. Следует обязательно применять проверенный веками набор приветствий. Нельзя применять просторечные приветствия типа: "приветик", "салютик", "наше вам" и т.п. Давайте рассмотрим рисунок и попробуем выбрать из написанных приветствий те, которые уместны в данной ситуации. Слайд 10.

Ученик 4-й. Формулы прощания. Слайд 11.

При расставании и прощании согласно обычаю существуют тоже своеобразные приветствия. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха ни пера" и т.д. Сейчас напутствия упростились: "До свидания", "Всего хорошего", "Прощайте", "Желаю вам хорошей дороги", «Будете здоровы».

Междометие пока входит в группу «прощальных» слов, которые употребляются в разговорной речи. Происходит оно от наречия пока, представляющего собой сокращение старого покамест. А это слово, в свою очередь, возникло в результате сращения частей словосочетания пока место (по – предлог, ка – краткое местоимение в значении «какое»).

Слово прощай – бывшая форма повелительного наклонения глагола прощать, имеющая «извинительное» значение. Первоначально прощай значило «прости (если что не так)». Это значение ощущается у слова во фразеологизме «прощай, не поминай лихом».

Грубовато-фамильярное адью («до свидания, прощай») пришло к нам в XIX веке из французского языка, где оно возникло в результате слияния предлога а и существительного dieu «Бог», а значит, буквально обозначает «с Богом, прощай, до свидания».

Ученик 5-й. Формулы благодарности. Слайд 12.

Выясняя лексическое значение слова «благодарность», мы обратились к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны. Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили. Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Например, одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов благодарности «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог». Необходимо учиться благодарить, ведь поблагодарить человека в нужную минуту – значит подарить ему капельку радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, т.е. дарить людям добро.

Задание. А сейчас, используя формулы благодарности, поблагодарите: 1) одноклассника за то, что он помог выполнить домашнее задание; 2) маму за то, что она приготовила любимое ваше блюдо; 3) незнакомого человека за то, что он подсказал вам, как найти дом, который вы ищете.

Ученик 6-й. Формулы просьбы-приглашения. Слайд 13.

Немаловажную роль в русском речевом этикете играют формулы просьбы и приглашения. Самое употребительное в русском языке слово для выражения просьбы – это «волшебное» слово «пожалуйста». Оно образовано от сочетания слов: пожалуй и ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь).

В русском языке существует несколько грамматических способов, с помощью которых может быть выражена просьба (СЛАЙД 13). Главное, интонация должна соответствовать общему доброжелательному и вежливому тону обращения к собеседнику.

Задания.

  1. Попросите у одноклассника карандаш.
  2. Пригласите одноклассников в кино.
  3. Вы заблудились в незнакомом вам городе, а вам нужно найти, например, улицу Ленина. Как вы обратитесь с просьбой к прохожему?

Ученик 7-й. Формулы вежливого отказа Слайд 14.

Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть и не оскорбить достоинство человека, объясняют причину своего отказа, извиняются. Невозможность выполнить просьбу своего собеседника вызывает обычно чувство неловкости, поэтому сам отказ должен сочетать в себе вежливость и убедительность. В русском речевом этикете есть специальные выражения, с помощью которых смягчается отказ. Это прежде всего вводные слова со значением сомнения, сожаления, раздумья: может быть, возможно, наверное, к сожалению и т.п. Мы выражаем сожаление по поводу того, что не можем выполнить просьбу, откликнуться на предложение: К сожалению, не могу…. Главное, чтобы эти выражения соответствовали речевому этикету и не оскорбляли достоинство адресата.

Задание: На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом; в) дайте неопределенный ответ. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

  1. Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать!
  2. Пойдем сегодня на дискотеку!
  3. Ольга Николаевна, спросите меня сегодня на уроке. Ладно?
  4. Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли!
  5. Олег, позвони мне вечером.

Ученик 8-й. Комплименты. Слайд 15.

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Задание: по цепочке сделать друг другу комплимент.

Ученик 9-й. Спор, дискуссия. Слайд 16.

Актуальное значение в современном мире имеет вопрос: можно ли оставаться вежливым во время спора? Русский речевой этикет не только утвердительно отвечает на этот вопрос, но и дает конкретные рекомендации, как сохранить достойный тон разговора, как вести себя, поддерживая доброжелательный тон общения. Существует ряд фраз, с помощью которых можно вести спор в рамках требований речевого этикета, максимально учитывая интерес собеседника, его позицию, не обижая и не оскорбляя достоинства человека, не превращая спор в ссору: Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. Мне трудно согласиться с вами! Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. Надеюсь, мы с вами вместе заинтересованы в том, чтобы найти правильное решение. Попробуем вместе разобраться, почему мои аргументы кажутся вам сомнительными. Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… Признаюсь, мне нелегко признать вашу правоту. Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п.

Задание: из перечня фраз выберите и запишите только те, с помощью которых можно вести спор в рамках требований речевого этикета, максимально учитывая интерес собеседника, его позицию, не обижая и не оскорбляя достоинства человека, не превращая спор в ссору (карточка с заданием).

1)Вы совершенно не правы! 2) Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. 3) Я абсолютно убежден в том, что… 4) Как вы упрямы! Так вы утверждаете, что… 5) Я правильно вас понял? 6) Я никогда не соглашусь с вами! 7) Вы лжете, я сейчас это докажу! 8) Мне трудно согласиться с вами. 9) Признайтесь, что я выиграл наш спор. 10) Уж если спорите, так не тяните резину! 11) Я бы хотел лучше разобраться в вашей позиции. 12) Не вводите нас в заблуждение. 13) Надеюсь, мы с вами вместе заинтересованы в том, чтобы найти правильное решение. 14) Только недалекий человек не может воспринять такие простые доказательства, которые я привожу. 15) Попробуем вместе разобраться, почему мои аргументы кажутся вам сомнительными. 16) Прошу вас подробнее остановиться на следующем… , так как мне совсем не понятно… 17) Как вы меня раздражаете своим упрямством! 18) Вы глубоко ошибаетесь! 19) Я попробую еще одно доказательство, чтобы прояснить для вас свою позицию. 20) Мне безразлично, что вам мои фразы кажутся сомнительными. 21) Да с кем вы спорите?! 22) Признаюсь, мне нелегко признать вашу правоту. 23) Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование. 24) Только глупый человек этого не понимает. 25) С вами спорить без толку!

Учитель. Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.

Ученик 10-й. Интонация. Слайд 17.

Огромную роль в соблюдении правил речевого общения играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи. Интонация – сложное явление. Она состоит из нескольких элементов: мелодики (повышения и понижения тона голоса), логического (смыслового) ударения, громкости (силы) звучания разных частей высказывания, темпа речи, тембра(«окраски» голоса, которая зависит от индивидуальных особенностей работы голосовых связок), пауз (перерывов в звучании). Интонационные элементы, подобно стеклышкам в калейдоскопе, могут по-разному сочетаться друг с другом, образуя большое количество интонационных рисунков. Интонация в русском языке отличается богатством и исключительным разнообразием.

Задание 1: прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему между его участниками появилось раздражение. Какие нормы речевого этикета нарушены? А теперь измените диалог так, чтобы тональность общения стала доброжелательной.

– Ванечка! Иди обедать! – слышится голос мамы.

– Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры.

– Ну ты идешь?

– Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру. Он спешит изо всех сил скорее доиграть, но именно поэтому начинает делать ошибки, игра затягивается.

– Почему не идешь? Все остынет!

—Иду! Иду!

– Как ты разговариваешь? Не груби!

– А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!».

Задание 2: произнесите каждое предложение, выражая голосом разные чувства и настроения. Понаблюдайте за тем, какими интонационными особенностями отличаются произносительные варианты предложений (движение голоса, темп, тон речи, сила голоса), как сочетаются интонация, мимика и жесты.

Не помню (ужас, уныние, безразличие, насмешка, изумление, опасение, торжество).

Поеду (согласие, сомнение, угроза, мечтательность, решимость, страх, радость).

Приходите (приказ, мольба, вызов, равнодушие, ирония).

Иван Матвеевич (ласка, угроза, просьба, потрясение, порицание, удивление, сомнение).

IV. Заключение. Подведение итогов. Выставление оценок. Слайд 18.

- Ребята, важно ли то, чему научились мы сегодня?

- Какая задача перед нами стояла?

 (С  раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают все новые и новые слова и выражения, постигают их связи и сочетания. Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладеть языковой культурой - наша общая задача. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи - это наше народное достояние. Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат вам в жизни огромную службу, так как научат вас жить в большом ладу с окружающими).

Рефлексия

V. Домашнее задание:

  1. подобрать пословицы, цитаты известных людей по  теме,

или

  1. написать мини-сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет». Слайд 19.

Спасибо за урок.

Список литературы

  1. Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. – M., 1978.
  2. Гольдин В. Е. Речь и этикет. – M., 1983.
  3. Львова С. И. Язык в речевом общении. – M.,1982.
  4. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет.– М.: дрофа, 2006.
  5. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.,1991.
  6. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Формановская И.И. "Речевой этикет". 1987г.
  8. Формановская П. И. Употребление русского речевого этикета. – М., 1983.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по культуре речи  в 5 классе

Тема:  «Красную речь красно и слушать».                                                                                                                                           Речь - удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Г. Гегель

Тип урока: урок развития речи

Цель: познакомить учащихся с различными этикетными формулами, формировать навык соблюдения правил речевого этикета,  способствовать обогащению и усложнению словарного запаса учащихся с помощью усиления коммуникативных средств речи,  учить вежливости и тактичности в общении с собеседником, умению правильно выбирать этикетные формулы  в зависимости от речевой ситуации.

Задачи:

  1. познакомить с историей развития русского речевого этикета;
  2. рассмотреть классификацию формул речевого этикета;
  3. научить устанавливать и поддерживать доброжелательный, вежливый контакт с собеседником, правильно употреблять этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации;
  4. развивать стремление учащихся активно обсуждать вопросы культуры речи;
  5. научить выслушивать чужое мнение и выражать свою точку зрения;
  6. воспитать уважение к речевому этикету, бережное отношение к родному языку;
  7. внимательно относиться к своей и чужой речи.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные деятельность (УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Приветствие учащихся.

Предлагает задание: Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (показывает слайд 1)

Вмиг по речи распознали, что царевну принимали…

Просит  ответить на проблемный вопрос: Почему богатыри поняли, что у них в гостях царевна?

Задает вопрос: почему речевые особенности остаются с человеком всегда?

Ставит вопрос: что такое речевой этикет?

Приветствуют учителя.

Выполняют задание – отвечают на вопросы учителя

Характеризуют царевну

Формулируют проблемный вопрос

Дают ответ на проблемный вопрос

Излагают свою точку зрения

Описывают речевые ситуации

Работают со словарем

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные:

Извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Задаёт  вопросы:

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока и его цель?

Организует обсуждение

Выслушивает мнения учащихся

Предлагает ответить на вопрос: Какая пословица может стать темой нашего урока?

Высказывают своё мнение, доказывают правильность своего суждения, формулируют цель урока

(Сегодня на уроке мы познакомимся  с различными этикетными формулами, научимся применять их в любых речевых ситуациях, убедимся в необходимости поддерживать доброжелательный контакт в разных условиях общения, а также познакомимся с интересными фактами из истории русского речевого этикета).

Обсуждают, доказывают право своего выбора

Отбирают самую верную пословицу

Познавательные:

самостоятельное определение темы, выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Целеполагание.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

3. Выстраивание проекта и его реализация

Цель: построение проекта и фиксация нового знания, проверка умения применять новые знания в типовых условиях.

4. Динамическая пауза (этап физической зарядки)

Цель: сменить вид деятельности

Задаёт вопрос:

Можно ли с первых слов незнакомого человека определить, культурный ли он человек?

Выделяетс помощью учеников несколько этикетных формул:

  1. формулы благодарности
  2. формулы просьбы - приглашения
  3. формулы приветствия
  4. формулы прощания
  5. формулы согласия – несогласия и вежливого отказа
  6. комплименты
  7. интонация

Даёт задание: создать «учебный фильм» или слайды для презентации по теме урока

Направляет…

Наблюдает…

Согласовывает…

Организует обратную связь…

Оказывает содействие…

Руководит…

Предоставляет ресурсы…

Отвечают, доказывают своё мнение.

По рисункам на слайдах разыгрывают сценки

Определяют этикетные формулы

Работают в группах (создание «кадров» для «учебного фильма»  или слайдов для презентации)

  1. Приветствия

2)  Напутствия (формулы прощания)

3) Формулы благодарности

4) Приглашения-просьбы

5) Формулы вежливого отказа

6) Комплименты

7) Спор, дискуссия

8) Интонация

Раскрывают …

Наблюдают…

Анализируют…

Выделяют…

Выстраивают…

Читают…

Инсценируют…

Характеризуют…

Доказывают…

Аргументируют…

Делают выводы по результатам работы…

Познавательные:

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные:умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ, выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в фиксации затруднения, коррекция, контроль; умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, способность самооценки своих действий

Личностные:

Убеждённость в здоровом образе жизни и необходимости быть здоровым, реализация этой установки на уроке.

5. Итог урока.

Рефлексия.

Задаёт вопросы:

Важно ли то, чему мы научились сегодня?

Какая задача перед нами стояла?

Ответы на вопросы учителя

Самооценка детьми собственной деятельности

Познавательные:рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь  других участников коммуникации

6. Домашнее задание:

  1. Подобрать пословицы, цитаты известных людей по теме

или

  1. Написать мини-сочинение-рассуждение «Почему важно изучать речевой этикет?» (50 слов)

Спасибо за урок!

ЗАДАНИЕ  для  ГРУППЫ:

Проанализируйте предоставленные Вам технологическую карту урока по развитию речи «Красную речь красно и слушать» и учебную презентацию и предложите собственные виды работы учащихся при создании проекта по классификации этикетных формул.



Предварительный просмотр:

Методические материалы для 3 группы.

Агитационное выступление.

Задачи:

1.Активное влияние на слушателей с целью изменения их мыслей, убеждений, чувств.

2.Присоединение аудитории к оратору по основным позициям его речи.

Композиция агитационного выступления.

1.Воодушевляющее, убеждающее или побуждающее начало.

2. Использование 2-х типов аргументов:

    А) логические (обращенные к разуму людей)

   Б) психологические (обращенные к эмоциям)

Практический материал.

  1. «Судьба русского слова сегодня».
  2. «Слово в жизни русского человека»
  3. «Мы сохраним тебя, русская речь».
  4. «Молодежный сленг».
  5. «Русский язык в эпоху интернета».

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя -  как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

                                                                                                                                         ( И.С.Тургенев)

                   Слово

       Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бесценный – речь.

                               (И.Бунин)

                  Мужество

       Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чисты тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

                              (А.Ахматова)

                       Слово

        В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в тишине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог

И в евангелье от Иоанна

Сказано, что слово это бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

                             (Н.Гумилев)

              Очень вежливый индюк

Объявился

 в доме

вдруг

Очень Вежливый Индюк.

Раз по тридцать в день,

Не реже,

Он кричал:

-Эй, вы, невежи!

Заходите, что-ли, в гости-

Поучиться

Веж-

Ли-

вос-

ти!

Я и сам,-кричал Индюк,-

Доктор Вежливых наук,

И жена моя  - пример

Замечательных манер-

Даже, когда спит она,

Видно, что воспитана!

Не стесняйся ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь как рыба?

Говори: «Приду. Спасибо!»

Ты не будь свиньей, Свинья,-

Ждет тебя

 моя семья!

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло!

Как ни бился он,

Однако

К индюку никто не шел-

Ни Корова,

Ни собака,

Ни Хавронья,

Ни Осел!

Посинел Индюк от злости:

- Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они – балды-балды!

И добавил с высоты своего величия:

- Не усвоили,

Скоты,

Правила приличия!

        (Ян Бжехва в переводе Б.Заходера)

          Пословицы о языке.

Без языка и колокол нем.

Мал язык, да всем телом владеет.

Бритва скребет, а слово режет.

От приветливого слова язык не отсохнет.

Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь.

Злые языки страшнее пистолета (А.Грибоедов)

Живое слово дороже мертвой буквы.

Во многословии не без пустословия.

Тексты рекламы (из газет)

1.           «Новые услуги. Валютный счет в Вашем Сбербанке.

Впервые все вкладчики валюты будут получать от 2 до 3% годовых.

Впервые валюту можно не только перечислять за покупки, но и в другие банки.

Впервые валюту можно продать банку по рыночному курсу.

    И все это рядом с Вами, в Вашем Сбербанке – без очередей и проблем!

Приходите и получите свой доллар в любом отделении Сберегательного банка!»

2. «Если вы не хотите делать деньги – это ваши проблемы… Если вы хотите делать деньги – это наши проблемы. Товарная биржа «Алиса» к вашим услугам!»

3. «Господа предприниматели!

В жизни и так много трудностей, так к чему  же создавать лишние…

   Знайте, брокерская фирма «Пеликан» круглосуточно работает только для Вас и ради Вас!»

 



Предварительный просмотр:

Задание для 3 группы:

1.Разработайте примерный макет   школьной постоянно действующей  «Аллеи языковой грамотности». Предложите названия рубрик, продумайте, какие наглядные материалы могут быть помещены на информационных стендах.

2. Подготовьте агитационное сообщение, мотивирующее учащихся на совместную деятельность по организации  целенаправленной  работы, связанной с формированием речевой  культуры учащихся своего учебного заведения.(возможно совместно с педагогическим коллективом и родительской общественностью)

                                                     ИЛИ

Составьте текст рекламы организованной в школе «Аллеи грамотности», чтобы привлечь внимание учащихся, мотивировать всех участников образовательного процесса на  активную работу по развитию собственной языковой личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О процессе внедрения ФГОС НОО: пути, проблемы, перспективы.»

Информационно-методические ресурсы занимают своё место в системе ресурсного обеспечения реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохра...

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС».

Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС» Здоровьесберегающие образовательные технологии мож...

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...