Управление развитием профильного обучения в средней школе
статья по теме

В материале представлен опыт работы по профильному обучению в МБОУ "СОШ №4". Дан сравнительный анализ работы в профильных классах, представлены диаграммы, таблицы, схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx57.83 КБ

Предварительный просмотр:

(Из опыта работы ) Назаренко Е.И.,

учитель высшей категории

Управление развитием профильного обучения в средней школе.

        Перспективным направлением модернизации российского образования является профилизация старшей школы. Профильное обучение понимается как система специализированной подготовки старшеклассников,

направленная на то, что бы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.

        Чтобы педагогический процесс в профильной школе «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Управление вообще – это деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализа и подведение итогов на основе достоверной информации.

 Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Основная педагогическая идея профильного обучения заключается в том, чтобы придать системе образования индивидуализированный, личностный характер, а саму систему сделать более эффективной и качественной.

        Сегодня в российском образовании уже достигнуты определенные успехи в работе по организации профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы: разработаны примерные учебные планы для основных профилей (Кузнецов А.А., Филатова Л.О. и др.); уточнены возможные направления профилизации и структуры профилей ( Родичев Н.Ф., Рыжаков М.В., Чистякова С.Н. и др.); предложены перспективные формы организации профильного обучения (Болотов В.А., Орлов В.А., Ермаков Д.С. и др.); определены структура и содержание предпрофильной подготовки (Гузеев В.В., Немова Н.В., Пинский А.А. и др.), по проблемам управления инновационной школой (В.Ю. Кричевский, В.С. Лазарев, А.Н.

Тубельский и д.р.); по основам управления развитием образовательных систем (С.А. Гильманов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова,  Л.С. Выготский и др.).  Однако, далеко не во всех школах присутствует  системное и целенаправленное управление процессом развития профильного обучения, что не   позволяет успешно решать задачи подготовки школьников к осуществлению избранного ими направления получения профессионального образования.

Мы решили проанализировать состояние управления профильным обучением в одной из школ, поставив цель - изучить теоретические основы управления развитием профильного обучения в школе, разработать и внедрить методические рекомендации по совершенствованию управления развитием профильного обучения и доказать их эффективность.        

Этапы развития профильного обучения в школе №4.

Наша работа по профильному обучению осуществляется поэтапно, согласно Концепции профильного обучения.

Подготовительный этап – обновление содержания образования и его обеспечение. На этом этапе составляются учебные планы. Наша школа работает по углубленному изучению естественно-математических, общественных, гуманитарных дисциплин, разработаны программы элективных курсов; методические пособия. Выбор профиля осуществляется по результатам анкетирования учащихся, собеседований с родителями. Был разработан план перехода на профильное обучение, составлен учебный план школы на основе ОБУП – 2004, учебные планы профильных классов.

Первый этап – переход на профильное обучение. В нашей школе уже на протяжении 6 лет работают курсы по выбору учащихся на III степени (10-

11кл.),  формируются классы и группы с углубленным изучением предметов. В 8-9 классах проводятся курсы профориентационной направленности.

Второй этап - формирование профильных классов на III ступени обучения. С 2000 года в школе осуществляется многопрофильная внутришкольная профилизация. Предметы, выбираемые обучающимися на профильном уровне: математика, физика, русский язык, английский язык, обществознание.

Внедрение и развитие профильного обучения стало возможно благодаря ресурсному обеспечению в школе:

- нормативные, правовые, учебно-методические ресурсы (учебная и методическая литература, учебники профильного уровня по математике, русскому языку, обществознанию, учебные программы профильного уровня, программы элективных курсов, разработки уроков.);

- педагогические ресурсы – обеспечение профильного обучения кадрами первой и высшей категории (из 22 учителей, работающих в профильных классах, 14 человек (64%) имеют высшую категорию, 7 человек (31%) – первую), повышение квалификации руководящих и педагогических работников через курсы повышения квалификации, семинары, конференции, открытые занятия; три заместителя директора проучились по программе профессиональной подготовки и получили дополнительную квалификацию «Менеджер образования»;

- материально-технические ресурсы (предметные учебно-лабораторные кабинеты по химии и физике);

- информационно-технологические ресурсы  (в школе созданы 3 компьютерных класса, имеется мультимедийное оборудование, 2 интерактивные доски, сеть –интернет);

- в обучении применяются современные образовательные технологии: личностно-ориентированные, проектные, информационные, проблемные, модульные.

Основными показателями результативности профильного обучения в школе являются: - доступность профильного обучения (количество классов, реализующих данные направления, охват обучающихся) -     качество профильного обучения.

Таблица 1

Доля (%) учащихся 10-11 классов,

осваивающих программы по профилям

п/п

Профили обучения

2010 - 2011

2011 - 2012

Чел.

%

Чел.

%

1

Физико-математический

48

55

43

47

2

Химико-биологический

5

6

5

6

3

Социально - экономический

15

16

4

Социально - гуманитарный

10

11

        

Рис. 1 Доля учащихся 10-11 классов, осваивающих программы по профилям

        

Таблица 2

Основные показатели учебной работы профильных классов за три года

Показатели

2009/10

уч. год

2010/11

уч. год

2011-2012

уч. год

Абсолютная успеваемость

100 %

100 %

100 %

Качественная успеваемость

62 %

65 %

54 %

 Рис. 2  Основные показатели учебной работы профильных классов за три года

Диаграмма на рисунке  показывает изменения процента качественной  успеваемости профильных классов за три учебных года. Из данных, представленных на диаграмме, видно, что процент качественной успеваемости за три учебных года увеличился в 2010-2011 учебном году, в основном показатели стабильны на уровне 60%.

        Положительная динамика по всем показателям в течение трех лет свидетельствует об эффективности управления развития профильного обучения в школе.

После внедрения мероприятий по управлению развитием профильного обучения нами было проведено повторное исследование учащихся профильных классов с целью определения эффективности разработанных и внедренных мероприятий, результаты исследования представлены в таблицах и диаграммах.

        Результаты показывают позитивные изменения:

- так возросло число мотивированных учащихся (с 60 до 65%),

- возросло число учащихся, удовлетворенных уровнем преподавания (с 65 до 70%),  

- возросло число учащихся, удовлетворенных выбором профиля            (с 60 до75%)

Рис. 3

 Уровень удовлетворенности учащихся профильным обучением

- сократилось число учащихся, которых не устраивал выбор элективных курсов (с 30 до 25%);

-  сократилось число учащихся, которые испытывали трудности, обучаясь в профильных классах (с 70 до 60%);

-  сократилось число учащихся, недовольных организацией процесса обучения в профильных классах ( с 55 до 50%);

- снизилось число учащихся, которые хотели бы изменить профиль обучения с (20 до15%);

- снизилось количество учащихся недовольных качеством профильного обучения (с 50 до 45%).

                      Рис. 4. Уровень удовлетворенности учащихся профильным обучением

        Произошли позитивные изменения в позиции педагогов школы, работающих в профильных классах, практически по всем показателям.

        

Рис. 5             Уровень удовлетворенности учителей профильным обучением

Рис. 6         Уровень удовлетворенности учителей профильным обучением

Проанализировали поступление в ВУЗы учащихся профильных классов в 2010; 2011 году.  

Таблица 3

Поступление в ВУЗы учащихся профильных классов

Учебный           год

Кол-во

выпускников

Профиль

% поступивших в ВУЗы

% поступивших в ВУЗы по профилю

2010

27

Физико - математический

100

63

2011

26

Физико - математический

100

81

В основном выпускники ориентированы и поступают в ВУЗы по выбранной профильной направленности.

Приведенные в таблице данные подтверждают значимость профилизации для учащихся, для достижения ими успешных результатов в обучении.

Рис. 7

 Поступление в ВУЗы учащихся профильных классов

Таблица 4

Рейтинг школы по ЕГЭ по региону

2007

2008

2009

2010

2011

114

136

64

196

97

Рис. 8

 Рейтинг школы по ЕГЭ по региону

Мы провели анализ состояния профильного обучения в школе и констатировали, что в школе имеются нормативно-правовые, учебно-методические ресурсы, материально-техническое обеспечение, в обучении применяются современные образовательные технологии.

        Сравнили результаты учебной работы профильных классов за три года, рейтинг школы по ЕГЭ за 5 лет, поступление в ВУЗы по профилю.

Отметили положительную динамику: рост качества обучения в профильных классах, высокий % поступления в ВУЗы по выбранной профильной направленности, по результатам ЕГЭ МБОУ «СОШ №4» входит в 100 лучших школ Челябинской области.

Таким образом, данные результаты показывают, что системное и целенаправленное управление процессом развития профильного обучения  позволяет успешно решать задачи подготовки школьников к осуществлению избранного ими направления получения профессионального образования.  

Данное исследование не исчерпывает себя полностью и может быть продолжено в плане совершенствования с учетом особенностей каждой конкретной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе

Технологии, формы и методы обучения, способствующие развитию переноса как фактора готовности к обучению в средней школе...

«Аспекты профильного обучения в средней школе»

laquo;Аспекты профильного обучения  в средней школе»...

Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы

Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются...