Библиотека - это информационный центр школы.
статья по теме

Коробкина Юлия Леонидовна

В статье рассказывается об информатизации библиотек, о взаимодействии традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями. Библиотека должна быть доступной, максимально современной и привлекательной для детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biblioteka.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотека - это информационный центр.

Коробкина Юлия Леонидовна

учитель математики и информатики, заместитель директора по ИТ

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в современном обществе, ориентированном на информацию знаний"

                                           Манифест школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО

Библиотека - это информационный центр.  Она всегда должна быть доступной, максимально современной и привлекательной для учащихся.

Привлечение учащихся в библиотеку, пробуждение и развитие интереса к книге и чтению – это одна из главных задач школьного библиотекаря. Но библиотека в прежнем понимании этого слова, без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения».

Для того, чтобы библиотека стала полноправным субъектом современного информационного пространства, необходимо соблюдение двух основных требований: надо внедрять новую технику и обучать персонал с ней обращаться.

Современные технологии позволяют многократно использовать информацию без ущерба для носителя, при этом стоимость хранения, копирования и предоставления ее, относительно низкая.

Для начала информатизации в библиотеку необходимо

- приобрести компьютер,

- подключиться к сети Интернет,

"Информатизация библиотек является обязательным условием для обеспечения населения современными библиотечными услугами. За счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов необходимо обеспечить библиотеки всех регионов компьютерной техникой, оргтехникой и выходом в Интернет". Концепция развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года" (проект)

- купить соответствующее программное обеспечение и начать формирование фонда электронных носителей.

Фонд библиотеки должен содержать достаточное для удовлетворения реальных потребностей пользователей количество дисков по различным отраслям знаний. Прежде всего это базы данных энциклопедического, справочного, учебно-методического характера. Особое место занимают диски общекультурной тематики и диски по искусству, так как для них по большей части характерны обширное представление на одном носителе произведений конкретного автора, глубокий биографический и исторический комментарий, критические и другие дополнительные материалы по теме, прекрасное качество иллюстративного ряда.

Теперь юного посетителя в школьном библиотечном центре интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодёжью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность наших библиотек и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы.

Информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки. Необходимо активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, своим читателям.

Входит в повседневную жизнь наших библиотек и становится обыденным делом работа с электронной почтой; сетевые проекты, телекоммуникационные олимпиады; работа в Интернете с поисковыми системами и другими ресурсами; работа с электронным каталогом библиотеки; издательская и проектная деятельность. Организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств – таких как: телемосты, виртуальные конференции, круглые столы, литературные гостиные с презентациями, библиотечные проекты – способствует формированию образа библиотеки как современного образовательно-культурного и информационного центра школы. Новейшие информационные технологии делают наши библиотеки более привлекательными для так называемого «цифрового поколения», и позволяют выполнять библиотекарям свою работу лучше, интереснее, оставляя при этом чтение на первом месте.

Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями вывело нашу библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде уровень. Но миссия библиотеки – привлечение учащейся молодёжи к чтению – при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал. Мы уверенно заявляем – современные технологии, если правильно ими воспользоваться, отнюдь не сбрасывают книгу с престола, а наоборот – помогают привлечь молодёжь к чтению. Это замечательный инструмент, который способен развить не только доступ, но и мотивацию к чтению. Надо только с его помощью суметь организовать увлекательную современную читательскую деятельность на базе школьной библиотеки.

Привлекает внимание школьников к книге и библиотеке и организация проектной деятельности на уроках информатики. Использование электронных средств в познавательных и творческих целях - это новый способ постижения культуры и книги.

Информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, вписавшись в процессы передачи знаний и информации, повысить эффективность работы библиотеки, в том числе и по привлечению молодёжи к чтению. Существующие технические достижения помогают улучшить качество библиотечной работы, позволяют раздвинуть стены и поговорить о книгах и чтении не только в замкнутом пространстве библиотеки или школы, но пообщаться со сверстниками-читателями других школ страны в режиме реального времени.

Проводятся сетевые конкурсы  по информационной культуре для учащихся  школ. Как показывает опыт, организация и проведение различных мероприятий с использованием технических средств способствует консолидации всех усилий: школьного коллектива, СМИ, представителей местной администрации и других субъектов социума для поддержки библиотеки и популяризации чтения в молодёжной среде и формированию образа библиотеки как главного образовательно-культурного и информационного центра школы. Такие проекты удачны и интересны для всех субъектов образовательного процесса.

Поэтому необходимо и в дальнейшем продолжать работу в этом направлении, раздвигая горизонты общения читающей молодёжи ещё шире.

Увлекательное сотрудничество взрослых и детей на основе общего необычного дела и взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими технологиями выводит библиотечную деятельность на качественно иной, более продуктивный уровень, способствуя пропаганде книги и вызывая: всплеск читаемости среди подростков, активность самой «нечитающей» категории учащихся, интерес к библиотеке и тем событиям, что в ней происходят.

Сотрудничество библиотек двух образовательных учреждений позволяет удвоить интерес детей к происходящему в библиотеке, т.к. подросткам очень интересно выходить за рамки одной школы, «раздвигать» границы общения в процессе читательской и библиотечной деятельности. Имея возможность обмениваться интересными наработками, образцами печатно-рекламной и видео-цифровой продукции это помогает  реализовывать такие проекты, на которые вряд ли бы решились без взаимной поддержки.

Совместные проекты являются катализаторами творческих замыслов и помогают в достижении общих целей.

Как сказал Уэбстер Даниел «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».


РЕСУРСЫ

по теме «Информатизация. Медиатека…»

  1. Бухаркина М.Ю. Формирование школьного информационного пространства на основе современных ИТ. — «Кирилл и Мефодий». http://edu.km.ru/sovet/tezisy_buharkina_0202.htm (02.2002)
  2. Дашковская Ольга. Если медиатеки открывают, значит, это кому-то нужно... // Газета "Первое сентября" от 9 апреля 2002 года, #25(1101).
  3. Козлова Ольга. Информатизация образования и школьная библиотека // народное образование 2002. №5.
  4. Манифест школьной библиотеки ИФЛА / ЮНЕСКО //http://library.nie.by/sklib.htm
  5. Стадник Н.М. История, проблемы и перспективы создания медиатек в системе образования. @П-2001, секция «Школьный медиацентр в образовательном пространстве школы».

 http://perm.psu.ru/school136/media_c/stadnik.htm 

  1. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ. (Прилож. К жур. «Шк. Б-ка»: «Проф. б-ка шк. библиотекаря») – М.: БМУ, 2002. – 128 с.

РЕСУРСЫ в помощь библиотекарю

  1. Детские электронные книги и презентации http://viki.rdf.ru/cat/skazki/?page=4
  2. Лукошко сказок http://www.lukoshko.net/menupush.shtml
  3. Сеть  творческих учителей http://it-n.ru/
  4. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  5.  Мультики http://mults.spb.ru/
  6. Мир моей души http://beautiful-all.narod.ru/Skazki/skazki.html

Владеешь информацией – владеешь миром!







Информатизация - ведущее направление деятельности библиотек // Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности / Л. С. Жаркова. - Москва: Литера, 2009. - С. 42-50.


Соколова Наталья. Об эволюции информационных технологий в библиотечном деле: от папируса до семантической Сети / Н. Соколова // Библиотечное дело. - 2010. - № 3 (спецвыпуск). - С. 2-4.












Редькина, Н. С. Эффективность библиотечных сайтов / Н. С. Редькина // Научные и технические библиотеки. - 2010. - N 9. - С. 56-66.

Ефимова Е. А. Библиотека 2.0: продолжаем разговор / Е. А. Ефимова // Современная библиотека. - 2010. - № 1. - С. 77-79.







Грибков, Дмитрий Николаевич. Электронные ресурсы культурно-образовательной деятельности: учебно-методическое пособие / Д. Н. Грибков. - Москва: Литера, 2010. - 127 с. - (Современная библиотека; вып. 83). - Библиогр.: с. 100-114.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.

Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....

Эффективное использование ресурсов информационного центра школы в учебно-воспитательном процессе.

ИЦШ МОУ «СОШ №5» города Ржева начал свою работу 16 марта 2009 года. Центр работает ежедневно с 8-30 до 17-00, в субботу до 13-30. ИЦШ состоит из трёх зон – зоны групповой работы и зоны индивидуа...

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА - ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ

Школьные библиотеки становятся не просто хранителями печатных и других материалов, но информационными системами, создающими определённые информационно-библиотечные ресурсы....

Локальная компьютерная сеть как основа информационного центра школы

Необходимость внедрения компьютерной техники в учебный процесс уже ни у кого не вызывает сомнения.Очевидным является факт, что наши школы имеют различное оснащение компьютерной техникой. Различия проя...

Библиотека как культурно-образовательный центр школы

Библиотека как культурно-образовательный центр школы Современную школьную библиотеку нельзя представить на современном этапе как пункт выдачи и приема литературы, она реализует культурные, информ...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...

Презентация "Работа библиотеки МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ"

Презентация "Работа библиотеки МБОУ "Образовательный центр "Созвездие"" по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ"...