«Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды»
методическая разработка

Пузаткина Наталья Витальевна

Материал для проведения педагогического совета на тему "Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

«Взаимодействие с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды»

 Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.             Школа – сложный организм. Но три составные  его части очевидны: учителя, дети, родители.

Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. И это действительно так. С каждым годом мы сталкиваемся с более образованными и амбициозными родителями, которые отлично знают свои права, но к сожалению забывают о своих обязанностях.  

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый,  единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.                  Мы учимся выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической  готовности,  мы стараемся развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”,– и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

 В данном высказывании очень точно подмечено, каким должно быть взаимодействие педагогов и родителей. И действительно, родители хотят слышать в-перую очередь, о своем ребенке положительные отзывы, пусть хоть маленькие, но победы! Так же как и педагоги, хотят работать только с детьми, которые не доставляют проблем.

К сожалению, случается так, что в педагоги приглашают родителей в школу только для того, чтобы пожаловаться на поведение ребенка И к сожалению, родители все чаще приходят к нам с перетензиями, а не с благодарностями. 

Ребенок всегда любознателен, пытлив, но непоседлив! Усилия же взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа.

Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

А чтобы взаимодействовать педагогу с родителями, нужно правильно найти точки соприкосновения. И педагог должен быть в первую очередь хорошим психологом.

В педагогике рассматривается классификация семей по характеру взаимоотношений.

Идеальная семья: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованны и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Средняя семья: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Однако сами инициативу проявляют редко.

Негативная или скандально-раздражительная семья: родители не понимают или не хотят понимать требований образовательной организации в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто.

А теперь давайте посмотрим, какие бывают типы  поведения родителей?

«Идеальный родитель»

 «Пассивный родитель» — он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему».

Обычно характерна эта позиция для обеспеченных, но занятых родителей. Которые перепоручают своих чад заботам профессионалов. Обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своими родителями.

«Избегающий проблем» — такой родитель, словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты (психологи, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники. Для таких родителей характерно в некоторых случаях утаивание очень важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь ребенку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов, например, результатов тестирования, обследований, проведенных психологом, мед работником, педагогом ДОУ. В крайнем случае, родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, а у меня нормальный ребенок».

Родитель также может панически бояться разглашения диагноза, поэтому педагогам необходимо установить с ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность обращения к специалистам за помощью. Иначе ребенку невозможно вовремя помочь.

 «Агрессивно-недовольный» — родитель, постоянно критикующий действия педагогов по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками образовательной организации. Большинство родителей данной категории постоянно пугают педагогов, что будут писать и жаловаться выше…..Такое поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребенка с педагогом, который начинает бояться постоянных конфликтов.
«Надменный интеллектуал» — родитель, считающий свое мнение выше мнения педагога, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать педагога, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода».

В таких случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации более очевидна.
За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.

Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом.

    У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

А теперь давайте посмотрим на нас, педагогов глазами родителей. Какими видят педагогов родители:

«Педагог от Бога или идеальный педагог»

«Воспитатель родителей» — для такого педагога родители тоже дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению педагога, менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день». Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят на них свысока. Для таких педагогов характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребенок, считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями этого стиля отношений часто являются не только опытные, но и довольно молодые работники.


«Закрытые педагоги» — не хотят внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег и администрации. Не слишком балуют родителей информацией об их детях.У них всегда все хорошо. Скованны, немногословны со взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены на своей работе, и очень исполнительны.


«Интеллектуалы» - педагоги, которые больше уделяют внимания развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют коммуникативную деятельность детей. им не очень свойственно учитывать и понимать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе такие педагоги уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личностными характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом.


«Дисциплинщики» — требуют педантичного выполнения режима, правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Спонтанные проявления ребенка не приветствуются, так как любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок без ярких проявлений инициативы ребенка – для такого педагога превыше всего. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия. Претензии к родителям у такого педагога касаются в основном дисциплины и послушания ребенка.

      Характер взаимоотношений педагога с семьями должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия. Необходимо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать взрослых к делам школы и класса. Массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен, здесь нужен личностный подход. Знание особенностей тех или иных семей дает возможность прогнозировать определенные педагогические проблемы, которые необходимо решать вместе.

        От педагога требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка.  

 Какие ошибки допускают педагоги в работе с родителями:

  •  игнорирование мнения родителей,
  • недооценка их опыта и условий семейного воспитания ребенка,
  •  превознесение собственных педагогических успехов и заслуг,
  • раздача «ярлыков» и детям, и их родителям («яблоко от яблони».., «его уже не исправишь», «ему нужен другой сад/школа», «у таких родителей такой ребенок, ничего удивительного».) и т. д.

А вот работа с родителями – это одна из граней педагогического мастерства или тяжкая должностная обязанность мы узнаем сегодня из выступления наших педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правила педагогической этики

во взаимодействии с родителями учащихся

  • Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
  • Не беседуйте  с родителями второпях, на бегу; если  вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.    
  • Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
  • Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
  • Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
  • Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
  • Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
  • Умейте терпеливо  слушать родителей, давайте  возможность  высказаться  по всем наболевшим проблемам.
  • Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  • Если есть профессиональная необходимость  поделиться той информацией, которую сообщили родители, с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • Не давайте рекомендаций по вопросу, в котором некомпетентны. Это может только навредить ребенку! Посоветуйте обратиться за консультацией к специалистам.
  • Каждая встреча с семьей должна заканчиваться  конструктивными рекомендациями  для родителей и самого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

Профилактика ухудшения психического и физического здоровья детей

Профилактика ухудшения психического и физического здоровья детей в условиях информационного общества через организацию службы «Здоровье»....

Родительский педагогический всеобуч «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования»

Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле...

Психическое и физическое здоровье детей при работе на компьютере

Рекомендации для детей и учителей при работе на компьютере. Представлены упражнения для осанки, сохранения зрения....

Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".

Наиболее эффективные формы, которые мы  используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....