Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы
статья по алгебре
Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются частью трудовой деятельности инженера, экономиста, топ-менеджера и др. Умение считать, правильно решать любые математические задачи позволяют в дальнейшем быть более квалифицированным специалистом в области экономики, энергетики, космонавтики, приборостроении. Данная тема является актуальной в век электроники и техники. Цель данной статьи рассказать, как можно обучать учеников математике, чтобы происходило формирование и развитие навыков самостоятельного добывания математических знаний учащимися, приводящих к развитию ума и воли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_anisimova.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы
Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются частью трудовой деятельности инженера, экономиста, топ-менеджера и др. Умение считать, правильно решать любые математические задачи позволяют в дальнейшем быть более квалифицированным специалистом в области экономики, энергетики, космонавтики, приборостроении. Данная тема является актуальной в век электроники и техники. Цель данной статьи рассказать, как можно обучать учеников математике, чтобы происходило формирование и развитие навыков самостоятельного добывания математических знаний учащимися, приводящих к развитию ума и воли.
Содержание данной статьи включает в себя следующие вопросы:
- Стиль работы учителя математики в школе.
- Урок математики и умственная деятельность школьников.
- Общение ученика с учебной книгой.
- Требование современной цивилизации к прочным математическим знаниям учащихся.
- Культура умственного труда — залог успеха в изучении математики.
Стиль работы учителя математики. Систематическая работа учителя по организации умственного труда школьников позволяет каждому учащемуся заниматься в полную меру своих сил, развивать и совершенствовать свои знания, особенно по любимым предметам. Однажды мною были прочитаны слова К. Маркса: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Задумавшись над этими словами, стала задумываться как помочь своим ученикам карабкаться по каменистым тропам, какие умения следует развивать, чтобы максимально идти к достижению цели, т. е. получению хороших результатов по предмету математики. Наблюдая за учениками, обнаружила, что многие испытывают трудности работы с книгой, не умеют читать учебник. Многие не знают, где главное, что взять из изучаемого пункта для дальнейшего усвоения материала. Иногда выходит на первый план «зубрежка», опора на память. Главная наша цель добиваться осознанности программного материала, творческого подхода к нему через научную организацию умственного труда школьника. Перед учителем математики встают задачи научить учеников читать учебник по математике, слушать урок, лекцию, доклад, выступать с сообщениями или докладом. Надо показать ученикам, как следует читать учебник, как выделять главное в статье, как конспектировать материал, готовиться к публичным выступлениям.
Урок математики и умственная деятельность школьников. Главный процесс на уроке в школе — это получение знаний и их использование. И наша задача организовать овладение сокровищами человеческих знаний без утомления учащихся. Безусловно получение знаний — это неустанный труд. Еще с детства известна всем нам пословица, «что без труда не вытащить и рыбку из пруда». Нам важно, чтобы не навредить и взять максимум знаний. Каково мнение по этому вопросу ученых-физиологов? Нам необходимо учитывать рекомендации специалистов в педагогической деятельности. Ученые-физиологи отмечают, что при рациональной организации умственного труда возможна работа человека без утомления. В частности, такого мнения придерживался известный физиолог И.М Сеченов. Утомление работников умственного труда, считают ученые, наступает при отсутствии рационального режима труда. Рекомендуется трудиться производительно, чтобы не утомляться. Интенсивная деятельность больших полушарий головного мозга, учащегося требует специального направления в его умственной работе. Организовать мышление, развить его активный характер, приучить не отвлекаться во время занятий, т. е. развивать волю так, чтобы произвольное внимание направлялось при необходимости в нужное русло. С усилением умственной деятельности у школьника начинает быстро развиваться и совершенствоваться специфически человеческая форма отражения — система речевых (словесных) сигналов. Вторая сигнальная система позволяет учащимся познавать действительность глубже. Слышимые или видимые на листе бумаги, на классной доске слова позволяют ребятам воспринимать действительность отвлеченно. Это абстрактное мышление, совершенствуясь, должно приближаться к живому творческому поиску. Бывает, что ученик умеет читать правильно и бегло, но не умеет достаточно ясно осмыслить читаемое. Неумение вскрыть существенно важное в прочитанном, отделить в нем новое от известного, ввести прочитанное в систему собственного мышления и свободно применять найденные данные в практике. Основной недостаток нашего юного читателя в этом. Учитель должен помочь регулировать этот вопрос. Некоторые ученики обладают более развитой слуховой памятью. Они усваивали материал при чтении вслух. Часть учеников имеют более развитую зрительную память и схватывали читаемый текст по учебнику. Некоторые ученики опирались на моторную память, записывали основные положения изучаемого в виде вопросов и ответов. Ребята, обладающие смешанным типом памяти, очень хорошо освоили материал. При включении ребят в коллективную форму работы происходит увеличение активности мышления. У них появляется большой интерес к изучаемому материалу и каждый трудится с полной отдачей сил. В коллективной работе происходит тщательное продумывание изучаемого. Обсуждение и дискуссии во время составления вопросов, которые ребята записывают часто в тетрадь, приводят к полному пониманию самой темы, а значит, и к хорошему результату. Умение правильно прочитать текст учебника помогает выделить главное и в дальнейшем поможет правильно решить задание. Еще великий Гёте говорил, что много времени и труда надо затратить на то, чтобы выучиться читать и правильно общаться с книгой.
Общение ученика с учебной книгой. Как происходит общение ученика с учебной книгой? Восприятие прочитанного, обдумывание сведений, взятых из книги, занимают часто больше времени, чем сам процесс чтения. Обработка прочитанного в виде записи вопросов показывает, насколько работа проведена добросовестно, и цель достигнута. И, конечно, учебник становится советником для ученика, если он берет его в руки с большим желанием познать новое. Для работы над содержанием учебной книги необходимо серьезное внимательное отношение к каждому слову. Не всегда удается уловить главную мысль. Изучаемый материал следует внимательно прочитать и с пометками о трудных местах текста, над которыми следует особо поработать при повторном чтении. Правила, данные в учебнике, следует запоминать наизусть, но только с пониманием. Правило — это закон в математике, который разрешает делать так, а не иначе. Если есть другие варианты, то необходимо рассмотреть все, а применять выбранный. Важно выбрать такой стиль и характер работы с учебником в классе и пятиклассникам, и ученикам старших классов, чтобы исчезла перегрузка памяти и каждый стремился бы к ясности и глубине изложения изученного материала. Приобретаемые в школе навыки работы с книгой дают возможность в последующей жизни успешно продолжать образование и самообразование. Самостоятельное чтение книг приучает к мышлению; знание, приобретенное не столько памятью, сколько усилием собственной мысли, становится прочным достоянием человека. И добиться этого можно лишь тогда, когда задачи обучения и воспитания неразрывно связаны.
Требование современной цивилизации к прочным математическим знаниям учащихся. Учитель, обучая и развивая, использует разные методы и способы работы. Опирается на индивидуальные особенности учеников и их любознательность. В процессе изучения математики следует развивать важное умение учащихся наблюдать и догадываться. Неосознанно выученное учеником правило по математике, ведет к неправильным вычислениям. Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математический действий, являются составной частью трудовой деятельности рабочего, инженера, экономиста и др. Очень важно выработать у учащихся умение считать, грамотно выполнять, согласно математическому закону, вычисления. Сознательное, быстрое и безошибочное выполнение действий над числами ведет к хорошим результатам в математике и в старших классах. Следует отметить, что многие ученики в старших классах допускают ошибки при нахождении значения числового выражения. Для выработки у учащихся вычислительных умений и навыков требуется систематическая организация разнообразных типов работ, связанных с вычислением. В течение всего учебного года следует систематически давать ученикам разные упражнения на все приемы вычислений. Вести контроль домашнего задания.
Культура умственного труда — залог успеха в изучении математики. Выводы. Успех в изучении математики зависит от многих факторов. Очень важно овладение культурой умственного труда. Это ведет к успеху в изучении математики. Мы не должны забывать, что владение вычислительными умениями и навыками имеет огромное значение для усвоения изучаемого материала. Правильно организованная вычислительная работа учащихся воспитывает ответственное отношение к своей работе, умение исправлять свои ошибки, творческое отношение к труду и т. д. Без прочных умений и навыков в области вычислений изучение математики усложняется. Систематическая работа по формированию умений и навыков самостоятельного добывания математических знаний ведет к воспитанию целеустремленной личности. Формирование умения правильно читать теоретический материал, видеть главное в изучаемом тексте, правильно применять правила при вычислениях, систематически проводить устные и письменные вычисления, выполнять различные творческие задания с числами, правильное и своевременное выполнение домашнего задания, контроль за выполнением домашнего задания, учет допущенных учеником ошибок и работа над ошибками, использование различных приемов вычислений и использование различных методов и форм работы — это дает представление, как учить математике. Наша задача обучать и развивать учащихся на уроках математики с целью получения хороших результатов по предмету и в личностном отношении.
Вопросы математического образования в России широко рассматриваются на учительских конференциях. Ежегодно школьные учителя мотивируют учеников к участию в Олимпиадах по предмету математика. Специально для развития математических способностей, учащихся организовываются кружки по математике. Внеклассная работа является более высокой степенью удовлетворения познавательных потребностей по сравнению с обязательным образовательным стандартом. Организация внеклассной работы целесообразна, прежде всего, для повышения качества основного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9 классы) на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности.
Помощь предмета изобразительное искусство в подростковом периоде для учащихся 5-9 классах...
Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности
Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...
Роль дистанционных олимпиад в развитии математических способностей учащихся в условиях сельской малокомплектной школы
В последние годы в нашей стране проводится много различных математических олимпиад. Кроме традиционных олимпиад проводятся дистанционные, устные, заочные, нестандартные и другие виды олимпиад.Ди...
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов
Актуальность проекта В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов
Актуальность проекта В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...
Статья по теме "Методика обучения математики в коррекционных классах, направленных на развитие математических способностей учащихся"
Методическая разработка по развитию математических способностей учащихся классов ЗПР...
«Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе»
Использование внеклассной работы по математике способствует развитию математических способностей младших школьников....