Выступление в педагогическом совете по теме:Личностно ориентированный и компетентностный подход в воспитании старшеклассников"
методическая разработка (10 класс) по теме

Для учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno_orientirovannyy_i_kompetentnostnyy_podhod.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно ориентированный и компетентностный подход

в воспитании старшеклассников

Ранняя юность – время становления индивидуальности молодого человека, время оценки его социального, личностного, интеллектуального потенциала и перспектив развития.

Педагоги, работающие с юношеским возрастом, находятся в двойственном положении. С одной стороны, совершенно понятно, что эффективность воспитательной работы зависит от глубины и степени доверительности отношений между воспитателем и старшеклассником, с другой стороны, старший школьный возраст – это время внутреннего созревания личности молодого человека, требующего особого такта в построении взаимоотношений с ним.

 В школьном образовании необходимы такие методы воспитательной работы, которые, имея групповые формы проведения, были бы адресованы каждому отдельно взятому старшекласснику. Зачем это нужно делать в условиях школы? Ответ на этот вопрос предложил Э.Фромм в своей знаменитой работе «Иметь или быть». «Человек, - утверждал он, - должен научиться смело смотреть в лицо реальности. Если он осознаёт, что ему не на что положиться, кроме собственных сил, он будет учиться использовать их должным образом». Основной вывод, к которому приходит зрелая личность, может быть выражен формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду». Я своей системой воспитательной работы, обращённой к индивидуальным интересам воспитанников, способствую успешному началу процесса овладения своей личностью как инструментом построения своего экономического и просто человеческого благополучия.

 Воспитательная система– это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь  и интеграция которых обусловливает формирование  благоприятных условий для жизнедеятельности и развития всех членов классного сообщества.

Компоненты воспитательной системы:

·        Ценностно-ориентационный: содействие старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении и развитие индивидуальности

·        Функционально-деятельностный: организация ученического самоуправления и систематизация воспитательных мероприятий по напрпвлениям, связанных с развитием личности

·        Диагностико-результативный: критерии эффективности воспитательной системы, методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы

В основе моей воспитательной системы лежит процесс совместной деятельности с учащимися и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, для успешной реализации которого необходимо соблюдение ряда принципов педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности и  непрерывности. Являясь сторонницей использования личностно ориентированного и деятельностного подхода в воспитании, я  «включаю» старшеклассников в различные виды деятельности, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная,  профориентационная (ролевая), художественно-творческая, оздоровительная, коммуникативная и рефлексивно-оценочная.

 Основные направления моей воспитательной системы:

·        Нравственное развитиереализация основ нравственного и патриотического воспитания

·        Интеллектуальное развитиеразвитие интеллектуальных способностей

·        Творческое развитиесоздание условий для развития творческих способностей и воспитание художественно-эстетического вкуса

·        Физическое развитиепрограммирование деятельности школьников по физическому развитию и укреплению здоровья

Переживания юношеского кризиса связаны с обнаружением того, что в содержании собственного «Я» ничего собственного нет, а есть только присвоенное из внешней культуры; что в пределах собственной жизни собственного смысла нет, есть лишь окружающие чужие смыслы …

 Понять свою самость – это, прежде всего, усмотреть её идеальную, самоценную, осмысленную необходимость бытия. Таким образом, можно сделать вывод, что у старшеклассников имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе сжизненных целей и ценностей.

При решении этих непростых задач возникают определённые препятствия, обусловленные противоречиями этого возраста, а именно:

а) незавершённость физического развития, ощущение своей физической непривлекательности хотя бы по одному из параметров; неустойчивость эмоциональной сферы; высокий уровень ситуативной тревожности;

б) недостаточный уровень самостоятельности; неадекватность самооценки; отсутствие конкретных жизненных целей и устремлений; остаточный подростковый негативизм;

в) несформированность навыков общения; эгоизм, критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей; неприятие позиции взрослых, отсутствие их авторитета;

г) незавершённость процесса социальной адаптации, окончательного выбора профессии.

 В классе 16 учеников из малообеспеченных семей. В социализации личности каждого огромную роль играет воспитательная работа в классе. В учащиеся посещают предметные кружки, спортивные секции и принимают активное участие во всех классных и школьных мероприятиях.

Задача моя на этом этапе, по меньшей мере, - не мешать проявлениям самостоятельности юношей и девушек, а по большому счёту – предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку и помогая преодолевать трудности и опасности юношеского возраста. Здесь немаловажную роль играет соблюдение личностно ориентированных принципов воспитательной системы класса:

- безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон

- терпение и толерантность в достижении результатов воспитания

- беспристрастность в оценке поступков учащихся

- диалогичность и открытость в общении с воспитанниками.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется всё возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда следует, что компетентностный подход в воспитательной деятельности заключается в том, чтобы помочь молодому поколению самостоятельно решать проблемы в незнакомых условиях, ориентироваться в новых ситуациях своей дальнейшей профессиональной, личной и общественной жизни.

 Закончить свою выступление  мне бы хотелось одной замечательной цитатой.

Всё, что я хотел бы знать, - это яблоня.

Всё, что я знаю, - ветвь яблони.

Всё, что я могу преподать ученикам, - это яблоко.

Всё, что останется в них, - это семечко,

Но из любой семечки может вырасти яблоня.

                                                                                                  Ж.Эрве - Базен

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Концепция развития воспитания в системе образования". Выступление на педагогическом совете

Уважаемые коллеги!Современный период развития системы образования отличается с одной стороны прорывными идеями, а с другой – возможностью и главное, необходимостью, вернуться к опыту школы, посм...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

Выступление на педагогическом совете "Модель персонифицированной системы воспитания" Мониторинг в персонифицированной системе воспитания

Выступление на педагогическом совете"Модель персонифицированной системы воспитания"Мониторинг в персонифицированной системе воспитания...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....