Выступление на педагогическом совете школы "Школа... Эмоции... Здоровье..."
методическая разработка на тему

теплых татьяна николаевна

"Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте - родители и педагоги." А.С.Макаренко.

В выступлении даны несколько секретов здоровьесберегающей педагогики:

-секрет доброты

-секрет успешности

-секрет эффективности

-секрет результативности

-секрет надежности

-секрет перспективности

-секрет заинтересованности

-секрет истинности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet-_emocii._zdorove.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Школа…..

             Эмоции…

                  Здоровье…»

Выступление на педагогическом совете школы ТЕПЛЫХ Т.Н.

( учитель музыки и заместитель директора по ВР)

 

      АОУ школа №9 г. Долгопрудный       

                                                          «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но                          прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги.»

                    А.С. Макаренко.

            Концепция воспитательной системы в нашей школе основывается на главной задаче- быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, Т.Е. стараться только помочь природе. Это значит, не быть чем-то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самим с ними учиться. Это очень сложно, но к этому необходимо стремиться.

            Основное назначение школы- подготовка учащихся к самореализации личности в семейной, трудовой и гражданской жизни. Такое понимание сущности школы означает, что школа ориентируется на каждого ученика независимо от его природных задатков, склонностей и интересов, образовательного потенциала семьи, ее материально-бытовых условий.

            Наш идеал- школа свободного, творческого развития личности и индивидуальности каждого ребенка. К этому надо стремиться.

            Сегодня мы говорим о здоровье. Задача школы – не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним ничего плохого не случилось, а полноценно подготовить его к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье детей здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников- это еще и закладка фундамента благополучия следующих поколений.

            Дети рождаются с определенной генетической программой. Здоровье ребенка зависит прежде всего от мамы с папой. В школьные годы наиболее распространены такие заболевания, как:

            -болезнь желудочно-кишечного тракта..( причина- нарушение нормального регулярного питания);

            (ВОТ ВАМ ТЕМА ДЛЯ КЛ. ЧАСА И РОДИТ. СОБРАНИЯ)

            -болезни органов дыхания, недолеченные респираторные вирусные инфекции ;

             (И ОБ ЭТОМ СЛЕДУЕТ ПОГОВОРИТЬ!)

            -болезни костно-мышечной системы.

          Ребенок сидит за неудобным столом в школе и дома, у него нет достаточной физической нагрузки, каждая его мышца не развивается. Ребенок в выходные должен быть загружен эмоционально, морально и физически. Если родители занимаются своим здоровьем, увлекаются, например, спортом, то и дети берут с них пример. И наоборот. Если родители в выходные «оттягиваются», а ребенок предоставлен сам себе, то он или становится уличным, или проводит все время у экрана ТВ или монитора компьютера.

 

         Что происходит в школе? В школе вообще, и у нас в частности. Половина российских школьников не посещает уроков физической культуры, 25% посещают их с большими перерывами, прикрываясь справками, и только 15% детей занимаются спортом регулярно. О своей школе мы сами все знаем… Посещаемость уроков физкультуры, пропуски уроков по запискам родителей…

     Родителям надо почаще напоминать о том, что ответственность за здоровье ребенка несет все-таки не общество и не государство, а прежде всего семья. И это тоже тема для родительского собрания в классе прежде всего!

      Каково влияние школы на здоровье? Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника- утрата интереса к учебе. Интерес к учебе- прекрасный индикатор влияния на здоровье. Ученик, для которого посещение школы- тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья. (Журнал «Здоровье школьника»№8 2006г. Статья «Детство под страхом двоек).

      Они, конечно, разные- наши дети. Кому-то уже все равно. А кто- очень переживает.

       (О результатах тестирования учащихся 5-9 классов «Об уровне напряженности и взволнованности детей в школе .См. тетрадь- приложение.)

      По данным социологических опросов ученых можно выделить несколько психолого-педагогических причин, обуславливающих «выпадение» ученика из учебного процесса на уроке. Это и не сложившиеся взаимоотношения учителя с учеником, и возбужденное состояние ребенка после каких-то событий на предыдущем уроке. В таком состоянии ребенок «отключается» от происходящего в классе, а это создает проблемы и для него, и для учителя, и для остальных учащихся.

     Первый шаг к тому, чтобы учитель мог вместе с учащимися грамотно предупреждать и преодолевать эти состояния- научиться их правильно распознавать. Ученые определяют5 характерных состояний, встречающихся на уроках у школьников:

           1.Состояние соматического дискомфорта.

Оно проявляется легким недомоганием школьника. Чаще всего это несильные головные боли, тяжесть в желудке, насморк, кашель, как проявление простуды и т.п. Обеспокоенный своими неприятными ощущениями, ребенок отвлекается от урока, не может сосредоточиться, что приводит к ускоренному наступлению состояния утомления и иногда вынуждает учителя использовать свои властные полномочия, авторитарный стиль воздействия. Если учитель своевременно обратит внимание на такие проявления нездоровья у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и т.п., он поможет им уберечься от развития в последующем многих заболеваний.

            2.Состояние физического дискомфорта и гиперактивность учащихся.

Физический дискомфорт проявляется на уроках в беспокоящих ребенка мышечных ощущениях в разных частях тела- чаще в спине, ногах, в области затылка, в невозможности принять статическую позу, которая была бы комфортна. После проведения физкультминутки эти проявления могут исчезнуть. (А это говорит о необходимости проведения таких пауз на уроках!!!)

Два урока физической культуры не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12 часов в неделю. Доже 3-х уроков физкультуры (о которых говорят последние годы) явно не хватило бы для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении. А заниматься в спортивных секциях удается не каждому. Проанализируйте сколько в вашем классе детей занимаются спортом! По школе в целом это выглядит так:

                 Начальная школа- 21%

                 Среднее звено- 30%

                  Старшее звено-16%

Другие проявления физического дискомфорта школьников- их повышенная двигательная активность на уроке. Такие дети не могут сидеть на одном месте. Им не хватает санкционированных форм двигательной активности на уроках физкультуры и переменах, и они невольно пытаются компенсировать недостаток движений на каждом уроке.

             3.Состояние утомления и переутомления.

Утомление- это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности. С точки зрения физиологии, утомление- это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Состояние утомления быстро наступает также при неблагоприятных гигиенических условиях в кабинете:

                  -нарушение температурного режима (слишком жарко или холодно);

                  -плохо проветренный кабинет;

                  -посторонние запахи;

                  -недостаток освещения;

                  -длительное выполнение однообразной и напряженной работы.

Повышают вероятность наступления этого состояния, особенно на последних уроках, плохо организованные перемены (а это наши дежурные на этажах), во время которых не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость. Или отсутствие перемен у детей вовсе. Этого допускать категорически нельзя. Мы не имеем права задерживать на перемены! А такие нарушения у нас довольно часты. И учитель частенько объясняет причину задержки очень просто: «А я их не держу. Они дописывают работу.» Значит, надо правильно планировать свой урок! Чтобы времени хватало. А перемена оставалась переменой!!!

    4.Астеноневротическое состояние.

Это, пожалуй, самое распространенное состояние у современных школьников. Субъективно они практически постоянно ощущают усталость. Апатичные и вялые большую часть учебного дня, такие школьники лишь изредка воодушевляются и «вспыхивают».

   5.Состояние эмоционального стресса.

Важная черта эмоционального стресса - повышенная тревожность. Дети вообще чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха, а оценки своей деятельности они ждут от взрослого, в школе – от учителя. Многие поступки определяются стремлением делать так, как говорит учитель, ради его похвалы.

   Причины, вызывающие состояния эмоционального стресса:

                             -экзамен;

                             -перегрузка учебных программ;

                             -неграмотное построение общения учителя с отдельными учениками или всем классом. В результате негативные эмоции возникают у обеих сторон даже при виде друг друга.

                             -несправедливое отношение учителя, невозможность ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя.

     Ученые, занимающиеся проблемами внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в работу школы, называют индикаторы, по которым можно быстро, хотя и приблизительно оценить происходящие процессы в школе. Вот некоторые их них:

                             -Желание учащихся посещать школу.

                             -Курящие школьники. Их наличие или отсутствие в школе и на ее территории – объективный показатель результативности воспитания культуры здоровья.

                             -Содержание уроков физкультуры и эмоциональная атмосфера на них.

                            -Жизнь в школе после уроков: пустеет ли школа на 2\3 суток или активная жизнь бурлит интенсивно.

                            -Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья. (Например, Дни здоровья, спортивные школьные соревнования.)

                            -Психологический климат в педагогическом коллективе.

                            -Вид учеников, выходящих после уроков: «придавленных» учебной нагрузкой, авторитарным стилем работы учителей или оживленные, эмоционально адекватные, готовые заниматься снова и снова.

                           -Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом.

                           -Отношение к школе большинства родителей.

         Существует проблема низкого уровня культуры здоровья учащихся, недостатка знаний по вопросам здоровья. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для его укрепления, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (учителям, родителям, государству) не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика. А чтобы ребенок, подросток лучше узнал себя, ему нужно помочь. Для этого существует, например, психологическая служба в нашей школе. Помощь психолога- ей нужно просто захотеть воспользоваться.

         Существует проблема сотрудничества с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Если обучить  ребенка школа может и без помощи его родителей, то эффективно осуществить процесс воспитания без поддержки ( а иногда и при противодействии) со стороны семьи крайне трудно. Это же касается и вопросов здоровья, при учете двух особенностей: 1- здоровый образ жизни, которому учат школьника, может или находить каждодневную реализацию дома – тогда закрепляться, наполняться практическим содержанием, или игнорироваться дома, оставаясь для школьника отвлеченной, балластной информацией. 2.Здоровье своего ребенка- важнейший фактор для любого родителя, и поэтому организация сотрудничества школы и родителей на этой основе гораздо более вероятна и продуктивна. Просвещение родителей по вопросам здоровья через родительский лекторий. Этот опыт работы и традиция общешкольных родительских собраний у нас есть. Ее следует продолжать! Но следует помнить!!! Психологически очень важно, чтобы родители, приходя в школу, попадали в атмосферу положительных эмоций. Только школа, встречающая родителей с улыбкой, может сделать ее посещение привлекательным и желанным. А первый, кто встречает наших родителей… это охранник… Вот вам и настроение… и эмоциональное состояние…

         Одна из форм работы с родителями на положительных эмоциях – это семейные праздники. А это зависит от классного руководителя и от его заинтересованности. Если кл. рук. Понимает, что ему это нужно, то он будет так работать. Заставить делать это невозможно.

         При работе с родителями по проблематике здоровья очень важен индивидуальный подход, а это еще труднее, чем индивидуальная работа с детьми. Для выстраивания индивидуальной траектории сотрудничества с родителями полезно оценить каждого их них минимум по 5 позициям:

                     -культурно-образовательный уровень;

                     -профессия, должность и удовлетворенность достигнутыми результатами;

                     -личная заинтересованность в вопросах здоровья;

                     -открытость для новых знаний;

                     -готовность к действенному сотрудничеству со школой.

         И еще раз немного об основных «школьных» факторах негативно воздействующих на здоровье учащихся:

                      -перегрузка учебных программ;

                      -авторитарный стиль преподавания (а это тема одного из наших предыдущих педсоветов);

                      -отсутствие индивидуального подхода к учащимся;

                      -использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

                      -недостаток двигательной активности;

                      -недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий. (Нам тоже следует учиться!!!)

                      -низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья. ( А это, например, тематика классных часов).

                      -недостаточное развитие у учителей личностных качеств- толерантности, доброжелательности, чувства юмора и т.д.

             Для большинства современных детей школа не только и не столько учреждение, где  они получают образование, сколько среда его обитания, место, где они проводят большую часть своего времени, общаются со сверстниками, реализуют значимые для них потребности в общении, познании, признании и успехе. Школа- это вторая большая и дружная семья , которую объединяют общие устремления, идеалы, общие планы и свершения. Здесь формируются их интересы, определяются жизненные цели, ожидания, устремления.

             Каждый человек хочет быть успешным и счастливым! Успешность- понятие собирательное и достаточно неопределенное. У каждого человека складывается свое представление об успешности. Но и ей нужно долго и старательно учиться. Успешность не приходит сама собой, без долгого кропотливого труда над собой- своим характером, образованием, способностями и здоровьем. Жизнь успешно складывается для тех, кто:

  1. Владеет информацией, умеет ее добывать, обрабатывать и использовать.
  2. Имеет волю и выдержку при решении проблем.
  3. Умеет жить и терпеливо взаимодействовать в большом человеческом общежитии.
  4. Здоров и с детства научился беречь и заботиться о своем здоровье, физической форме, работоспособности.

       Как известно, способности у детей разные, разных результатов они могут достигать в разное время и в разных видах деятельности. Не секрет, что нередко тот, кто отлично учился в школе, в жизни стал серым и неприметным. И наоборот. Из троечников, тихонь, аутсайдеров вырастают способные и успешные. Главное, чтобы каждый нашел и проявил себя, стал успешным в каком-то, не обязательно учебном виде труда, осознал себя нужным, значимым для других.

       Очень важно, чем человек занимается помимо учебной нагрузки. Внешняя нагрузка- это благо, а не источник усталости и стресса. Исследования ученых показывают, что 10-20 часов в неделю внешкольной активности (участие в спортивных секциях, творческих кружках) впоследствии уберегают подростков от вредных привычек и помогают им получить хорошее образование. Чем больше загружен ученик вне школы, тем больше он успевает по части учебной нагрузки. Исследования также показывают, что внешкольная жизнь улучшает… отношения и с родителями.

     О занятости наших детей (примеры наименьшей занятости):

                   Начальная школа-

                                                    69%- 4»б» класс, из них в нашей школе- 46%

                                                    76%- 4»г» класс, из них в школе- 6%

                                                    83%- 3 «в» класс, из них в школе- 83%

 Спортивные секции ( в основном); 2 «а», 3 «а», 4 «а», 4 «г» ( это о здоровье)

                   Среднее звено-        38%- 8 «г»

                                                     41%- 7 «в»

                                                     58%- 5 «в»

                                                                        Спорт- 5 «а», 6 «а», 8 «в».

                   Старшее звено-         38%- 9 «в»

                                                       46%- 10 «б»

                                                       52%- 10 «а»

                                                                         Спорт- 9 «б» и 10 «б».

  Вместо заключения, или несколько секретов здоровьесберегающей педагогики.

     1.СЕКРЕТ ДОБРОТЫ 

состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому, для кого что-то делается. Попробуем отказаться от декларативности (« Мы работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным учащимся , а  вполне конкретным Петям, Наташам и Сережам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим людям.

     2. СЕКРЕТ УСПЕШНОСТИ (в делах и в жизни вообще)

состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим.

  «Школа радости»- это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.

     3. СЕКРЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ

усилий по созданию здоровьесберегающего пространства- в профессионализме всех работающих в школе педагогов.

     4.СЕКРЕТ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ  здоровьесберегающих технологий- в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном благополучии.

  5.СЕКРЕТ НАДЕЖНОСТИ получаемых результатов- в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков.

  6.СЕКРЕТ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ преобразований, проводимых в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу.

   7.СЕКРЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовать долгосрочные проекты.

   8.СЕКРЕТ ИСТИННОСТИ. Главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности,- это любовь, которая наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.

   

Классное руководство- это не работа, это образ жизни.

          Некоторые советы :

-Во взаимодействии и взаимоотношениях с учениками должно быть меньше  формализма, больше человеческого общения.

-Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который нам выпало быть вместе.

-Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедовать педагогику успеха- она приносит хорошие результаты.

-Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.

-Родитель ребенка не наш ученик, не наш враг, а друг, советчик, единомышленник.

-Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети+ родители+ учитель= семья. (ПРОВЕРЕНО!!!!)

-Дети в классе- наше отражение, нужно стараться постоянно работать над собой.

     «Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит» (Экзюпери). Именно в детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает.

     Классный час – одна из форм коллективного творчества педагога и учеников. Классный час- это час духовного общения. Он дает возможность учителю по-новому взглянуть на учеников, а ребятам- лучше узнать своего наставника. Как приятно услышать, когда на предложение улизнуть с последнего урока школьник отвечает: « Нет. Я останусь, у нас классный час!» С ребятами можно поговорить обо всем… Классный час- это и получение новых знаний, и возможность проявить себя, и коллективная деятельность, и формирование нравственных качеств.

       Классный час- это такое же воспитательное мероприятие, как и любое другое: КВН, поездка в театр, уборка школы, диспут, соревнование и т.д.

       Классные часы можно систематизировать:

                  -организационный;

                  -решение возможного конфликта (час психолога);

                  -тематический;

                  -подведение итогов.

     

       Критерии успешности классного часа:

                  -интерес учеников к теме;

                  -активность ребят, готовность участвовать, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других;

                  -изменение психологического климата в классе;

                  -улучшение отношений педагога с детьми, сближение, углубление взаимопонимания;

                  -отсутствие конфликтов, которые , возможно случались ранее;

                  -вовлечение в активную классную жизнь недавних «изгоев».

  (РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 классов. СМ. тетрадь.)

        Классный час – это не нагрузка, а возможность свободного общения с детьми.

       

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Здоровье и безопасность в цифровом мире"

Выступление на педагогическом совете "Здоровье и безопасность в цифровом мире"...

Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"

Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...