Педагогический совет "Преемственность как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОС"
презентация к уроку по теме

Тучкова Елена Львовна

Педагогический совет, посвященный проблемам преемственности при переходе из начальной школы в основную, стал традиционным в нашей школе.  Проблема снижения успешности в обучении учащихся при переходе из начальной школы в основную была и остаётся одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании. Педагоги по-разному пытаются найти решение данной проблемы, но сходятся во мнении о необходимости осуществления преемственности.

Преемственность трактуется сегодня как "непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода". Отсутстие преемственности в обучении, воспитании и развитии ведёт к ухудшению здоровья детей, у них обнаруживаются признаки дезадаптации, наблюдается снижение эмоционального благополучия учащихся и их родителей.

С 1 января 2010 г. введён новый ФГОС начального общего образования. Стандарт направлен на обеспечение:

- условий для эффективной реализации и освоения обучащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Таким образом, актуальность темы нашего традиционного педсовета согласно современным требованиям возросла.  Системно-деятельностный подход является основным при проектировании современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС. Работа учителей основной школы так же перестраивается на основе новой философии образования. Она направлена в первую очередь на создание условий, необходимых для саморазвития, самопознание и самоопределение учащихся. Таким образом, даже в переходный период к новым стандартам образования соблюдается принцип преемственности.

Материалы педсовета: вступительный доклад зам. директора по УВР, краткие анализы уроков, проведённых в 5 классах, обсуждение проблемы сохранения здоровья пятиклассников, краткое описание праздника "Посвящение в пятиклассники", анализ образовательных результатов пятиклассников в сравнении с из результатами 4 класса, анализ анкет пятиклассников, обсуждение положения о проектной деятельности,  решения педсовета. Презентация к данному педсовету содержит также результаты психологического обследования учащихся 5 классов с рекомендациями для учителей. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С 1 января 2010 г. введён в действие новый ФГОС начального общего образования. В настоящее время происходит постепенный переход к новому стандарту образования в основной школе.

В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования  становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств  личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией.

Компетенции:

  1. Ценностно-смысловые
  2. Общекультурные
  3. Учебно-познавательные
  4. Информационные
  5. Коммуникативные
  6. Социально-трудовые
  7. Личного самосовершенствования.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Среди прочего этот подход предполагает «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Ключевым понятием является «деятельность» (познавательная, учебно-познавательная), что говорит о необходимости построения урока таким образом, чтобы ученик не являлся пассивным объектом, на который направлены действия учителя, а был активным субъектом своей собственной деятельности. Главное научить ребёнка учиться. Результатом учебной деятельности учащихся должна быть не только сумма знаний по отдельным предметам, но, что особенно важно, сформированность способности к деятельности, владение общими способами  деятельности, компетентность школьников (предметные, личностные и метапредметные результаты).

Идея системно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы выделить те виды деятельности, которыми должны овладеть выпускники школы, а затем построить структуру урока и дидактические условия  его организации, которые обеспечивают формирование у учащихся необходимых универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия:

  1. Регулятивные
  2. Познавательные
  3. Коммуникативные
  4. Личностные.

Таким образом, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в проектную деятельность, творческие задания, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной деятельности, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности и связывают её с будущим страны.

В свете всего сказанного становится понятно насколько важно соблюдать принцип преемственности при переходе из начальной школы  в основную. В начальной школе формируются базовые компетентности учащихся, в частности умения учиться. Малейшие изменения в формах учебного сотрудничества с учителем и другими учениками в начальной школе дают синергический эффект в мотивационной, организационной сферах личности ребёнка, способствуют его саморазвитию, самоактуализации учебной деятельности на последующих ступенях образования.

Учитель – ключевая фигура образовательного процесса. В конечном итоге именно от уровня его профессионализма зависит качество образования. Основные параметры наблюдения урока: начало урока, постановка учебных задач, оптимальный отбор учебного материала, логика построения урока, обоснованное соотношение его частей, создание познавательной атмосферы урока, формирование УУД и др. С учётом приведённых параметров выделяют три основных уровня владения профессиональными знаниями и умениями учителя: ситуативный, активный, творческий.

Кроме того, можно выделить определённые характеристики урока, реализующего деятельностный подход, как в начальной, так и в основной школе. Пользуясь этими параметрами и характеристиками, я хочу дать краткий анализ посещённых мной уроков.

В процессе подготовки к педсовету я присутствовала на 10 разных уроках в 5-х классах.

Урок математики: « Прикидка и оценка результатов вычисления».  5а, 5б  классы.

Учитель Петрова А.Ю.

На уроке был продемонстрирован современный подход к определению содержания учебной  деятельности: это не сумма знаний и умений, передаваемая от учителя к ученику, а система учебных задач (проблемных ситуаций), решая которые ученики «открывают»  для себя новые знания, формируют новые умения. Использование интерактивной доски  позволило быстро провести устный счёт, решать фронтально задачи практической направленности, познакомиться с великим математиком Гаусом, а в конце урока выполнить задание, закрепляющее пройденный материал и развивающее внимание и математическую грамотность («Найди ошибки»).  Педагогом была создана психологическая ситуация быстрой настройки, сосредоточения на учебном занятии. Отсутствовало многословие, была ярко выражена волевая направленность. Последовательность этапов урока позволила успешно решать учебные задачи. Наличие заданий развивающего характера инициировало познавательную активность учащихся и мотивацию к предмету. Результатом урока можно считать не только сумму полученных учащимися знаний, но главным образом, сформированные способности к деятельности, ключевые компетенции школьников в предметной области, в области информационных технологий.

Урок русского языка: «Сочинение-миниатюра по аналогии с рассказами Н. Сладкова «Сорочьи тараторки». 5а, 5б классы.

Учитель Юмшанова Н.П.

Урок был направлен на развитие навыков анализа текста, письменной речи, умение излагать свои мысли чётко и лаконично, на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Цели и задачи урока были конкретны и чётко сформулированы. Учителю удалось фактически спланировать мыслительную деятельность учащихся в процессе освоения знаний и создать условия для освоения способов познания и действий. На уроке была сформирована ситуация успеха, обеспечивающая сохранение самооценки учащихся и развитие мотивации к предмету. Ученики были захвачены творческой работой, охотно вступали в диалог при соблюдении норм коммуникации. В завершении урока дети написали мини-сочинения жалобы школьных принадлежностей на плохое к ним отношение. Они могли выбрать форму сочинения: монолог, диалог или полилог. В заключение  урока некоторые учащиеся прочитали свои сочинения-миниатюры. В обсуждении были использованы моменты рефлексивного анализа.

Урок истории: «Государство на берегах Нила».  5а, 5б класс.

Учитель высшей категории Дмитриева Д.А.

Учитель умеет настроить учеников на предстоящее восприятие знаний, обеспечивает быстрое включение класса в рабочий ритм. Цели и задачи урока конкретны, доступны, реальны и понятны обучающимся. На уроке учитель много внимания уделял формированию универсальных учебных действий (УУД) и специальных умений и навыков учащихся: анализировать, делать выводы, обобщать, работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками, слушать ответы одноклассников, в тактичной форме исправлять их ошибки и высказывать аргументированное мнение. В ходе всего урока формировались навыки пользования предметной терминологией.

Вопросы учителя носили проблемный характер и способствовали развитию мышления детей. Способы деятельности учащихся на всех этапах урока включали: самостоятельную работу, наличие оптимального соотношения между самостоятельной и коллективной работой, создание ситуации успеха, приёмы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

На уроке была создана атмосфера психологической комфортности благодаря доброжелательности и личностно-гуманному отношению учителя ко всем детям.    

Затрудняло работу на уроке то, что не у всех учеников были атласы и контурные карты (в 5а – 8 чел., 5б – 4 чел.).

 Урок информационных технологий: «Клавиатура». 5б  класс.

Учитель высшей категории Романова Е.А                                                                                       Одна из групп универсальных учебных действий связана с овладением компьютерной   грамотностью, способностью школьников  использовать данные из сети интернет для решения задач. «Вот почему  в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и в том числе к наличию свободного доступа к сети  Интернет. Теперь становится необходимым применение и использование компьютерных средств и средств и ресурсов сети интернет не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях».

Этим объясняется актуальность введения учебного предмета «Информационные технологии» в 5-7 классах для формирования и развития ИКТ-компетенций: информационная и алгоритмическая культура; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Целью урока в 5б классе было ознакомление с устройством клавиатуры, как основного средства ввода информации. В начале урока в качестве повторения пройденного материала учащиеся выполняли работу в парах (развитие коммуникативности) – искали в полученных текстах соответствие между терминами и их определениями. Работы были сданы на проверку без обсуждения результатов. Новая тема позволяла актуализировать знания учащихся, т.к. у большинства дома есть компьютер, и дети с разным успехом умеют пользоваться клавиатурой. Кроме того, это могло послужить мотивацией к получению новых знаний. К сожалению, этот учебный ресурс был использован не в полную меру. Далее учащиеся выполняли практическую работу – печатали заданный текст. Занятие способствовало формированию ключевых компетенций в области информационных технологий.  Можно рекомендовать использование мультимедийного проектора для чёткого формулирования целей и задач предлагаемых самостоятельных работ, для проецирования учебных схем и таблиц, для наглядного изучение различных устройств. Учебные занятия должны способствовать развитию качеств личности: самостоятельность и ответственность, креативность и установка на творчество, рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу. Поэтому нужно ставить перед учащимися проблемные вопросы, учить самостоятельно искать их решения, подводить итоги каждого этапа урока, а в заключении давать учащимся возможность самим сделать вывод: чему научились и как научились.

Основные задачи, реализуемые на уроках физической культуры:

1.       развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;

2. формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;

3.  овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности;

4.    расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

 

Урок физической культуры: «Кроссовая подготовка. Равномерный бег 10 мин. Подвижные игры и эстафеты».   5б класс

Учитель высшей категории Дехканов Р.М.

Урок проходил на улице,  на оборудованной спортивной площадке. Все этапы урока были продуманны и чётко организованы учителем. Учащиеся были вовремя готовы к уроку. Все упражнения они выполняли с большой охотой, играли с азартом. Это свидетельствует об их правильной мотивации и о системе работы учителя.

Урок физической культуры: «Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры. Развитие выносливости».  5а класс

Учитель высшей категории Игнатьева Л.М.

Урок проходил в спортивном зале одновременно с  6б классом. Это создавало определённые трудности, но действия учащихся были идеально организованы и поэтому все задачи урока выполнены. А именно:

1. закреплены навыки выполнения стандартных общеразвивающих упражнений;

2. подвижные игры способствовали повышению потенциала выносливости;

3. воспитывались навыки индивидуальных и групповых действий при взаимопомощи в команде.

Урок литературы: «Роды литературы». 5а класс

Учитель Коваленко О.М.

Цели и задачи урока были конкретны,  доступны,  реальны и понятны обучающимся. Учитель умеет настроить учеников на предстоящее восприятие знаний, обеспечивает быстрое включение класса в рабочий ритм.

Первый этап урока был организован следующим образом: учащиеся выходили к доске читать стихи, остальные ребята внимательно слушали, а затем в корректной форме давали оценку чтецам с обоснованием своей точки зрения. Отвечающий ребёнок также давал оценку своему ответу. Всё это способствовало формированию УУД: 1. Личностных – развитие этических чувств, формирование  доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, умения объяснять свою точку зрения, отстаивать свою позицию; 2. Коммуникативных – готовность слушать другого человека и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

После того как тема урока была названа, учащимся представили возможность самостоятельно дать определение понятия «Роды литературы». Затем учащиеся работали с текстом учебника для того чтобы дать научное научное определение новому понятию и выделить различные роды литературы. Ценно то, что открытие нового знания происходило на основе самостоятельной работы учащихся.

 Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняли работу на определение соответствия между родами, жанрами литературы и задачами автора. Таким образом, были освоены логические действия – сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация. Это метапредметные результаты. Дальнейшее обсуждение портретов баснописца Крылова (Вопрос учащимся: «Что вы можете сказать о личности человека, судя по его портрету?»), смысла басни «Волк и овцы» давало возможность детям учиться с полнотой и точностью выражать свои мысли.

Были привлечены межпредметные знания – исторические факты, положенные в основу басни. В ходе всего урока формировались навыки пользования предметной терминологией.

Урок способствовал формированию не только ключевых компетенций, но и качеств личности: коммуникативно сть, критическое мышление, креативность, самостоятельность, способность к самооценке, толерантность (уважение чужого мнения). В конце урока были выставлены и обоснованы отметки учащимся.

Анализы уроков французского языка давал заместитель директора по УВР по французскому языку.



Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся

Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребёнка и обучение сохранять своё физическое и психическое здоровье. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на заинтересованности в учёбе, в выборе дополнительных занятий, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная  школьная жизнь является важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Необходимо уделять внимание сохранению здоровья каждого ребёнка на каждом уроке

(предлагаются вниманию педсовета слайды, иллюстрирующие плохую осанку, неправильные позы детей, их плохие привычки – грызть карандаши и ручки).



Предварительный просмотр:

  1. Посвящение в пятиклассники

В нашей школе традиционно проходит мероприятие «посвящение в пятиклассники». Оно очень важно для  ребят с психологической точки зрения. Форма организации год от года меняется, но остается главное – сплочение коллектива, осознание причастия себя к новой ступеньке – средняя школа и положительные эмоции.

     В этом году классные руководители 5 классов разработали мероприятие – праздник  в актовом зале, с элементами театрализации, с «домашними заготовками» от классов, которые должны были представлять свой коллектив, с привлечением родителей пятиклассников. (слайд)

       Я была на этом празднике, и  хочу поделиться впечатлениями.

Очень заметна была активность детей, желание выступить на сцене, показать всем свои таланты. В каждом классе есть и танцующие дети, и поющие, и учителя говорили мне о том, что выбрать 1 или 2 номера было сложно. Таким образом, дали возможность выступить всем. Это было очень важно для ребят – успешность, доброжелательная аудитория, состоящая из родителей, гордящихся своим ребенком, пятиклассников, учителей. Я подумала о том, что, наверное, мы в школе даем мало возможностей детям демонстрировать свои таланты, пока у них есть такое желание. (слайд)

        Старшеклассники тоже привлекались к проведению мероприятия, были ведущие, Баба Яга, которая прятала ключи от «родных» кабинетов ребят. Им пришлось выполнять командные задания: по предметам, на сплоченность, на знание школьных порядков, чтобы вернуть ключи и попасть в кабинеты,  где родители уже приготовили чаепитие. (слайд)

        Завершилось мероприятие  традиционной клятвой пятиклассника и съедением символической пятерки, которую теперь уже ребятам предстоит съесть только на последнем звонке в 11 классе. (слайд)

               Хочу отметить огромную работу классных руководителей и  поблагодарить за очень качественное, хорошо организованное мероприятие от лица всех детей, родителей и администрации школы.

         

  1. Перейдем к анализу  результатов деятельности пятиклассников. (слайд)

     Успешность решения образовательных и воспитательных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она информативна, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.

Нормативной основой при определении содержания и методов оценки достижения требований стандартов к результатам начального образования является ФГОС начального образования.

Напомню о трех типах результатов: предметные, метапредметные, личностные.

Предлагаю вашему вниманию выдержки из ФГОС, касающиеся результатов освоения программы начального образования, ее целевые ориентиры.

Эта информация будет особенно полезна учителям средней школы, поскольку учителя начальной школы эти ориентиры знают и уже работают по ним. ( выдача материала)

(слайд)

     Оценка  предметных умений в 4 классах происходила в традиционном формате контрольных диктантов с грамматическим заданием по русскому языку и письменной контрольной работы по математике.  Традиционной остается и система оценивания работы. Как видно из диаграмм в 4б классе был достаточно низкий средний балл по математике. Учащиеся 4а класса показали хороший результат по математике и чуть хуже по русскому языку. Не будем забывать, что эти же ребята показали отличные результаты  по основным предметам при аккредитации школы, то есть при  проведении внешнего мониторинга.

(слайд)

Проводя стартовую диагностику предметных результатов в 5 классах,  мы тоже ориентировались на критерии внешних диагностических процедур. Тексты работ по русскому языку и математике, а также критерии оценивания  были взяты из диагностических работ МИОО, мы проводили эти работы в те же дни, когда Московские школы писали их в рамках мониторинга качества предметных знаний. В данном случае, нам кажется важно, то, чтобы внешняя оценка стала ориентиром для внутренней, школьной.

      Форма работы по русскому языку была приближена к формату ГИА. В работе были и тестовые задания с выбором ответа, и задания, требующие выражения собственного суждения. Оценка «5» ставилась  если учащийся набирал 12 баллов из 14. Оценка «2» ставилась, если было выполнено менее 50% работы. Учащиеся хорошо справились с этой работой, особенно 5а класс. Неудовлетворительных оценок не было.

(слайд)

      Работа по математике была традиционной по форме, включала в себя привычные компоненты: арифметические выражения, текстовые задачи, уравнения. Результаты работы показывают достаточно слабый уровень подготовки 5б класса. Следует обратить внимание на основные ошибки учащихся обоих классов.

(слайд)

     Впервые в этом учебном году кроме предметных умений мы оценили и метапредметные умения учащихся. Это стало возможным благодаря городской диагностической работе для  5 классов средних школ. Задания были разработаны СПб АППО специально для диагностики метапредметных результатов школьника.  Метапредметные действия являются решающим условием успешности решения учащимися предметных задач.  Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться: это сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

Наши пятиклассники  продемонстрировали хороший уровень сформированности  умений, диагностируемых этой работой. Тем не менее, можно сказать , что большинство УУД все-таки находятся у них в стадии формирования. В таблице вы можете видеть примеры этих умений  и процент их  сформированности.

(слайд)

     Диагностика  и предметных, и метапредметных умений в том виде, каком она проводится сейчас, все же чаще выступает как диагностика проблем чем достижений, то есть чаще ставит ребенка в ситуацию неуспеха. Такое совершенно неприемлимо для оценки  личностных результатов. Их оценка включает характеристику достижений и положительных качеств ребенка, определение приоритетных задач и направлений личностного развития. Проводится такая диагностика специалистом психологом в форме, не представляющей угрозы эмоциональной и психологической безопасности учащихся. Пока в школе не отработан механизм такого оценивания.  

     

  1. Личностные результаты – портфолио.

Несмотря на это, для того,  чтобы осуществлять личностно-ориентированный  подход, учитель, в том числе и учитель средней школы должен знать уровень личностных результатов, достижений ребенка. Помочь в этом может портфолио ученика, которое он начинает вести в начальной школе и продолжает на следующих ступенях.

(слайд)

Портфолио ученика – коллекция работ и результатов, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и материалы которого позволяют производить независимую внешнюю оценку.

Необходимо определиться как с формой, так и содержанием детского  портфолио, чтобы оно было полезно и учителю, и самому ребенку. Пока работа над детскими портфолио отстается инициативой отдельных классных руководителей, а также «продвинутых» родителей учащихся.

 Важную роль в детском портфолио играют проекты,  в работу над которыми ребенок вовлекается учителем.

Проектная деятельность в начальной школе является важным инструментом для формирования многих компетенций и включена практически во все предметные линии.

(слайд)

В средней школе  работают над проектами «по заказу» (на конкурс, на конференцию). Проектная деятельность требует от учителя обладания надпредметными знаниями. Но современные условия требуют от школьника умения осуществлять проектную деятельность и наша задача – помочь им в этом.

Поэтому давно назрела необходимость систематизировать школьную проектную деятельность, чтобы  работа над проектом была  привычным видом деятельности, в которой учащиеся и учителя успешны.

Уже опробовав эту деятельность в школе, надо найти подходящие конкурсы, конференции, в которых учащиеся смогут подвести публичный итог своей деятельности при более широкой аудитории.

                   В течение первой четверти были разработаны положения, с которыми учителя   заочно уже ознакомлены.

(выдача материала)

  1. Проектная деятельность в школе.

(слайд)

Проектно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью индивидуальной образовательной программы обучающегося, в организации и обеспечении которой участвуют все педагогические структуры школы.

(слайд)

Структура положений:

1. Общие положения (цели, задачи)

2. Понятия (проект, типология проектов)

3. Организация проектно-исследовательской работы учащихся

4. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы

5. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности.

(слайд)

  Во вводной части положений раскрывается  понятие проект – совокупность пяти «П»: Проблема-Проектирование-Поиск информации-Продукт-Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающее интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей, что,  безусловно,  способствует формированию важных компетенций у школьников. Большинство педагогов уже знакомо с азами проектной деятельности, многие применяли ее на практике.

(слайд)

Существуют различные типологии проектов: по количеству участников, по предметному содержанию, срокам. Я кратко остановлюсь на типологии по ведущему методу деятельности. По этому принципу проекты можно разделить на следующие типы: исследовательские, информационные, творческие, игровые, практические.

  1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Достаточно сложны для реализации младшими школьниками, больше подойдут для старшеклассников.
  2. Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Самый распостраненный тип школьных проектов, подходящий для любого возраста.
  3. Творческие проекты литературные вечера, спектакли, экскурсии, выставки.

Игровые проекты предполагают распределение участниками определенных ролей: литературных персонажей, выдуманных героев, имитирующих социальные или деловые отношения.

Практические проекты предполагают четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы самих участников.

Конечно, каждому школьному возрасту подходят определенные типы проектов. Об одном из проектов, по истории и культуре Санкт-Петербурга с учащимися 5 классов расскажет учитель истории  Дмитриева Д.А.

(слайд, слайд)

Проект Дианы Александровны может быть оформлен и  представлен на школьной конференции в конце учебного года.

Вот некоторые выдержки из положений об организации проектной деятельности в нашей школе:

  1. 3.1. В проектной и исследовательской деятельности принимают участие учащиеся со 2 по 11 классы.  
  2. 3.4. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
  3. 3.5. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 2-11-х классов производится в начале учебного года (не позднее ноября).

          3.7. Учащийся должен выполнить не менее одного проекта в год. Работа над проектом может быть рассчитана на 1-2 учебных года.

        3.8. Учитель должен в качестве руководителя выполнить не менее двух проектов в год.

(слайд)

  1. 3.10. Формами отчётности проектно-исследовательской деятельности являются:
  2. для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты, буклеты;
  3. для творческих работ, игровых и практических проектов: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчёты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели и прочее.
  4. 3.11. Ежегодно проводится школьная конференция на которой производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы. Руководитель отбирает лучшие проекты для представления на конференции.
  5. 3.13. Для проведения школьной конференции презентаций проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, администраторы школы.

        3.14. Во время проведения конференции специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.

         3.15. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта. Критерии описаны в приложении.

      3.16. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и согласовывается с Методическим советом школы. Количество членов комиссии от 3 до 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель защищаемого проекта.

      3.17. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами (1, 2, 3 степени), рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы, олимпиады муниципального, регионального, федерального и международного уровня. Возможно создание комиссии, состоящей из учеников школы, решение которой о поощрении участников проектной работы должно приниматься специальной комиссией во внимание.

  1. 3.18. Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.

Проект решений педагогического совета:

Для создания образовательной среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию необходимо:

  • Наладить практику взаимопосещения уроков учителей средней и начальной школы  с целью знакомства с методическими приемами, стилем общения учителя начальных классов с будущими пятиклассниками.
  • Совершенствовать методику организации различных типов уроков, способствующих развитию учащихся в соответствии с требованиями ФГОС и системно-деятельностного подхода. Провести запланированную декаду и педагогический совет на тему «Использование современных образовательных технологий при проектировании и проведении современного урока».
  • Организовать и провести итоговые предметные и метапредметные работы в 4 классах по единым материалам и критериям, рассчитанным на входной контроль в 5 классах.
  • Председателям МО обеспечить контроль над выполнением общих требований к ведению уроков, выполнению орфографического режима, критериям выставления отметок и объема домашних заданий, а также выработать единые требования к организации урока и к дисциплине на уроке.
  • Учителям рекомендовать обратить особое внимание на исполнение требований СанПиНов.
  • Учителям использовать рекомендации психологов при работе с пятиклассниками.
  • Работать над созданием портфолио учащегося начальной школы с перспективой продолжения этой работы в средней школе. Обсудить на МО форму и содержание портфолио учащегося.
  • Классным руководителям провести родительские собрания по итогам психологического исследования и довести до сведения родителей возможность получить психологическую помощь при необходимости.
  • Принять положение о проектной деятельности в школе. Учителям определить тему проекта и учащихся, выполняющих проект до 1.12.2013 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС основного общего образования по предмету «Обществознание» как основа получения нового образовательного результата

Выступление-презентация в рамках учебно-методического семинара "Что должен знать, уметь и понимать учитель о стандартах второго поления". В презентации отражены ключевые особенности федеральных г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...

Технология организации преемственности в школе, как условие получения нового образовательного результата, нового образовательного результата

Программа "Преемственность"Цель программы: обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса....

Деятельностный подход как средство получения новых образовательных результатов в рамках ФГОС

Компонент при обучении биологии ПГМ как средство получения новых образовательных результатов (МПР, предметных, личностных)  Создание пространства выбора в основной школе является ведущей кон...

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новы...

Обеспечение преемственности между уровнями общего образования как условие получения нового образовательного результата

Обеспечение преемственности между уровнями общего образования как условие получения нового образовательного результата....