Выступление на педагогическом совете по теме « Психическое и физическое здоровье детей – основа их взаимодействия и основа личностно- ориентированного обучения»
статья (11 класс) по теме

Данное выступление поможет коллегам подготовится к педагогическому совету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

   

Выступление на педсовете

Тема : « Психическое и физическое здоровье детей – основа их взаимодействия и основа личностно- ориентированного обучения»

         

 Представьте себе, что мы путешествуем на воздушном шаре. В путешествии мы возьмём с  собой:

  1. Дружба
  2. Любовь
  3. Деньги
  4. Дети
  5. Свобода
  6. Здоровье
  7. Любимая работа
  8. Согласие и лад в семье

       Воздушный шар стал спускать, наш корабль опускается всё ниже. Чтобы спастись нам нужно выбрать три наименования (допустим  выбрали: дети, здоровье, согласие и лад в семье). А теперь давайте порассуждаем. Если у нас нет здоровья, то будет ли согласие и лад в семье (нет). Если не будет здоровья, не будем ли мы в тягость детям (будем). Поэтому здоровье - ресурс, который обеспечивает продуктивную, индивидуальную, социальную, профессиональную и экономическую жизнь. Здоровье бывает: физическое, психическое, нравственное.

    Сегодняшний  педсовет мы посвятим важной проблеме: «Психическое и физическое здоровье учителей и детей – основа их взаимодействия, и основа личностно- ориентированного обучения.

    Начало обучения в школе вносит важнейшие изменения в жизни ребёнка. Резко изменяется уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, в семье. Основной ведущей деятельностью ученика отныне становится учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развеваться целых 9 – 11 лет. А коллектив предполагает умение считаться  с его интересами, умение подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организации и дисциплины. Усвоение моральных норм и правил поведения требует и учитель, и вся организация школьной жизни. Усвоение знаний в школе требует от ученика сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития, противоречие между постоянно растущими требованиями, которые представляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребёнка, к его вниманию, памяти, мышлению и уровнем психического его познавательных процессов. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем и уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.

             Все многообразие школьных трудностей можно разделить на два типа:

А) специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно-моторных координаций, зрительного и пространственного восприятия ,речевого развития.

Б) неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.

             Выделяют три фазы:

  1. генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие, все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением;
  2. неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на непривычные воздействия;
  3. относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новым нагрузкам, варианты реагирования; т.е. собственная адаптация.

Учителю, развивающему способности учащихся необходимо  помнить о следующих основных условиях:

1  Знать во всех отношениях ребенка, учитывать его силы и возможности в разных учебных предметах и видах физического труда и общественной работы. Это позволит выявить ту область знаний и ту деятельность, в которой наиболее способен ребенок по своем психофизиологическим свойствам, а вместе с тем учесть те недостатки в его развитии на которые нужно обратить особое внимание, чтобы развить нужные качества, иными словами знания ребенка во всех отношениях, является условием составления плана формирования его способностей.

2  Обеспечить соответствие между уровнем  облученности и между уровнем обучаемости, формирование обучаемости вместе с тем есть и процесс формирования общих способностей ребенка.

        3   Процесс обучения должен носить творческий характер, при этом обучение должно       воспитывать морально-волевые качества учащихся, необходимые для творческой деятельности, формирования нравственного идеала человека имеет существенное значение в становлении качественных особенностей человека.

  1. Сочетать обучение с практикой, с трудом.
  2. Формировать активные черты личности и в первую очередь самостоятельность, трудолюбие и организованность.
  3. Правильно сочетать общие требования с индивидуальным подходом к учащимся.

           Если ребенок в школе успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудача в школе иногда приводит и появлению чувства неуверенности, отчаяния, потери интереса к учебе, а порой и закреплению чувства своей неполноценности. При неполноценности ребенок, как бы снова возвращает себя в семью, она дня него убежище. Если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе, не ругают и не  наказывают за плохие оценки, а  помогают в учебе – это чувство у ребенка проходит. Если же родители неправильно отнеслись к трудностям, которые возникли у ребенка – чувство неполноценности и нежелание учиться закрепляется порой на всю жизнь.

           Очень важно обратить на ребенка внимание в период перехода от детского к взрослому состоянию. Период взрослости пронизывает все стороны развития подростка, анатомо-физиологические особенности, интеллектуальное развитие, нравственное . К ребенку предъявляют более серьезные требования со стороны общества, взрослых. Происходит существенная перестройка всего организма, которая отражается в некоторых его психологических особенностей. Это период бурного неравномерного развития. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, отсюда впечатление угловатости, нескладности, наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечнососудистой системы. У некоторых появляется головокружение, головные боли, слабость, быстрая утомляемость, происходит нарушение в деятельности нервной системы, повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Подростки становятся рассеянными, вялыми, нервозными ,нарушают дисциплину. Важно в этот период переключить внимание, занять их интересной деятельностью. В этот период необходимо заинтересовать, показать смысл приобретения знаний, что это является важным условием подготовки к самостоятельной жизни.

Даете детству наиграться

Насмеяться, наскакаться

Дайте радостно проснуться

Дайте в радость окунуться

Не травите детство спором

Не нудите разговором

Не давите зло и страхом

Не бросайте слов с размаху

Развивая детский разум

Не влезайте в дебри сразу

Детства дни не торопите

Детству солнце подарите

Дайте детству удержаться

Дайте верой надышаться

Дайте в рост ему подняться

Дайте детству состояться

      Зарождается комплекс неполноценности уже в детстве. С одной стороны, унижение ребенка может укрепить в нем сознание своей ущербности в чем-либо, что травмирует и вызывает естественное желание как-то самоутвердиться. С другой – восхваление и манера превозносить истинные и несуществующие детские достоинства может не найти подкрепление в последующей сознательной жизни человека. Трудно самому оценить свои способности, тем более когда оценки были завышены. Значит, «мне мешают» или «завидуют», вызывает недовольство собой, озлобленность против окружающих, желанием доказать, что «я не хуже других», т.е. подсознательным стремлением чем-то компенсировать развившийся комплекс. В школе это издевки над слабым, грубость. В более старшем возрасте хвастовство мнимыми победами.

         Чего же боятся дети : наказания, конфликтов дома и в школе, одиночества, неумения обращаться с людьми, собственной  «неполноценности», не выученных уроков, криков старших.

Учителю кричать без меры

Такой совет наверное бы дал

Возьми Антон Семеновича к примеру

Он голос никогда не повышал

Твой крик так и повиснет без ответа

Скажу тебе альтернативы нет

Когда кричишь ты для авторитета

То ты теряешь свой авторитет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения".

Выступление на педагогическом совете по теме "Интерес к познанию — надежная основа обучения"....

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".

Наиболее эффективные формы, которые мы  используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....

«Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды»

Материал для проведения педагогического совета на тему "Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей ...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?» (Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ООО в работе учителя), 13.04.2022 г,

Выступление на педагогическом совете по теме:«Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?» (Реализация требований обновленных ФГОС НО...


 

Комментарии

хороший урок